7998

Нравственное воспитание школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание школьников Нравственность - личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующ...

Русский

2013-02-01

43.5 KB

16 чел.

Нравственное воспитание школьников

Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.

Цель деятельности – обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности человеческой жизни.

Задачи:

  •  Учить детей делать правильный нравственный выбор;
  •  Развивать нравственный опыт:
    •  Умения и навыки культуры поведения;
    •  Быта;
    •  Деятельности;
  •  Формирование нравственных качеств;
  •  Формирование у учащихся осознания нравственных ценностей, ориентаций, установок.

Направления деятельности:

  •  Развитие у детей желания действовать в реальных жизненных ситуациях в соответствии с полученными нравственными знаниями.
  •  Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умение выживать в трудных жизненных ситуациях.
  •  Воспитание желания самосовершенствования.

Формы работы (ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ!!!).

  1.  Тематические классные часы.
  2.  Тренинги нравственного самосовершенствования.
  3.  Экскурсии.
  4.  Дискуссии по нравственной тематике.
  5.  Цикл нравственных бесед.
  6.  Шефская работа в детских домах, больницах.
  7.  Исследовательская работа (изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер).
  8.  Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.
  9.  Клубы (школьные клубы).

НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕН СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ЗА 4й КУРС! На всякий случай :-)

Нравственность – личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующее индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам.

Нравственные нормы – правила, имеющие общий характер, т.е. распространённые на множество одинаковых поступков.

Нормы – правила, требования, определяющие как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может запрещать или предостерегать от них.

Нормы подчиняются исходным положениям – нравственным принципам (отношение между людьми разной национальности регулируются нравственными принципами: взаимоуважения, интернационализма).

Нравственные категории – понятие морали, побуждающей человека везде и всюду руководствоваться нравственными принципами (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).

Нравственный идеал - образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным красивым.

Моральные нормы, категории, идеалы принимаются людьми и выступают как форма общественного сознания.

Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры включает формирование нескольких групп отношений:

  1.  Отношение к родине, другим странам и народам.
    1.  Любовь и преданность родине;
    2.  Нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
    3.  Доброжелательность к другим странам и народам;
    4.  Культура межнациональных отношений.
  2.  Отношение к труду.
    1.  Добросовестный труд на общее и личное благо;
    2.  Соблюдение дисциплины труда;
    3.  Ответственное выполнение своих обязанностей.
  3.  Отношение к общественному достоянию и природе.
    1.  Бережное отношение к богатствам природы и её охрана;
    2.  Забота о сохранении и приумножении богатства;
    3.  Нетерпимость к нарушителям экологических норм.
  4.  Отношение к другим людям.
    1.  Уважение к взрослым, сверстникам, противоположному полу, забота о младших и о престарелых людях;
    2.  Коллективизм и взаимопомощь.
  5.  Отношение к себе.
    1.  Самооценка, требовательность к себе, честность и правдивость, чувство долга, порядочность, честь, достоинство, принципиальность, дисциплинированность, нетерпимость к нарушителям порядка.

Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила, требования морали выступают как убеждения, взгляды, идеалы и привычки.

Факторы:

  1.  окружающая среда;
  2.  собственная активность;
  3.  нравственное воспитание.

Нравственное воспитание – процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений и выработки личностно-этических качеств.

Нравственное воспитание по направлениям:

Воспитание сознательности, дисциплины и культуры поведения.

Дисциплина – отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, принятым в обществе.

Дисциплинированность, как качество проявляется:

  •  в выдержанности;
  •  во внутренней организованности;
  •  в ответственности;
  •  в чувстве дола;
  •  в высокой требовательности к себе и другим;
  •  в умении заставить себя заниматься не только чем хочется, но и тем, чем нужно.

Школьная дисциплина – часть общественной дисциплины, т.к. мы готовим детей к жизни.

Школьная дисциплина – принятый порядок в стенах учебного заведения;

а) соблюдение правил взаимоотношения учащихся с учителями;

б) отношений к обязанностям;

в) соблюдение учебной дисциплины на занятиях;

г) отношение к внешнему виду;

д) отношение к общественной собственности.

  •  Правила дисциплины должны быть обязательны для всех;
  •  Правила определяются нормами и требованиями, которые сформулированы в правилах внутреннего трудового распорядка;
  •  Дети должны знать правила, понимать их необходимость и целесообразность и сознательно их выполнять.

Культура поведения включает в себя различные стороны нравственного поведения личности:

а) культура общения;

б) культура внешнего вида;

в) культура речи;

г) бытовая культура;

д) культура деятельности.

Культура общения.

Нормами общения должны быть вежливость, внимательность, предупредительность.

Важно научить общению с родными, друзьями, соседями, товарищами.

Дети должны овладеть культурой общения в общественных местах.

Необходимо познакомить детей с ритуалами поздравления, вручения подарков, высказывания соболезнований, высказывания деловых и телефонных переговоров.

Культура внешности.

Умение элегантно и со вкусом одеваться, иметь свой стиль, понимать уместность одежды в конкретной ситуации, соблюдение правил личной гигиены, особенности жестикуляции, мимики, походки, движений.

Культура речи.

Умение вести дискуссию, диалог, владение нормами устного и письменного литературного языка, правильно использовать и понимать юмор.

Бытовая культура.

Рациональная организация своего жилища.

Аккуратность ведения домашнего и школьного хозяйства.

Аккуратность в портфеле, учебниках, тетрадях.

Поведение за столом во время приёма пищи.

Культурно-гигиенический навык.

Культура деятельности.

Умение ставить цель.

Готовить необходимый материал.

Качественно выполнять работу.

Контроль.

Доводить дело до конца.

Правильная оценка.

Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты.

Гуманность по отношению к:

Человеку;

Группе людей;

Живые существа.

Гуманность – совокупность нравственных свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к живым существам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32395. Взаимоотношение детей со сверстниками на различных возрастных этапах 13.05 KB
  Положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. Стремление к сверстникам жажда общения с ними делают группу сверстников чрезвычайно ценной и привлекательной. В подростковом и юношеском возрасте психология общения строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления приватизации и принадлежности аффиляции. Специфика общения подростков – преодоление коммуникативных трудностей застенчивость.
32396. История и характеристика тестов интеллекта 14.22 KB
  Общие признаки интеллектуальных тестов: Носят эмпирический характер отсутствует базисная теория интеллекта. Тесты интеллекта являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике и применяются для выявления уровня развития отдельных психических функций комплексов или уровня развития интеллекта в целом: Тесты интеллекта направлены на установление уровня интеллектуального развития человека метрические шкалы БинеСимона интеллектуальные шкалы Векслера. Тесты специальных способностей предназначены для измерения уровня...
32397. Представление о личности в экзистенциально-гумманистической психологии 13.83 KB
  Исходит из уникальности конкретной жизни человека где каждый ответственен за свои действия Я есть мой выбор есть субъективная реальность. Субъективный опыт основной феномен в изучении и понимании человека который не может быть сведен к универсальным правилам. Рассматривается проблема человека которая рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся и внещние силы обуславливающие поведение человека но его собственная индивидуальность которая себя не знает Хайдеггер проверяет Сарт или...
32398. Методы статической обработки 14.28 KB
  При сравнении того или иного показателя или результатов исследования используются критерии различий. Они позволяют оценить степень статистической достоверности различий между разнообразными показателями. Разнообразие критериев различий позволяет: выбирать критерий адекватный типу шкалы в которой получены экспериментальные данные; работать со связанными зависимыми и несвязанными независимыми выборками; работать с неравными по объему выборками; выбирать из критериев разные по мощности в зависимости от целей исследования. Критерии...
32399. Мотивационная сфера личности. Понятие направленности. Понятие потребностей, интересов, установок, мировоззрения. Методы их получения 15.73 KB
  Мотивационная сфера личности – вся совокупность мотивов личности которая формируется и развивается в течении жизни определяется индивидуальности поведения и деятельности. Мотив – это внутренние силы которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивация совокупность мотивов побуждающая человека к активной деятельности. Смыслообразующая – придание деятельности глубокого личностного смысла.
32400. Основные принципы и этапы психологического консультирования 14.54 KB
  Для ее реализации необходимо наличие клиента. Присутствие в жизни клиента психологического дискомфорта определяемого им или его ближайшим окружением как проблемы. Желание клиента решить данную проблему. При оказании помощи делается акцент на имеющиеся у клиента ресурсы.
32401. Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие в конце 19- начало 20 века. Кризис в психологии. Проблема методов в психологии 14.91 KB
  Психология как самостоятельная наука выделилась в середине 19 века, ее предметом стали считать сознание, основной задачей – подвергнуть анализу содержания сознания, исследовать различные состояния сознания и его свойства. Психологи считали, что процессы сознания непосредственно открываются только человеку, которому принадлежат и закрыты для внешнего наблюдения
32402. Сущность и специфика педагогического общения. Стиль общения педагога его влияние на характер педагогического общения 15.23 KB
  Стиль общения педагога его влияние на характер педагогического общения. Функции общения: Социальнопсихологическое обеспечение воспитательного процесса. Задачи общения: Взаимопонимание умение смотреть на себя глазами партнера по общению.
32403. Социальные установки, стереотипы ценности личности. Связь социальных установок с традициями, групповыми нормами и культурой 16.8 KB
  Связь социальных установок с традициями групповыми нормами и культурой. Компоненты установок: Когнитивные знание об объекте; Аффективные чувства которые он вызывает; Поведенческие действия которые он порождает. Но западные исследователи последнего времени показывают что не все эти три компонента обязательно имеют место при наличии установок поэтому отходят от этой точки зрения к более ранней в соответствии с которой установка имеет только один параметр – оценочный. Функции установок: Приспособительная – направляет субъект к...