8016

Психология компьютерных игр

Доклад

Психология и эзотерика

Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...

Русский

2013-02-01

16.94 KB

18 чел.

Психология компьютерных игр.

  1. Понятие игры в современной психологии.
  2. Классификация компьютерных игр.
  3. Психологические особенности компьютерных игр.
  4. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности.

Шиллер. Игра связана с духовной сущностью человека, а именно с эстетическими переживаниями.

Спенсер. Игра биологически совершенно бесполезна и бесцельна. И у человека, и у животных игра необходима для того, чтобы разрядить лишнюю скопившуюся энергию. Эта энергия ищет выхода в бесцельной деятельности.

Шаллер, Лацаус, Штейнталь. Теория активного отдыха. Человек, уставая от работы, нуждается не только в физическом, но и в психологическом отдыхе. Психологический отдых может быть реализован только  активности. Активность должна быть свободна от ощущения необходимости, т.е. не должна быть связана с работой.

Гросс. Игры служат средством упражнения и развития органов движения и органов чувств.

С точки зрения отечественной психологии основой игры признается эмоциональная сфера личности. Игра служит выражением чувств и косвенно когнитичному развитию. В игре развитие идет по следующим трем направлениям:

  1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
  2. Интеллектуальное развитие ребенка (децентрация ребенка со своей личностью)
  3. Развитие произвольного поведения

Особенности игры как особого вида деятельности.

  1. Игра – это свободная деятельность, поскольку помимо воли играющего, она не имеет никакого смысла.
  2. В игре всегда присутствует элемент «понарошку»
  3. Временное и пространственное ограничение игры.
  4. Наличие правил игры и санкций за их невыполнение.
  5. Наличие напряжения в игре, связанного с присутствием шанса, непредсказуемости.

2. Классификация компьютерных игр.

А. Г. Шмелев.

  1. Логические игры – развивают формально-логическое и комбинаторное мышление.
  2. Азартные игры – требуется иррациональное мышление, элемент интуиции.
  3. Спортивные и конвейерные игры – направлены на развитие сенсомоторной координации, концентрации внимания и ловкости.
  4. Военные игры и игры-единоборства. Содержат реалистичные картины разрушений и элементы жестокости.
  5. Авантюрные игры – игра типа преследований и сбеганий. Служат эмоциональной рзрядке, но без проявления агрессивности.
  6. Авантюрные игры, или игры-приключения. Требуют наглядно-действенного мышления, а также способности к абстрактному моделированию ситуации.
  7. Игры-тренажеры, игры управленческо-экономического плана.

Классификация на основе принятия игроком соответствующей роли:

  1. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа. От них практически не вырабатывается зависимость.
  2. Ролевые компьютерные игры. Человек принимает на себя четкую роль. Считается, что развивают системное мышление. Люди, предпочитающие их – организаторы, стремящиеся управлять миром))
  3. Групповые ролевые игры.

Шапкин выделяет следующие психологические принципы, на основе которых осуществляется разработка компьютерных игр.

  1. Гуманистичность – не должна использоваться во вред человеку. Недопустимо в играх отражение идей национальной, религиозной, классовой ненависти, использование сцен насилия, а также криминальная и нецензурная лексика.
  2. Функциональность. Разработчик игры должен четко понимать, с какой целью создается игра. От этого зависит ее содержание и оформление.
  3. Когнитивное наполнение. Разработчик должен представлять себе перечень когнитивных функций, чтобы создать оптимальный режим и включение в игру и предупредить переутомление игрока.
  4. Эмоциональная включенность. Алгоритм игры должен давать пользователю чувство раскрепощенности, возможность получения эмоциональных переживаний.
  5. Прозрачность. Правила игры должны быть понятны игроку, а ресурсы – доступны и управляемы.

3.Психологические особенности компьютерных игр.

Функции компьютерных игр:

  1. Компенсаторная – компьютерная игра как вариант бегства от реальности. Виртуальная реальность становится более привлекательной, поскольку игрок более легко может ей управлять, чем реальной жизнью.
  2. Преобразовательная. Компьютерные игры создают возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь.
  3. Психокоррекционная и психотерапевтическая.

Группы участников ролевых игр:

  1. «Победители» - ориентированы на достижения, преодоление препятствий, накопление сокровищ и т.п., это люди, которые не любят проигрывать.
  2. «Исследователи» - изучают пространство игры, разнообразные направления перемещений, новые функции.
  3. «Коллективисты» - рассматривают игру как средство знакомств, установление новых контактов. Реализуют мотив принадлежности к группе.
  4. «Убийцы» - это люди, испытывающие радость, препятствую достижениям других игроков.

4.Психологические последствия.

Минусы:

  1. Сужение круга интересов личности, особенно у подростков
  2. Стремление к созданию своего мира и уход от реальности
  3. Социальная изоляция и трудности в межличностных контактах
  4. Игры с агрессивным содержанием увеличивают агрессивность детей в возрасте от 6 до 9 лет
  5. Соматические нарушения – быстрая утомляемость, нарушения осанки, зрения

Плюсы:

  1. Способствуют снятию стресса
  2. Игроки обладают более развитым адаптивным поведением
  3. Компьютерная игра способствует развитию самосознания и интернальному локусу контроля
  4. Способствуют развитию фантазии и раскрепощению
  5. Игры развивают мыслительные операции, внимание, процессы принятия решений, скорость реакции.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24825. «Косцы» («Страдная пора») 1887 762 KB
  После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи еще мы видим на картине голубые цветы васильков белые лепестки ромашек и одиноко чернеющий репейник. Женщины изображенные на картине занимаются тем что собирают скошенную рожь и вяжут из нее снопы. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием которое отражено на картине Мясоедова.
24826. МЯСОЕДОВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1834–1911) 114 KB
  Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских многие из них характерны и колоритны. Мясоедов занимался также и гравированием крепкой водкой офортом. Кроме того Мясоедов писал и религиозную живопись см. Умер Мясоедов в Полтаве 17 30 декабря 1911.
24827. На бульваре - Владимир Егорович Маковский. 1886-1887 337 KB
  53x68 Третьяковская галерея Москва Картина На бульваре написана в 1877 и посвящена одной из самых острых проблем России в тот период вынужденному отъезду крестьян в город на заработки что в конечном итоге привело к распаду традиционного уклада жизни русских деревень: кормилец семьи отрывался от престарелых родителей корней жены и детей семьи терялась или ослабевала тонкая связь между ними и все это приводило к гибели патриархального мира. Им негде побыть и поговорить вместе кроме как здесь на улице на бульваре но супруг...
24828. Перов Василий Григорьевич 345.5 KB
  Основной идеей картины является стремление показать отсутствие милосердия и благожелательности у тех кому самим Богом предопределено их проявлять и настаивать на этих добродетелях свою паству.Основной конфликт картины сосредоточен вокруг двух жестов: просящем со стороны нищего и отталкивающем со стороны хозяйки.Желая подчеркнуть идею картины мастер с глубоким пониманием человеческой психики детально передаёт в свойственной ему манере написания образы героев включая их жесты и мимику и окружающее их пространство.На заднем плане картины...
24829. Плоскосто́пие — изменение формы стопы 13.71 KB
  Статическое плоскостопие встречающееся наиболее часто 821 возникает вследствие слабости мышц голени и стопы связочного аппарата и костей. К внутренним причинам способствующим развитию деформаций стоп относится также наследственное предрасположение к внешним причинам перегрузка стоп связанная с профессией женщина с нормальным строением стопы 7 8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе может со временем приобрести это заболевание ведением домашнего хозяйства ношение нерациональной обуви узкой неудобной....