80115

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Поэтому на построение системы финансового права группировку его норм формирование институтов оказывают влияние и потребности практики. Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств. Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

Русский

2015-02-16

35.5 KB

0 чел.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу следующих обстоятельств. Предпосылки выделения отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

Мнение о политической заинтересованности государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных отношений, обладающих определенным единством, в качестве предпосылки для выделения отрасли права впервые было высказано Л.И. Дембо и поддержано М. И. Пискотиным.

Тезис об общественном значении объекта правового регулирования в качестве одной из предпосылок для выделения отрасли права впервые был выдвинут и обоснован Р.О. Халфиной и воспроизводится в ряде работ как бесспорный.

Основные критерии выделения отрасли права:

1. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленное четким выделением специфики регулируемых данной отраслью общественных отношений.

Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отрасли лежит прежде всего предмет правового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе первой научной дискуссии о системе советского социалистического права, состоявшейся в 1938 - 1940гг.

Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Так, по общему правилу отдельная юридическая норма регулирует поведение на уровне поведенческой операции, институт права - поступка, отрасль права - деятельности.

Исходя из этого, о финансовом праве как о самостоятельной отрасли права можно говорить в связи с тем, что наряду с другими видами человеческой деятельности законодатель особо выделил такой вид, как финансовая деятельность.

2. Наличие специфического метода правового регулирования.

Недостаточность такого критерия, как предмет правового регулирования, для выделения отрасли права была убедительно доказана уже в ходе дискуссии 1938 - 1940гг. С.Н. Братусем, в связи с чем в ходе научной дискуссии 1955 - 1958гг. подавляющее большинство ее участников призвали на помощь идею метода правового регулирования.

Дополнительные критерии выделения отрасли права:

1) наличие особых (специальных) источников права;

2) конституционное и (или) законодательное закрепление отдельных принципов данной отрасли права;

3) наличие специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий.

Финансовое право, являясь самостоятельной отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

Исходя из классификации отраслей права по особенностям их юридических режимов на профилирующие, специальные и комплексные", финансовое право относится к числу специальных отраслей права.

Юридический режим финансового права базируется на режиме административного права как профилирующей отрасли. При этом финансовое право не копирует юридический режим административного права (режим централизованного типа). Финансовое право на базе первичных элементов юридического режима административного права образует свой, особый финансово-правовой юридический режим, выражающийся в особенностях основного метода финансово-правового регулирования, а также в специфических чертах правового статуса субъектов финансового права.

Основные элементы юридического режима финансового права:

1) финансово-правовой метод регулирования, т.е. единый специфический способ юридического воздействия, характерный для данной отрасли;

2) особый финансово-правовой юридический инструментарий (средства правового регулирования) - установления и формы, касающиеся способов возникновения финансово-правовых прав и обязанностей, средств юридического воздействия на субъектов финансового права, способов защиты прав, финансово-правовых процедур, но процессуальных форм и т.д.;

3) принципы и общие положения финансового права, т.е. специфические для данной отрасли основные начала, идеи, общие моменты, которые характеризуют финансов вое право с точки зрения его содержания;

4) наличие особой отрасли законодательства, в основе которой лежат кодифицированные акты (Бюджетный и Налоговый кодексы), каждый из которых имеет юридически содержательную общую часть (общие положения), нормативно закрепленные отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства, что в совокупности образует юридическое своеобразие отрасли финансового права.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.

К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает расположенные в определенном научно-обоснованном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным институтом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти2. К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987г. С появлением в российской финансовой системе такого ее звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13655. Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни 14.62 KB
  Эссе на тему: €œГлавная цель капитала не добыть как можно больше денег а добиться чтобы деньги вели к улучшению жизни€ Генри ФордВ своем высказывании создатель первого в мире автомобиля Генри Форд затрагивает проблему главной задачи экономической сферы жизни общес
13656. Нажить много денег - храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать - искусство 14.19 KB
  Нажить много денег храбрость; сохранить мудрость а умело расходовать искусство. Я считаю что нажить много денег это умение. Что же имел в виду автор изречения когда утверждал что это храбрость Видимо то что нужно быть очень смелым человеком чтобы подвергнуть себ...
13657. Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого 14.44 KB
  Налоги это деньги взимаемые властью с части общества в интересах целого.С. ДжонсонЯ полностью согласна с позицией автора т.к. налоги регулируют экономику и составляя значительную часть доходов госбюджета расходуются в интересах всего общества. Налоги это необход...
13658. Монтень. Н. Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход 14.26 KB
  Не быть жадным уже есть богатство не расточительным доход. М. Монтень На мой взгляд это высказывание сродни поговорке: Не тот богат у кого много денег а тот у кого меньше потребностей. О чем же эти высказывания в чем их суть Каждый человек сам для себя определяет бог...
13659. Торговля не разорила еще ни одного народа (Б. Франклин) 14.27 KB
  Торговля не разорила еще ни одного народа.Б. ФранклинАвтор хотел сказать что занятие торговой деятельностью полезно для общества это может привести к его процветанию. Я думаю что с этим стоит согласиться. Торговля развивалась с момента развития общественных отношен
13660. Цены и другие инструменты рынка 14.27 KB
  Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе ограничивая тем самым желания участников координируя их действия.Г. С. БеккерЧто означает цена и какие другие инструменты рынка имел в виду Беккер Цена это денежное выражение стоим...
13661. Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война 15.45 KB
  Алкоголизм дает больше опустошения чем три исторических бича вместе взятых: голод чума и война. У. Гладстон Алкоголизм одна из проблем современного общества которая волнует педагогов и конечно же нас подрастающее поколение. У. Гладстон считает что алкоголи...
13662. Алкоголизм и преступление -это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом 14.11 KB
  Алкоголизм и преступление это два явления общественной жизни находящиеся в тесной связи друг с другомИ. МержевскийПоведение людей в обществе определяется прежде всего тем на какие ценности они равняются каких ценностей они придерживаются. Для стабильности и единс
13663. Берне Л. Без многого может обойтись человек, только не без человека 15.56 KB
  Без многого может обойтись человек только не без человека Л. Берне Я считаю что высказывание Людвига Берне немецкого публициста и писателя о том что без многого может обойтись человек только не без человека верно и сохраняет свою актуальность сегодня поскольку о