80158

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Метод финансового права - это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Русский

2015-02-16

46.5 KB

2 чел.

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Метод финансового права - это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Метод правового регулирования может быть раскрыт через свои структурные элементы, выражающие его характерные особенности. К вопросу о структуре этого метода последовательно обращались такие ученые, как Л.С. Явич, С.С. Алексеев, И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов, И.Ф. Казьмин, В.М. Сырых и др.

Взгляды названных ученых по поводу структурных элементов метода правового регулирования мы для наглядности изобразили в виде таблицы 1.1.

Л.С. Явич

С.С. Алексеев

И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов

И.Ф. Казьмин, В.М. Сырых

1) характер установления прав и обязанностей (по соглашению сторон, в силу акта государства);

1)положение субъектов общественных отношений;

1) установление границ регулируемых отношений;

1) специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений;

2) характер действий, присущий субъектам (автономия, волеизъявление и т.п.);

2) внешние условия их достижения;

2) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов;

2) та или иная совокупность юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

3) характер взаимоотношений субъектов (равенство сторон, отношения соподчиненности и т.п.);

3) содержание отношений;

3) наделение участников правоотношений право- и дееспособностью, позволяющей им вступать в разнообразные отношения;

3) особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права;

4) пути зашиты прав и средства обеспечения исполнения обязанностей.

4) формы их юридического обеспечения.

4) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.

4) санкции, способы и процедуры их применения.

Признавая в целом обоснованность (несмотря на некоторые расхождения) мнений названных авторов о структуре метода правового регулирования, мы полагаем, что среди названных элементов необходимо выделить те, которые являются основными, т.е. выполняют наиболее существенную роль, отличая один метод от другого.

По нашему мнению, наиболее существенные различия наблюдаются:

во-первых, в правовом положении субъектов правоотношения (С.С. Алексеев) или, используя терминологию Л.С. Явича, в характере взаимоотношений субъектов;

во-вторых, в установлении границ регулируемых отношений (И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов) либо в характере действий, присущем субъектам (Л.С. Явич).

Данные элементы структуры метода правового регулирования мы выделяем в качестве основных по той причине, что именно ими предопределяется классическая "геометрическая дифференциация" соответствующих отношений на вертикальные и горизонтальные, при которой гражданско-правовой метод графически изображается в виде горизонтальной линии, символизирующей равенство участников соответствующих отношений, а публично-правовой - в виде вертикальной линии, что означает подчиненность одной стороны отношений другой стороне.

Основным методом финансового права является метод властных предписаний.

Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование) дает обязательные для другой стороны предписания. При этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще либо обладает ими в меньшем объеме.

Характерные черты метода финансового права:

Преобладание позитивных обязываний, а не дозволений, как в гражданском праве, или запретов, как в уголовном праве.

Императивность, которая означает, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, а также определять их содержание. Они выполняют свои обязанности и осуществляются свои права лишь в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей.

Конформизм, который означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые отношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной власти.

Неравенство субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет.

Таблица 1.2. Особенности публично-правового метода

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ МЕТОД

Формирование и использование правоотношений по принципу «команда - исполнение»

своему усмотрению в пределах своих полномочий

Позитивное обязывание

Запрещение осуществления определенных действий

Таблица 1.3. Особенности финансового права

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА |

Преобладание позитивных обязываний

Императивность

Конформизм

Неравенство субъектов

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29478. ЧЕЛОВЕК ЛУКАВЫЙ: ДВОЕМЫСЛИЕ ПО-РОССИЙСКИ 150 KB
  Он приспосабливается к социальной действительности ища допуски и лазейки в ее нормативной системе то есть способы использовать в собственных интересах существующие в ней правила игры и в то же время что не менее важно постоянно пытаясь в какойто мере обойти эти правила. Успех этой системы на долгие десятилетия по крайней мере был бы невозможен если бы она опиралась только на массовое принуждение и массовый обман. Практическое отсутствие общеобязательных авторитетов создает многополярную структуру нормативного поля где...
29479. «ЧЕЛОВЕК ОГРАНИЧЕННЫЙ»: УРОВНИ И РАМКИ ПРИТЯЗАНИЙ 107.5 KB
  Стабильность притязаний На протяжении ряда лет данные ВЦИОМ охватывают как реальные так и воображаемые приписанные показатели положения человека: данные о полученном и желаемом нормальном по мнению опрошенных доходе и т. При этом 72 опрошенных считали что они получают намного меньше или несколько меньше чем заслуживают; 19 что они получают столько сколько заслуживают; 8 что получают больше чем того заслуживают. Если бы в распоряжении опрошенных исследование типа Мониторинг март 1997 г. При сходной формулировке...
29480. НАШИ ДЕСЯТЬ ЛЕТ: ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ (околоюбилейные размышления) 128 KB
  было подписано Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР О создании Всесоюзного центра изучения общественного мнения по социальноэкономическим вопросам формальная дата появления на свет ВЦИОМ. Первое десятилетие жизни и работы ВЦИОМ можно рассматривать под разными углами зрения перебирать опросы отчеты оценивать кадры вспоминать конфликты и т. Что такое ВЦИОМ Условия и время создания нашего центра естественно наложили свой отпечаток на характер ВЦИОМ как организации или даже как своеобразного организма. Вопервых...
29481. Общественные перемены и общественное мнение 23 KB
  Человек политический: сцена и роли переходного периода 9. Человек толпа и масса в общественном мнении 17. Средний человек: фикция или реальность 19. Советский человек пять лет спустя: 19891994 гг.
29482. ОТ МНЕНИЙ К ПОНИМАНИЮ 90 KB
  Москва 2000 ОТ АВТОРА В книге собраны статьи публиковавшиеся в журнале Мониторинг общественного мнения1 с 1993 по 2000 гг. В этой формуле выражен один из основных принципов работы нашего центра: использовать данные изучения общественного мнения для понимания процессов и перемен в социальной экономической политической и культурной жизни общества. ВЕКТОРЫ ПЕРЕМЕН: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КООРДИНАТЫ ИЗМЕНЕНИЙ Уровни и предмет анализа в социальном исследовании Результаты массовых опросов общественного мнения как зарубежные так и отечественные чаще...
29483. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В ГОД КРИЗИСНОГО ПЕРЕЛОМА 64.5 KB
  Дело не просто в падении или росте доверия к отдельным лидерам организациям институтам власти и пр. Первая относится к марту апрелю парламентский кризис попытка импичмента президента референдум как стремление найти выход из парламентского а точнее конституционного тупика при помощи прямого обращения президентской власти к авторитету общественного мнения. Обратная сторона этой медали изменение содержания таких традиционных категорий политической жизни как лидерство доверие поддержка властных структур или оппозиция власти. оказалась...
29484. ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ПОСТМОБИЛИЗАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА» 60.5 KB
  Малоэффективны поэтому реальными заслонами на пути лавины может служить лишь инерция сила привычки массового сознания и поведения а также относительная кратковременность всякого эмоционального состояния общества будь то увлечение или отталкивание восторг и страх. Эмоциональный всплеск оказался кратковременным уже в октябре ноябре стали усиливаться факторы массового разочарования и отчуждения. Ни устойчивые демократические институты ни устойчивая расстановка основных политических сил не сложились. Негативная мобилизация охватила...
29485. ФАКТОРЫ ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ: СВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ 1994–1995 гг. 83.5 KB
  Объединенный мониторинг (апрель 1994 г. — май 1995 г.) суммирует данные девяти исследований, проведенных в течение года, свободного от электоральной горячки. Как видно из приводимых ниже данных, основные показатели социальных процессов и оценки событий в общественном мнении за этот период оставались практически стабильными. На этом внешне спокойном фоне выделяются три зоны достаточно резких сдвигов
29486. ПИРАМИДА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ «ЗЕРКАЛЕ» 100 KB
  После выборов 24 опрошенных утверждали что приняли решение в последние дни а 4 на участке. При этом собственное решение сочли вполне обдуманным и взвешенным 45 скорее таковым 27 скорее эмоциональным 9 полностью эмоциональным 4 затруднились оценить свое решение 15 опрошенных. Таблица 1 Мера обдуманности и время принятия решения о голосовании в от числа опрошенных Насколько обдуманным было принятое решение Задолго до начала избирательной кампании В начале осени Примерно в октябре Примерно в ноябре В последние дни перед...