80120

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Соответственно различают такие понятия как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц которые обладают правосубъектностью т. Некоторые ученые придерживаются мнения что понятие субъект права шире чем понятие субъект правоотношения . Ямпольская отмечала что субъектами права являются носители прав и обязанностей участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать т.

Русский

2015-02-16

31 KB

3 чел.

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правовая форма является основной формой финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Следовательно, роль финансового правоотношения в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований трудно переоценить. Естественно возникают вопросы: кто является субъектом финансового правоотношения, каковы характерные черты организации субъектов в финансовом правоотношении и т.д.

В научной литературе неоднозначно решен вопрос о том, кого следует считать субъектом правоотношения. Большинство ученых полагают, что субъект — это понятие, которым должны обозначаться реальные участники конкретных правоотношений. Соответственно различают такие понятия, как субъект права и субъект правоотношения. К числу субъектов права эти ученые относят лиц, которые обладают правосубъектностью, т.е. потенциально способны быть участниками конкретных правоотношений.

Вместе с тем существует и другая точка зрения. Некоторые ученые придерживаются мнения, что понятие "субъект права" шире, чем понятие "субъект правоотношения". Так, Ц.А. Ямпольская отмечала, что субъектами права являются носители прав и обязанностей, участвующие в правоотношении или могущие в нем участвовать, т.е. могущие стать участниками правоотношений. Р.О. Халфина также отмечает, что понятие "субъект права" охватывает как потенциальные возможности, так и их реализацию. Одновременно она подчеркивает целесообразность выделения более узкого понятия — "участник правоотношения".

На наш взгляд, понятия "субъект права" и "субъект правоотношения" при всей их близости являются все же различными понятиями. Субъект права — это тот, кто обладает правосубъектностью и может участвовать в конкретном правоотношении. Субъект правоотношения — это тот, кто участвует в данном правоотношении. Субъект правоотношения интегрирует в "снятом" виде не только качества правосубъектности, но и те, которые он приобретает в конкретном правоотношении. В этой связи, на наш взгляд, совершенно верно замечание О.А. Красавчикова о том, что "...правоспособность будет в определенной мере реализована в момент приобретения соответствующего права".

Свидетельством самостоятельности категорий "субъект права" и "субъект правоотношения" является и то, что в ряде случаев они фактически не совпадают в одном лице. Последнее имеет место практически во всех отраслях права.

В настоящем параграфе работы мы ставим цель выяснить, кто может быть субъектом финансовых правоотношений. В связи с этим будет использовано, прежде всего, понятие "субъект финансового права" для того, чтобы указать на финансово-правосубъектных лиц. Вместе с тем нас будет интересовать и то, как данный субъект права проявляет себя в конкретном правоотношении. Поэтому понятие "субъект правоотношения" будет использоваться нами наряду с понятием "субъект права". Как справедливо отмечает Ю.И. Гревцов, "...субъекты права и юридических отношений не настолько самостоятельны по отношению друг к другу, чтобы можно было говорить об их резком обособлении. Чтобы быть субъектом правового общения, необходимо иметь качества субъекта права".

Для того чтобы быть субъектом финансового права, необходимо обладать финансовой правосубъектностью. Категория "правосубъектность" является недостаточно исследованной как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках. Пожалуй, в наибольшей мере эта категория изучена в гражданском и трудовом праве, в наименьшей — в гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, административном и уголовном праве и совсем не изучена — в финансовом праве, хотя отдельные упоминания по этому вопросу имеются.

Среди ученых нет единства по вопросу о том, что считать правосубъектностью лица. Однако представляется, что различные толкования правосубъектности, в конечном итоге, обусловлены особенностями ее проявления в различных отраслях права. Так, некоторые ученые, к числу которых относятся, в основном, цивилисты, отождествляют правосубъектность и правоспособность. Теоретики права преимущественно придерживаются мнения о том, что правосубъектность включает правоспособность и дееспособность (деликтоспособность). Этой же точки зрения придерживается в настоящее время и большинство специалистов по отраслевым юридическим наукам. Правосубъектность, отмечает Н.В. Витрук, "это самостоятельная правовая категория, существующая наряду с правами и обязанностями и свидетельствующая о правовой способности лица иметь права и обязанности, быть их носителем на любой стадии их проявления, в том числе самостоятельно (своими действиями) либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать, а также отвечать за неправомерную реализацию и исполнение".

В настоящее время вопрос о правосубъектности в финансовом праве стоит очень остро. Это обусловлено, в конечном итоге, бурным развитием финансового права и, в частности, такого его института, как налоговое право. Поэтому на необходимость разработки категории "правосубъектность" в финансовом праве указывает практика.

Учитывая, что финансовые правоотношения являются в свой сущности властеотношениями, т.е. отношениями, построенными по принципу неравенства сторон, государство должно заботиться о том, чтобы придать им предельно справедливый характер и, в первую очередь, создать условия для надежной защиты субъектов финансовых правоотношений от произвола государственных чиновников. Для этого современное финансовое законодательство должно отразить те факторы, которые раскрывают содержание и структурные элементы правосубъектности. Другими словами, в законодательстве должно быть четко отражено, с какого возраста, при каких условиях и т.д. лицо может быть субъектом финансового правоотношения, возможно ли — и если да, то в каких случаях — ограничение финансовой дееспособности.

В финансово-правовой науке исходя из анализа действующего законодательства и с опорой на выводы теории права выделены субъекты финансового права, которые подразделены на три основные группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и административно-территориальные единицы, а к числу коллективных субъектов права — органы государственной власти, организации и пр. Индивидуальными субъектами права являются граждане. Такая классификация теоретически обоснованна и не вызывает возражений. Она будет использована нами и при анализе субъектов финансовых правоотношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58040. Побудова математичної моделі 120.5 KB
  Мета уроку: Сприяти формуванню практичних умінь і навичок розв’язувати задачі за допомогою рівнянь; розвивати логічне мислення; спонукати учнів до прояву творчої активності, ініціативи; розвивати вміння аналізувати, знаходити раціональні способи розв’язування задач.
58041. Підсумковий урок по темі «Чотирикутники» 220 KB
  Мета уроку: Повторити і систематизувати означення окремих видів чотирикутників і їх властивостей. Встановити зв’язок між обсягами понять. Вдосконалити в учнів уміння та навички розв’язувати задачі, використовуючи властивості чотирикутників...
58042. Особистісно орієнтоване навчання на уроках математики 116.5 KB
  Виходячи з принципів особистісно орієнтованого навчання учитель повинен дозволити учням засвоювати знання в тому темпі який визначається їхніми пізнавальним здібностями забезпечити засвоєння всіма учнями знань на рівні державних стандартів що дозволить їм продовжувати освіту або займатися трудовою діяльністю після отриманої спеціальної підготовки; дати можливість здібним учням максимально розвинути позитивні нахили і задовольнити свої пізнавльні інтереси...
58043. Узагальнена теорема Фалеса 228.5 KB
  Мета уроку: Закріпити знання учнів про зміст узагальненої теореми Фалеса а також про означення та властивості подібних трикутників; доповнити знання учнів історичними фактами з життя Фалеса та таких понять як пропорціональність відрізків та подібність фігур; удосконалювати вміння застосовувати вивчені твердження під час розвязування задач практичного змісту. Ми з вами вивчаємо одну з найцікавіших тем геометрії Узагальнена теорема Фалеса. Чому найцікавіших Тому що знання узагальненої теореми Фалеса та означення подібності трикутників і їх...
58044. Функція в основній школі 346.5 KB
  Мета: повторити, систематизувати та узагальнити знання учнів з теми «Функція в основній школі»; удосконалювати вміння та навички у застосуванні цих знань при розвязуванні вправ; розвивати логічне та асоціативне мислення...
58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.
58046. Урок – игра «Бизнес». Квадратные уравнения 56 KB
  Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратные уравнения»; Развивать: самостоятельность, творчество, инициативу, работать в заданном темпе; Воспитать: аккуратность, настойчивость и прилежания в работе...
58047. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів 61.5 KB
  Мета: Повторити основні поняття з теми: «Десяткові дроби. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів» при розв’язанні задач; Звернути увагу на практичний вміст математичних задач; Сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття.
58048. Стихійні явища природи. Екологічні проблеми. Природоохоронні території Африки 63.5 KB
  Мета. Формувати в учнів знання про основні види стихійних явищ, екологічні проблеми та природоохоронні території Африки, сприяючи розвиткові комплексного світосприйняття шляхом екологічного виховання; розвивати навики роботи з картою, просторово-логічне мислення, память; виховувати культуру спілкування.