80111

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Несомненно одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. Нормы Конституции определяющие основные принципы правила и направления финансовой деятельности являются как уже говорилось базовыми для финансового законодательства изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.

Русский

2015-02-16

30 KB

1 чел.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Одним из основных принципов финансового права является принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов власти перед исполнительными. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые также затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (ст.154 БК РФ).

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст.153 БК РФ).

Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти как, например, это было при обсуждении федерального бюджета на 2000 г., когда с докладом по бюджету выступал глава Правительства, а затем бюджет многократно обсуждался в Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст.106 Конституции РФ. Это касается и бюджетов всех других уровней.

За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.

Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельности связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федерации.

Несомненно, одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. В основе деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, закрепленные в Конституции РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются, как уже говорилось, базовыми для финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.

Так, в ст.ст.71, 72, 57 и т.д. Конституции РФ закреплены основы специальной и общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов, бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования в целом. А это в свою очередь является основой для целого ряда блоков финансового законодательства по каждой области, в том числе бюджетного, налогового, кредитного, расчетов, денежного обращения и т.д. Кроме того, часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия. Например, ст.106 Конституции регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Еще одним принципом финансового права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отказались от административного планирования. Однако рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, общество изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюджет, а теперь и внебюджетные фонды.

Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст.16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, в которых уточняются и детализируются бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости — неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46506. Поверхностное упрочнение детали. Выбор метода поверхностного упрочнения 18.07 KB
  При обработке поверхности шлифованием и полированием устраняющей неровности которые служат концентраторами напряжений повышается усталостная прочность детали. Назначение метода упрочняющей обработки зависит от условий работы детали в машине и ее технологических особенностей. Деталь помещают внутри спирали индуктора или под проводником по которому пропускается переменный ток большой частоты; он вызывает появление вихревых токов на поверхности детали и быстро разогревает слой с наибольшей плотностью индуцированного тока.
46507. Метод сравнительного анализа продаж в оценке недвижимости 18.08 KB
  Метод сравнения продаж базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами. Исходной предпосылкой применения метода сравнения продаж является наличие развитого рынка недвижимости. Недостаточная же развитость данного рынка а также то что оцениваемый объект недвижимости является специализированным либо обладает исключительными выгодами или обременениями не отражающими общее состояние рынка делают применение этого подхода нецелесообразным.
46508. ДХШ и ее место в системе художественного образования. Цели, содержание и методика обучения в ДХШ 18.08 KB
  Цели содержание и методика обучения в ДХШ. План: определение ДХШ место ДХШ в системе художественного образования цели содержание методика обучения ДХШ это учреждение дополнительного образования цель которого реализация творческого потенциала детей в области пластических искусств через реализацию доп. Содержание обучения включает обязательные предметы: рисунок жив комп плэнеристория ИЗО дпи или декор. дизайн Приём происходит в 1011 лет срок обучения обычно 4 года.
46509. Управление и контроль затрат на предприятии 18.11 KB
  Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях максимизация прибыли. Управление затратами на предприятии призвано решать следующие основные задачи: выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности; определение затрат по основным функциям управления; расчет затрат по операционным географическим сегментам производственным подразделениям предприятия; исчисление необходимых затрат на единицу продукции работ услуг; ...
46510. Права общественных экологических формирований 18.12 KB
  Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. 13 Закона Об охране окружающей природной среды. Экологические и иные общественные объединения выполняющие экологические функции имеют право: а разрабатывать утверждать и пропагандировать свои экологические программы защищать экологические права и интересы населения развивать экологическую культуру населения привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности; б за...
46511. Перестройка в СССР (1985 - 1991) 18.13 KB
  Перестройка период в истории СССР в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу только за 15 лет 1986 2000 построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти.
46512. Серебряный век 18.15 KB
  Педагогические аспекты деятельности Вильгельма Августа Лая 18621926 представитель экспериментальной педагогики автор школы действия. Стремился найти для школы твердую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового воспитания. Предложил создать обязательные трудовые школы для работающих подростков закончивших народные. Придавал значение обстановке вне школы деятельности различных молодежных организаций самоуправления.
46513. Взаимодействие государственного и муниципального управления 18.15 KB
  Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством местное самоуправление имеет отличительные особенности от органов государственной власти а именно: является властью подзаконной действующей в рамках законодательства принимаемого органами государственной власти; возникает лишь в том случае когда определены предметы его ведения; должно иметь достаточные собственные материальнофинансовые ресурсы для решения вопросов местного значения; требует обязательного наличия представительства населения в муниципальных...
46514. Основные принципы оценки бизнеса и виды стоимости, определяемые при оценке предприятий 18.16 KB
  Виды стоимости определяемые при оценке Стоимость это денежный эквивалент который покупатель готов обменять на какойлибо предмет или объект. Стоимость отличается от цены и затрат. По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитываемую стоимость. Рыночная стоимость это наиболее вероятная цена при осуществлении сделки между типичным покупателем и продавцом.