80142

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Важной стороной в характеристике бюджетноправового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. Правовой основой компетенции субъектов РФ помимо конституционных норм является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации а также законодательство самих субъектов РФ конституции и уставы в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ их другое законодательство.; Закон РФ О субвенциях краям областям республикам в составе Российской Федерации ежегодно принимаемые законы о федеральном...

Русский

2015-02-16

39 KB

0 чел.

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ

Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Конституция РФ (ст.ст.71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции (ч.4 ст.5) являются равноправными.

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих субъектов РФ — конституции и уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ, их другое законодательство.

К федеральному законодательству, действующему в данной области до 1 января 2000г., относятся, например. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»; Закон РФ «Об основах бюджетных прав...»; Закон РФ «О субвенциях краям, областям, республикам в составе Российской Федерации», ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете, в которых определяются конкретные права субъектов РФ на получение определенных доходов для зачисления в их бюджеты. Перечень доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, комплексно определен в Бюджетном кодексе РФ 1998г. (ст.ст.55—57). В кодексе перечислены также полномочия, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений (ст.8).

Финансовые; в том числе бюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами могут регулироваться федеративными договорами. Многие из субъектов РФ заключили такие договоры с Федерацией.

Из числа специальных нормативных актов субъектов РФ важная роль принадлежит принятым их представительными органами власти законам о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:

а) с федеральными органами власти;

б) с другими субъектами Федерации;

в) с органами местного самоуправления. Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность следующих прав:

1. Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. При этом учитываются Особенности системы муниципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на данной территории.

Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении них.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта Федерации, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей ее населения.

В пределах имеющихся средств субъекты РФ вправе увеличивать нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов, охраны окружающей среды и другие цели,

Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение.

4. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.

5. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры.

6. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов.

Так, в доходы бюджетов субъектов Федерации зачисляются:

а) налоги, сборы, другие обязательные платежи, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к уровню доходов субъектов Федерации;

б) часть налога на прибыль предприятий в соответствии с федеральным законодательством;

в) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;

г) дивиденды от совместных предприятий в соответствии с долей субъекта Федерации в собственности этих предприятий;

д) платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством РФ;

е) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации;

ж) выявленные государственным контролем сокрытые (заниженные) от налогообложения доходы (прибыль) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в собственности субъектов Федерации;

з) некоторые платежи федерального уровня и др. Кроме того, в бюджеты субъектов Федерации передаются отчисления от федеральных доходных источников (например, от налога на добавленную стоимость, акцизов и др.) по нормативам, утвержденным органами власти РФ на планируемый год. Другая часть этих доходов должна быть зачислена в федеральный бюджет. При недостаточности указанных доходов для сбалансирования бюджетов субъектов Федерации им передаются из федерального бюджета дотации и субвенции, используемые в порядке, установленном законодательством РФ.

7. Право распределения доходов между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе.

Помимо этого, в компетенцию субъектов Федерации входит ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений по установленным размерам от собственных (субъектов Федерации) налогов, других платежей. Из бюджетов субъектов Федерации по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвенции.

8. Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований', а также оборотную кассовую наличность.

9. Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства.

10. Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года. Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать из ведения субъектов Федерации.

Указанные средства могут быть вложены органами власти субъектов Федерации в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, предоставлены для временного использования в форме процентных и беспроцентных ссуд. Однако это допускается только при условии финансирования плановых расходов и зачисления в бюджет полученных от этих операций средств.

11. Право на компенсацию потерь в доходах бюджета субъекта Федерации или увеличения его расходов за счет средств федерального бюджета в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органа федеральной власти.

Предусмотренные законодательством бюджетные права субъектов Федерации гарантируются судебной защитой. При нарушении их федеральными органами представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации вправе обратиться за защитой в арбитражный суд.

Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собою тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения. Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты федерации согласно Конституции являются равноправными. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство субъектов РФ: конституции республик в составе РФ, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их законодательство.

Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с другими субъектами федерации; с органами власти местного самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32182. Учетная информация.Коммерческая тайна 41.5 KB
  В идеале конечная учетная информация остающаяся у ее потребителей должна быть максимально приближена к реальности. Учетная информация это содержание отражения о реальности. Таким образом учетная информация с позиции теории отражения может быть представлена как отраженное разнообразие то разнообразие которое содержится в учетной системе о характеризуемом объекте.
32183. Связь бухгалтерского дела с другими науками 33 KB
  Связь бухгалтерского дела с другими науками Бухгалтерское дело является составляющей частью управления и представляет собой сложную систему отражения и познания различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Поэтому общей теоретической основой познания объектов бухгалтерского дела является экономическая теория изучающая экономические законы производства и распределения материальных благ в обществе. Информация бухгалтерского дела используется для характеристики экономики различных организаций и отраслей народного хозяйства...
32184. Современные системы автоматизации 32.5 KB
  В настоящее время рынок программных продуктов предлагает широкий перечень прикладных программ для автоматизации бухгалтерского дела. В связи с этим возникают проблемы сертификации программ бухгалтерского учета на соответствие их системе общепризнанных требований. Для целей отбора наиболее удачных разработок проводятся конкурсы программ автоматизации бухгалтерского учета и аудита.
32185. Современный этап Сдачиа отчетности в электронном виде 26 KB
  Система сдачи налоговой отчетности Сбис Электронная отчетность руководитель Березовский Н. Система сдачи налоговой отчетности КонтурЭкстерн. Сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи самый прогрессивный способ.
32186. Способы и приемы внутреннего экономического контроля 36 KB
  Это определенная система планирования учета контроля потоков ресурсов по центрам затрат на предприятии и результатам деятельности по центрам ответственности. Суть формирования бюджетов смет состоит в заключении бюджетов низшего уровня в бюджет высших уровней с получением бюджета сметы затрат по элементам по потребителям и предприятию вообще в целях контроля средств и ресурсов их поступления расходования в соответствии с выработанной финансовой стратегией. может быть как долговременной так и разовой смета составляется на вид затрат...
32187. Структура бухгалтерской службы и ее виды 39.5 KB
  Факторы влияющие на выбор структуры бухгалтерского аппарата могут быть различными например величина предприятия; специализация предприятия; количество самостоятельных подразделений; объем выполняемых учетных операций; штатный состав; количество центров ответственности и носителей затрат; объем объектов учета. Бухгалтерии крупных и средних организаций имеют более широкий круг объектов учета поэтому возникает необходимость выделить в аппарате бухгалтерии отдельные части. Должностные обязанности работников учета должны быть перераспределены...
32188. Структура ИПБ России 24.5 KB
  в РФ было создано некоммерческое партнерство Институт профессиональных бухгалтеров России ИПБ России учредителями которого являются ведущие высшие учебные научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ. ИПБ создает филиалы и открывает представительства.
32189. Способы фиксации результатов осмотров места происшествия 34 KB
  Способы фиксации результатов осмотров места происшествия. Осмотр места происшествия это неотложное следственное действие заключающееся в непосредственном восприятии исследовании и фиксации следователем обстановки места происшествия относящихся к делу следов и объектов их индивидуальных особенностей и взаимосвязей в целях выяснения сущности происшедшего события механизма преступления и отдельных обстоятельств имеющих значение для правильного разрешения дела. Осмотр места происшествия как часть процесса расследования связан не только с...
32190. Тактические особенности производства обыска помещений 30 KB
  Тактические особенности производства обыска помещений. При производстве обыска основное тактическое правило внезапность. На подготовительном этапе следователь должен принять все необходимые меры для обеспечения внезапности обыска исключить возможности утечки информации о предполагаемом обыске. Исходя из соображений внезапности и конфиденциальности данный вопрос решается следователем как правило уже по прибытии на место обыска.