80156

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами Прежде чем говорить о процессе формирования бюджетов следует напомнить о том что они подразделяются на три уровня: федеральный региональный и местный. Принципы межбюджетных отношений: доходы и расходы распределяются и закрепляются за соответствующими уровнями бюджетной системы Российской Федерации; все бюджеты субъектов Российской Федерации региональные равны перед федеральным бюджетом и местные бюджеты равны перед региональным; доходы распределяются по уровням...

Русский

2015-02-16

83 KB

6 чел.

PAGE  5

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

1. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между бюджетами

Прежде чем говорить о процессе формирования бюджетов, следует напомнить о том, что они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный и местный. Федеральный бюджет действует на территории всей страны, региональный осуществляет свою деятельность в пределах области или определенного региона, а местный - в пределах города, села и т.д.

Бюджеты различных уровней взаимодействуют между собой, в результате этой деятельности возникают межбюджетные отношения.

Принципы межбюджетных отношений:

  •  доходы и расходы распределяются и закрепляются за соответствующими уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  •  все бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные) равны перед федеральным бюджетом, и местные бюджеты равны перед региональным;
  •  доходы распределяются по уровням бюджетной системы в соответствии с установленными пределами;
  •  права региональных бюджетов равны между собой, и права местных бюджетов равны между собой;
  •  уравниваются минимальные уровни обеспеченности региональных бюджетов, местных бюджетов.

В соответствии с этими принципами бюджетные средства распределяются от федерального бюджета к бюджетам субъектов Российской Федерации, а от них — к местным бюджетам.

Наиболее весомая роль в системе межбюджетных отношений отводится федеральному бюджету, так как в круг его деятельности входит перераспределение средств между территориальными бюджетами. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, федеральный бюджет служит источником субсидий, дотаций, субвенций и трансфертов региональным бюджетам.

В основе распределения средств между бюджетами лежит принцип равенства бюджетов: региональных по отношению к федеральному и местных бюджетов по отношению к региональным. Благодаря этому выработана единая методика предоставления ссуд нижестоящим бюджетам, учета финансовой деятельности, уплаты федеральных и региональных налогов.

Во второй половине 90-х гг. 20 в. средства между звеньями бюджетной системы Российской Федерации распределялись в следующих пропорциях (табл. 1).

Таблица 1. Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ, %

Консолидированный бюджет 

100

Федеральный бюджет 

50-55

Бюджеты субъектов 

20-25

Местные бюджеты 

20-30

Доходы региональных и местных бюджетов подразделяются на собственные и субвенции из фондов компенсаций.

Собственные доходы это средства, полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующие бюджеты. В их состав входят доходы от налоговых поступлений в данные бюджеты, неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы региональных и местных бюджетов являются их основной составляющей. Удельный вес их в общем объеме непостоянен. Частью территориальных бюджетов являются средства, полученные из федерального и региональных фондов компенсаций.

Расходы бюджетов зависят от экономического развития страны, увеличения ее населения и урбанизации. В период экономического развития процесс урбанизации ускоряется, и, как следствие этого, увеличиваются затраты на строительство, содержание коммунальных хозяйств, социальные нужды, культурно-развлекательные мероприятия и т.п. Этот процесс наиболее ярко проявляется в расходной части региональных и местных бюджетов.

В общем объеме территориальных бюджетов увеличивается удельный вес городских бюджетов в связи с развитием жилищно-коммунальной инфраструктуры. Помимо этого, необходимо отметить, что в различных территориальных бюджетах значительную часть расходов занимают ассигнования на народное хозяйство, составляющие не менее 40%. Это связано с тем, что под контролем региональных и муниципальных органов власти находится значительное количество промышленности, торговых организаций, жилищно-бытового хозяйства.

В настоящий момент в нашей стране одним из приоритетных направлений бюджетной поддержки является развитие производственной базы, утраченной за годы перестройки, как основы для получения будущих доходов.

Весомое значение в системе расходов территориальных бюджетов имеют расходы на социальную сферу. Это связано с тем, что им подведомственны учреждения народного здравоохранения и образования. Развитие социальной сферы тесно связано с повышением уровня медицинского обслуживания, развитием научных работ и увеличением культурно-развлекательных программ.

2. Финансовое самообеспечение муниципальных образований. Фонд региональных целевых субвенций

Муниципальные образования как представитель государственного самоуправления - это одна из неотъемлемых частей демократического государства. В обязанности муниципальных образований и их органов самоуправления входит решение большой части социальных и бытовых проблем населения. Финансовое самообеспечение муниципальных образований происходит за счет местных бюджетов.

Изменения в актах федерального налогового законодательства, вступившие в силу с I января 2001 г., осложнили процесс бюджетного обеспечения муниципальных образований. Основным изменением, повлекшим за собой данные последствия, стала отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, в полном объеме зачислявшегося в местные бюджеты. Во многих местных бюджетах данный налог составлял значительную часть от общих доходов бюджета.

После упразднения данного налога местные бюджеты пополняют собственные средства за счет:

  •  налога на доходы физических лиц;
  •  налогов на совокупный доход (взимаемого в том числе по упрощенной системе);
  •  налога на имущество физических лиц;
  •  земельного налога за земли городов и поселков;
  •  неналоговых доходов.

Средства выделяются и из различных фондов, а также в виде финансовой помощи из федерального и региональных бюджетов.

Целевые бюджетные фонды это промежуточная стадия между бюджетной и внебюджетной формой перераспределения средств.

Субвенции в последнее время стали наиболее распространенной формой выделения денежных средств. Это связано с тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.

Общегосударственные расходы включают в себя расходы на культурные мероприятия, социальную защиту населения и содержание бюджетных организаций, имеющих приоритетное право финансирования. Общегосударственные территориальные вложения охватывают расходы на всестороннее развитие территорий, социальной инфраструктуры и охрану окружающей среды, подлежащие приоритетному финансированию.

Субвенции предоставляются субъектам Российской Федерации из Фонда субвенций федерального бюджета. Объем и назначение средств, выделяемых из Фонда субвенций федерального бюджета, определяются Федеральным Собранием в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Средства, которые не были использованы в течение финансового года, попадают в Фонд субвенций федерального бюджета следующего финансового года.

Субвенции в соответствии с российским законодательством выделяются на следующих условиях:

1) только на финансирование конкретных мероприятий;

2) использование субвенций не приводит к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты и проекты;

3) орган, предоставляющий субвенцию, имеет право контролировать процесс ее использования в установленном порядке;

4) субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возвращению предоставившему ее органу;

5) нарушение условий предоставления или использования субвенций ведет к прекращению их выделения. Решение о досрочном прекращении субвенционального финансирования или возврате субвенции производится стороной, ее предоставившей. Решение о возврате субвенции принимается не позднее трех месяцев после получения отчета об использовании субвенции либо по окончании срока отчетности. Возврат субвенций осуществляется за счет средств той стороны, которой они были выделены, в течение трех месяцев после принятия данного решения.

Предоставление субвенций из федерального бюджета осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.

Запросы органов представительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономной области и городов Москвы и Санкт-Петербурга на получение текущих субвенций предоставляются из федерального бюджета в Федеральное Собрание и Министерство финансов Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего следующему финансовому году.

Минфин РФ до 15 сентября года, предшествующего следующему финансовому году, вносит предложение Федеральному Собранию о рассмотрении полученного запроса. В результате происходит постатейное рассмотрение запросов и распределение общегосударственных социальных расходов в соответствующих бюджетах.

Текущие субвенции, выделяемые федеральным бюджетом после утверждения Федеральным Собранием территориям, имеющим право на их получение в соответствии с российским законодательством, должны обеспечивать объемы финансирования общегосударственных социальных расходов не ниже нормативов, гарантированных Правительством Российской Федерации.

Инвестиционные субвенции предоставляются из федерального бюджета соответствующим закону территориальным бюджетам в случае, если по решению Министерства финансов Российской Федерации доходы этих бюджетов будут признаны недостаточными для финансирования входящих в их компетенцию капитальных вложений. Данное заключение Министерства финансов Российской Федерации о состоянии территориальных бюджетов и в сопровождении обосновывающих материалов передается, как и в предыдущем случае, на рассмотрение в Федеральное Собрание. Решение о предоставлении инвестиционных субвенций принимается после проведения экспертизы программ и проектов, поданных на получение инвестиций.

Предложения о выделении субвенций, внесенные Министерством финансов Российской Федерации до 15 сентября финансового года, предшествующего следующему финансовому году, в котором они должны быть выделены, должны быть одобрены Федеральным Собранием Российской Федерации.

Контроль за соблюдением условий использования субвенций ведется Министерством финансов РФ и Федеральным Собранием РФ.

Региональные органы представительной власти в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета обязаны предоставить в Федеральное Собрание Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации полный отчет об использовании полученных субвенций.

Помимо нецелевого использования средств, процесс выделения субвенций может быть прекращен в результате нарушения отчислений в налоговые органы и других нарушений законодательства Российской Федерации.

Помимо федерального Фонда, выделением субвенций занимаются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания РФ для привлечения дополнительных средств на развитие мероприятий территориальных органов управления, уменьшение разрыва в развитии регионов РФ, освоение новых территорий и поддержание уже используемых, улучшение и поддержание экологических условий, контроль миграции населения, профилактику стихийных бедствий и ликвидацию их последствий.

Источниками внебюджетных субвенциональных фондов являются:

а) федеральные средства из внебюджетных источников;

б) кредиты и займы, включая иностранные;

в) прочие.

Субвенции региональным бюджетам из внебюджетных фондов используются для привлечения дополнительных средств на финансирование реализуемых на их территориях программ и проектов.

Субвенции из внебюджетных фондов предоставляются республикам, входящим в состав Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу на условиях и в сроки, определяемые статусами внебюджетных фондов.

Выделенные из внебюджетных фондов субвенции зачисляются в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных центров или созданные ими внебюджетные фонды.

Контролем за соблюдением условий использования субвенций занимаются Федеральное Собрание РФ и Министерство финансов РФ. Также для данной работы Федеральное Собрание вправе создавать наблюдательные комиссии. В обязанности данных комиссий входят регулярное заслушивание информации о текущей работе внебюджетных фондов, рассмотрение годовых планов и отчетов о работе внебюджетных фондов и предоставление ежегодных заключений в Федеральное Собрание РФ.

3. Формирование и использование фондов финансовой поддержки муниципальных образований

В России, в соответствии с налоговым законодательством, налоги распределены между бюджетными уровнями таким образом, что наиболее весомые налоги поступают в федеральный бюджет. В результате собственные доходы территориальных бюджетов чрезвычайно малы и доходы от налогов не превышают одной трети бюджетов, а в селах и поселках - не более 10%.

Но в связи с тем, что нагрузка на территориальные бюджеты постоянно увеличивается, что связано с передачей больших полномочий региональным и местным властям, возникает необходимость в дополнительном финансировании их государством как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов.

Средства в помощь региональным и местным бюджетам могут быть выделены несколькими способами.

1. Главный метод ликвидации разрывов в нижестоящих бюджетах     это средства, образующиеся за счет отчисления определенного процента от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Главным преимуществом этого способа является заинтересованность территориальных органов власти в хорошей собираемости налогов, за счет которых формируются соответствующие средства. Как следствие, это ведет к развитию хозяйственного сектора экономики и других сфер деятельности.

2. Следующим методом восполнения бюджетного дефицита являются дотации. Дотации могут выделяться также в виде субсидий и субвенций, которые являются ее разновидностями. Субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов, в отличие от субвенций, которые не требуют долевого участия в финансировании. Этот метод используется, когда в регионе или на местах нет возможности увеличить налоговые доходы. Дотационный метод менее эффективен в других ситуациях, так как снижает хозяйственную инициативу.

3. В случае зависимости территориальных бюджетов от сезонных колебаний могут быть использованы бюджетные ссуды, которые предоставляются вышестоящими бюджетами. Преимуществом данного метода в противоположность предыдущему является его возвратность, а следовательно, и необходимость в развитии хозяйственной деятельности.

Главным недостатком всех этих методов помощи региональным и местным бюджетам является невозможность в полной степени оценить реальное состояние территориальных бюджетов, даже несмотря на их отчеты. Данная практика ведет, с одной стороны, к жесткой зависимости нижестоящих бюджетов от вышестоящих, а с другой к иждивению и, как следствие, тормозит рост экономики.

Для разрешения данной проблемы необходимо перераспределение налоговых доходов из федерального бюджета в территориальные, хотя это и может привести к независимости регионов от центральной власти, или усовершенствование методов обеспечения нижестоящих бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами из вышестоящих.

Финансовая поддержка региональных бюджетов осуществляется, помимо вышеупомянутых источников, из Фонда финансовой поддержки регионов. Создание данного фонда было рекомендовано Всемирным банком реконструкции и развития, представители которого работали в нашей стране в 1992—1993 гг. В результате Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. с 1994 г. появилась новая форма оказания помощи региональным бюджетам Российской Федерации предоставление трансфертов.

Фонд финансовой поддержки регионов формируется за счет суммы налоговых поступлений федерального бюджета, исключая подоходный налог с физических лиц и сумм импортных пошлин. Для получения средств из Фонда финансовой поддержки регионов региону должен быть присвоен статус «нуждающегося в поддержке» или «особо нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке», присваивается тем регионам, у которых доход в расчете на одного жителя меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам Российской Федерации.

Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», присваивается регионам, которые, несмотря на предоставление денежных сумм для выравнивания доходов населения со среднедушевыми по всем субъектам РФ, не могут покрыть прогнозируемые в следующем году расходы.

Фонд поддержки регионов делится на две части. Из одной выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, из другой регионам, особо нуждающимся в поддержке. Соотношение между двумя частями определяется на основе планируемого на будущий год территориального бюджета.

Финансовая помощь из данного фонда выделяется региональным бюджетам пропорционально установленному их участию в средствах соответствующей части фонда.

Преимуществом данного вида помощи региональным бюджетам является единая система расчета средств, выделяемых соответствующим территориям. Данная методика учитывает собственные доходы территорий на основе налоговых поступлений, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Алгоритм расчета размера трансфертов существует следующий:

1) среднедушевые бюджетные доходы приводятся к сопоставимым условиям, и по отношению к ним определяется регион с наименьшим данным значением;

2) затем определяются средства, необходимые региону для достижения уровня среднедушевого бюджетного дохода, следующего за ним по этому показателю субъекта Российской Федерации;

3) полученный объем недостающих средств умножается на индекс бюджетных расходов и численность данного региона;

4) результат вычитается из общего планируемого объема Фонда финансовой поддержки регионов;

5) данный процесс повторяется с увеличивающимся на каждом шаге на единицу числом регионов, нуждающихся в поддержке, до тех пор пока размер трансфертов не превысит объем средств Фонда финансовой поддержки регионов.

Предоставление трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в котором закреплены условия предоставления данной помощи:

  1.  Предоставление финансовой помощи региону или муниципальному образованию осуществляется на основании подписания соглашения об исполнении бюджета соответствующего региона или местного самоуправления через Федеральное казначейство Российской Федерации.

2. Получатели субвенций в лице субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не имеют права:

  •  предоставлять служащим, деятельность которых оплачивается из региональных и местных бюджетов, лучшие условия работы (оплата труда, оплата проездных и другие расходы), чем у работников федеральных и местных учреждений, с учетом коэффициентов;
    •  предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам, если их размер превышает 3% от регионального или местного бюджета;
    •  предоставлять государственные и муниципальные гарантии территориального бюджета в размере, превышающем 5% расходов территориального бюджета.

3. Финансовая помощь, предоставляемая из федерального бюджета региональному бюджету для выравнивания уровня минимальной обеспеченности, предоставляется в соответствии с нормативами финансовых затрат, обеспечивающими минимальные государственные социальные стандарты. Данные социальные стандарты устанавливаются федеральным законом, а объем средств обусловливается возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. Правительство Российской Федерации определяет нормативный объем средств, необходимый для предоставления государственных услуг и достижения минимальной бюджетной обеспеченности.

4. Составление и исполнение территориальных бюджетов происходит в соответствии с условием приоритетного финансирования расходов, которые обеспечивают соответствие минимальным государственным социальным стандартам и обязательное исполнение долговых обязательств. Таким образом, если территориальный бюджет не в состоянии обеспечить финансирование расходов в соответствии с минимальным  государственным социальным стандартом на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, то в него не могут быть внесены расходы, целью которых не является достижение уровня минимальной бюджетной обеспеченности. А также отдельные государственные стандарты не могут обеспечиваться на уровне выше минимального при недостаточном финансировании других.

5. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на покрытие кассовых разрывов бюджетов, связанных с сезонностью поступающих в бюджеты доходов или выделяемых средств, могут быть использованы бюджетные ссуды. Данные ссуды, выделяемые на срок до шести месяцев, могут выдаваться на возвратных и безвозвратных условиях. Перечень целей, на основании которых выделяются бюджетные ссуды, а также условия их возвращения определяются на основании федерального закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. Если финансовые ссуды не погашаются до конца финансового года, то их покрытие происходит за счет средств финансовой помощи, предоставляемой территориальным бюджетам в будущем финансовом году. В случае, если ссуда полностью не погашена, а финансовая помощь бюджету в будущем финансовом году не предоставляется, то оставшийся долг погашается за счет отчислений федеральных налогов и сборов, поступающих в территориальные бюджеты.

6. Права органов государственной власти РФ при предоставлении финансовой помощи также определены Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с данными правами уполномоченный государственный орган имеет право проводить ревизию бюджета, получающего финансовую помощь. В случае, если размер финансовой помощи превышает 50% регионального консолидированного бюджета, то его ревизия является непременным условием.

7. Государственные органы субъектов Российской Федерации вправе проводить контроль за распределением средств, направленных ими в местные бюджеты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19015. Малые одномерные колебания (свободные и вынужденные). Вынужденные колебания под действием произвольной силы 2.55 MB
  Лекция 13. Малые одномерные колебания свободные и вынужденные. Вынужденные колебания под действием произвольной силы. Вынужденные колебания под действием гармонической силы. Резонанс. Затухающие колебания Распространенным движением в природе являются колебания те
19016. Малые колебания системы со многими степенями свободы. Собственные частоты и нормальные координаты 459.5 KB
  Лекция 14. Малые колебания системы со многими степенями свободы. Собственные частоты и нормальные координаты Рассмотрим случай малых колебаний системы частиц имеющей степеней свободы. Самый общий вид функции Лагранжа такой системы таков: 1 2 Устойч
19017. Уравнения Гамильтона (канонические уравнения). Функция Гамильтона. Скобки Пуассона и их свойства 750 KB
  Лекция 15. Уравнения Гамильтона канонические уравнения. Функция Гамильтона. Скобки Пуассона и их свойства Одна из форм уравнения движения это уравнения Лагранжа когда задается функция Лагранжа как функция независимых обобщенных координат и обобщенных скоростей
19018. Канонические преобразования. Производящие функции. Временная эволюция механической системы как каноническое преобразование 901 KB
  Лекция 15. Канонические преобразования. Производящие функции. Временная эволюция механической системы как каноническое преобразование Выбор обобщенных координат не ограничен никакими условиями – ими могут быть любые величин однозначно определяющие положение сис
19019. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспе-риментальные факты, лежащие в основе квантовой механики 318 KB
  Лекция 1. Место квантовой механики в современной физической науке. Основные экспериментальные факты лежащие в основе квантовой механики В современной науке квантовая механика занимает важнейшее место поскольку формирует основные идеи современного подхода к описа
19020. Принципы построения и постулаты квантовой механики. Операторы физических величин 285 KB
  Лекция 2 Принципы построения и постулаты квантовой механики. Операторы физических величин Как следует из опытов по дифракции микрочастиц в квантовой механике отсутствует понятие траектории т.е. состояние квантовой частицы не описывается заданием координаты и имп
19021. Операторы координаты и импульса: уравнения на собственные значения и собственные функции, разложения, координатное и импульсное представления волновой функции 444.5 KB
  Лекция 3 Операторы координаты и импульса: уравнения на собственные значения и собственные функции разложения координатное и импульсное представления волновой функции Найдем оператор координаты в представлении то есть найдем как действует этот оператор на про
19022. Матрицы операторов. Унитарные преобразования базиса. Соотношения коммутации. Одновременная измеримость физических величин 650 KB
  Лекция 4 Матрицы операторов. Унитарные преобразования базиса. Соотношения коммутации. Одновременная измеримость физических величин. Соотношение неопределенностей Гейзенберга Рассмотрим некоторый линейный оператор :. Выберем в рассматриваемом линейном пространст...
19023. Временное уравнение Шредингера. Общее решение уравнения Шредингера в случае ста-ционарного гамильтониана. Стационарные состояния 380 KB
  Лекция 5 Временное уравнение Шредингера. Общее решение уравнения Шредингера в случае стационарного гамильтониана. Стационарные состояния. Плотность потока вероятности Как следует из постулатов квантовой механики волновая функция удовлетворяет уравнению Шрединг