8016

Психология компьютерных игр

Доклад

Психология и эзотерика

Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...

Русский

2013-02-01

16.94 KB

20 чел.

Психология компьютерных игр.

  1. Понятие игры в современной психологии.
  2. Классификация компьютерных игр.
  3. Психологические особенности компьютерных игр.
  4. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности.

Шиллер. Игра связана с духовной сущностью человека, а именно с эстетическими переживаниями.

Спенсер. Игра биологически совершенно бесполезна и бесцельна. И у человека, и у животных игра необходима для того, чтобы разрядить лишнюю скопившуюся энергию. Эта энергия ищет выхода в бесцельной деятельности.

Шаллер, Лацаус, Штейнталь. Теория активного отдыха. Человек, уставая от работы, нуждается не только в физическом, но и в психологическом отдыхе. Психологический отдых может быть реализован только  активности. Активность должна быть свободна от ощущения необходимости, т.е. не должна быть связана с работой.

Гросс. Игры служат средством упражнения и развития органов движения и органов чувств.

С точки зрения отечественной психологии основой игры признается эмоциональная сфера личности. Игра служит выражением чувств и косвенно когнитичному развитию. В игре развитие идет по следующим трем направлениям:

  1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
  2. Интеллектуальное развитие ребенка (децентрация ребенка со своей личностью)
  3. Развитие произвольного поведения

Особенности игры как особого вида деятельности.

  1. Игра – это свободная деятельность, поскольку помимо воли играющего, она не имеет никакого смысла.
  2. В игре всегда присутствует элемент «понарошку»
  3. Временное и пространственное ограничение игры.
  4. Наличие правил игры и санкций за их невыполнение.
  5. Наличие напряжения в игре, связанного с присутствием шанса, непредсказуемости.

2. Классификация компьютерных игр.

А. Г. Шмелев.

  1. Логические игры – развивают формально-логическое и комбинаторное мышление.
  2. Азартные игры – требуется иррациональное мышление, элемент интуиции.
  3. Спортивные и конвейерные игры – направлены на развитие сенсомоторной координации, концентрации внимания и ловкости.
  4. Военные игры и игры-единоборства. Содержат реалистичные картины разрушений и элементы жестокости.
  5. Авантюрные игры – игра типа преследований и сбеганий. Служат эмоциональной рзрядке, но без проявления агрессивности.
  6. Авантюрные игры, или игры-приключения. Требуют наглядно-действенного мышления, а также способности к абстрактному моделированию ситуации.
  7. Игры-тренажеры, игры управленческо-экономического плана.

Классификация на основе принятия игроком соответствующей роли:

  1. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа. От них практически не вырабатывается зависимость.
  2. Ролевые компьютерные игры. Человек принимает на себя четкую роль. Считается, что развивают системное мышление. Люди, предпочитающие их – организаторы, стремящиеся управлять миром))
  3. Групповые ролевые игры.

Шапкин выделяет следующие психологические принципы, на основе которых осуществляется разработка компьютерных игр.

  1. Гуманистичность – не должна использоваться во вред человеку. Недопустимо в играх отражение идей национальной, религиозной, классовой ненависти, использование сцен насилия, а также криминальная и нецензурная лексика.
  2. Функциональность. Разработчик игры должен четко понимать, с какой целью создается игра. От этого зависит ее содержание и оформление.
  3. Когнитивное наполнение. Разработчик должен представлять себе перечень когнитивных функций, чтобы создать оптимальный режим и включение в игру и предупредить переутомление игрока.
  4. Эмоциональная включенность. Алгоритм игры должен давать пользователю чувство раскрепощенности, возможность получения эмоциональных переживаний.
  5. Прозрачность. Правила игры должны быть понятны игроку, а ресурсы – доступны и управляемы.

3.Психологические особенности компьютерных игр.

Функции компьютерных игр:

  1. Компенсаторная – компьютерная игра как вариант бегства от реальности. Виртуальная реальность становится более привлекательной, поскольку игрок более легко может ей управлять, чем реальной жизнью.
  2. Преобразовательная. Компьютерные игры создают возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь.
  3. Психокоррекционная и психотерапевтическая.

Группы участников ролевых игр:

  1. «Победители» - ориентированы на достижения, преодоление препятствий, накопление сокровищ и т.п., это люди, которые не любят проигрывать.
  2. «Исследователи» - изучают пространство игры, разнообразные направления перемещений, новые функции.
  3. «Коллективисты» - рассматривают игру как средство знакомств, установление новых контактов. Реализуют мотив принадлежности к группе.
  4. «Убийцы» - это люди, испытывающие радость, препятствую достижениям других игроков.

4.Психологические последствия.

Минусы:

  1. Сужение круга интересов личности, особенно у подростков
  2. Стремление к созданию своего мира и уход от реальности
  3. Социальная изоляция и трудности в межличностных контактах
  4. Игры с агрессивным содержанием увеличивают агрессивность детей в возрасте от 6 до 9 лет
  5. Соматические нарушения – быстрая утомляемость, нарушения осанки, зрения

Плюсы:

  1. Способствуют снятию стресса
  2. Игроки обладают более развитым адаптивным поведением
  3. Компьютерная игра способствует развитию самосознания и интернальному локусу контроля
  4. Способствуют развитию фантазии и раскрепощению
  5. Игры развивают мыслительные операции, внимание, процессы принятия решений, скорость реакции.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19904. Определение удельной и объемной активности в твердых и жидких пробах 32.25 KB
  Лабораторная работа № 41. Определение удельной и объемной активности в твердых и жидких пробах. Цель работы: изучить характеристики стационарного радиометра КРВП3Б и научиться с его помощью измерять удельную и объемную активность в твердых и жидки...
19905. Определение мощности экспозиционной дозы 76.16 KB
  Лабораторная работа № 1. Определение мощности экспозиционной дозы. Цель работы: изучить характеристики дозиметрического прибора АНРИ 0102 Сосна и научиться с его помощью измерять мощность экспозиционной дозы. 1. Теоретическая часть Экспозиционная доза это отно
19906. Определение активности радионуклидов в объектах окружающей среды гамма-радиометром РУГ-91М1 «ADANI» 74.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. Определение активности радионуклидов в объектах окружающей среды гаммарадиометром РУГ91М1 ADANI Цель работы: 1.Измерение удельной активности гаммаизлучающих нуклидов калия 40 Радия226 тория232 цезия137 в пробах окружающей среды. ...
19907. Определение плотности потока бета-излучения с поверхности 116.34 KB
  Лабораторная работа № 3. Определение плотности потока бетаизлучения с поверхности. Цель работы: изучить характеристики прибора АНРИ0102Сосна и научиться измерять плотность потока бетаизлучения с поверхности. 1.Теоретическая часть Бетараспадом называ
19908. Определение мощности полевой эквивалентной дозы 86.04 KB
  Лабораторная работа № 2. Определение мощности полевой эквивалентной дозы. Цель работы: изучить характеристики дозиметрического прибора РКСБ104 и научиться с его помощью измерять мощность эквивалентной дозы. 1.Теоретическая часть При прохождении ионизир
19909. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм и отраслей экономики 259.5 KB
  Хозяйственные товарищества и общества – родовое понятие, обозначающее несколько самостоятельных видов коммерческих юридических лиц. Общее для них – имущество создается за счет вкладов учредителей в форме складочного капитала, разделенного на доли.
19910. Физическая природа и источники радиационной опасности для человека, объектов и природной среды 81.5 KB
  PAGE 7 Тема 1 Физическая природа и источники радиационной опасности для человека объектов и природной среды Вопросы: 1. Общие сведения. 2. Изотопы и радионуклиды. Радиоактивность. 3. Виды радиоактивных излучений. 4. Единицы активности радионуклидо...
19911. Дозиметрические величины и единицы их измерения 83 KB
  Тема 2. Дозиметрические величины и единицы их измерения Вопросы: 1.Основные характеристики ионизирующих излучений 2.Экспозиционная доза. 3.Поглощенная доза. 4.Эквивалентная доза. 5.Эффективная коллективная и полная доза 6.Детектирова...
19912. Естественные источники радиации 59.5 KB
  PAGE 6 Тема 4. Естественные источники радиации Вопросы: 1.Космические лучи 2.Земная радиация 3.Внутреннее облучение 4.Радон 5.Другие источники радиации Вступление Основную часть облучения население земного шара получает от естественн