8007

Дидактические принципы обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактические принципы обучения Дидактические принципы - содержание, организационные формы и методы процесса обучения. Дидактические правила - конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Принципы...

Русский

2013-02-01

57.5 KB

3 чел.

Дидактические принципы обучения

Дидактические принципы – содержание, организационные формы и методы процесса обучения.

Дидактические правила – конкретные указания учителю, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации.

Принципы:

  1.  Принцип сознательности и активности;
  2.  Принцип наглядности;
  3.  Принцип систематичности и последовательности;
  4.  Принцип прочности;
  5.  Принцип доступности;
  6.  Принцип научности;
  7.  Принцип связи теории с практикой;
  8.  Принцип индивидуализации.

Принцип сознательности и активности.

В основе лежат закономерности:

1. сущность хорошего образования составляют осмысленные знания приобретаемые путём направленной работы.

2. сознательное усвоение знаний зависит от факторов:

а) мотивов;

б) от уровня познавательной активности;

в) от того, как учитель управляет активностью учащихся;

г) какие методы и приёмы применяются.

Правила:

  1.  Обучать надо так, чтобы учащиеся понимали, что, как, почему надо делать и никогда не выполнять механически.
  2.  Использовать все виды и формы познавательной деятельности.
  3.  Каждое теоретическое положение подтверждать практическим примером.
  4.  Учите находить главное и второстепенное. Добиваться усвоения главного.
  5.  Как можно чаще задавать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно.
  6.  Помнить, что по настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
  7.  Шире используйте в обучении практические ситуации.

Принцип наглядности.

Закономерности:

  1.  Информация, поступающая в мозг из органов чувств, запечатлевается в памяти легко, быстро и прочно.
  2.  Органы чувств обладают разной чувствительностью. Наибольшей обладают органы зрения, они пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Правила:

  1.  Помните, что ребёнок мыслит формам, красками, звуками, по этому необходимо обучение, которое строится на конкретных образах.
  2.  Наглядность это не цель, а средство обучения, поэтому любое теоретическое положение должно подкрепляться примерами, образами.
  3.  Наглядность может использоваться по-разному:
    1.  Для демонстрации чего-либо;
    2.  В качестве самостоятельного источника знаний;
    3.  Для создания проблемных ситуаций;
    4.  Для организации поисковой исследовательской деятельности.
  4.  Широко использовать разные виды наглядности но не увлекаться их чрезмерным количеством, т.к. это рассеивает внимание и отвлекает от восприятия главного.
  5.  Наглядность должна появляться только тогда, когда это необходимо.
  6.  Старайтесь сами, вместе с детьми изготавливать наглядные пособия. Лучшее то пособие, которое изготовлено детьми.
  7.  Научно обоснованно используйте ТСО (технические средства обучения), в совершенстве владейте ими и методикой их использования.
  8.  С возрастом предметная наглядность должна заменяться символической (схемы, таблицы, модели, словесные примеры).
  9.  Чрезмерное использование наглядности может быть тормозом развития абстрактного мышления.

Принцип систематичности и последовательности.

Закономерности:

  1.  Процесс обучения протекает успешнее и приносит лучшие результаты, если в нём меньше разрывов и нарушений последовательности.
  2.  Если систематически не упражняться детям в навыках, то они быстро утрачиваются.
  3.  Если не приучать к логическому мышлению, то они будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности.

Правила:

  1.  Чаще используйте схемы, планы т.к. это задаёт определённую систему.
  2.  Не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения.
  3.  Следует обеспечить преемственность не только в содержании, но и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.
  4.  Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систему знаний.
  5.  Проводите повторение:
    1.  В начале урока, для проверки ранее изученного;
    2.  В конце урока, с целью закрепления информации, изученной сегодня;
    3.  По завершению каждого логически-законченного отрезка обучении в ходе урока.
  6.  В конце темы, раздела, курса, проводить урок обобщения и систематизации знаний.
  7.  Помните, что сформированная система знаний, важнейшее средство для предотвращения их забывания.
  8.  Не забывайте советы Каменского: «Всё должно вестись в неразрывной последовательности! Чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее, и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип прочности.

Закономерности:

  1.  Прочность усвоения зависит от:
    1.  Объёктивных факторов (сложность содержания и структура учебного материала);
    2.  Субъективных факторов (отношение ученика к учёбе, к конкретному предмету, к конкретному учителю).
  2.  Прочность усвоения обуславливается:
    1.  Организацией процесса обучения;
    2.  Используемыми видами и методами обучения;
    3.  От времени обучения.
  3.  Память ученика носит избирательный характер, чем важнее и интереснее материал, тем прочнее он закрепляется и сохраняется.

Правила:

  1.  В современном обучении мышление должно главенствовать над памятью.
  2.  Запоминать необходимо то, что хорошо понял и усвоил.
  3.  Приучать учащихся пользоваться справочниками, словарями.
  4.  Материал, требующий запоминания должен быть хорошо структурирован.
  5.  Помните, что забывание наиболее интенсивно идёт сразу после обучения, поэтому наибольшее количество повторений требуется сразу после ознакомления с материалом.
  6.  Контролируйте внутренние факторы (рассеянность, занятие посторонней деятельностью) и внешние (опоздание, пропуски, нарушение дисциплины).
  7.  Приучать каждого учения работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.
  8.  Используйте дифференцированный подход, глубоко и прочно дети должны запоминать не всё, а самое главное.
  9.  Для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения), игровые технологии, проблемное обучение.
  10.  Больше используйте формы активной познавательной деятельности.

Принцип доступности.

В основе принципа доступности лежит понятие «тезаурус» (от лат. сокровище) – в переносном значении это объём накопленных человеком ЗУН и способов мышления.

Закономерности:

  1.  Доступным является то, что соответствует его тезаурусу;
    1.  Доступность определяется возрастными особенностями, и зависит от их индивидуальных особенностей.
    2.  Доступность зависит от:
      1.  Организации учебного процесса;
      2.  Методов обучения;
      3.  Условий, в которых протекает процесс обучения.
    3.  Обучение на оптимальном уровне сложности положительно влияет на темп обучения и качество знаний.

Правила:

  1.  Каменский: «От лёгкого – к трудному, от известного - к неизвестному, от простого – к сложному».
  2.  Предлагать для восприятия то, что доступно детям в данном возрасте.
  3.  Обучая исходите из уровня развития учащихся опирайтесь на их возможности и учитывайте их интересы, опыт, особенности.
  4.  Обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого, объединяйте дифференцированные группы детей с одинаковой обучаемостью.
  5.  Учебный процесс следует вести так, чтобы не задерживать развитие сильных учеников и продвигать в развитии средних и слабых.
  6.  При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных, а при закреплении средних и слабых.
  7.  Доступность зависит от ясности изложения и речи учителя.
  8.  Доступность связана с работоспособностью, т.е. приучать учащихся осуществлять длительную, интенсивную мыслительную деятельность.

Принцип научности.

Закономерности:

  1.  Научность в обучении, прежде всего, определяется содержанием школьного образования.
    1.  Научность зависит от того, как учитель реализует содержание.
      1.  Научность зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса.

Правила:

  1.  Применяйте научную, новейшую терминологию.
  2.  Каждое научное понятие систематически повторяйте, закрепляйте, применяйте в процессе обучения.
  3.  Систематически информируйте учащихся о новых достижениях культуры, техники, науки.
  4.  Приучайте самих учащихся следить за научной информацией.
  5.  Поощряйте исследовательскую, поисковую, творческую работу, давайте возможность учащимся пережить радость открытия, чувство успеха, удовольствия от напряжённой умственной работы.

Связь теории с практикой.

Закономерности:

  1.  Эффективность обучения подтверждается тем, как ученик может использовать эти знания в практической деятельности.
  2.  Правильное поставленное воспитание вытекает из самой жизни, и готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности.
  3.  Эффективность связи теории с практикой зависит от:
    1.  Содержания образования;
    2.  От организации учебного процесса;
    3.  От применяемых форм и методов;
    4.  От возрастных особенностей.
  4.  Продуктивность усвоения прямо пропорциональна от объёма практического применения знаний, умений и навыков.

Правила:

  1.  Приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике.
  2.  На каждом уроке учащиеся должны понимать практическое значение усваиваемых знаний.
  3.  Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний.
  4.  Широко используйте проблемно-поисковые и исследовательские задания.
  5.  В учебном процессе соединяйте умственную деятельность с практической. Обучение путём делания в 6-7 раз эффективнее, чем обучение путём слушания.
  6.  Помните, что 80-85% ученик усваивает когда совершает практическую деятельность.

Принцип индивидуализации (дифференциации).

Индивидуализация – учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах работы.

Дифференциация – учёт особенностей учащихся когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.

Правила:

  1.  Постоянно изучать особенности личности ребёнка.
  2.  Выявлять факторы, влияющие на него;
  3.  Искать средства индивидуального подхода;
  4.  Продумывать способы индивидуального педагогического воздействия.

Дифференциация проявляется:

По отношению к сильным учащимся:

  1.  дать более сложное задание;
  2.  Поставить более трубный вопрос;
  3.  Поручить большой объём работы;
  4.  Использование заданий для самостоятельной работы;
  5.  Использовать методы проблемного обучения.

По отношению к слабым ученикам:

  1.  Оказание своевременной помощи;
  2.  Использование индивидуальных заданий, в пределах их индивидуальной зоны актуального и ближайшего развития;
  3.  Доступные вопросы в пределах его возможностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24414. Понятие тупика, характеристика отношений, возникающих в системе (граф запросов и разделения ресурсов).Способ определения наличия тупиковой ситуации в системе (редукция графа) 112 KB
  К основным законам и подзаконным актам регламентирующим деятельность в области защиты информации относятся: Законы Российской Федерации: О федеральных органах правительственной связи и информации от 19.95 № 15ФЗ; Об информации информатизации и защите информации от 20.95 N 170; О лицензировании деятельности предприятий учреждений и организаций по проведению работ связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну созданием средств защиты информации а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по...
24415. Четыре условия возможности возникновения тупика 77 KB
  Политика безопасности. Процедуры управления безопасностью также важны как и политики безопасности. Если политики безопасности определяют что должно быть защищено то процедуры безопасности определяют как защитить информационные ресурсы компании. Нескольких важных процедур безопасности: 1.
24416. Факторы сложности восстановления систем после тупика 69 KB
  Эксплуатация инфраструктуры безопасности. Эксплуатация инфраструктуры безопасности. Если такое превышение имеет место значит данная строка – это одна из первоочередных целей разработки политики безопасности. Если интегральный риск превышает допустимое значение значит в системе набирается множество мелких огрешностей в системе безопасности которые в сумме не дадут предприятию эффективно работать.
24417. Описание формальной модели ОС для абстрактной микропроцессорной ЭВМ 155 KB
  Структуру ОС в t T можно представить с помощью графа Гt вершинами которого являются элементы Р={P0 Pn} множество процессов и множество ресурсов R={r0 rq} а ребра устанавливают связь между вершинами. ОС является динамически изменяемая система то некоторые элементы в моменты времени t1 t2 принадлежащие Т если t1≠t2 представляют структуру ОС в виде графа Гt1 и графа Гt2. Проследим изменения графа Гt отображая структуру ОС в любой момент времени t T. Определим множество Е как совокупность правил фиксирующих изменение структуры...
24419. Понятие ОС ЮНИКС. Основные преимущества, понятие процесса в ОС ЮНИКС, отличие от предыдущих ОС 1.63 MB
  Система UNIX проектировалась как инструмент предназначенный для создания и отладки новых средств ПО. Эти идеи позволили применить UNIX не только на компьютерах с разной архитектурой но и предали этой ОС такую модульность и гибкость которая явилась основным фактором для расширения и развития самой системы. Основным преимуществом UNIX перед другими системами явилось следующее: Единый язык взаимодействия пользователя с системой вне зависимости от применяемой ЭВМ. При разработке UNIX авторы стремились совместить два несовместимых...
24420. Переадресация ввода/вывода и конвейер, зачем и почему 360.5 KB
  Процессор i486 обеспечивает механизм тестирования кеша используемого для команд и данных. Хотя отказ аппаратного обеспечения кеширования крайне маловероятен пользователи могут включить тестирование исправности кеша в число тестов выполняемых автоматически при включении питания. Примечание: Механизм тестирования кеша уникален для процессора i486 и может не поддерживаться в точности следующими версиями процессоров данной линии. При выполнении тестирования кеша само кеширование должно быть отключено.
24421. Файловая структура ОС ЮНИКС. Основное отличие и преимущество 458 KB
  Структура буфера TLB. Регистры и операции проверки буфера TLB. Структура буфера TLB . Ассоциативный буфера трансляции TLB кеш используемый для трансляции линейных адресов в физические.
24422. Координатор МАКЕ и система управления исходным кодом SCCS 110.5 KB
  Описание взаимозависимостей содержит команды которые должны быть выполнены если обнаружится что некоторый модуль устарел перестал соответствовать действительности. Такие команды обеспечивают реализацию всех необходимых для модернизации модуля действий. В одних системах интерпретатор прост но совокупность команд не образует язык программирования а в других имеются отличные языки программирования на уровне системных команд но выполнение отдельной команды осложнено. Контрольная точка задается для конкретной формы доступа к памяти...