80146

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Валюта Российской Федерации это: а находящиеся в обращении а также изъятые или изымаемые из обращения но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов банкнот Центрального банка РФ и монеты; б средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; в средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании...

Русский

2015-02-16

192 KB

0 чел.

15

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ И ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

В финансовых отношениях и финансовом праве, в служебной и бытовой лексике термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. В источниках финансового права приведенное определение валюты конкретизируется применительно к объектам, охватываемым понятием «валюта».

Для характеристики соотношения внутренней и иностранной валют используются понятия: «необратимая (неконвертируемая) валюта», используемая в пределах только одного государства; «обратимая (конвертируемая) валюта», которая обменивается на иностранную валюту и является, таким образом, средством платежа на международном рынке; «частично обратимая (конвертируемая) валюта» используется не во всех внешних валютных операциях и в отношениях не всех субъектов.

В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г. даны определения валюты.

Валюта Российской Федерации — это:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.

Иностранная валюта это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютный курс означает соотношение валют двух или более стран. Валютный курс обычно устанавливается на основе спроса-предложения валют на валютном рынке, однако может носить и односторонний характер, когда государство во властном, одностороннем порядке устанавливает валютный курс. Так было, в частности, в СССР в 1930—1980гг.

В современном российском законодательстве и экономической практике часто используется понятие «валютная интервенция Банка России», означающее его деятельность на рынке валют по поддержанию необходимого курса российского рубля путем купли-продажи иностранной валюты' и по воздействию на суммарный спрос и предложение денег.

Валютные ценности ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны. Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям отнесены:

а) иностранная валюта,

б) ценные бумаги в иностранной валюте — платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.

Валютные операции это:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка и Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов. Возникающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютного регулирования и валютного контроля.

За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

 

2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Государство вообще и Российская Федерация в частности регулируют валютные отношения с учетом экономических задач государства. Для Российской Федерации с момента провозглашения ее суверенитета (12 июня 1990г.) характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.

В процессе валютного регулирования изменяется и система органов, осуществляющих это регулирование.

Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты. Так, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ “Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка” от 2 ноября 1994г. в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте.

Оценка вложения капитала в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями осуществляется в валюте Российской Федерации.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Основы организации и осуществления валютного регулирования определены Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных и иных нормативных актах, в том числе ведомственных (однако имеющих общее значение).

В соответствии с законодательством органом государственного валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) (ст.53 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”; ст.9 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”),

В этих целях Банк России:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) осуществляет все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные Законом.

Указанный Закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов.

Резиденты - это:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в п.“б” и “в”.

Нерезидентами являются:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в п.“б” и “в”.

Закон РФ <О валютном регулировании и валютном контроле устанавливает, что операции с иностранной валютой и пенными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Под текущими валютными операциями понимаются:

а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:

а) прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Действует правило о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации.

Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и иных ценных бумаг, выраженных в российской валюте, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию российской валюты и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.

Законом определены правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка. Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России. Банку России в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции.

В 1999г. в соответствии с Указом Президента РФ “Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки” №334 от 15 марта 1999г., а также в соответствии с Инструкцией Банка России “О порядке обязательной продажи предприятиями, учреждениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рыке Российской Федерации”, утвержденной приказом Центрального банка Российской Федерации №02-104А от 29 июня 1992г. (с изменениями и дополнениями) юридические лица осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через банки и иные кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка РФ на осуществление банковских операций в иностранной валюте по рыночному курсу иностранных валют к рублю, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день (момент) продажи.

Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента РФ при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.

Например, Указом Президента РФ “Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства “Новости” от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг” от 22 ноября 1994г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.

Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резидентами:

текущие валютные операции осуществляются без ограничений;

валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации;

право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил; порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Банк России. Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство РФ;

право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.4 Закона;

порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России устанавливается Президентом РФ с последующим представлением информации высшему законодательному органу Российской Федерации;

физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию;

порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (за исключением случаев, указанных в п.6 ст.6 Закона) устанавливает Банк России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.

Федеральным законом от 5 июля 1999г. №128-ФЗ установлено право физических лиц-резидентов вывозить из Российской Федерации без разрешения, но при соблюдении таможенных правил, наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10 тыс. долл. США (Российская газета. 1999г. 7 июля).

В отношении нерезидентов действуют следующие правила. Они имеют право:

иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Банк России;

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Банком России;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом физические лица-нерезиденты вправе вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем   сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением подтверждающих документов;

переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Законе, в порядке, установленном Банком России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.

Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте (ст.11 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 9 июля 1999г.).

Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Банком России.

В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994г. Банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.

Вопросы понятия драгоценных металлов и драгоценных камней, собственности на них и порядка осуществления операций с ними урегулированы Федеральным законом “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” от 26 марта 1998г.

В соответствии с законом под драгоценными металлами понимаются: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Этот перечень может быть изменен только федеральным законом.

Под драгоценными камнями понимаются: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, который устанавливается Правительством РФ. Перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом.

Закон предусматривает, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче указанных объектов, являются собственностью субъектов добычи, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации. Если драгоценные металлы и драгоценные камни добыты незаконно, то их собственником является Российская Федерация.

Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в собственности: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.

Закон гарантирует преимущественное право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на заключение договоров о приобретении ими добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими соответствующие разрешения (лицензии).

Закон дает понятие старательской добычи - способ организации работ по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней с отрывом работников от мест их постоянного проживания на срок больший, чем четыре месяца. Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме алмазов, организациями различных форм собственности, в том числе артелями старателей.

В Законе определен правовой статус государственных фондов и запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, подробно характеризуются цели, содержание и механизм государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, государственного контроля в этой сфере.

3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Важнейшая задача валютного регулирования и валютного контроля — противодействие утечке капитала за границу, создающей угрозу экономической безопасности страны. Утечка капитала происходит, прежде всего, в таких формах, как невозврат в Россию валютной выручки от экспорта и сделки по фиктивным импортным контрактам.

С целью ограничения масштабов утечки капитала и пополнения внутреннего рынка валютными ресурсами Банк России совместно с ГТК РФ создал систему таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов. Правовой основой этой системы являются: Инструкция ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 от 13 января 1999г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров», Инструкция ЦБ РФ № 30 и ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары», Указание ЦБ РФ №500-У от 12 февраля 1999г. «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №86-И и ГТК РФ №01-23/26541 контроль за экспортными операциями начинается с оформления экспортером — резидентом, от имени которого заключен контракт, паспорта сделки (ПС) в уполномоченном банке (его филиале), где открыт валютный и/или рублевый счет экспортера, на который он обязан зачислить выручку от экспорта согласно ПС. ПС — основной документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №30 и ГТК РФ №01-20/10538 базовым документом валютного контроля импортных операций является паспорт импортной сделки (ПСи), оформляемый импортером — резидентом (юридическим лицом) в уполномоченном банке, в котором открыт его валютный счет. ПСи содержит сведения об импортном контракте, необходимые для осуществления валютного контроля.

Банк ведет в электронном виде ведомость банковского контроля за обоснованностью переводов средств в иностранной валюте за импортируемые товары, на основе которой он формирует в автоматическом режиме и предоставляет в территориальное учреждение Банка России ежемесячные отчеты о переводе средств в иностранной валюте за импортируемые товары, включающие сведения по всем импортным контрактам, находящимся в отчетном периоде под таможенно-банковским контролем.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 83-И уполномоченные банки формируют и ведут в электронном виде базу данных «Сведений о договорах», в которую вносят изменения условий договоров и иную информацию, содержащуюся в «Сведениях о договоре», а также информацию о нарушении клиентом валютного законодательства.

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.

Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995г. №1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993г. №205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными целями валютного контроля являются:

  •  определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  •  проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности ( иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:

  •  представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;
  •  в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
  •  устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.

Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.

Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.

Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того. Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:

а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;

г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;

д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.

В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.

За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.

Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.

При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.

При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.

За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.

Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.

Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних — в судебном порядке.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.

Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст.ст.180—190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:

  •  в ГТК РФ — Управление валютного контроля;
  •  в региональных таможенных управлениях — отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
  •  в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
  •  в таможенных постах — ОТО.

Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст.199 Таможенного кодекса РФ).

К числу органов валютного контроля законодатель относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля, а также подотчетны соответствующим органам валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их клиентами. К органам валютного контроля относятся Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:

  •  определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;
  •  издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;
  •  проводить все виды валютных операций; устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ;
  •  устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
  •  устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии, а также выполнять иные функции.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:

  •  контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
  •  осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
  •  участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
  •  осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
  •  организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валют экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации
  •  контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе межродных договоров и соглашений;
  •  проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
  •  обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
  •  осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право.

  •  получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
  •  проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
  •  ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
  •  иные права, предусмотренные законодательством.

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  •  взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
  •  взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства:

  •  отсутствие учета валютных операций;
  •  ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
  •  непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая;

а) не была учтена;

б) была учтена ненадлежащим образом;

в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:

  •  взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
  •  приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  •  других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

  •  с юридических лиц - в бесспорном порядке;
  •  с физических лиц — в судебном порядке.

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены санкции за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами (ст.153), а также за незаконную продажу платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст.154). Так, в ст.153 указано, что незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в том числе спекуляция этими ценностями, если стоимость предмета незаконной операции не превышает 25 руб., наказываются штрафом в размере до 100 руб. с конфискацией валюты и платежных документов. За те же действия, совершенные повторно в течение года, предусмотрено наложение штрафа в размере до 200 руб. с конфискацией валюты и платежных документов.

В Таможенном кодексе РФ в разделе VI «Валютный контроль» глава 29 посвящена валютному контролю таможенными органами Российской Федерации.

Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом РФ в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст.199). Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ применительно к таможенному контролю (ст.200).

В статье 201 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

1) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст.174);

2) незаконное получение кредита (ст.176);

3) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст.177);

4) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

5) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.186);

6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.187);

7) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191);

8) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192);

д) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193).

Кроме того, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст.14 предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства. В частности, в п.1 этой статьи сказано, что резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего закона несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валюте драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Валютой являются ценности, которые могут служить средством платежа. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий.

Природные драгоценные камни включают: алмазы, рубины, изумруды и другие, перечисленные в Законе от 9 октября 1992г.

В соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994г. №756 Центральный банк РФ и специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, могут совершать данные сделки в пределах предоставленных им прав. Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.

Центральный банк РФ и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр.

При этом ЦБ РФ может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных указанным выше Положением, с учетом требований ЦБ РФ могут:

а) совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, ЦБ РФ, промышленными потребителями, инвесторами;

б) совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований вышеуказанного Положения;

в) совершать золотые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета золота через специально уполномоченные банки.

При этом не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

Монета, содержащая золота, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращении Центральным банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во все виды платежей без ограничений, а также для зачислений на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетой устанавливаются Центральным банком РФ.

5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Международные валютно-кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические отношения. Общая цель — развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабильности всемирного хозяйства. К таким организациям в первую очередь относятся: Международный валютный фонд (МВБ); группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); Банк международных расчетов и Всемирная торговая организация (ВТО).

Международные финансовые институты призваны:

1) объединять усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;

2) осуществлять международное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

3) разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Вкратце остановимся на некоторых из них.

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей 1—22 июля 1944г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих. Исполнительный орган — директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке.

МВФ предназначен для:

  •  содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  •  поддержания устойчивости валютных паритетов и устранения валютных ограничений;
  •  оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.

Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития и другие, близкие ему валютно-кредитные организации.

Группа Всемирного банка (ВБ) — специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав ВБ входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого института, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии.

Основными функциями ВБ являются:

  •  инвестиционная деятельность в развивающихся странах;
  •  аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  •  систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;
  •  посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР — головной институт в группе Всемирного банка.

Руководящие органы МБРР — Совет управляющих и директорат (исполнительный орган)

Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15—17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.

В МБРР действует в рамках следующих программ:

  •  борьба с бедностью и экономическое управление;
  •  социальное развитие и экология;
  •  финансы, частный сектор, инфраструктура;
  •  развитие человеческого потенциала.

МБРР в 1998г. предоставил кредитов на сумму 19,2 млрд. долл.

Одно из первых мест среди получателей кредитов МБРР занимает Россия, которая за 1993—1998гг., получила средства в сумме 5,4 млрд. долл.

Международная ассоциация развития (MAP) была образована в 1960г. Кредиты MAP выдаются развивающимся странам на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет. Ссуды — беспроцентные, плата взимается только на покрытие административных издержек в размере 0,5% годовых. Льготные кредиты могут получить только те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими доходами на душу населения. В 1998 г. MAP предоставила кредитов на сумму — 5,6 млрд. долл.

Все страны, являющиеся членами МБРР могут вступить в MAP.

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в 1956г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся стран, укрепления там частного сектора без получения правительственных гарантий.

МФК инвестирует средства в акционерные капиталы предприятий, которым оказывает кредитную поддержку, финансирует создание новых и реконструкцию действующих предприятий. Большое внимание МФК уделяет развитию малого бизнеса и охране окружающей среды.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988г. для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков, к которым относятся:

  •  отмена конвертируемости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей;
  •  экспроприация имущества инвестора;
  •  военные действия;
  •  —политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
  •  невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

МАГИ могут быть гарантированы следующие инвестиции:

  •  взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал;
  •  ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами;
  •  некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. МАГИ, как правило, предоставляют гарантии сроком на 15 лет, а иногда и до 20 лет. При этом гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. Деятельность МАГИ координируется с национальными страховыми компаниями.

Банк международных расчетов (БМР) — это первый международный банк, созданный в 1930г. с целью содействия сотрудничеству центральных банков Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии и обеспечения между ними международных расчетов.

В настоящее время членами БМП являются более 30 государств.

Управление деятельностью БМР осуществляется Общим собранием и Советом директоров.

Основными функциями БМР являются:

  •  обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
  •  выполнение роли доверенного лица, при проведении межгосударственных расчетов участников;
  •  проведение депозитно-ссудных, фондовых и других операций, в том числе с золотом;
  •  осуществление межгосударственного регулирования валютно-кредитных отношений.

БМР также является крупным мировым экономическим информационно-исследовательским центром. При этом БМР активно сотрудничает с другими международными кредитно-финансовыми организациями.

Всемирная торговая организация (ВТО) — это международная межправительственная организация, созданная в 1994г. в соответствии с заключительным актом Уругвайского раунда и призванная заменить Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Перед ВТО стоят следующие цели:

  •  обеспечение полной занятости;
  •  содействие росту производства и торгового обмена товарами и услугами;
  •  оптимальное использование источников сырья с целого обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

Основные функции ВТО:

  •  осуществление административных функций в отношении многосторонних торговых соглашений, составляющих Соглашение о ВТО, и организация их выполнения;
  •  является форумом для проведения многосторонних торговых переговоров между членами ВТО;
  •  содействие разрешению торговых споров между своими членами;
  •  осуществление контроля за национальной политикой своих членов в области торговли;
  •  развитие сотрудничества с другими международными учреждениями, занимающимися выработкой политического курса в сфере глобальной экономики.

6. ЕВРО – ПУТЬ К ИНТЕГРАЦИИ

Функция денег как мировых денег возникла в докапиталистических формациях, но получила свое полное развитие с созданием мирового рынка, где деньги выступали в виде золотых слитков. Парижскими соглашением 1867г. единственной формой мировых денег было признано золото.

Региональная международная счетная единица, использовавшая с 1979г. по 1 января 1999г. странами — членами Европейской валютной системы (ЕВС) — экю (European Currency Unit), являлась средством межгосударственных расчетов по валютным интервенциям, но главным образом — базой для выражения паритетов валют стран-участниц, регулятором отклонений рыночных курсов валют.

Однако на рубеже 21в. в хозяйственной деятельности большинства стран Европейского Союза (ЕС) произошли кардинальные перемены. В соответствии с концентрацией единой валюты, которая была провозглашена на встрече глав государств — членов ЕС в Дублине в декабре 1996г., с 1 января 1999г. была введена новая единая международная региональная европейская валюта — евро.

Впервые в мировой валютной системе появилась региональная международная валюта. До введения евро мировая валютная система характеризовалась взаимодействием национальных валют.

Евро отныне выполняет функции мировых денег, она заменит валюты во всех видах деловых операций. Введение евро способствует процессу интеграции, поскольку продолжающийся формироваться единый внутренний рынок ЕС будет опираться теперь на единую денежную систему. Благодаря переходу к евро ЕС постепенно превратится в мощную консолидированную валютную зону, способную стимулировать дополнительно экономический рост, снижать операционные расходы предприятий. Кроме того, евро это и средство защиты интересов ЕС в конкуренции с долларом США и йеной, снижения зависимости от них в обслуживании внутриевропейского и международного финансового оборота.

Переход к евро на уровне государственных финансов связан с установлением и соблюдением жесткой бюджетной дисциплины, что позволит эффективнее бороться с инфляцией. В «зоне евро» формируется единое правовое поле денежно-кредитного и валютного регулирования. В результате значительно сократятся по сравнению с разновалютной средой расходы на расчетное обслуживание операций, сроки прохождения денежных переводов. Следовательно, предприятия смогут добиться заметной экономии на накладных расходах и оборотном капитале.

Введение евро затрагивает и договорные отношения российских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Для всех заключенных, но не оконченных договоров действует принцип непрерывности в соответствии со ст.3 Регламента Совета ЕС № 1103/97. Следовательно, содержание действующих договоров с введением евро остается нетронутым. И никто не может отказаться от исполнения своих обязательств, сославшись на замену экю евро. Данное положение действует не только для стран Европейского Союза, но и за его пределами.

Критериями присоединения стран к новой валюте являются следующие:

  •  бюджетный дефицит в размере не более 3% ВВП (при нарушении этого норматива к государству-нарушителю применяются санкции);
  •  размер государственного долга не более 60% ВВП (или устойчивое приближение к этому показателю);
  •  долгосрочные процентные ставки по кредитам, не превышающие двух процентных пунктов
  •  инфляция не более чем 1,5-процентного пункта выше среднего уровня этого показателя по трем странам ЕС с наиболее стабильными ценами;
  •  участие в Европейской валютной системе без выходов курса национальной валюты за рамки разрешаемых его курсовых колебаний в течение последних двух лет.

По этим критериям в Регламенте Совета ЕС №974/98 от 3 мая 1998г. в числе участвующих государств-членов были названы: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия.

Переход к евро предусматривает следующие этапы:

  •  с 1 января 1999г. — твердая фиксация курсов валют стран «зоны евро» к евро для всех видов предстоящих расчетов; начало параллельного использования евро и привязанных к нему национальных валют во взаимных безналичных расчетах; конверсия (реденоминация) в евро всех государственных и частных финансовых активов и пассивов зоны; начало осуществления единой денежно-кредитной и валютной политики ЕС и деятельности его наднациональных банковских институтов;
  •  с 1 января 2002г. — Европейский центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки участвующих государств-членов вводят в обращение банкноты, номинированные в евро, и они становятся единственными банкнотами со статусом законного платежного средства на территории всех государств-членов;
  •  с 1 июля 2002г. — вывод из обращения национальных валют и полный переход экономики и финансов стран-участников на евро.

С 1 января 1999г. конкретным наполнением и реализацией единой денежной и валютной политики ЕС занимается Европейская система центральных банков (ЕС ЦБ), которая состоит из центральных банков стран-членов, перешедших на евро, и наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ). ЕС ЦБ управляет Совет Управляющих, в который вошли управляющие этих центральных банков и члены правления ЕЦБ.

Европейский центральный банк наделен функцией эмиссии европейской валюты на территории государств-членов, вводящих евро, в соответствии с требованиями законов денежного обращения. В этом заключается принципиальное различие между евро и долларом.

Взаимоотношения между евро и мировой валютной системой регламентируются решениями Совета ЕС на основе единогласия.

Регламент ЕС №1103/97 предусматривает, что обменные курсы устанавливаются как один евро, выраженный в национальной денежной единице государства-члена, вводящего евро.

Регламент Совета ЕС№ 2866/98 от 31 декабря 1998г. принял следующие курсы, не подлежащие отмене фиксированными обменными курсами между евро и валютами государств-членов, вводящих евро:

1 евро

= 13,7603 австрийского шиллинга;    = 40,3399 бельгийского франка;

= 1,95583 немецкой марки;    = 166,386 испанской песеты;

= 5,94573 финляндской марки;   = 6,55957 французского франка;

= 0,787564 ирландского фунта;   = 1936,27 итальянской лиры;

= 40,3399 люксембургского франка;   = 2,20371 голландского гульдена;

= 200,486 португальского экскудо.

Все ссылки на экю в официальных документах ЕС заменяются ссылками на евро при соблюдении пропорции 1:1. Это правило распространяется также на договоры (контракты) частного права, если их тексты содержат прямые отсылки к экю как официальной валюте Сообщества. Стоимость экю определяется методом «корзины валют» стран — участниц ЕС. Удельный вес каждой валюты в «корзине» зависит от доли страны в ВНП ЕС во взаимном товарообороте в Европейском валютном институте. В связи с этим наибольшая доля в «корзине» приходится на немецкую марку — 30,1%, французский франк — 19,0, английский фунт стерлингов— 13,0, бельгийский франк - 7,6, испанскую песету - 5,3, на прочие - 5,45%. Кроме того. Регламентом установлено, что любые подобные упоминания экю должны пониматься в контрактной документации как относящиеся к евро в его вновь обретенном официальном статусе.

Евро, возникший на базе западноевропейской интеграции, безусловно, окажет влияние на экономику «третьих» стран. Не может не отразится и на России биполярность новой мировой валютной системы: евро — доллар. Проамериканский курс России, взятый Правительством России в 1992г., привел ее к де-фолту 17 августа 1998г. Сегодня Россия все больше ориентируется на Европу и другие страны, с которыми уже сложились тесные экономические связи и в торговле, и в движении капитала. Укрепляются отношения России с Лондонским и Парижским клубами, которые несколько ослабли в условиях взятого прежде проамериканского курса. Ратификация соглашения о партнерстве и сотрудничестве в конце 1997г. также дала толчок новой волне развития и укрепления экономических отношений России со странами ЕС.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39107. Природоохранное управление процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации 406.5 KB
  Вместе с тем, специальных исследований, посвящённых изучению проблем природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации не проводилось. Недостаточно изучена специфика деятельности органов государственной власти в России в данной области.
39108. Обострение и глобализация экологических, социальных и экономических проблем 36.93 KB
  Возникновение глобализации 4 2. Общество и процессы глобализации 5 3. Проявления глобализации 8 4. Укоренение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации процессов в современном мире.
39109. Устойчивое сельское хозяйство 26.34 KB
  Современное состояние и тенденции развития сельских территорий 2. Цели принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий 3. Направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Заключение Список литературы Введение Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662р определены основные цели государственной аграрной...
39110. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы 55 KB
  В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
39111. Устойчивое лесопользование 27.73 KB
  Сегодня обстановка быстро меняется и все действующие лица устойчивого лесопользования: компании по переработке древесины государственные учреждения природоохранные и общественные организации – все они принимают участие в поиске возможностей по ускорению реформ увеличению инвестиций в лесное дело и развитие общественных институтов благоприятствующих инвестициям и реформам. Если раньше леса ценились прежде всего как источник древесины теперь в них хотят видеть место обитания животных птиц растений источник биоразнообразия; ценятся...
39112. Природные кризисы в истории развития жизни на Земле 278.5 KB
  Важнейшие катастрофы26 Заключение39 Список используемой литературы43 Приложения. При рассмотрении вопроса природных и искусственных катастроф на Земле именно в этом контексте хотелось бы определиться со значимостью изучения этого вопроса для будущего человечества ибо именно катастрофы приводят к самым большим бедствиям и разрушениям имеют огромное влияние на дальнейшее развитие всего живого как и в конкретном регионе так и на всей планете. Часто это...
39113. Ноосферная концепция В.И. Вернадского 52.5 KB
  Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты русский ученый употреблял понятие ноосфера в разных смыслах: 1.[2] Таким образом понятие ноосфера предстаёт в двух аспектах: 1. Ноосфера в стадии становления развивающаяся стихийно с момента появления человека; 2. Ноосфера развитая сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
39114. Устойчивое развитие и эколого – правовой режим охраны природных ресурсов и объектов 71.5 KB
  Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце дошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. В первой половине нынешнего века эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию
39115. ИССЛЕДОВАНИЕ КОРОННОГО РАЗРЯДА 305.5 KB
  Если к двум электродам между которыми находится газовый промежуток приложить электрическое поле то при определенной разности потенциалов между электродами которую назовем критической и обозначим через U0 возникает коронный разряд. При прочих равных условиях вероятность появления свечения вокруг электрода а следовательно короны тем больше чем меньше радиус кривизны электродов. Свечение возникающее при коронном разряде около электрода связано с элементарными процессами происходящими на границе электрод воздух или в объеме...