80120

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.

Русский

2015-02-16

31 KB

3 чел.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правовая форма является основной формой финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Следовательно, роль финансового правоотношения в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований трудно переоценить. Естественно возникают вопросы: кто является субъектом финансового правоотношения, каковы характерные черты организации субъектов в финансовом правоотношении и т.д.

В научной литературе неоднозначно решен вопрос о том, кого следует считать субъектом правоотношения. Большинство ученых полагают, что субъект — это понятие, которым должны обозначаться реальные участники конкретных правоотношений. Соответственно различают такие понятия, как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц, которые обладают правосубъектностью, т.е. потенциально способны быть участниками конкретных правоотношений.

Вместе с тем существует и другая точка зрения. Некоторые ученые придерживаются мнения, что понятие "субъект права" шире, чем понятие "субъект правоотношения". Так, Ц.А. Ямпольская отмечала, что субъектами права являются носители прав и обязанностей, участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать, т.е. могущие стать участниками правоотношений. Р.О. Халфина также отмечает, что понятие "субъект права" охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию. Одновременно она подчеркивает целесообразность выделения более узкого понятия — "участник правоотношения".

На наш взгляд, понятия "субъект права" и "субъект правоотношения" при всей их близости являются все же различными понятиями. Субъект права — это тот, кто обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения — это тот, кто участвует в данном правоотношении. Субъект правоотношения интегрирует в "снятом" виде не только качества правосубъектности, но и те, которые он приобретает в конкретном правоотношении. В этой связи, на наш взгляд, совершенно верно замечание О.А. Красавчикова о том, что "...правоспособность будет в определенной мере реализована в момент приобретения соответствующего права".

Свидетельством самостоятельности категорий "субъект права" и "субъект правоотношения" является и то, что в ряде случаев они фактически не совпадают в одном лице. Последнее имеет место практически во всех отраслях права.

В настоящем параграфе работы мы ставим цель выяснить, кто может быть субъектом финансовых правоотношений. В связи с этим будет использовано, прежде всего, понятие "субъект финансового права" для того, чтобы указать на финансово-правосубъектных лиц. Вместе с тем нас будет интересовать и то, как данный субъект права проявляет себя в конкретном правоотношении. Поэтому понятие "субъект правоотношения" будет использоваться нами наряду с понятием "субъект права". Как справедливо отмечает Ю.И. Гревцов, "...субъекты права и юридических отношений не настолько самостоятельны по отношению друг к другу, чтобы можно было говорить об их резком обособлении. Чтобы быть субъектом правового общения, необходимо иметь качества субъекта права".

Для того чтобы быть субъектом финансового права, необходимо обладать финансовой правосубъектностью. Категория "правосубъектность" является недостаточно исследованной как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. Пожалуй, в наибольшей мере эта категория изучена в гражданском и трудовом праве, в наименьшей — в гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, административном и уголовном праве и совсем не изучена — в финансовом праве, хотя отдельные упоминания по этому вопросу имеются.

Среди ученых нет единства по вопросу о том, что считать правосубъектностью лица. Однако представляется, что различные толкования правосубъектности, в конечном итоге, обусловлены особенностями ее проявления в различных отраслях права. Так, некоторые ученые, к числу которых относятся, в основном, цивилисты, отождествляют правосубъектность и правоспособность. Теоретики права преимущественно придерживаются мнения о том, что правосубъектность включает правоспособность и дееспособность (деликтоспособность). Этой же точки зрения придерживается в настоящее время и большинство специалистов по отраслевым юридическим наукам. Правосубъектность, отмечает Н.В. Витрук, "это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение".

В настоящее время вопрос о правосубъектности в финансовом праве стоит очень остро. Это обусловлено, в конечном итоге, бурным развитием финансового права и, в частности, такого его института, как налоговое право. Поэтому на необходимость разработки категории "правосубъектность" в финансовом праве указывает практика.

Учитывая, что финансовые правоотношения являются в свой сущности властеотношениями, т.е. отношениями, построенными по принципу неравенства сторон, государство должно заботиться о том, чтобы придать им предельно справедливый характер и, в первую очередь, создать условия для надежной защиты субъектов финансовых правоотношений от произвола государственных чиновников. Для этого современное финансовое законодательство должно отразить те факторы, которые раскрывают содержание и структурные элементы правосубъектности. Другими словами, в законодательстве должно быть четко отражено, с какого возраста, при каких условиях и т.д. лицо может быть субъектом финансового правоотношения, возможно ли — и если да, то в каких случаях — ограничение финансовой дееспособности.

В финансово-правовой науке исходя из анализа действующего законодательства и с опорой на выводы теории права выделены субъекты финансового права, которые подразделены на три основные группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и административно-территориальные единицы, а к числу коллективных субъектов права — органы государственной власти, организации и пр. Индивидуальными субъектами права являются граждане. Такая классификация теоретически обоснованна и не вызывает возражений. Она будет использована нами и при анализе субъектов финансовых правоотношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82773. Я і Україна. Довкілля 78 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про пори року; збагачувати уявлення молодших школярів про красу рідної природи; розвивати спостережливість, допитливість, творчу уяву, мислення, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до природи та бережливе ставлення до довкілля.
82774. Досліджую свою оселю 107.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю, виховувати активну позицію...
82775. В. Берестов Альбом для рисования. А. Лельевр Белые гуси 103 KB
  Какого цвета были гуси Почему люди говорили что они синие Как изменился цвет гусей ночью в Выборочное чтение. Рассказ учителя о цветах и их оттенках. Но люди заметили что цветовое разнообразие основано на трех цветах желтом красном синем.
82776. Лаймен Френк Баум. Чарівник Країни Оз 118.5 KB
  Організаційна частина Добрий день друзі Слайд В ефірі дитяча телепередача У світі веселих пригод та дивовижних мандрівок з казковими героями. Анонс нашої передачі: Слайд Отже ми будемо працювати у різних рубриках. Слайд Ми її проведемо у вигляді інтерв’ю.
82777. Растения. Деревья, кусты, травянистые растения 37 KB
  Цель: продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений формированием понятий дерево-куст травянистые растения; учить детей сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к природе. Сегодня мы поговорим о растениях об их группах научимся сравнивать обобщать и делать выводы.
82778. Вода в природі. Властивості води. Як берегти воду? 438 KB
  Мета: дати учням уявлення про властивості води (прозора, рідка, без кольору, без запаху, розчиняє деякі предмети), про зміни стану води (твердий рідкий, газоподібний); акцентувати увагу дітей на значення води для рослин, тварин, людини; розвивати активне пізнавальне ставлення до природи...
82779. Здоровий спосіб життя 52.5 KB
  Ознайомити учнів із визначенням понять здоров’я здоровий спосіб життя; Формувати вміння висувати аргументувати та захищати свої ідеї; Вчити учнів протидіяти шкідливим звичкам контролювати свою поведінку Розвивати увагу фантазію учнів уміння спостерігати порівнювати...
82780. Число 10. Записывание числа 10 двумя цифрами. Повторение изученного материала 340 KB
  Цели: Ознакомить с образованием числа 10 записью числа 10 двумя цифрами; учить сравнивать числа вычислять выражения на сложение в пределах 9 закреплять знания состава числа 9; развивать логическое мышление воспитывать желание учиться учить математику.
82781. Жанровые разновидности и особенности музыки моего народа. Песенные жанры 2.63 MB
  Цель: научить различать особенности песенного жанра; ориентировать учащихся на духовное развитие средствами музыкального искусства; активизировать музыкальное мышление; формировать способности к разным видам музыкальной творческой деятельности и к овладению элементарных практических умений и навыков.