80111

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Несомненно одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. Нормы Конституции определяющие основные принципы правила и направления финансовой деятельности являются как уже говорилось базовыми для финансового законодательства изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.

Русский

2015-02-16

30 KB

0 чел.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Одним из основных принципов финансового права является принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов власти перед исполнительными. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые также затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (ст.154 БК РФ).

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст.153 БК РФ).

Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти как, например, это было при обсуждении федерального бюджета на 2000 г., когда с докладом по бюджету выступал глава Правительства, а затем бюджет многократно обсуждался в Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст.106 Конституции РФ. Это касается и бюджетов всех других уровней.

За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.

Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельности связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федерации.

Несомненно, одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. В основе деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, закрепленные в Конституции РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются, как уже говорилось, базовыми для финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.

Так, в ст.ст.71, 72, 57 и т.д. Конституции РФ закреплены основы специальной и общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов, бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования в целом. А это в свою очередь является основой для целого ряда блоков финансового законодательства по каждой области, в том числе бюджетного, налогового, кредитного, расчетов, денежного обращения и т.д. Кроме того, часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия. Например, ст.106 Конституции регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Еще одним принципом финансового права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отказались от административного планирования. Однако рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, общество изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюджет, а теперь и внебюджетные фонды.

Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст.16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, в которых уточняются и детализируются бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости — неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25402. Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. Основные психосоциальные технологии, используемые в деятельности специалиста по социальной работе 47.5 KB
  Психосоциальная работа и ее роль в системе социальной работы. на стыке социальной работы и практической психологии возникла новая отрасль психосоциальная работа задача которой преодоление социальной дезадаптации человека оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейнобытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением то есть жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы здоровая...
25403. Место, роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы 26.5 KB
  Место роль и виды педагогической деятельности в системе социальной работы. Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов – от адресной помощи клиенту в преодолении трудных ситуаций восстановлении и сохранении физических и душевных сил до обучения социальным навыкам формирования умений самостоятельно решать проблемы ставить и достигать цели оказывать поддержку не только взрослым но и детям. Взаимосвязь педагогики и социальной работы поразному трактуется в отечественной и зарубежной литературе....
25404. Медико-социальная работа 44.5 KB
  Медикосоциальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья предполагая системные медикосоциальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений инвалидности и летального исхода. Цель медикосоциальной работы достижение максимально возможного уровня здоровья функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией а также неблагополучных в социальном плане. Объекты медикосоциальной работы ...
25406. Этнографические аспекты социальной работы 18.08 KB
  Этнографические аспекты социальной работы. В Российской Федерации проживают разные этнические группы отличающиеся не только по внешним признакам но и по многим другим особенностям: конфессиональной принадлежности менталитету языку обычаям традициям а следовательно и профессиональная среда социальной работы полиэтнична что требует от специалиста по социальной работе определенной подготовки а именно этнокультурной компетентности. Кроме того изучением этносов занимается этнология наука изучающая процессы формирования и развития...
25407. Демографические аспекты в социальной работе 66 KB
  Состав населения это распределение людей образующих население по группам в соответствии со значениями того или иного признака и по любому другому признаку по полу возрасту и т. На сегодняшний день численность населения в мире составляет более 6 млрд. причем городского населения 381900чел. Предмет демографии был определен учеными в XX веке 90х годов которым является воспроизводство населения т.
25408. Технологии организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций 69.5 KB
  Цель деятельности организаций в системе социальной поддержки – установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы призванной обеспечить нуждающихся в помощи. К системе социальных служб учреждений и организаций можно отнести: Центры помощи детям оставшимся без попечения родителей; Социальные приюты; Центры психологопедагогической помощи населению; Телефоны доверия; Центры социальной помощи на дому; Дома ночного пребывания; Специальные дома для пожилых; Стационарные учреждения социального обслуживания;...
25409. Региональная социальная политика: сущность и содержание 17.66 KB
  Социальная политика – это одно из главных направлений внутренней политики государства призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов из которых черпает себе поддержку создает предпосылки для своей деятельности и стабильности общественной системы. Факторами серьезно влияющими на реализацию государственной в том числе социальной политики являются значительные географические и климатические различия российских регионов которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Характеристика...
25410. Механизмы реализации социально-правовой политики в Республике Хакасия 45 KB
  Механизмы реализации социальноправовой политики в Республике Хакасия Формирование и функционирование механизма реализации социальноправовой политики определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Особый интерес для нас представляют нормативноправовые акты в части социальной защиты населения в Республике Хакасия. Законодательство Республики Хакасия о социальном обслуживании населения основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права Конституции Российской Федерации Федеральном законе Об...