8016

Психология компьютерных игр

Доклад

Психология и эзотерика

Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...

Русский

2013-02-01

16.94 KB

20 чел.

Психология компьютерных игр.

  1. Понятие игры в современной психологии.
  2. Классификация компьютерных игр.
  3. Психологические особенности компьютерных игр.
  4. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности.

Шиллер. Игра связана с духовной сущностью человека, а именно с эстетическими переживаниями.

Спенсер. Игра биологически совершенно бесполезна и бесцельна. И у человека, и у животных игра необходима для того, чтобы разрядить лишнюю скопившуюся энергию. Эта энергия ищет выхода в бесцельной деятельности.

Шаллер, Лацаус, Штейнталь. Теория активного отдыха. Человек, уставая от работы, нуждается не только в физическом, но и в психологическом отдыхе. Психологический отдых может быть реализован только  активности. Активность должна быть свободна от ощущения необходимости, т.е. не должна быть связана с работой.

Гросс. Игры служат средством упражнения и развития органов движения и органов чувств.

С точки зрения отечественной психологии основой игры признается эмоциональная сфера личности. Игра служит выражением чувств и косвенно когнитичному развитию. В игре развитие идет по следующим трем направлениям:

  1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
  2. Интеллектуальное развитие ребенка (децентрация ребенка со своей личностью)
  3. Развитие произвольного поведения

Особенности игры как особого вида деятельности.

  1. Игра – это свободная деятельность, поскольку помимо воли играющего, она не имеет никакого смысла.
  2. В игре всегда присутствует элемент «понарошку»
  3. Временное и пространственное ограничение игры.
  4. Наличие правил игры и санкций за их невыполнение.
  5. Наличие напряжения в игре, связанного с присутствием шанса, непредсказуемости.

2. Классификация компьютерных игр.

А. Г. Шмелев.

  1. Логические игры – развивают формально-логическое и комбинаторное мышление.
  2. Азартные игры – требуется иррациональное мышление, элемент интуиции.
  3. Спортивные и конвейерные игры – направлены на развитие сенсомоторной координации, концентрации внимания и ловкости.
  4. Военные игры и игры-единоборства. Содержат реалистичные картины разрушений и элементы жестокости.
  5. Авантюрные игры – игра типа преследований и сбеганий. Служат эмоциональной рзрядке, но без проявления агрессивности.
  6. Авантюрные игры, или игры-приключения. Требуют наглядно-действенного мышления, а также способности к абстрактному моделированию ситуации.
  7. Игры-тренажеры, игры управленческо-экономического плана.

Классификация на основе принятия игроком соответствующей роли:

  1. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа. От них практически не вырабатывается зависимость.
  2. Ролевые компьютерные игры. Человек принимает на себя четкую роль. Считается, что развивают системное мышление. Люди, предпочитающие их – организаторы, стремящиеся управлять миром))
  3. Групповые ролевые игры.

Шапкин выделяет следующие психологические принципы, на основе которых осуществляется разработка компьютерных игр.

  1. Гуманистичность – не должна использоваться во вред человеку. Недопустимо в играх отражение идей национальной, религиозной, классовой ненависти, использование сцен насилия, а также криминальная и нецензурная лексика.
  2. Функциональность. Разработчик игры должен четко понимать, с какой целью создается игра. От этого зависит ее содержание и оформление.
  3. Когнитивное наполнение. Разработчик должен представлять себе перечень когнитивных функций, чтобы создать оптимальный режим и включение в игру и предупредить переутомление игрока.
  4. Эмоциональная включенность. Алгоритм игры должен давать пользователю чувство раскрепощенности, возможность получения эмоциональных переживаний.
  5. Прозрачность. Правила игры должны быть понятны игроку, а ресурсы – доступны и управляемы.

3.Психологические особенности компьютерных игр.

Функции компьютерных игр:

  1. Компенсаторная – компьютерная игра как вариант бегства от реальности. Виртуальная реальность становится более привлекательной, поскольку игрок более легко может ей управлять, чем реальной жизнью.
  2. Преобразовательная. Компьютерные игры создают возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь.
  3. Психокоррекционная и психотерапевтическая.

Группы участников ролевых игр:

  1. «Победители» - ориентированы на достижения, преодоление препятствий, накопление сокровищ и т.п., это люди, которые не любят проигрывать.
  2. «Исследователи» - изучают пространство игры, разнообразные направления перемещений, новые функции.
  3. «Коллективисты» - рассматривают игру как средство знакомств, установление новых контактов. Реализуют мотив принадлежности к группе.
  4. «Убийцы» - это люди, испытывающие радость, препятствую достижениям других игроков.

4.Психологические последствия.

Минусы:

  1. Сужение круга интересов личности, особенно у подростков
  2. Стремление к созданию своего мира и уход от реальности
  3. Социальная изоляция и трудности в межличностных контактах
  4. Игры с агрессивным содержанием увеличивают агрессивность детей в возрасте от 6 до 9 лет
  5. Соматические нарушения – быстрая утомляемость, нарушения осанки, зрения

Плюсы:

  1. Способствуют снятию стресса
  2. Игроки обладают более развитым адаптивным поведением
  3. Компьютерная игра способствует развитию самосознания и интернальному локусу контроля
  4. Способствуют развитию фантазии и раскрепощению
  5. Игры развивают мыслительные операции, внимание, процессы принятия решений, скорость реакции.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44448. Реализация клиент-серверного приложения (игры Собери двойку) 1.44 MB
  Информационное обеспечение Диаграмма прецедентов Это диаграмма на которой отражены отношения существующие между актерами и прецедентами. Диаграмма представлена в приложении А. Диаграмма классов Это статическая структурная диаграмма описывающая структуру системы она демонстрирует классы системы. Диаграмма представлена в приложении B.
44449. Возможные неисправности двигателей устанавливаемых на автомобили ВАЗ 2115, их причины и способы устранения 373 KB
  Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 125 мм. Различие только в длине болтов крепления головки к блоку цилиндров. Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 125 мм. Для крепления генератора использован новый кронштейн.
44450. Инструментально-штамповочный цех машиностроительного завода 4.34 MB
  Подкрановые балки Типы конструкций: Каркас железобетонный колонны фундаментные балки подкрановые балки Стены облегчённые металлические панели по серии 1.50893 Правила выполнения рабочей документации генеральных планов предприятий сооружений и жилищно-гражданских объектов Архитектурно-строительная часть: Фундаменты и фундаментные балки Фундаменты столбчатые монолитные из железобетона по серии 1. Фундаментные балки: Фундаментные балки железобетонные типа ФБ6 по серии 1.
44451. ИЗОБРАЖЕНИЕ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПРОЗЕ НИНЫ САДУР 223.5 KB
  Нина Николаевна Садур – современная прозаик-драматург. Заявила о себе еще в начале 80-х годов ХХ века. В настоящее время Нина Садур – один из лидеров современного литературного процесса. Ее книги выходят в ведущих столичных издательствах, переводятся на иностранные языки, экранизируются, ставятся на сцене.
44452. Методы и способы совершенствования финансового положения ООО «Роза Ветров» 1.56 MB
  Теоретические основы анализа финансового состояния организации по данным бухгалтерской отчетности. Роль и значение анализа финансового состояния организации в современных условиях. Виды анализа финансового состояния организации .Особенности учета финансового состояния организации для целей диагностики.
44453. Автоматизация процесса проверки печей на технологическую точность 2.41 MB
  Завод был эвакуирован на Урал в город Верхняя Салда где в годы Великой Отечественной войны он полностью обеспечивал своей продукцией потребности авиации. Для этого применяются нагревательные термические и плавильные печи которые с установленной периодичностью подвергаются проверке на технологическую точность. Недогрев либо перегрев любой из рабочих зон печи приводит к нарушению технологического процесса. Для нагрева слитков и заготовок перед деформацией применяются газовые печи с атмосферой продуктов сгорания...
44454. Разработка информационного сетевого ресурса для организации тьюторской деятельности в учебно-воспитательном процессе школы 1.96 MB
  Технические требования к разработке сайта функциональные характеристики Реализация функциональности сайта Практическая цель дипломного проекта заключается в разработке и применении информационного сетевого ресурса сайта для организации и улучшения условий работы тьютора в средней общеобразовательной школе. В этом случае нами были разработаны технические требования для сайта лежащие в области задач тьютора и содержащие в своей основе особенности веб-разработки табл.
44455. Проектування металургійного міксера 2.85 MB
  Через необхідність застосовування міксерів існує необхідність підвищення рівня механізації допоміжного зварювального обладнання з метою зменшення трудомісткості їх виготовлення підвищення продуктивності складально-зварювальних операцій підвищення якості зварювання та техніки безпеки.
44456. Музей археології в м. Батурині 17.8 MB
  Бакалаврська робота присвячена проектуванню музею археології в м. Батурині. В процесі роботи узагальнені вітчизняний та закордонний досвід будівництва та експлуатації подібних споруд, визначені функціонально-технологічні фактори, що впливають на формування і розробку схеми взаємозв'язків приміщень , які входять у склад споруди, що досліджується