7998

Нравственное воспитание школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание школьников Нравственность - личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующ...

Русский

2013-02-01

43.5 KB

16 чел.

Нравственное воспитание школьников

Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.

Цель деятельности – обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности человеческой жизни.

Задачи:

  •  Учить детей делать правильный нравственный выбор;
  •  Развивать нравственный опыт:
    •  Умения и навыки культуры поведения;
    •  Быта;
    •  Деятельности;
  •  Формирование нравственных качеств;
  •  Формирование у учащихся осознания нравственных ценностей, ориентаций, установок.

Направления деятельности:

  •  Развитие у детей желания действовать в реальных жизненных ситуациях в соответствии с полученными нравственными знаниями.
  •  Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умение выживать в трудных жизненных ситуациях.
  •  Воспитание желания самосовершенствования.

Формы работы (ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ!!!).

  1.  Тематические классные часы.
  2.  Тренинги нравственного самосовершенствования.
  3.  Экскурсии.
  4.  Дискуссии по нравственной тематике.
  5.  Цикл нравственных бесед.
  6.  Шефская работа в детских домах, больницах.
  7.  Исследовательская работа (изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер).
  8.  Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.
  9.  Клубы (школьные клубы).

НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕН СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ЗА 4й КУРС! На всякий случай :-)

Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам.

Нравственные нормы – правила, имеющие общий характер, т.е. распространённые на множество одинаковых поступков.

Нормы – правила, требования, определяющие как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может запрещать или предостерегать от них.

Нормы подчиняются исходным положениям – нравственным принципам (отношение между людьми разной национальности регулируются нравственными принципами: взаимоуважения, интернационализма).

Нравственные категории – понятие морали, побуждающей человека везде и всюду руководствоваться нравственными принципами (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).

Нравственный идеал - образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным красивым.

Моральные нормы, категории, идеалы принимаются людьми и выступают как форма общественного сознания.

Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры включает формирование нескольких групп отношений:

  1.  Отношение к родине, другим странам и народам.
    1.  Любовь и преданность родине;
    2.  Нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
    3.  Доброжелательность к другим странам и народам;
    4.  Культура межнациональных отношений.
  2.  Отношение к труду.
    1.  Добросовестный труд на общее и личное благо;
    2.  Соблюдение дисциплины труда;
    3.  Ответственное выполнение своих обязанностей.
  3.  Отношение к общественному достоянию и природе.
    1.  Бережное отношение к богатствам природы и её охрана;
    2.  Забота о сохранении и приумножении богатства;
    3.  Нетерпимость к нарушителям экологических норм.
  4.  Отношение к другим людям.
    1.  Уважение к взрослым, сверстникам, противоположному полу, забота о младших и о престарелых людях;
    2.  Коллективизм и взаимопомощь.
  5.  Отношение к себе.
    1.  Самооценка, требовательность к себе, честность и правдивость, чувство долга, порядочность, честь, достоинство, принципиальность, дисциплинированность, нетерпимость к нарушителям порядка.

Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила, требования морали выступают как убеждения, взгляды, идеалы и привычки.

Факторы:

  1.  окружающая среда;
  2.  собственная активность;
  3.  нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений и выработки личностно-этических качеств.

Нравственное воспитание по направлениям:

Воспитание сознательности, дисциплины и культуры поведения.

Дисциплина – отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, принятым в обществе.

Дисциплинированность, как качество проявляется:

  •  в выдержанности;
  •  во внутренней организованности;
  •  в ответственности;
  •  в чувстве дола;
  •  в высокой требовательности к себе и другим;
  •  в умении заставить себя заниматься не только чем хочется, но и тем, чем нужно.

Школьная дисциплина – часть общественной дисциплины, т.к. мы готовим детей к жизни.

Школьная дисциплина – принятый порядок в стенах учебного заведения;

а) соблюдение правил взаимоотношения учащихся с учителями;

б) отношений к обязанностям;

в) соблюдение учебной дисциплины на занятиях;

г) отношение к внешнему виду;

д) отношение к общественной собственности.

  •  Правила дисциплины должны быть обязательны для всех;
  •  Правила определяются нормами и требованиями, которые сформулированы в правилах внутреннего трудового распорядка;
  •  Дети должны знать правила, понимать их необходимость и целесообразность и сознательно их выполнять.

Культура поведения включает в себя различные стороны нравственного поведения личности:

а) культура общения;

б) культура внешнего вида;

в) культура речи;

г) бытовая культура;

д) культура деятельности.

Культура общения.

Нормами общения должны быть вежливость, внимательность, предупредительность.

Важно научить общению с родными, друзьями, соседями, товарищами.

Дети должны овладеть культурой общения в общественных местах.

Необходимо познакомить детей с ритуалами поздравления, вручения подарков, высказывания соболезнований, высказывания деловых и телефонных переговоров.

Культура внешности.

Умение элегантно и со вкусом одеваться, иметь свой стиль, понимать уместность одежды в конкретной ситуации, соблюдение правил личной гигиены, особенности жестикуляции, мимики, походки, движений.

Культура речи.

Умение вести дискуссию, диалог, владение нормами устного и письменного литературного языка, правильно использовать и понимать юмор.

Бытовая культура.

Рациональная организация своего жилища.

Аккуратность ведения домашнего и школьного хозяйства.

Аккуратность в портфеле, учебниках, тетрадях.

Поведение за столом во время приёма пищи.

Культурно-гигиенический навык.

Культура деятельности.

Умение ставить цель.

Готовить необходимый материал.

Качественно выполнять работу.

Контроль.

Доводить дело до конца.

Правильная оценка.

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты.

Гуманность по отношению к:

Человеку;

Группе людей;

Живые существа.

Гуманность – совокупность нравственных свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к живым существам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7783. Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского 30 KB
  Жизнь и педагогическая деятельность Константина Дмитриевича Ушинского Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство и отрочество в имении...
7784. Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков 39.5 KB
  Зарубежные педагогически теории конца 19- начала 20 веков Дьюи. Прагматизм в педагогике. Цель воспитания, по Дьюи - формирование личности, умеющей приспособиться к различным ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Д. Дьюи и его послед...
7785. История педагогики как наука 30 KB
  История педагогики как наука. Одним из важнейших аспектов развития человеческого общества на протяжении всей его истории является социализация подрастающего поколения, представляющая собой совокупность социальных и психологических процессов, в ходе...
7786. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания 28 KB
  К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии философии, истории и других наук. Она должна открывать законы...
7787. Антон Семенович Макаренко 32 KB
  Макаренко Антон Семенович Макаренко родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, ч...
7788. Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века 43.5 KB
  Педагогически взгляды представителей демократического движения в России в сер 19 века Герцен. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждени...
7789. Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. 32 KB
  Педагогическая деятельность и взгляды Толстого Л.Н. Горячий протестант и страстный обличитель, как назвал его В.И. Ленин, подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России и в Западной Европе, современные ему школы, утверж...
7790. Педагогическая система Ушинского 28 KB
  Педагогическая система Ушинского В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. В статье ...
7791. Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века 33 KB
  Педагогические Взгляды французских материалистов XVIII века Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция Гельвеций прославился как автор книги Об уме, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правя...