80120

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.

Русский

2015-02-16

31 KB

3 чел.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правовая форма является основной формой финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Следовательно, роль финансового правоотношения в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований трудно переоценить. Естественно возникают вопросы: кто является субъектом финансового правоотношения, каковы характерные черты организации субъектов в финансовом правоотношении и т.д.

В научной литературе неоднозначно решен вопрос о том, кого следует считать субъектом правоотношения. Большинство ученых полагают, что субъект — это понятие, которым должны обозначаться реальные участники конкретных правоотношений. Соответственно различают такие понятия, как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц, которые обладают правосубъектностью, т.е. потенциально способны быть участниками конкретных правоотношений.

Вместе с тем существует и другая точка зрения. Некоторые ученые придерживаются мнения, что понятие "субъект права" шире, чем понятие "субъект правоотношения". Так, Ц.А. Ямпольская отмечала, что субъектами права являются носители прав и обязанностей, участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать, т.е. могущие стать участниками правоотношений. Р.О. Халфина также отмечает, что понятие "субъект права" охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию. Одновременно она подчеркивает целесообразность выделения более узкого понятия — "участник правоотношения".

На наш взгляд, понятия "субъект права" и "субъект правоотношения" при всей их близости являются все же различными понятиями. Субъект права — это тот, кто обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения — это тот, кто участвует в данном правоотношении. Субъект правоотношения интегрирует в "снятом" виде не только качества правосубъектности, но и те, которые он приобретает в конкретном правоотношении. В этой связи, на наш взгляд, совершенно верно замечание О.А. Красавчикова о том, что "...правоспособность будет в определенной мере реализована в момент приобретения соответствующего права".

Свидетельством самостоятельности категорий "субъект права" и "субъект правоотношения" является и то, что в ряде случаев они фактически не совпадают в одном лице. Последнее имеет место практически во всех отраслях права.

В настоящем параграфе работы мы ставим цель выяснить, кто может быть субъектом финансовых правоотношений. В связи с этим будет использовано, прежде всего, понятие "субъект финансового права" для того, чтобы указать на финансово-правосубъектных лиц. Вместе с тем нас будет интересовать и то, как данный субъект права проявляет себя в конкретном правоотношении. Поэтому понятие "субъект правоотношения" будет использоваться нами наряду с понятием "субъект права". Как справедливо отмечает Ю.И. Гревцов, "...субъекты права и юридических отношений не настолько самостоятельны по отношению друг к другу, чтобы можно было говорить об их резком обособлении. Чтобы быть субъектом правового общения, необходимо иметь качества субъекта права".

Для того чтобы быть субъектом финансового права, необходимо обладать финансовой правосубъектностью. Категория "правосубъектность" является недостаточно исследованной как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. Пожалуй, в наибольшей мере эта категория изучена в гражданском и трудовом праве, в наименьшей — в гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, административном и уголовном праве и совсем не изучена — в финансовом праве, хотя отдельные упоминания по этому вопросу имеются.

Среди ученых нет единства по вопросу о том, что считать правосубъектностью лица. Однако представляется, что различные толкования правосубъектности, в конечном итоге, обусловлены особенностями ее проявления в различных отраслях права. Так, некоторые ученые, к числу которых относятся, в основном, цивилисты, отождествляют правосубъектность и правоспособность. Теоретики права преимущественно придерживаются мнения о том, что правосубъектность включает правоспособность и дееспособность (деликтоспособность). Этой же точки зрения придерживается в настоящее время и большинство специалистов по отраслевым юридическим наукам. Правосубъектность, отмечает Н.В. Витрук, "это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение".

В настоящее время вопрос о правосубъектности в финансовом праве стоит очень остро. Это обусловлено, в конечном итоге, бурным развитием финансового права и, в частности, такого его института, как налоговое право. Поэтому на необходимость разработки категории "правосубъектность" в финансовом праве указывает практика.

Учитывая, что финансовые правоотношения являются в свой сущности властеотношениями, т.е. отношениями, построенными по принципу неравенства сторон, государство должно заботиться о том, чтобы придать им предельно справедливый характер и, в первую очередь, создать условия для надежной защиты субъектов финансовых правоотношений от произвола государственных чиновников. Для этого современное финансовое законодательство должно отразить те факторы, которые раскрывают содержание и структурные элементы правосубъектности. Другими словами, в законодательстве должно быть четко отражено, с какого возраста, при каких условиях и т.д. лицо может быть субъектом финансового правоотношения, возможно ли — и если да, то в каких случаях — ограничение финансовой дееспособности.

В финансово-правовой науке исходя из анализа действующего законодательства и с опорой на выводы теории права выделены субъекты финансового права, которые подразделены на три основные группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и административно-территориальные единицы, а к числу коллективных субъектов права — органы государственной власти, организации и пр. Индивидуальными субъектами права являются граждане. Такая классификация теоретически обоснованна и не вызывает возражений. Она будет использована нами и при анализе субъектов финансовых правоотношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53659. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд 41 KB
  Работа одного ученика у доски остальные в тетрадях. Что нам нужно сделать Работают возле доски. Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях. Теперь что нам нужно сделать Какое действие будем выполнять Работа одного ученика возле доски остальные в тетрадях.
53660. Страна музыкальных инструментов 73 KB
  Цель урока: показать многообразие музыкальных инструментов; познакомить детей с различными видами музыкальных инструментов; освоить игру на детских музыкальных инструментах. Русский наигрыш полянка Слушание Исполнение песни детьми Слушание Слушание Слушание Игра детей на детских музыкальных инструментах закрепление материала...
53661. Что такое экология? 79.5 KB
  Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки делать выводы отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе при...
53662. ДИСПЛЕИ, МОНИТОР 288 KB
  В большинстве систем это взаимодействие осуществляется при помощи клавиатуры и или манипуляторов и экрана дисплея. Возникла необходимость оптимизировать характеристики экрана добиться более чёткого и устойчивого изображения чтобы избежать излишней утомляемости. Отличие алфавитноцифровых иногда говорят знакоместных и графических дисплеев состоит в том что: первые способны воспроизводить только ограниченный набор символов причём символы могут выводиться только в определенные позиции экрана чаще всего на экран можно вывести 24 или...
53663. Ученик и его окружение ( Schüleraustausch.internationale Jugendprojekte. Wollt ihr mitmachen?) 37.5 KB
  Könnt ihr einige nennenУченики называют организации по защите окружающей среды. Ученики отвечают положительно. 9 А Ученики читают текст чтобы ознакомиться с проблемой вырубка леса в Канадетакже комментарии к нему понимают его содержание используя словари. Работа с упр 10 Ученики делятся на 3 группы собирают пословицы;Такая форма работы важна для старшеклассниковтак как идет активное межличностное взаимодействие среди учеников.
53664. Страна изучаемого языка ( Schon einige Jahre Deutsch. Was wissen wir das chon alles? Was können wir schon.Wiederholung) 37.5 KB
  временах Prtizip II Pssiv. Wiederholung Основная цель урока: формирование грамматических навыков Pssiv практическая задача: распознавание и употребление конструкции WERDEN в разл. временах Prtizip II Pssiv. Языковой материал: лексические единицы прошлых уроков Wörter die mit dem Begriff die Stdt verbunden sind Грамматический материал: конструкция Pssiv Оснащение урока: учебник.
53665. Спорт 54 KB
  Cricket is a popular British game. It is often played in schools, colleges, universities, and by club teams all over the country. Cricket is a typically English sport which foreigners cannot understand. Men and boys, women and girls play cricket.
53666. Помни твёрдо, что режим людям всем необходим 42 KB
  Показ презентации и объяснение учителя Каким же должен быть режим дня школьника Слайд 1.20 утренняя гимнастика слайд 2 водные процедуры слайд 3.40 завтрак слайд 4.00 дорога в школу слайд 5.
53667. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 76.5 KB
  Задачи: Обучающие: Выявить уровень сформированности умений учащихся применять правила сложения и вычитания округления и сравнения десятичных дробей в процессе выполнения заданий контрольной работы. Выявить уровень сформированности умений применять правила округления и сравнения десятичных дробей при решении контрольной работы. Развивающие: Развитие мышления и долгосрочной памяти в процессе выполнения контрольной работы. Оборудование: карточки с заданиями Тип урока: контроль знаний и умений учащихся Вид урока: урок – контрольная...