80122

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

В связи с этим прежде всего необходимо установить те явления социальной жизни анализ взаимосвязи с которыми позволит определить сущность финансового правоотношения. Отсюда сущность финансового правоотношения выводится из взаимосвязи с теми же явлениями что и сущность любого другого правоотношения. К числу таких явлений относятся: правовые нормы на базе которых возникают правоотношения государственная воля которой обусловлено правоотношение и т.

Русский

2015-02-16

67.5 KB

0 чел.

СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ

Сущность финансового правоотношения — это его "главные признаки, которые делают его тем, что оно есть". Сущность любого явления заключается не в нем самом, а "выводится" из его отношений с другими явлениями. В связи с этим, прежде всего, необходимо установить те явления социальной жизни, анализ взаимосвязи с которыми позволит определить сущность финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правового отношения. Между ними существует взаимосвязь общего и особенного. Отсюда сущность финансового правоотношения выводится из взаимосвязи с теми же явлениями, что и сущность любого другого правоотношения. К числу таких явлений относятся: правовые нормы, на базе которых возникают правоотношения, государственная воля, которой обусловлено правоотношение, и т.д. Поэтому финансовому правоотношению присущи те же существенные признаки, что и правоотношению вообще. Эти признаки выявлены теоретиками права и почти не вызывают споров. Так, опираясь на выводы теории права о сущности правоотношения, можно утверждать, что финансово-правовое отношение, во-первых, возникает на основе финансово-правовой нормы, т.е. в своей сущности есть "результат действия правовой нормы", или форма ее реализации. Во-вторых, к числу существенных признаков правоотношения, далеко не всегда отражаемых в его дефиниции, следует отнести волевой характер правоотношения, который вытекает из его взаимосвязи (как социального явления) с государством. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Все вышеперечисленные признаки характеризуют природу финансового правоотношения как одного из правовых явлений, коим является правоотношение вообще, т.е. составляют его сущность первого порядка. Вместе с тем в финансовом правоотношении может быть выявлена и сущность второго порядка, которая обусловлена, во-первых, спецификой финансовой деятельности государства и муниципальных образований как той сферы общественной жизни, в которой эти правовые отношения возникают и развиваются. Во-вторых, характером финансово-правовых норм как юридической базы этих отношений.

Специфика финансовой деятельности государства и муниципальных образований непосредственно определяет социально-политическую сущность финансового правоотношения. Финансовая деятельность не существует сама по себе. Будучи объективно обусловлена экономическим строем общества, производственными отношениями, она, в конечном итоге, детерминирована насущными потребностями и интересами больших масс людей (классов, социальных групп, населения муниципального образования, общества в целом) в оптимальном регулировании экономической жизни, в оказании помощи социально незащищенным гражданам, в решении вопросов местного значения, в наличии боеспособной армии, сильной милиции и т.д. Отсюда государство мобилизует денежные средства, для того чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия, одобренные либо всем народом (через Федеральное Собрание РФ), либо его отдельными частями (через представительные органы власти субъектов Федерации). А муниципальное образование — для решения вопросов местного значения, одобренных населением. Тот социальный интерес, который инициирует финансовую деятельность государства и муниципальных образований, неразрывно связан с объективной необходимостью финансового обеспечения общества, государства и т.д. Эта объективная необходимость (потребность) на макроуровне, т.е. на уровне классов, социальных групп, населения муниципального образования, общества трансформируется в политический интерес, который осознается и проявляется как готовность к внесению различных податей государству, муниципальному образованию для того, чтобы получить от него финансовую поддержку. Свидетельством этого, в частности, является тот факт, что Федеральное Собрание РФ — от имени всего общества, представительные органы власти субъектов Федерации — от имени этих субъектов, а представительные органы местного самоуправления — от имени жителей муниципального образования принимают финансовые законы, решения, устанавливающие налоги, сборы, пошлины и т. д. в пользу государства и муниципальных образований. Политический интерес к финансовому обеспечению государства и получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своей жизнедеятельности. Это естественно, ведь финансовые ресурсы необходимы государству не только для того, чтобы реализовать социальные интересы, воплощенные в его задачах и функциях, но и чтобы содержать свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. В связи с этим финансово-правовые нормы, выступающие основным средством осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, в своей сущности являются выражением политического интереса всего общества, различных классов, социальных групп, населения муниципального образования, а также интересов самого государства. К примеру, выражением обоюдных интересов общества и государства служат финансово-правовые нормы ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, устанавливающие направления расходования финансовых средств. Здесь государственный интерес выражают нормы, устанавливающие расходы на содержание правоохранительных органов, национальной обороны, органов государственной власти. Хотя, конечно, эти нормы являются и выражением социальных интересов общества. В то же время целый ряд норм непосредственно выражает интересы общества, различных социальных групп и уже опосредованно — интересы государства. К примеру, нормы, предусматривающие расходы государства на развитие малого бизнеса и предпринимательства, в котором заинтересован класс предпринимателей, нормы расходов на образование, здравоохранение, в котором заинтересовано все общество. Исходя из того, что финансовое правоотношение взаимосвязано с финансово-правовой нормой, выступает результатом, формой ее реализации, можно утверждать, что социально-политическая сущность финансового правоотношения, так же как и финансово-правовой нормы, заключается в выражении политических интересов различных социальных групп, населения муниципального образования, общества в целом, а также собственных интересов государства. Другими словами, одна из сторон сущности финансового правоотношения выражает публичные интересы, в связи с чем оно есть публично-правовое отношение. Надо заметить, что публичный интерес как сущностный момент финансового, в частности налогового, правоотношения определяет целый ряд его особенностей. В частности, как подчеркнуто в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. по делу о проверке конституционности п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993г. "О федеральных органах налоговой полиции", это обстоятельство определяет законодательную форму учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Однако надо иметь в виду, что публично-правовой характер финансового правоотношения таит в себе противоречия. Так, если на макроуровне, т.е. на уровне общества в целом или различных социальных групп существующая объективная потребность (необходимость) в финансовом обеспечении государства трансформируется в политический интерес и осознается отдельными классами и всем обществом, то на микроуровне, т.е. на уровне отдельного индивида такой трансформации объективно не происходит. Индивидуум (в отдельности) объективно не заинтересован вносить подати в государственную или муниципальную казну, ибо такой акт связан с непосредственным ущемлением его "собственного кошелька" (не случайно употребляется словосочетание "налоговое бремя"). Такая ситуация вполне объяснима, поскольку интерес большой группы людей не есть, как известно, простая сумма отдельных интересов. Свидетельством, что на микроуровне заинтересованность в финансовом обеспечении государства и муниципального образования объективно не возникает, является тот факт, что финансовые отношения с государством и муниципальным образованием по уплате налогов, податей и т.д. как фактические в реальности не формируются. В этом смысле уместно процитировать К. Маркса, который писал, что интерес "сцепляет друг с другом членов гражданского общества", "все то, за что человек берется, связано с его интересом".

Здесь следует напомнить, что хотя финансовые отношения (т.е. Экономические отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов) существуют не иначе как в правовой форме, на что мы неоднократно обращали внимание, это ни в коем случае не означает, что все отношения, составляющие предмет финансового права, также существуют только в правовой форме. Другими словами, нельзя утверждать, что финансовое правоотношение не имеет своего прототипа в общественной жизни.

Анализ законодательства показывает, что в большинстве случаев финансовые правоотношения сразу возникают в силу закона. Прежде всего, таковы материальные, а также подавляющая часть процессуальных финансовых правоотношений. Вместе с тем практика свидетельствует, что некоторые финансовые правоотношения первоначально существовали как организационные, а уже затем были облечены в правовую форму. Например, как уже отмечалось, отношения по поводу порядка предоставления льгот по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Федерации, долгое время существовали "de facto" и лишь в 1996—1997гг. приобрели в законодательстве ряда субъектов Федерации правовое оформление.

Противоречия в сфере государственных и местных податей, возникающие между интересами всего общества в целом, государства, с одной стороны, и индивидуальными интересами — с другой, находят свое непосредственное проявление на уровне конкретного финансового правоотношения. Так, финансовые правоотношения по уплате податей государству (муниципальному образованию) проявляются, на первый взгляд, как отношения, навязанные различным субъектам, как отношения, которые как' будто бы никому не нужны, кроме самого государства (муниципального образования). Не случайно каждый отдельный налогоплательщик стремится легальным или нелегальным путем "обойти" эти отношения. Итак, в финансовом правоотношении публичный интерес, т.е. интерес больших социальных групп, находится в постоянном противоречии с индивидуальными интересами. В этом смысле теоретики права справедливо заметили, что "в правоотношениях происходит согласование и столкновение различных волевых устремлений, потребностей, желаний. Здесь резче, конкретнее проявляются диалектические противоречия между общими, групповыми и индивидуальными интересами". Однако противоречия, проявляющиеся в финансовом правоотношении, нивелируются по мере роста благосостояния, укрепления режима законности, повышения уровня общей и правовой культуры, продвижения рыночных отношений, оптимальной сбалансированности интересов различных социальных групп, повышения уровня социальной направленности государства, становления правового государства, формирования справедливой финансовой политики. Между тем надо иметь в виду, что в той или иной мере, но они всегда будут "всплывать на поверхность" в виде фактов уклонения, обхода налогов даже в самой справедливой и необременительной налоговой системе.

Особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливают не только социально-политическую, но и материальную сторону (момент сущности) финансового правоотношения.

Как отмечалось в первом параграфе настоящей главы, финансовая деятельность государства и муниципальных образований складывается из собственно финансовых и нефинансовых (с экономической точки зрения) отношений. Собственно финансовые отношения, составляющие содержание финансовой деятельности, определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений, а точнее, той их частью, которая имеет стоимостную форму. В их число включаются отношения по поводу получения бюджетных ссуд, по уплате налогов, сборов и т.д. в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Так, экономическая структура общества рыночного типа, потребности ее развития определяют те принципы финансовых отношений, которые государство и муниципальные образования должны воплотить в правовых нормах. В частности, многообразие и равенство форм собственности предполагает такие финансовые отношения с государством, которые бы строились на принципах равенства и четкости в определении той доли дохода, которая должна быть передана государству. Кроме того, экономика рыночного типа предполагает сокращение государственного сектора. В связи с этим в системе финансов резко сокращается бюджетное финансирование производственного сектора и основное место отводится налоговым отношениям. Вместе с тем выявившаяся экономическая необходимость оставления в государственной собственности ряда предприятий объективно приводит к существованию государственных децентрализованных финансовых фондов. В частности, в 1994г. были созданы казенные предприятия с особым режимом финансов. Наконец, экономика объективно определяет финансовые отношения с бюджетом на уровне субъектов Федерации. К примеру, нереализация в 1997г. на территории Воронежской области вино-водочной продукции областного производства из-за завоза этой продукции "со стороны" привела к тому, что ее бюджет потерял доходы за счет акцизов и налогов на производство и реализацию алкогольных напитков.

Что касается всех других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по установлению форм мобилизации денежных средств и т.д., то они также определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения. На них приходится вся нагрузка по поддержанию в ходе финансовой деятельности собственно финансовых отношений в режиме современной экономической ситуации. Так, представительный орган власти или орган местного самоуправления утверждает бюджет, закладывая туда нормативы, которые в той или иной мере, но сформируют взаимоотношения различных субъектов с бюджетом в предстоящем финансовом году с учетом современных требований экономики.

В связи с этим, подчеркивая единство отношений, а значит, и правоотношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, можно утверждать, что все они в сущности являются экономическими отношениями. На эту сторону сущности финансового правоотношения постоянно обращал внимание Е.А. Ровинский. Цитируя ученых-экономистов, он подчеркивал, что финансовые правоотношения непосредственно выражают в денежной форме производственные отношения. "Важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений".

Вместе с тем в финансово-правовой науке очень часто обращается внимание на имущественный характер финансового правоотношения как на одну из его особенностей. Имущественные отношения — это "...волевые отношения, в которых производственные отношения находят выражение в общественной жизни как отношения между конкретными лицами по поводу принадлежности или перехода имущественных благ". В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства, ибо "объектом финансовых правоотношений являются сами деньги...". В рамках финансовых правоотношений денежные средства переходят от различных субъектов к государству (или муниципальному образованию), а затем от последнего — к различным субъектам. Денежный, и в этом смысле имущественный, характер финансовых правоотношений обусловлен тем, что в своей сущности они являются экономическими отношениями в их стоимостной, т.е. денежной, форме. Однако, подчеркивая это, ученые опять-таки отдают себе отчет, что финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют организационные и материальные, или процедурные (процессуальные) и материальные. В число материальных включаются те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. А в число организационных, или процедурных (процессуальных), — те, которые направлены на организацию, планирование, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием, "которыми

а) устанавливаются, изменяются или отменяются устройственные положения финансовой системы,

б) финансово-плановые отношения,

в) процессуальные отношения (в системе бесспорных и контрольно-юрисдикционных производств". Тот факт, что организационные отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений (во всей совокупности) как имущественных, ибо, как подчеркивает С.Д. Цыпкин, организационные отношения "...конечной целью имеют движение денежных средств". Таким образом, существенно то, что финансовые правоотношения "...всегда возникают (в конечном счете) по поводу денежных средств".

Подчеркивая экономическую сторону сущности финансового правоотношения, надо обратить внимание, что она проявляется весьма противоречиво. Дело в том, что эта сторона сущности финансового правоотношения предполагает научное познание требований экономических законов развития общества и их последовательное воплощение — в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований — в финансово-правовых отношениях. Так, экономической, в частности, финансовой наукой определены пределы налогового бремени в условиях рыночной экономики, критерии оптимального налогообложения и т.д. Между тем последовательное проведение в жизнь результатов научного экономического познания в ходе финансовой деятельности государства и муниципального образования в любом обществе всегда затруднительно. Дело в том, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований — эта та сфера социальной деятельности, которая в гораздо большей степени, нежели какая-либо другая, находится под влиянием политических устремлений различных социальных групп, классов, территорий и т.д. Ведь финансовая деятельность полифункциональна, т.е., как мы уже отмечали, она обеспечивает, гарантирует не одну какую-то задачу или функцию государства (муниципального образования), а практически все. Отсюда в осуществлении этой деятельности, особенно на стадии правотворчества, принимают участие самые различные политические силы, группировки и т.д. Поэтому принятие любых финансовых законов, подзаконных актов в сфере финансовой деятельности государства (муниципального образования) всегда является не последовательным проведением в жизнь требований экономических законов, а компромиссом интересов десятков политических сил общества. При этом политический компромисс в сфере финансовой деятельности государства может в большей или меньшей мере отвечать требованиям экономических выводов, тенденций и т.д. Еще в начале века известный русский ученый И.X. Озеров писал: "План финансовой политики, продиктованный требованиями финансовой науки, нередко, к сожалению, остается только идеалом, так как в практическую политику вторгаются сильные интересы разных групп и заставляют политику отклоняться от своего идеала, что и делает ее пестрой, неустойчивой, нередко идущей вразрез с пожеланиями науки". В связи с этим в любом случае и всегда существует противоречие между экономической сущностью финансового правоотношения и его политической формой. Однако, безусловно то, что подготовка и принятие финансовых законов должны обязательно опираться на заключения и предложения экономической науки.

Помимо всего отмеченного особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливают еще одну сторону сущности финансового правоотношения. Однако эта сторона наиболее ярко проявляется во взаимосвязи с финансово-правовыми нормами. Как было отмечено в первом параграфе работы, финансовая деятельность государства и муниципальных образований является управленческой, т.е. предполагает подчинение объекта этой деятельности ее субъекту — государству или муниципальному образованию в лице компетентных органов. В связи с этим финансово-правовые нормы являются преимущественно императивными, что всегда подчеркивалось в финансово-правовой науке. Их императивный характер проявляется, прежде всего, через систему этих норм, где преобладают обязывающие нормы, т.е. такие, которые указывают на должное поведение субъектов, на то, что ему предписывается, а не на то, что он может делать. Оттенок императивности имеют и управомочивающие нормы финансового права, о чем будет сказано ниже. Императивность обязывающих финансово-правовых норм означает:

а) что они содержат требования, обязывающие различных субъектов финансового права к выполнению определенных действий;

б) что они точно определяют объем прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения, не позволяя им определять или изменять их по взаимному соглашению.

Императивный характер управомочивающих финансово-правовых норм проявляется в том, что:

а) они, предоставляя субъекту право совершать какие-либо действия, фактически во многих случаях обязывают его к совершению этих действий. Главным образом это касается норм, которыми установлена компетенция управомоченных государством органов как субъектов финансового права. К примеру, право налоговых органов проводить налоговые проверки, сформулированное в п.2 ст.31 НК РФ, одновременно формулируется в ст.32 НК РФ и как их обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Это подчеркивает не дозволительный, а императивный характер данного права. Гораздо чаще право государственного органа как субъекта финансового правоотношения фактически есть его обязанность, ибо для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые "орган может использовать или не использовать исключительно по собственному "свободному" усмотрению, а служение государству, т.е. в широком плане — выполнение обязанностей перед ним...";

б) диспозитивный характер уп-равомочивающей финансово-правовой нормы строго ограничен как раз в пользу императивных начал. Здесь диспозитивность проявляется только в том, что "правомочный орган, основываясь на законе и учете конкретных условий, принимает в границах, предписанных уполномочивающей нормой, наиболее целесообразное решение", или финансово-правовая норма позволяет органу, уполномоченному государством, конкретизировать обязанности стороны правоотношения, противоположной государству, строго в пределах, установленных государством;

в) они очень часто имеют вторичный (производный) характер. В большинстве случаев управомочивающие финансово-правовые нормы фактически не являются самостоятельными, а идут только "в связке" с обязывающими. Например, норма, устанавливающая право налогоплательщика присутствовать при выездной налоговой проверке (п.2 ст.21 НК), сама по себе никакого значения не имеет без "привязки" к его обязанности уплатить налог.

Как результат, императивность финансово-правовых норм проявляется и в том, что на их базе возникает ситуация юридического неравенства сторон финансового правоотношения. Государство или уполномоченный орган (орган местного самоуправления) наделяются полномочиями, которые чаще всего являются и их обязанностями в отношении противоположной стороны правоотношения (по сбору налогов, по наложению штрафов, по контролю и т.д.), а последняя должна лишь выполнять их предписания.

Исходя из всего изложенного, финансовое правоотношение, во взаимосвязи с финансово-правовой нормой может в своей сущности рассматриваться как властеотношение. Возникнув на основе финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер, оно реализуется по принципу "команда — исполнение", где команды дает государство (муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и прочие субъекты финансового права. Надо заметить, что в науке финансового права признак властности финансового правоотношения всегда отмечался наряду с его имущественным характером. В связи с этим очень часто подчеркивалось, что финансовое правоотношение имеет властно-имущественный характер.

Подводя общий итог, можно заключить, что финансовое правоотношение в своей сущности является экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы. Одновременно нельзя забывать, что в самой сущности финансового правоотношения заложены противоречия: между экономическим содержанием финансового правоотношения и его политической формой, между публичными интересами и интересами индивидуальными.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23358. СЛОЖЕНИЕ ОДНОНАПРАВЛЕННЫХ И ВЗАИМНОПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ КОЛЕБАНИЙ 383.5 KB
  СЛОЖЕНИЕ ОДНОНАПРАВЛЕННЫХ И ВЗАИМНОПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ КОЛЕБАНИЙ. Цель работы: изучение эффектов возникающих при сложения однонаправленных и взаимно перпендикулярных гармонических колебаний. Представим каждое из колебаний как проекцию на ось X вектора длиной равной амплитуде вращающегося по часовой стрелке с угловой скоростью  рис. Тогда результат сложения колебаний можно представить как проекцию суммарного вектора .
23359. Изучение влияние емкости конденсатора на период колебаний в электрическом контуре 179.5 KB
  Основы теории Рассмотрим процесс возникновения колебаний в идеальном электрическом контуре осцилляторе рис. Таким образом можно сделать вывод что частота гармонических колебаний в идеальном электрическом контуре равна корню квадратному из коэффициента при заряде q формула 2: При этом период колебаний равен формула Томсона: 6 Связь периода колебаний с величинами С и L качественно объясняется следующим образом. С увеличением...
23361. Списки та стрічки в Python 3.02 MB
  3 Дії зі списками 1.4 Методи роботи зі списками 1.1 Дожина списка 1.
23362. Функції в мові Пітон 300.73 KB
  Київ 2013 Завдання: Вивчення засобів роботи і принципів організації функції в мові Пітон.1 Функції параметри аргументи 1.2 Поверненне значення функції 1.
23363. Кортежі і словники 277.75 KB
  1 Загальні відомості 1.1 Загальні відомості 2.
23364. Робота с файлами 133.75 KB
  2 Порядок роботи с файлами 3. Методи роботи с файлом 4. Повний цикл роботи читаннязапису файла Індивідуальне завдання 1. Висновок: В даній лабораторній роботі я навчився працювати зі списками з методами роботи з файлами з режимами роботи с файлами.
23365. Юнікод 163.23 KB
  Робота с кодуванням в мові Пітон.2 Робота с Юнікодом в ручному режимі 2.3 Спрощена робота в Юнікод Індивідуальне завдання 1.
23366. Вивчення основ програмування на мові Python 562.41 KB
  Тексти програм на мові Python. Мета роботи Ознайомлення з основними типами даних в Python. Вивчення основ програмування на мові Python.