80155

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов или источниках. В дореволюционном российском праве под источниками права понимались формы выражения положительного права которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом. В современной российской юридической науке под источником права обычно понимают форму выражения правила сообщающую ему качество правовой нормы; тот единственный резервуар в котором пребывают...

Русский

2015-02-16

47 KB

1 чел.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.). В дореволюционном российском праве под источниками права понимались «формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».

В современной российской юридической науке под источником права обычно понимают форму выражения правила, сообщающую ему качество правовой нормы; тот единственный «резервуар», в котором пребывают юридические нормы; форму установления и выражения правовых норм и т.д.

Одной из причин недостаточной теоретической разработанности данной проблемы является многозначность и нечеткость понятия «источник права». По этому поводу проф. С.Ф. Кечекьян писал, что данное понятие «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова «источник права». Ведь «источник права» - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением».

По нашему мнению, наиболее приемлемой с теоретической точки зрения является формула проф. Г.Н. Муромцева, согласно которой «под источником права следует понимать обусловленный характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных».

В.В. Долинская отмечает, что «внешней формой права называются способы установления правовых норм. В юридической литературе за ними утвердилось традиционное наименование «источники права».

Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов Федерации) в целом и по отдельным ее направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы.

Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. 31 июля 1998г. приняты Налоговый кодекс РФ (Часть первая), который введен в действие с 1 января 1999г., за исключением некоторых его статей и положений, и Бюджетный кодекс РФ (закона о введении его в действие пока не принято). Подобные правовые акты приняты в стране впервые, они призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного, самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др. Данные акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся в указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные акты). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Российским статистическим агентством, Государственным таможенным комитетом РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношении. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).

Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему, в частности, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980г.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Система источников финансового права включает следующие элементы:

1) Конституцию РФ.

2) Законодательные акты и соответствующие нормативные правовые акты органов местного самоуправления:

а) кодексы (Налоговый, Бюджетный);

б) законы:

  •  федеральные;
  •  субъектов Федерации;
  •  нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

3) Подзаконные акты:

а) подзаконные акты федерального уровня:

  •  указы Президента РФ;
  •  постановления Правительства РФ;
  •  нормативные правовые акты Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, ГТК РФ и др.;
  •  нормативные акты Банка России;
  •  нормативные правовые акты органов государственных внебюджетных фондов;

б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своей компетенции.

4) Локальные акты государственных организаций, содержащие финансово-правовые нормы.

Например: решения и уставы ученых советов государственных высших учебных заведений по финансовый вопросам.

5) Нормативные договоры. Нормативный договор - это договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникают или прекращаются предусмотренные им конкретные правоотношения.

Например: соглашения между органами государственной власти РФ и субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам.

6) Нормы международного права и международные договоры РФ.

Например: соглашения между РФ и другими странами по вопросам избежания двойного налогообложения.

7) Решения Конституционного Суда РФ.

Например: решение КС РФ по делу о проверке конституционности п.2 и 3 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993г. «О федеральных органах налоговой полиции».

Таблица 1. Признаки закона как источника права

ПРИЗНАКИ ЗАКОНА КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА

Закон принимается исключительно законодательными органами либо путем референдума

Закон обладает высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам

Закон содержит нормы первичного характера

Закон принимается с соблюдением особых процессуальных норм

Закон представляет собой правовой механизм согласования интересов различных лиц, групп лиц, общества и государства


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11414. Запросы определения данных SQL 59.5 KB
  Лабораторная работа № 2. Запросы определения данных SQL. Задание: 1. Определить схемы разработанных отношений на SQLсервере. Обосновать выбор типов данных атрибутов отношений. 2. Определить произвольный двух или трехзначный атрибут пол статус и т.д. и ввести его в одн
11415. Запросы выборки данных SQL 41.5 KB
  Лабораторная работа № 3. Запросы выборки данных SQL. Задание: Создать запросы: 1. На выборку всех кортежей отношения 2. На выборку всех значений нескольких атрибутов отношения. 3. Запрос на выборку значений нескольких атрибутов с назначением альтернативных име
11416. Работа с РБД в MS Access 87 KB
  Лабораторная работа № 4. Работа с РБД в MS Access. Задание: 1. Создать формы для ввода данных. 2. Визуализировать схему данных. 3. Создать отчеты для вывода результатов запросов. Access: запросы формы отчеты макросы. Запрос это объект базы данных являющийся основн
11417. Оценка информационной меры Харкевича в СИИ 139.5 KB
  Лабораторная работа N 7 Оценка информационной меры Харкевича в СИИ Задание на ЛР – дать навыки количественной оценки семантической меры Харкевича путем построения моделей при синтезе экспертных систем в среде нейросетевого конструктора. Применить на практике д...
11418. Секундомер в Visual Basic 34.5 KB
  Секундомер 1.Нарисовать кнопку на листе 2.Установить указатель мыши на кнопке и нажать правую кноп...
11419. ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОТРАНСФОРМАТОРА 50.52 KB
  ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОТРАНСФОРМАТОРА 4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 4.1. Опыты холостого хода и с нагрузкой Собрать цепь по рис. 1. Собранную цепь показать преподавателю или лаборанту. Рис. 1 Таблица 1 U1 ...
11420. ВИДЫ И ЦЕЛИ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК МЕТОДОМ ПРОБНЫХ ЗАКАЛОК 159.5 KB
  Учебноисследовательская работа № 6 ВИДЫ И ЦЕЛИ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК МЕТОДОМ ПРОБНЫХ ЗАКАЛОК 6.1. Цель работы Данная работа предполагает: изучение фазовых превращений в сплавах железа при нагреве и охлажден
11421. ВИЗНАЧЕННЯ ПОСТІЙНОЇ ПЛАНКА ЗА СПЕКТРОМ АТОМА ВОДНЮ 191.5 KB
  Лабораторна робота №5 ВИЗНАЧЕННЯ ПОСТІЙНОЇ ПЛАНКА ЗА СПЕКТРОМ АТОМА ВОДНЮ Мета роботи: Вивчення методу визначення постійної Планка за спектром водню. Прилади та обладнання: універсальний монохроматор УМ2 ртутнокварцова лампа джерело живлення Спектр1 газороз...
11422. ИЗМЕРЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИМ ГАЛЬВАНОМЕТРОМ 720 KB
  Лабораторная работа № 6 ИЗМЕРЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИМ ГАЛЬВАНОМЕТРОМ Часть I ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА БАЛЛИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Приобрести практические навыки работы с баллистическим гальванометром. Овладеть методикой градуировки галь...