80134

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Следовательно финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Под централизованными финансами понимают экономические отношения связанные с образованием и использованием фондов денежных средств аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Иными словами к централизованным фондам денежных...

Русский

2015-02-16

42.5 KB

0 чел.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся:

во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства;

в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело — децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:

  1.  зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и
  2.  доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано:

а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

  •  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;
  •  отраслями материального производства;
  •  отдельными регионами страны;
  •  формами собственности;
  •  социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децёнтрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма •— финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год — год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32662. Окружающая среда проекта 28 KB
  Окружающая среда проекта. Окружение проекта Каждый проект нужно рассматривать а также управлять им учитывая окружение в котором он существует. Окружающая среда проекта это совокупность внешних и внутренних в отношении проекта факторов влияющих на достижение результатов проекта. В данном разделе необходимо проанализировать факторы ближнего и дальнего окружения проекта которые могут оказать влияние на реализацию проекта.
32663. Базовые и интегрирующие функции управления проектом 24 KB
  Базовые функции управление предметной областью проекта содержательная сущность; управление качеством требования к результатам стандарты; управлением временными ресурсами бюджет времени; управление стоимостью финансовый и материальный бюджет. Интегрирующие функции управление персоналом проекта подбор подготовка организация работы; управление коммуникациями мониторинг и прогнозирование хода работ и результата; управление контрактами контрактация исполнителей материалов и др.; управление риском снижение уровня...
32664. Организационно-динамические структуры управления проектом. Проектирование организационно-динамических структур управления проектом 144 KB
  Организационнодинамические структуры управления проектом. Проектирование организационнодинамических структур управления проектом. Организационные структуры УП Несмотря на все многообразие типов и видов проектов их структура управления по своему содержанию в основном однородна ибо в ней представлена та или иная комбинация одних и тех же видов работ по управлению. Это обстоятельство обеспечивает единый подход к проектированию структур управления.
32665. Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование, метод PERT, матрица РАЗУ, информационно-технологические модели управления 263 KB
  Организационный инструментарий управления проектами: сетевое моделирование метод PERT матрица РАЗУ информационнотехнологические модели управления Сетевая матрица представляет собой графическое изображение процессов осуществления проекта где все работы управленческие производственные показаны в определенной технологической последовательности и необходимой взаимосвязи и зависимости. Матрица РАЗУ Возможно разделить функции по подразделениям и службам аппарата управления проектом а также обеспечить их комплексную реализацию. Матрица...
32666. Маркетинг проекта. План маркетинга в проекте 37 KB
  Маркетинг проекта В структуре маркетинговых исследований можно выделить 3 принципиальных блока которые в свою очередь также состоят из конкретных работ: Организация исследований: определение целей диапазона и программы маркетинговых исследований; определение методов и средств маркетинговых исследований; сбор и первичная оценка информации; Внешний анализ: анализ структуры целевого рынка; анализ емкости рынка; анализ каналов сбыта; анализ конкуренции; макроэкономический анализ; анализ социальноэкономической среды; Внутренний анализ:...
32667. Принципы и законы управления образовательными системами 51.5 KB
  Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем но достаточно жестко определяют характер связей в системе структуру органов управления. Принципы управления это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.
32669. Методы управления 57.5 KB
  Огут быть сгруппированы по: Объекту управления Федер. Субъекту управления организационнораспорядительные хозяйственные Целям стратегического управления тактического оперативного Механизму влияния социальнополитические организационнораспорядительные организационнопедагогические Стилю авторитарные демократические либеральные Времени управленческих действий перспективные долгосрочные текущие Методы управления это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного...
32670. Классификация подходов к управлению образовательным процессом 53 KB
  В качестве основы управления педагогическими системами а образовательный процесс представляет собой педагогическую систему Н. Коммуникативная функция нацелена на построение необходимых взаимоотношений и связей между субъектами управления. Конаржевский в процессе управления школой выделяет следующие функции: педагогический анализ планирование организацию внутришкольный контроль регулирование. Якунин рассматривая обучение как процесс управления в качестве относительно самостоятельных но взаимосвязанных функций управления выделяет:...