80148

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Одним из важнейших принципов контроля в государстве является финансовый контроль. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командноадминистративных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики тем более с усилением ее социальной ориентации контрольнофинансовые функции государства все более усложняются все большее число функций по защите финансовых прав и интересов граждан ложится на плечи государства.

Русский

2015-02-16

53.5 KB

0 чел.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности государства. Одним из важнейших принципов контроля в государстве является финансовый контроль.

Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно-административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются, все большее число функций по защите финансовых прав и интересов граждан ложится на плечи государства.

Нельзя не вспомнить, что в России и до 1917г. и после государство всегда имело мощные органы финансового контроля, которым были предоставлены широкие права по пресечению злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины. Виновных вполне успешно выявляли, налагали на них дисциплинарные взыскания, отстраняли от должности и даже отдавали под суд.

Таким образом, в России всегда, за исключением недолгих периодов истории, существовало понимание того, что государственный финансовый контроль — это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием, прежде всего, общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства, т.е. в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Финансовый контроль распространяется также не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Назначение финансового контроля: содействие успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

1. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом всеми субъектами финансовых правоотношений.

2. Проверка правильности использования предприятиями, организациями и учреждениями находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных средств, банковских ссуд и др.).

3. Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

4. Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.

Требования финансовой дисциплины распространяются на предприятия, организации, учреждения, граждан и на государственные органы. Таким образом, финансовый контроль обеспечивает интересы государства и способствует охране прав граждан, предприятий и организаций. Он призван предупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и различные материальные ресурсы страны, поскольку их использование обусловлено товарно-денежными отношениями и осуществляется в денежной форме.

Непосредственным предметом проверок являются финансово-стоимостные показатели, такие как прибыль, доходы, налоги, себестоимость, издержки производства, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов; налоговый контроль и другие направления. Организация системы финансового контроля, принципы, содержание и методы контрольной деятельности в каждой стране имеют свои особенности, которые определяются исторически сложившимися традициями в данной сфере деятельности, а также состоянием современной политико-экономической ситуации в стране.

Изучение опыта государственного финансового контроля за рубежом показывает ошибочность представлений некоторых отечественных ученых экономистов и юристов, полагающих, что в условиях рынка и предоставления самостоятельности хозяйствующим субъектам должны ослабевать контрольные функции государства за их деятельностью. Эти идеи были воплощены, в частности, в одном из основных законодательных актов перехода к рыночным отношениям — законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Нечеткое определение в этом Законе сущности государственной собственности, а также понятия «контроль» (ст.280) привело к тому, что государство фактически не имело права управлять своей собственностью, а любые, включая государственные, предприятия фактически оказались вне финансового контроля со стороны государства. В настоящее время Закон утратил силу.

Идея ослабления государственного финансового контроля в условиях рынка и особенно на этапе перехода к нему, основанная на убеждении, что сам рынок, сами потребители продукции и услуг станут главными контролерами, является не только спорной, но и весьма опасной для экономики страны. Об этом свидетельствует как отечественный опыт первых лет перехода к рыночным отношениям, так и опыт зарубежных стран с уже сложившейся рыночной экономикой. В настоящее время при всем многообразии систем финансового контроля в зарубежных странах можно выделить два наиболее важных и приоритетных направления в совершенствовании их контрольно-финансовой службы. Первое — это усиление независимости контролеров от каких-либо влияний на их решения. И второе направление — неотвратимость наказания за любые финансовые нарушения. Понятно, что без этого контрольно-финансовая функция государства становится фикцией.

Говоря об организации системы финансового контроля в России, следует, прежде всего, определить основные способы классификации финансового контроля, выбор оснований для их систематизации.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль бывает: предварительным, текущим и последующим.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т. п.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, а также пользованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Можно выделить также обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль проводится по следующим основаниям:

а) в силу требований законодательства (например, со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов налоговой службы; контроль на основе решений правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по решению хозяйствующих субъектов.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие виды финансового контроля:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский (независимый).

Следует заметить, что в существующей учебной и научной литературе нет единого подхода к вопросу о классификации финансового контроля. Мнения не совпадают как из-за различий в выборе оснований для систематизации, так и в разной степени детализации видов финансового контроля. Например, ведомственный финансовый контроль одни авторы считают разновидностью государственного контроля, другие — включают его в одну группу с внутрихозяйственным, третьи — выделяют его как самостоятельный вид контроля. Общественный контроль некоторые авторы представляют как особый вид контроля, другие — вообще не упоминают о нем.

Важнейшей составной частью финансового контроля является государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996г.

Данным Указом установлено, что финансовый контроль включает в себя контроль за:

1) исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных органов;

2) организацией денежного обращения;

3) использованием кредитных ресурсов;

4) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

5) представлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с данным Указом также указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля, это:

1) Счетная палата РФ;

2) Центральный банк РФ;

3) Министерство финансов РФ (Главное управление федерального казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управление);

4) Министерство по налогам и сборам РФ и его территориальные органы по городам и районам, налоговая полиция;

5) Государственный таможенный комитет, РФ;

6) Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю;

7) Контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;

8) иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Рассмотрим компетенцию некоторых специально созданных федеральных органов исполнительной власти РФ, осуществляющих финансовый контроль.

I. Министерство финансов РФ, в соответствии с положением о нем, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

II. Министерство по налогам и сборам РФ, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998г. №1635, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других обязательных платежей.

III. Федеральные органы налоговой полиции осуществляют деятельность в соответствии с законом РФ от 24 июня 1993г. «О федеральных органах налоговой полиции». Основными задачами службы являются:

  •  выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
  •  обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;
  •  предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговых органах.

IV. Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет контроль в области кредитования, проведения расчетов, организации и регулирования денежного обращения,

валютных операций, деятельности банков и кредитных учреждений.

V. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. В соответствии с действующим законодательством, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Конституция РФ определяет в качестве основной задачи Счетной палаты РФ контроль за исполнением федерального бюджета. Ее правовой статус определен Федеральным законом РФ «О Счетной палате Российской Федерации» от 18 ноября 1994г. Согласно указанному Закону задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств.

VI. Федеральное казначейство — это система органов федерального казначейства, находящихся в подчинении Министерства финансов РФ, образованная Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. На органы казначейства возложены следующие задачи:

  •  организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета;
  •  управление доходами и расходами федерального бюджета, для чего открываются счета казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
  •  регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение и контроль за этими фондами;
  •  прочее

VII. Государственный таможенный комитет России является основным органом валютного контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров и наделен значительными полномочиями в этой области.

Таким образом, финансовый контроль в современных условиях осуществляется целым рядом субъектов различного уровня. Чтобы обеспечить единство и координацию их деятельности, необходимо закрепить правовые основы системы органов финансового контроля в разрабатываемом Федеральном законе «О государственном финансовом контроле», где основное внимание должно быть обращено на установление его целей и задач, на определение органов, наделенных правом финансового контроля. При этом следует четко разграничить их субординацию, компетенцию, полномочия.

Финансовый контроль представляет собой специальную отрасль контроля, который осуществляется в государстве в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти, а также органов местного самоуправления и специальными контрольными органами при содействии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. Таким образом, финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления для эффективного социально-экономического развития страны и ее отдельных регионов.

Непосредственное содержание финансового контроля состоит в следующем:

  •  проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями, учреждениями и гражданами;
  •  проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, находящимися в их хозяйственном подчинении или же оперативном управлении, денежных ресурсов;'
  •  проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями;
  •  выявлении внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, а также производительности труда и эффективного использования материальных и денежных средств;
  •  устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

Вполне закономерно, что в процессе осуществления финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, представляющая собой неукоснительное соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, учреждений и предприятий. Таким образом, финансовый контроль обеспечивает интересы всего государства, способствуя соблюдению прав и интересов конкретных лиц, предприятий и учреждений.

Следует заметить, что одной из форм финансового контроля является контроль за рублем, который позволяет определить качество работы предприятий и тем самым воздействовать на них. Так, например, несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, позволяет сделать вывод о неблагополучном финансовом положении конкретного предприятия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23072. Поняття національного інтересу 40 KB
  Сфери національних інтересів України. Формується з інтересів кожної конкретної особистості кожного соціального прошарку. Завдання еліти – продукування інтересів в суспільство. Еліта має мобілізувати націю на реалізацію національних інтересів.
23073. Поняття загроза та небезпека національним інтересам України. Види загроз національній безпеці України 38.5 KB
  ТЕМА: Загрози національній безпеці. Потенційні загрози – це становище при якому існують певні зазіхання але при цьому відсутні умови при яких вони переходять в намагання завдати шкоду національним інтересам України. Вимоги до органів мають упереджувати загрози: ефективно виявляти загрози та ефективно на них реагувати; адекватно реагувати на виникнення загрози; Методика: визначення чинників що спричиняють загрозу національним інтересам України; класифікувати загрози звідкіля виходять і в якій сфері знаходяться: політика економіка...
23074. Суб`єкти національної безпеки 37.5 KB
  Суб`єкти національної безпеки З конспекту. ТЕМА: Система національної безпеки України. Суб`єкти національної безпеки. Вимоги до системи національної безпеки.
23075. Вимоги до системи національної безпеки 33 KB
  Вимоги до системи національної безпеки З конспекту Кожна країна створює певну систему органів які могли б реагувати на загрози така система називається системою національної безпеки. Система забезпечення національно міжнародної безпеки включає певну діяльність органів по підтримці стану захищеності. Наявність механізмів які забезпечують стан безпеки. Система національної безпеки – наявність певних органів тільки обмежена територією певної країни.
23076. Роль та повноваження органів спеціальної компетенції в системі забезпечення національної безпеки України 69.5 KB
  Роль та повноваження органів спеціальної компетенції в системі забезпечення національної безпеки України. Національний банк України відповідно до основних засад грошовокредитної політики визначає та проводить грошовокредитну політику в інтересах національної безпеки України; міністерства Служба безпеки України та інші центральні органи виконавчої влади в межах своїх повноважень забезпечують виконання передбачених Конституцією і законами України актами Президента України Кабінету Міністрів України завдань здійснюють...
23077. Вимірювання напруг при механічних деформаціях поляризаційним методом 447 KB
  Різницю фаз Δ що виникає між двома взаємно перпендикулярними лінійнополяризованими хвилями визначають за формулою 16 де λ довжина хвилі; σ1 σ2 головні нормальні напруги; d товщина деталі; с стала фотопружності яка залежить від матеріалу деталі. Таким чином при постійній товщині зразка лінії однакового зсуву фаз відповідають лініям однакових різниць нормальних напруг або лініям рівних максимальних дотичних напруг оскільки максимальна дотична напруга τmax пов'язана з...
23078. Дослідження анізотропних кристалів під поляризаційним мікроскопом 458 KB
  Прилади: поляризаційний мікроскоп клин або компенсатор Берека набір шліфів і пластинок з одновісних та двовісних кристалів вирізаних під різними кутами до оптичної осі. Різниця яку вносить пластинка залежить від її товщини матеріалу зразка та орієнтації оптичної осі відносно зрізу. Форма і розміщення ізохромат залежать від напряму оптичної осі відносно зрізу товщини зразка і довжини хвилі Форма і розміщення ізогір залежать від орієнтації осі відносно зрізу і взаємного положення поляризатора та аналізатора. Для пластинки вирізаної...
23079. Вимірювання оптичних сталих металів та напівпровідників за допомогою компенсатора Бабіне 278.5 KB
  Відомо що лінійнополяризоване світло яке падає на межу поділу діелектрик провідне середовище після відбиття перетворюється на еліптичнополяризоване крім того випадку коли напрям коливань електричного вектора лежить в площині падіння або в перпендикулярній площині. Вимірюючи параметри еліптичнополяризованого світла а саме; зсув фаз Δ між р та s складовими електричного вектора відбитої хвилі азимут відновленої поляризації ψ а також кут падіння світлової хвилі на площину дзеркала φ можна обчислити оптичні сталі n і κ з співвідношень...
23080. Вимірювання оптичних сталих металів та напівпровідників фотоелектричним методом Бітті 933.5 KB
  Якщо поляризатор утворює з площиною падіння кут β а аналізатор кут α то електричний вектор після проходження світлом поляризатора відбиття від зразка та проходження через аналізатор складатиметься з двох проекцій р та s компонент зсунутих по фазі одна відносно іншої. Проекції р та s компонент на площину аналізатора визначають з формул де α – кут між площиною коливань в аналізаторі і р площиною А0 амплітуда коливань пропущених поляризатором; rp rs амплітудні коефіцієнти відбиття для р та...