8007

Дидактические принципы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...

Русский

2013-02-01

57.5 KB

3 чел.

Дидактические принципы обучения

Дидактические принципы – содержание, организационные формы и методы процесса обучения.

Дидактические правила – конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Принципы:

  1.  Принцип сознательности и активности;
  2.  Принцип наглядности;
  3.  Принцип систематичности и последовательности;
  4.  Принцип прочности;
  5.  Принцип доступности;
  6.  Принцип научности;
  7.  Принцип связи теории с практикой;
  8.  Принцип индивидуализации.

Принцип сознательности и активности.

В основе лежат закономерности:

1. сущность хорошего образования составляют осмысленные знания приобретаемые путём направленной работы.

2. сознательное усвоение знаний зависит от факторов:

а) мотивов;

б) от уровня познавательной активности;

в) от того, как учитель управляет активностью учащихся;

г) какие методы и приёмы применяются.

Правила:

  1.  Обучать надо так, чтобы учащиеся понимали, что, как, почему надо делать и никогда не выполнять механически.
  2.  Использовать все виды и формы познавательной деятельности.
  3.  Каждое теоретическое положение подтверждать практическим примером.
  4.  Учите находить главное и второстепенное. Добиваться усвоения главного.
  5.  Как можно чаще задавать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно.
  6.  Помнить, что по настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  7.  Шире используйте в обучении практические ситуации.

Принцип наглядности.

Закономерности:

  1.  Информация, поступающая в мозг из органов чувств, запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.
  2.  Органы чувств обладают разной чувствительностью. Наибольшей обладают органы зрения, они пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Правила:

  1.  Помните, что ребёнок мыслит формам, красками, звуками, по этому необходимо обучение, которое строится на конкретных образах.
  2.  Наглядность это не цель, а средство обучения, поэтому любое теоретическое положение должно подкрепляться примерами, образами.
  3.  Наглядность может использоваться по-разному:
    1.  Для демонстрации чего-либо;
    2.  В качестве самостоятельного источника знаний;
    3.  Для создания проблемных ситуаций;
    4.  Для организации поисковой исследовательской деятельности.
  4.  Широко использовать разные виды наглядности но не увлекаться их чрезмерным количеством, т.к. это рассеивает внимание и отвлекает от восприятия главного.
  5.  Наглядность должна появляться только тогда, когда это необходимо.
  6.  Старайтесь сами, вместе с детьми изготавливать наглядные пособия. Лучшее то пособие, которое изготовлено детьми.
  7.  Научно обоснованно используйте ТСО (технические средства обучения), в совершенстве владейте ими и методикой их использования.
  8.  С возрастом предметная наглядность должна заменяться символической (схемы, таблицы, модели, словесные примеры).
  9.  Чрезмерное использование наглядности может быть тормозом развития абстрактного мышления.

Принцип систематичности и последовательности.

Закономерности:

  1.  Процесс обучения протекает успешнее и приносит лучшие результаты, если в нём меньше разрывов и нарушений последовательности.
  2.  Если систематически не упражняться детям в навыках, то они быстро утрачиваются.
  3.  Если не приучать к логическому мышлению, то они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности.

Правила:

  1.  Чаще используйте схемы, планы т.к. это задаёт определённую систему.
  2.  Не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения.
  3.  Следует обеспечить преемственность не только в содержании, но и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.
  4.  Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систему знаний.
  5.  Проводите повторение:
    1.  В начале урока, для проверки ранее изученного;
    2.  В конце урока, с целью закрепления информации, изученной сегодня;
    3.  По завершению каждого логически-законченного отрезка обучении в ходе урока.
  6.  В конце темы, раздела, курса, проводить урок обобщения и систематизации знаний.
  7.  Помните, что сформированная система знаний, важнейшее средство для предотвращения их забывания.
  8.  Не забывайте советы Каменского: «Всё должно вестись в неразрывной последовательности! Чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее, и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип прочности.

Закономерности:

  1.  Прочность усвоения зависит от:
    1.  Объёктивных факторов (сложность содержания и структура учебного материала);
    2.  Субъективных факторов (отношение ученика к учёбе, к конкретному предмету, к конкретному учителю).
  2.  Прочность усвоения обуславливается:
    1.  Организацией процесса обучения;
    2.  Используемыми видами и методами обучения;
    3.  От времени обучения.
  3.  Память ученика носит избирательный характер, чем важнее и интереснее материал, тем прочнее он закрепляется и сохраняется.

Правила:

  1.  В современном обучении мышление должно главенствовать над памятью.
  2.  Запоминать необходимо то, что хорошо понял и усвоил.
  3.  Приучать учащихся пользоваться справочниками, словарями.
  4.  Материал, требующий запоминания должен быть хорошо структурирован.
  5.  Помните, что забывание наиболее интенсивно идёт сразу после обучения, поэтому наибольшее количество повторений требуется сразу после ознакомления с материалом.
  6.  Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, занятие посторонней деятельностью) и внешние (опоздание, пропуски, нарушение дисциплины).
  7.  Приучать каждого учения работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.
  8.  Используйте дифференцированный подход, глубоко и прочно дети должны запоминать не всё, а самое главное.
  9.  Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения), игровые технологии, проблемное обучение.
  10.  Больше используйте формы активной познавательной деятельности.

Принцип доступности.

В основе принципа доступности лежит понятие «тезаурус» (от лат. сокровище) – в переносном значении это объём накопленных человеком ЗУН и способов мышления.

Закономерности:

  1.  Доступным является то, что соответствует его тезаурусу;
    1.  Доступность определяется возрастными особенностями, и зависит от их индивидуальных особенностей.
    2.  Доступность зависит от:
      1.  Организации учебного процесса;
      2.  Методов обучения;
      3.  Условий, в которых протекает процесс обучения.
    3.  Обучение на оптимальном уровне сложности положительно влияет на темп обучения и качество знаний.

Правила:

  1.  Каменский: «От лёгкого – к трудному, от известного - к неизвестному, от простого – к сложному».
  2.  Предлагать для восприятия то, что доступно детям в данном возрасте.
  3.  Обучая исходите из уровня развития учащихся опирайтесь на их возможности и учитывайте их интересы, опыт, особенности.
  4.  Обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого, объединяйте дифференцированные группы детей с одинаковой обучаемостью.
  5.  Учебный процесс следует вести так, чтобы не задерживать развитие сильных учеников и продвигать в развитии средних и слабых.
  6.  При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных, а при закреплении средних и слабых.
  7.  Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя.
  8.  Доступность связана с работоспособностью, т.е. приучать учащихся осуществлять длительную, интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип научности.

Закономерности:

  1.  Научность в обучении, прежде всего, определяется содержанием школьного образования.
    1.  Научность зависит от того, как учитель реализует содержание.
      1.  Научность зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса.

Правила:

  1.  Применяйте научную, новейшую терминологию.
  2.  Каждое научное понятие систематически повторяйте, закрепляйте, применяйте в процессе обучения.
  3.  Систематически информируйте учащихся о новых достижениях культуры, техники, науки.
  4.  Приучайте самих учащихся следить за научной информацией.
  5.  Поощряйте исследовательскую, поисковую, творческую работу, давайте возможность учащимся пережить радость открытия, чувство успеха, удовольствия от напряжённой умственной работы.

Связь теории с практикой.

Закономерности:

  1.  Эффективность обучения подтверждается тем, как ученик может использовать эти знания в практической деятельности.
  2.  Правильное поставленное воспитание вытекает из самой жизни, и готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.
  3.  Эффективность связи теории с практикой зависит от:
    1.  Содержания образования;
    2.  От организации учебного процесса;
    3.  От применяемых форм и методов;
    4.  От возрастных особенностей.
  4.  Продуктивность усвоения прямо пропорциональна от объёма практического применения знаний, умений и навыков.

Правила:

  1.  Приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике.
  2.  На каждом уроке учащиеся должны понимать практическое значение усваиваемых знаний.
  3.  Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний.
  4.  Широко используйте проблемно-поисковые и исследовательские задания.
  5.  В учебном процессе соединяйте умственную деятельность с практической. Обучение путём делания в 6-7 раз эффективнее, чем обучение путём слушания.
  6.  Помните, что 80-85% ученик усваивает когда совершает практическую деятельность.

Принцип индивидуализации (дифференциации).

Индивидуализация – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах работы.

Дифференциация – учёт особенностей учащихся когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Правила:

  1.  Постоянно изучать особенности личности ребёнка.
  2.  Выявлять факторы, влияющие на него;
  3.  Искать средства индивидуального подхода;
  4.  Продумывать способы индивидуального педагогического воздействия.

Дифференциация проявляется:

По отношению к сильным учащимся:

  1.  дать более сложное задание;
  2.  Поставить более трубный вопрос;
  3.  Поручить большой объём работы;
  4.  Использование заданий для самостоятельной работы;
  5.  Использовать методы проблемного обучения.

По отношению к слабым ученикам:

  1.  Оказание своевременной помощи;
  2.  Использование индивидуальных заданий, в пределах их индивидуальной зоны актуального и ближайшего развития;
  3.  Доступные вопросы в пределах его возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25099. Смысл жизни 33.5 KB
  Если смысл жизни это как бы объективная оценка значимости существования человека то счастье это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил стремлением к переживанию всей многомерности бытия а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности равнодушия инертности. Поэтому счастье это осуществление внутренней свободы процесс...
25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...
25101. Доба відродження 37 KB
  Кепаікзапсе відродження. Естетика Відродження як і філософія цього періоду зумовлена розвитком товарного виробництва торгівлі розквітом міської культури на межі XIVXV ст. Епоха Відродження починається в Італії а пізніше охоплює більшість країн Європи.
25103. Методы эстетического воспитания 47 KB
  На художественных занятиях педагог дает точные указания показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета формы объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте длительности тембру динамике; музыкальный поэтический слух художественный вкус и т. Методические приемы поскольку они относятся к области художественного воспитания должны...
25104. Суррогатное материнство 39 KB
  Для многих семей сегодня не существует проблемы искусственного оплодотворения и с моральной точки зрения. Этический вопрос искусственного оплодотворения интересовал человечество ещё с конца XVII века. Первые попытки искусственного оплодотворения были совершены ещё в середине ХХ ст. Первый успех в области искусственного оплодотворения ученые смогли получить только в 1973 году.
25105. Перші етичні уявлення 39 KB
  Етика входить до складу філософського знання. в праці Нікомахова етика утворив іменник етика та прикметник етичний. Етика виникає в лоні філософії тому вона органічно пов'язана зі всіма основними її розділами: онтологією вченням про буття гносеологією теорією пізнання аксіологією вченням про цінності праксеологією вченням про практику буття людини. З'ясовуючи сенс життя етика повинна вийти на основоположні проблеми буття людини як особистості.