80121

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Главное их назначение финансовое обеспечение эффективной реализации общих и частных государственных функций. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов государственных и муниципальных законодательных представительных и исполнительных органов власти. Рестрикционная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов.

Русский

2015-02-16

86.5 KB

3 чел.

PAGE  2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

1. Функции и экономическая роль государства

Сущность, цели и общее социальное назначение любого государства сводятся к управлению конкретным обществом. На практике они выражаются в комплексе взаимосвязанных функций государства, важнейшими среди которых являются:

1) управление обществом;

2) обеспечение правопорядка и безопасности общества;

3) обеспечение социального развития;

4) экономическое воздействие.

При этом экономическая функция государства может рассматриваться двояко: в узком и широком смысле. В узком смысле экономическая функция возникла, по существу, в XIX в. и означает непосредственное влияние государства на экономический сектор, предполагающее государственное участие в производстве и реализации товаров и услуг. В широком смысле она означает экономический механизм реализации всех функций государства, и прежде всего финансовое обеспечение управления, правопорядка, обороны, проведение социально-культурных мероприятий.

Основу экономической роли государства в условиях рыночной экономики составляют государственные финансы. Главное их назначение финансовое обеспечение эффективной реализации общих и частных государственных функций. Последнее в значительной степени зависит от характера социально-экономической политики и общих принципов управления.

Государство, экономическая роль которого заключается в достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе, формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микроуровнях. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества.

Все направления государственного регулирования взаимодействуют между собой и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности и не предполагает наличия преимущественно государственной собственности на средства производства, подтверждением чему служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала, олицетворяемого государством, соседствует с частнокапиталистическим предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.

В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования - монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в экономику поддержанием стабильного темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и Организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Ключевые положения монетаризма (рестрикционной политики):

  •  рыночная экономика располагает свойствами саморегулирования;
  •  вмешательство государства в механизм экономики возможно только в денежной форме. Государство должно обеспечить устойчивость денежной единицы через ограничение роста денежной массы. Прирост объема денежной массы должен быт около 5% в год, кроме того, необходимо ежегодное снижение ставки подоходного налога;
  •  объем денежной массы в обращении должен строго соответствовать стоимости произведенной продукции через соотношение MV = PQ, где M – количество денег, V – период оборота денежных средств, P – цены на товарную продукцию, Q – количество продукции;
  •  спады трудовой активности представляются естественным явлением и служат способом ограничения роста заработной платы, что сдерживает инфляцию.

Рестрикционная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и повышении налогов. Цель такой политики сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса ведет к трудностям сбыта и падению темпов прироста выпускаемой продукции. Сдерживание спроса предприятия путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для прироста производства продукции, который может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста. В конечном счете задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределения ресурсов от потребления в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Противоположностью монетаризму является широко применяемая в последние десятилетия финансовая концепция кейнсианства. В ее основе государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразовании.

Ключевые положения теории Дж. М. Кейнса (1883-1946), кейнсианства  (экспансионистской политики):

  •  необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства;
  •  главным инструментом вмешательства государства в воспроизводственный процесс является бюджетная политика. Кредитно-денежные механизмы должны играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к ней. Савки процента за кредит должны быть максимально устойчивыми или иметь тенденцию к снижению;
  •  дефицит спроса – главная причина экономических кризисов. Необходимость форсировать стимулирование составных компонентов спроса – личное потребление и накопление. Обеспечение «эффективного спроса» заключается в достижении равновесия между производством, потреблением, доходом и занятостью;
  •  возможность допущения дефицита бюджета, имеющего циклический характер – увеличивающегося в период спада и снижающегося в период подъема. Расходы государства оживляют частный бизнес к росту доходов и занятости.

Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяются покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. Высокая покупательная способность лишь при определенных условиях повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений, который происходит при расширении производства, повышении темпов прироста производимой продукции. В таких случаях необязательно повышать ставку налога, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации данной программы государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.

Кейнсианство, как и монетаризм, в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, так как это чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Главные задачи оно возлагает на государство, требует разработки твердой и основательной законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен при проведении структурных преобразований в российской экономике. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

Экономический рост проблема многоаспектная, тем более в масштабах страны, только выходящей из длительного периода трансформационных преобразований.

В содержательном отношении дискуссионные вопросы экономического роста развиваются вокруг четырех базовых моделей консолидации:

1) дирижистская модель, основанная на применении принципов традиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов и государственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов. Не менее важен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных фирм;

2) укрепление финансово-промышленных  групп,  повышение инвестиционной (и вообще организационной) активности (роли) конгломератов крупнейших фирм. Предполагается, что такие образования обеспечивают концентрацию ресурсов (финансовых, интеллектуальных), а также снижение трансакционных издержек благодаря соединению в себе финансовых, производственных и исследовательских организаций;

3) резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику (реформа формирования и расходования бюджетных средств), приведение ее в соответствие с параметрами, характерными для стран аналогичного уровня экономического развития;

4) институциональные реформы, нацеленные на стимулирование предпринимательской деятельности, проведение активной политики государства по созданию благоприятных условий для инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.

В настоящее время Правительство России делает упор на последнюю модель. Постиндустриальное общество структурно отличается от индустриального тем, что доля услуг в ВВП и в занятости становится преобладающей. Стратегия прорыва (а не повторения) направлена на усиленное развитие сектора услуг, в первую очередь высокотехнологичных.

Постреволюционная экономика характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, существованием так называемых восстановительных закономерностей роста, которые проявляются во всякой экономике, пережившей тяжелый спад и восстанавливающей докризисный уровень. Во-вторых, сохранением высокого уровня трансакционных издержек из-за слабости ряда политических институтов (прежде всего судебной, административной и правоохранительной систем), а также из-за отсутствия (при наличии негативной) кредитной истории большинства экономических агентов, включая государство. Применительно к современной России существенными моментами проявления восстановительных закономерностей выступает затухающий характер этого роста. Для ускорения экономического роста необходимо также существенное снижение трансакционных издержек, которые в постреволюционной стране, по меркам развитых экономик, чрезвычайно высоки. Эта проблема характерна для всех стран, выходящих из периода социально-политической нестабильности, причем а рriori сказать, сколько времени потребуется для восстановления доверия инвесторов к институциональной системе страны. Очевидно, что для снижения трансакционных издержек необходимо обеспечить устойчивое функционирование политических и правовых институтов. Не менее важно избегать принятия государственных решений, сомнительных с точки зрения нормального частного инвестора.

Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она сдерживает внутреннее потребление из-за падения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет большое значение для погашения внешних обязательств России. Для нормального состояния внешнего баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.

Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства.

Девальвация может сопровождаться рестрикционными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, которого не коснутся сокращения государственных расходов. Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на изменение и состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при снижении спроса производство также должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств. Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость. Так считают монетаристы. Поэтому если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, то это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центробанк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции. Кроме контроля за общей массой денег, в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе более ликвидных.

2. Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования реализации государственных и муниципальных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы Российской Федерации и являются ее главным звеном.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязи финансов макроуровня и микроуровня. К финансам макроуровня относят федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуется их оптимальная организация. Поэтому важными методологическими факторами являются:

1) определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие общества и выработать критерии их функционирования;

2) государственные и муниципальные финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля за ходом их выполнения. Эту информацию можно найти:

а) в оперативной и статистической отчетности;

б) договорах и соглашениях;

в) расчетных документах и т.п.;

3) государственные и муниципальные финансы должны иметь целевую ориентацию, так как они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества.

И государственные, и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

  •  распределительную;
  •  регулирующую;
  •  контрольную.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как » рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем может осуществляться посредством контроля:

  •  за изменением финансовых показателей, состоянием платежей расчетов (т.е. применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера);
  •  за реализацией стратегии финансирования. Здесь происходит реализация долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

а) контроль за правильным и своевременным переначислением средств в бюджеты;

б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

в) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Состояние государственных и муниципальных финансов один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Поэтому, для того чтобы лучше выявить сущность государственных и муниципальных финансов, необходимо придерживаться определенных методологических принципов. Их можно свести к следующему;

1) единство законодательной и нормативной базы;

2) открытость и прозрачность;

3) разграничение полномочий и предметов ведения;

4) целевая ориентированность;

5) научный подход к реализации намеченных целей;

6) экономичность и рациональность;

7) управляемость финансовыми потоками на централизованной основе.

Обеспечение этих принципов задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления денежными ресурсами государственного и муниципального секторов экономики.

Общее значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая сводится к следующим факторам.

1. Экономическая стабилизация. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Потому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей важное значение имеют:

а) уровень бюджетного дефицита (профицита);

б) уровень исполнения бюджета;

в) объем задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами;

г) уровень инфляции;

д) ставка рефинансирования ЦБ РФ;

е) изменение валютного курса.

Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств для выполнения государственных и муниципальных функций.

2. Адаптация к рыночным преобразованиям. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками финансового рынка. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты.

3. Стимулирование инвестиционной активности. Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.

Таким образом, государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения ВВП.

В странах с централизованной управляемой экономикой преобладают финансовые ресурсы государства и муниципальных образований, а в странах с рыночной экономикой существенную часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы также могут быть значительными.

Источниками финансовых ресурсов являются: вновь созданный за определенный период чистый доход; часть национального богатства; средства, заимствованные и привлеченные из внешних источников.

Государственные финансовые ресурсы образуются за счет:

  •  взимания налогов и сборов;
  •  поступлений от использования, а также продажи государственного имущества;
  •  средств от продажи золотого запаса страны;
  •  выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг;
  •  прибыли от государственной предпринимательской деятельности;
  •  получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования;
  •  добровольных взносов юридических и физических лиц.

Важнейшие направления их расходования:

  •  содержание государственного аппарата;
  •  оплата государственных заказов;
  •  государственная поддержка отраслей экономики;
  •  финансирование бюджетных организаций и учреждений;
  •  расходы на социальные нужды;
  •  обслуживание государственного внутреннего и внешнего долгов;
  •  государственные дотации, субсидии, субвенции;
  •  взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам;
  •  затраты на приобретение, выкуп объектов собственности;
  •  другие расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

В странах с федеральным устройством государственные финансовые ресурсы делятся на ресурсы Федерации и ресурсы субъектов Федерации. При этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

Местные ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, т.е. предприятий, коммерческих организаций, создаются посредством:

  •  получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности;
  •  формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов;
  •  продажи и сдачи в аренду собственного имущества;
  •  получения заемных средств;
  •  финансовой поддержки со стороны государства;
  •  привлечения иностранных инвестиций;
  •  поступления страховых возмещений, средств от штрафных санкций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38893. Система вознаграждения за труд, применяемая на предприятии 129.5 KB
  Тарифная система оплаты труда: сущность элементы область применения. Место оплаты труда в системе вознаграждения денежная форма вознаграждения персонала связь вознаграждения и мотивации. Через оплату труда осуществляется контроль за мерой труда и потребления. Правильная организация труда и его оплаты составляет важное условие повышения эффективности труда трудовой дисциплины и точного определения заработка работника.
38895. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 469 KB
  Присяжнюк В методических рекомендациях раскрываются цели и задачи дипломной работы определяются обязанности студентов и научных руководителей определяется порядок ее выполнения описываются требования к содержанию и оформлению. Методические указания предназначены в помощь студентам специальности при выполнении дипломной работы а также преподавателям техникума. Цели и задачи выпускной квалификационной дипломной работы. Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной дипломной работы.
38897. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ОТРАСЛИ КОРМОПРОИЗВОДСТВА В СПК «КАТП «ДЖАНКОЙ» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА АР КРЫМ 350.5 KB
  Одной из основных проблем животноводства остается производство кормов. При этом их продуктивность снизилась: надой на 1 фуражную корову упал с 3720 до 2847 кг молока то есть его производство уменьшилось более чем в 38 раза Для поднятия животноводства хозяйства необходимо совершенствовать систему кормопроизводства СПК КАТП Джанкой обратив внимание на поиск путей удешевления кормов так как именно их высокая себестоимость делает очень дорогой продукцию животноводства хозяйства и в конечном счете убыточной. Одной из основных причин...
38898. Освещение ЛГБТ-проблематики в современном Рунете 355 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему Освещение ЛГБТ проблематики в современном Рунете. ЛГБТ проблематика как одно из тематических направлений современных СМИ. Актуальность ЛГБТ проблематике в современном социуме 1. Правовые и профессионально-этические проблемы в освещении ЛГБТ проблематики.
38899. Специфика работы с ЛГБТ-проблематикой в рунете 334.5 KB
  Журналистика ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему Специфика работы с ЛГБТпроблематикой в рунете. ЛГБТпроблематика как одно из тематических направлений современных СМИ. Обоснованность обращения к ЛГБТпроблематике в журналистском и публицистическом научном дискурсе. Правовая и профессиональноэтическая проблемы освещения ЛГБТпроблематики в СМИ.
38900. Міжпроцесна взаємодія в локальній обчислювальній мережі 364 KB
  Переваги використання локальних обчислювальної мережі. Визначення локальної обчислювальної мережі5 1. Модульна структура локальної мережі. Протокол Internet забезпечує при необхідності також фрагментацію і збір датаграм для передачі даних через мережі з малим розміром пакетів.