8007

Дидактические принципы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...

Русский

2013-02-01

57.5 KB

3 чел.

Дидактические принципы обучения

Дидактические принципы – содержание, организационные формы и методы процесса обучения.

Дидактические правила – конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Принципы:

  1.  Принцип сознательности и активности;
  2.  Принцип наглядности;
  3.  Принцип систематичности и последовательности;
  4.  Принцип прочности;
  5.  Принцип доступности;
  6.  Принцип научности;
  7.  Принцип связи теории с практикой;
  8.  Принцип индивидуализации.

Принцип сознательности и активности.

В основе лежат закономерности:

1. сущность хорошего образования составляют осмысленные знания приобретаемые путём направленной работы.

2. сознательное усвоение знаний зависит от факторов:

а) мотивов;

б) от уровня познавательной активности;

в) от того, как учитель управляет активностью учащихся;

г) какие методы и приёмы применяются.

Правила:

  1.  Обучать надо так, чтобы учащиеся понимали, что, как, почему надо делать и никогда не выполнять механически.
  2.  Использовать все виды и формы познавательной деятельности.
  3.  Каждое теоретическое положение подтверждать практическим примером.
  4.  Учите находить главное и второстепенное. Добиваться усвоения главного.
  5.  Как можно чаще задавать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно.
  6.  Помнить, что по настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  7.  Шире используйте в обучении практические ситуации.

Принцип наглядности.

Закономерности:

  1.  Информация, поступающая в мозг из органов чувств, запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.
  2.  Органы чувств обладают разной чувствительностью. Наибольшей обладают органы зрения, они пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Правила:

  1.  Помните, что ребёнок мыслит формам, красками, звуками, по этому необходимо обучение, которое строится на конкретных образах.
  2.  Наглядность это не цель, а средство обучения, поэтому любое теоретическое положение должно подкрепляться примерами, образами.
  3.  Наглядность может использоваться по-разному:
    1.  Для демонстрации чего-либо;
    2.  В качестве самостоятельного источника знаний;
    3.  Для создания проблемных ситуаций;
    4.  Для организации поисковой исследовательской деятельности.
  4.  Широко использовать разные виды наглядности но не увлекаться их чрезмерным количеством, т.к. это рассеивает внимание и отвлекает от восприятия главного.
  5.  Наглядность должна появляться только тогда, когда это необходимо.
  6.  Старайтесь сами, вместе с детьми изготавливать наглядные пособия. Лучшее то пособие, которое изготовлено детьми.
  7.  Научно обоснованно используйте ТСО (технические средства обучения), в совершенстве владейте ими и методикой их использования.
  8.  С возрастом предметная наглядность должна заменяться символической (схемы, таблицы, модели, словесные примеры).
  9.  Чрезмерное использование наглядности может быть тормозом развития абстрактного мышления.

Принцип систематичности и последовательности.

Закономерности:

  1.  Процесс обучения протекает успешнее и приносит лучшие результаты, если в нём меньше разрывов и нарушений последовательности.
  2.  Если систематически не упражняться детям в навыках, то они быстро утрачиваются.
  3.  Если не приучать к логическому мышлению, то они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности.

Правила:

  1.  Чаще используйте схемы, планы т.к. это задаёт определённую систему.
  2.  Не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения.
  3.  Следует обеспечить преемственность не только в содержании, но и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.
  4.  Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систему знаний.
  5.  Проводите повторение:
    1.  В начале урока, для проверки ранее изученного;
    2.  В конце урока, с целью закрепления информации, изученной сегодня;
    3.  По завершению каждого логически-законченного отрезка обучении в ходе урока.
  6.  В конце темы, раздела, курса, проводить урок обобщения и систематизации знаний.
  7.  Помните, что сформированная система знаний, важнейшее средство для предотвращения их забывания.
  8.  Не забывайте советы Каменского: «Всё должно вестись в неразрывной последовательности! Чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее, и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип прочности.

Закономерности:

  1.  Прочность усвоения зависит от:
    1.  Объёктивных факторов (сложность содержания и структура учебного материала);
    2.  Субъективных факторов (отношение ученика к учёбе, к конкретному предмету, к конкретному учителю).
  2.  Прочность усвоения обуславливается:
    1.  Организацией процесса обучения;
    2.  Используемыми видами и методами обучения;
    3.  От времени обучения.
  3.  Память ученика носит избирательный характер, чем важнее и интереснее материал, тем прочнее он закрепляется и сохраняется.

Правила:

  1.  В современном обучении мышление должно главенствовать над памятью.
  2.  Запоминать необходимо то, что хорошо понял и усвоил.
  3.  Приучать учащихся пользоваться справочниками, словарями.
  4.  Материал, требующий запоминания должен быть хорошо структурирован.
  5.  Помните, что забывание наиболее интенсивно идёт сразу после обучения, поэтому наибольшее количество повторений требуется сразу после ознакомления с материалом.
  6.  Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, занятие посторонней деятельностью) и внешние (опоздание, пропуски, нарушение дисциплины).
  7.  Приучать каждого учения работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.
  8.  Используйте дифференцированный подход, глубоко и прочно дети должны запоминать не всё, а самое главное.
  9.  Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения), игровые технологии, проблемное обучение.
  10.  Больше используйте формы активной познавательной деятельности.

Принцип доступности.

В основе принципа доступности лежит понятие «тезаурус» (от лат. сокровище) – в переносном значении это объём накопленных человеком ЗУН и способов мышления.

Закономерности:

  1.  Доступным является то, что соответствует его тезаурусу;
    1.  Доступность определяется возрастными особенностями, и зависит от их индивидуальных особенностей.
    2.  Доступность зависит от:
      1.  Организации учебного процесса;
      2.  Методов обучения;
      3.  Условий, в которых протекает процесс обучения.
    3.  Обучение на оптимальном уровне сложности положительно влияет на темп обучения и качество знаний.

Правила:

  1.  Каменский: «От лёгкого – к трудному, от известного - к неизвестному, от простого – к сложному».
  2.  Предлагать для восприятия то, что доступно детям в данном возрасте.
  3.  Обучая исходите из уровня развития учащихся опирайтесь на их возможности и учитывайте их интересы, опыт, особенности.
  4.  Обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого, объединяйте дифференцированные группы детей с одинаковой обучаемостью.
  5.  Учебный процесс следует вести так, чтобы не задерживать развитие сильных учеников и продвигать в развитии средних и слабых.
  6.  При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных, а при закреплении средних и слабых.
  7.  Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя.
  8.  Доступность связана с работоспособностью, т.е. приучать учащихся осуществлять длительную, интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип научности.

Закономерности:

  1.  Научность в обучении, прежде всего, определяется содержанием школьного образования.
    1.  Научность зависит от того, как учитель реализует содержание.
      1.  Научность зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса.

Правила:

  1.  Применяйте научную, новейшую терминологию.
  2.  Каждое научное понятие систематически повторяйте, закрепляйте, применяйте в процессе обучения.
  3.  Систематически информируйте учащихся о новых достижениях культуры, техники, науки.
  4.  Приучайте самих учащихся следить за научной информацией.
  5.  Поощряйте исследовательскую, поисковую, творческую работу, давайте возможность учащимся пережить радость открытия, чувство успеха, удовольствия от напряжённой умственной работы.

Связь теории с практикой.

Закономерности:

  1.  Эффективность обучения подтверждается тем, как ученик может использовать эти знания в практической деятельности.
  2.  Правильное поставленное воспитание вытекает из самой жизни, и готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.
  3.  Эффективность связи теории с практикой зависит от:
    1.  Содержания образования;
    2.  От организации учебного процесса;
    3.  От применяемых форм и методов;
    4.  От возрастных особенностей.
  4.  Продуктивность усвоения прямо пропорциональна от объёма практического применения знаний, умений и навыков.

Правила:

  1.  Приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике.
  2.  На каждом уроке учащиеся должны понимать практическое значение усваиваемых знаний.
  3.  Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний.
  4.  Широко используйте проблемно-поисковые и исследовательские задания.
  5.  В учебном процессе соединяйте умственную деятельность с практической. Обучение путём делания в 6-7 раз эффективнее, чем обучение путём слушания.
  6.  Помните, что 80-85% ученик усваивает когда совершает практическую деятельность.

Принцип индивидуализации (дифференциации).

Индивидуализация – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах работы.

Дифференциация – учёт особенностей учащихся когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Правила:

  1.  Постоянно изучать особенности личности ребёнка.
  2.  Выявлять факторы, влияющие на него;
  3.  Искать средства индивидуального подхода;
  4.  Продумывать способы индивидуального педагогического воздействия.

Дифференциация проявляется:

По отношению к сильным учащимся:

  1.  дать более сложное задание;
  2.  Поставить более трубный вопрос;
  3.  Поручить большой объём работы;
  4.  Использование заданий для самостоятельной работы;
  5.  Использовать методы проблемного обучения.

По отношению к слабым ученикам:

  1.  Оказание своевременной помощи;
  2.  Использование индивидуальных заданий, в пределах их индивидуальной зоны актуального и ближайшего развития;
  3.  Доступные вопросы в пределах его возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80474. Властивості множення 132.5 KB
  Вивести і запровадити сполучну властивість множення, вчити її використовувати для раціоналізації обчислення. Повторити формулу знаходження об’єму прямокутного паралелепіпеда, знаходити об’єм прямокутного паралелепіпеда. Закріплювати знання таблиці множення, розв’язувати задачі і рівняння.
80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
80479. Письмове додавання трицифрових чисел без переходу через розряд. Прості задачі на додавання. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці 51.5 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на зведення до одиниці; узагальнювати вміння розв’язати рівняння; розвивати мислення; виховувати інтерес до математики та казок
80480. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання й віднімання трицифрових чисел, пов’язаних з нумерацією 1.31 MB
  Мета: формувати вміння читати і записувати трицифрові числа в нумераційну таблицю, закріпити додавання і віднімання розрядних чисел та додавання і віднімання одиниці, вдосконалювати вміння розв’язувати складені задачі на «зменшення», «збільшення» на кілька одиниць, задач геометричного змісту...
80481. СУСПІЛЬНО-ПОЛІТИЧНИЙ ЛАД І ПРАВО УКРАЇНИ ПІСЛЯ ПЕРЕМОГИ ЛЮТНЕВОЇ ДЕМОКРАТИЧНОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (лютий—жовтень 1917 р.) 38.27 KB
  Тимчасовий уряд та його органи в Україні. Законодавство Тимчасового уряд. За згодою між лідерами Тимчасового комітету і керівництвом Петроградської Ради робітничих і солдатських депутатів був утворений Тимчасовий уряд. Через кризи прорахунки та помилки коаліційний Тимчасовий уряд представлений кадетами народними соціалістами меншовиками та есерами вів країну до Установчих зборів котрі як він сподівався мали розвязати кардинальні питання її нового буття.
80482. УКРАЇНСЬКІ ЗЕМЛІ ПІД ВЛАДОЮ РЕЧІ ПОСПОЛИТОЇ 106.5 KB
  ЗАГАЛЬНИЙ ІСТОРИЧНИЙ ОГЛЯД Після Люблінської унії 1569 року Велике князівство Литовське втратило не лише свої землі а й державне значення. Перше велике козацькоселянське повстання вибухнуло у 1591 році і тривало до 1593 року. Восени 1595 року все українське Правобережжя і ПівденноСхідна Білорусія опинилися в руках повстанців. Згідно зі статтями Переяславської угоди від 29 травня 1630 року козаки визнавали свою провину однак не підлягали покаранню за участь в повстанні.