80158

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Метод финансового права - это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Русский

2015-02-16

46.5 KB

2 чел.

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Метод финансового права - это совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Метод правового регулирования может быть раскрыт через свои структурные элементы, выражающие его характерные особенности. К вопросу о структуре этого метода последовательно обращались такие ученые, как Л.С. Явич, С.С. Алексеев, И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов, И.Ф. Казьмин, В.М. Сырых и др.

Взгляды названных ученых по поводу структурных элементов метода правового регулирования мы для наглядности изобразили в виде таблицы 1.1.

Л.С. Явич

С.С. Алексеев

И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов

И.Ф. Казьмин, В.М. Сырых

1) характер установления прав и обязанностей (по соглашению сторон, в силу акта государства);

1)положение субъектов общественных отношений;

1) установление границ регулируемых отношений;

1) специфический способ взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений;

2) характер действий, присущий субъектам (автономия, волеизъявление и т.п.);

2) внешние условия их достижения;

2) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов;

2) та или иная совокупность юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений;

3) характер взаимоотношений субъектов (равенство сторон, отношения соподчиненности и т.п.);

3) содержание отношений;

3) наделение участников правоотношений право- и дееспособностью, позволяющей им вступать в разнообразные отношения;

3) особые способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов права;

4) пути зашиты прав и средства обеспечения исполнения обязанностей.

4) формы их юридического обеспечения.

4) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений.

4) санкции, способы и процедуры их применения.

Признавая в целом обоснованность (несмотря на некоторые расхождения) мнений названных авторов о структуре метода правового регулирования, мы полагаем, что среди названных элементов необходимо выделить те, которые являются основными, т.е. выполняют наиболее существенную роль, отличая один метод от другого.

По нашему мнению, наиболее существенные различия наблюдаются:

во-первых, в правовом положении субъектов правоотношения (С.С. Алексеев) или, используя терминологию Л.С. Явича, в характере взаимоотношений субъектов;

во-вторых, в установлении границ регулируемых отношений (И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов) либо в характере действий, присущем субъектам (Л.С. Явич).

Данные элементы структуры метода правового регулирования мы выделяем в качестве основных по той причине, что именно ими предопределяется классическая "геометрическая дифференциация" соответствующих отношений на вертикальные и горизонтальные, при которой гражданско-правовой метод графически изображается в виде горизонтальной линии, символизирующей равенство участников соответствующих отношений, а публично-правовой - в виде вертикальной линии, что означает подчиненность одной стороны отношений другой стороне.

Основным методом финансового права является метод властных предписаний.

Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование) дает обязательные для другой стороны предписания. При этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще либо обладает ими в меньшем объеме.

Характерные черты метода финансового права:

Преобладание позитивных обязываний, а не дозволений, как в гражданском праве, или запретов, как в уголовном праве.

Императивность, которая означает, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, а также определять их содержание. Они выполняют свои обязанности и осуществляются свои права лишь в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей.

Конформизм, который означает, что субъекты финансового права вступают в финансовые отношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной власти.

Неравенство субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет.

Таблица 1.2. Особенности публично-правового метода

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ МЕТОД

Формирование и использование правоотношений по принципу «команда - исполнение»

своему усмотрению в пределах своих полномочий

Позитивное обязывание

Запрещение осуществления определенных действий

Таблица 1.3. Особенности финансового права

МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА |

Преобладание позитивных обязываний

Императивность

Конформизм

Неравенство субъектов

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68690. Філософія давньої Еллади (досократівська доба) 28 KB
  Антична філософія, філософія стародавніх греків і римлян, зародилася в VII-VI ст. до н. е. у Греції і проіснувала до VI ст. н. е. У період античності був закладений фундамент не тільки європейської філософії, але й європейської культури загалом. Ранній чи досократівський (поч.VI-кiн.V ст) включав в себе такі школи...
68691. Аналитическая функция маркетинга 17.78 KB
  Аналитическая функция содержит такие составляющие части: изучения рынка как такого; изучение потребителей; изучение фирменной структуры рынка; изучение товара; анализ внутренней среды предприятия. Изучения рынка как такого это аналитическая работа для выбора из множественного числа...
68692. Законадательное обеспечение БЖД 18.44 KB
  Устанавливаются права и обязанности работодателей и радотников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.)
68694. Венский конгресс и формирование «Европейского концерта» как системы межгосударственных отношений 13.13 KB
  Венский конгресс был призван положить конец «наполеоновским» войнам и проходил с октября 1814 г. по июнь 1815 г. Главные лица конгресса – Александр I (Россия), Каслри (шеф МИД Англии), Франц I (Австрия), Фридрих Вильгельм III (Пруссия). На конгрессе были представлены более 200 европейских государств.
68696. Современные системы менеджмента 59.82 KB
  Поэтому при переходе от теории менеджмента к практике необходимо использовать такие системы модели менеджмента которые наиболее полно отвечают местным особенностям ведения бизнеса. Начиная с момента получения политической и экономической независимости в период формирования рыночной экономики...
68697. Сравнительная характеристика финского и польского этносов накануне вхождения ВКФ и ЦП в состав России 16.06 KB
  Несмотря на то что Великое Княжество Финляндское так же как и Царство польское относилось к этнически западным цивилизациям различия в уровне развития и складывании жизни этносов накануне вступления в состав России оказались ощутимыми. Благодаря правильной политике Александра...
68698. Особенности формирования политических партий и становление национальных институтов власти в Казахстане и Средней Азии 16.91 KB
  Новая политическая организация получила название Шура и Исламия Исламский совет. Изначально Шура и Исламия формировалась не только как политическая организация но и как орган местной власти наподобие Алаш. Однако в отличие от Алаш Шура и Исламия смогла создать функционировавшую организационную..