80181

Эксплуатация энергоблока с неполным числом петель первого контура

Лекция

Энергетика

Подготовка вспомогательных систем ГЦН к работе. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: действия оперативного персонала при плановом отключении ГЦН; действия оперативного персонала при плановом запуске ГЦН; б уметь выполнять действия для останова и пуска ГЦН; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при работе с различным числом включенных ГЦН. Ситуации требующие отключения одного или двух ГЦН в процессе эксплуатации являются довольно частыми. Реакторная установка допускает...

Русский

2015-02-16

78 KB

1 чел.

                                                                                                  «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                Заведующий кафедрой

                                          Эксплуатации  и ФЗ ЯЭУ                                                                                                                                                                                                                                                                

                                             В.А. Кирияченко

     «__»____________20__ г.

Лекция  № 11

Тема: Эксплуатация энергоблока с неполным числом петель первого контура

План лекции

                                                                                                                

1. Вводная часть                      5 мин.

2. Основная часть:                                                                                       

2.1. Последовательность операций при отключении петли в резерв  20 мин.                                                                                             

2.2. Подготовка петли к работе                                                               20 мин.

2.3. Ввод петли в работу                                                                          20 мин.

2.4. Эксплуатация ЭБ в режиме продления кампании на

      мощностном эффекте                                                                        10 мин.

3. Заключительная часть.                 5 мин.

Задание на самостоятельное изучение материала – 2 часа.

Подготовка вспомогательных систем ГЦН к работе. Литература [18].

В результате изучения материала лекции студенты должны:

а) знать:

- действия оперативного персонала при плановом отключении ГЦН;

- действия оперативного персонала при плановом запуске ГЦН;

б) уметь выполнять действия для останова и пуска ГЦН;

в) быть ознакомленными с физическими основами процессов, протекающих на ЭБ при работе с различным числом включенных ГЦН.

Литература

1. В.А. Иванов «Эксплуатация АЭС». Энергоатомиздат 1994 г.

2. В.А. Острейковский «Эксплуатация АС». Энергоатомиздат 1999 г.

3. Технологический регламент безопасной эксплуатации энергоблоков с реактором ВВЭР-1000.

4. Инструкция по эксплуатации реакторных установок с реактором ВВЭР-1000.


Вводная часть

На прошлой лекции были рассмотрены основные технологические операции при снижении и повышении нагрузки генератора.

Материал сегодняшней лекции включает в себя рассмотрение основных технологических операций при отключении петли первого контура и вводе ее в работу. Ситуации, требующие отключения одного или двух ГЦН, в процессе эксплуатации являются довольно частыми.  Правильное выполнение операций при выводе и вводе петли в работу  обеспечивает необходимый уровень выработки электроэнергии и предотвращает возникновение аварийных ситуаций.

Основная часть

1. Последовательность операций при отключении петли в резерв

Работа РУ с неполным числом петель первого контура возможна в случаях, когда одна или две петли находятся в резерве.

Реакторная установка допускает работу на 3-х и 2-х циркуляционных петлях на пониженных мощностях:

  •  67% (2010 МВт) при работе 3-х ГЦН;
  •  50% (1500 МВТ) при работе 2-х противоположных ГЦН;
  •  40% (1200 МВТ) при работе 2-х смежных ГЦН.

Критерии, требующие отключения петли первого контура в резерв:

1) Отключение ГЦН защитами, блокировками или персоналом в случаях , указанных в инструкции по эксплуатации ГЦН или в настоящей инструкции;

2) Неработоспособность хотя бы одного предохранительного клапана ПГ;

3) Неработоспособность отсечного клапана ПГ по пару;

4) Закрытие одного из отсечных клапанов ПГ по пару или арматуры по питательной воде;

5) Полная потеря контроля за уровнем в работающем ПГ при работе на трех или четырех петлях (с отключением ГЦН и последующим закрытием БЗОК ПГ).

Получить разрешение НСС на снижение мощности энергоблока и отключение петли первого контура.

НСБ дает письменное распоряжение в ОЖ ВИУР на снижение мощности  ЭБ и отключение соответствующего ГЦН.

Перевести АРМ в режим "Т" и снизить мощность реактора и блока до допустимой мощности с учетом предстоящего отключения ГЦН.

При нейтронной мощности реактора менее 75%Nном проконтролировать вывод из работы УПЗ.

Перевести АРМ в режим "Н".

Стабилизировать параметры реакторной установки на задаттой мощности.

Выставить уставки АЗ по нейтронной мощности Nтек + 10%.

Отключить ГЦН выводимой в резерв петли.

Проконтролировать включение по блокировке ВЦЭН отключенного ГЦН   ( в случае отказа блокировки включить ключом управления).

Проконтролировать отключение фильтра ТС байпасной очистки теплоносителя отключенной петли, открыть ТС10 (20, 30, 40)S02; закрыть ТС10 (20, 30, 40)S01.

Проконтролировать одновременное закрытие по блокировке (закрыть) задвижки и регулятор питательной воды на отключенный ПГ по основной линии и перейти на подачу питательной воды через «пуско-остановочный» регулятор уровня (RL71-74S04).

Включить электронагреватель отключенного ГЦН и уменьшить расход воды на воздухоохладители ГЦН до 10 м3/ч частичным закрытием VB11(12,13,14)S03. Допускается невключение электронагревателя ГЦН, в этом случае необходимо полностью закрыть VB11(12,13,14)S03 и прекратить расход техводы на электродвигатель ГЦН.

В отключенной петле возникает обратный ток теплоносителя, из-за чего температура в горячей нитке отключенной петли снижается до 278 0С.

Снять напряжение с электродвигателя ГЦН.

Состояние оборудования отключенной петли:

- электросхема ГЦН разобрана;

- ВЦЭН в работе;

- электромагнит осевой разгрузки ротора ГЦН включен. Допускается невключение электромагнита ГЦН;

- электронагреватель двигателя ГЦН включен. Допускается невключение электронагревателя ГЦН, в этом случае необходимо полностью закрыть VB11(12,13,14)S03 и прекратить расход техводы на электродвигатель ГЦН;

- подается запирающая вода на уплотнение ГЦН;

- подается промконтур на ГЦН;

- подается техвода неответственных потребителей на электродвигатель ГЦН с расходом (5-10) м3/ч при включенном электронагревателе, либо полностью закрыта VB11(12,13,14)S03 и прекращен расход техводы на электродвигатель ГЦН;

- подается отмывочная вода от системы TN (TH или TN для блока 6) на отмывку концевой спупени уплотнения ГЦН;

- подается масло на ГЦН (допускается отключение подачи масла после контроля по месту за отсутствием обратного вращения ротора отключенного ГЦН);

- БЗОК главного паропровода парогенератора открыт, допускается закрытие БЗОК;

-поддержание номинального уровня в ПГ обеспечивается работой пуско-остановочного регулятора (RL71-74S04);

-продувка парогенератора открыта (допускается закрывать продувку ПГ на время не более восьми часов).

 

2. Подготовка петли к работе

Получить разрешение вышестоящего оперативного персонала на ввод петли в работу.

Подготовить  ГЦН петли к работе, согласно «Инструкции по эксплуатации ГЦН и вспомогательных систем».

Проверить открытое положение БЗОК главного паропровода парогенератора подключаемой петли.

Проверить, что разность температур между «холодными» нитками работающих петель и «горячей» ниткой неработающей петли не более 15 0С.

Проверить открытие арматур непрерывной продувки ПГ подключаемой петли.

Проверить исправное и работоспособное состояние ИПУ ПГ подключаемой петли внешним осмотром и по индикации.

Проконтролировать подключение фильтра ТС10(20,30,40)N01 байпасной очистки теплоносителя подключаемой петли по линии прогрева, открытое состояние ТС10(20,30,40)S02, 04; закрытое ТС10(20,30,40)S01 и температуру корпуса фильтра;

Проверить правильность работы уровнемеров ПГ.

Проверить исправность и наличие показаний КИП ГЦН и его вспомогательных систем, парогенератора подключаемой петли. При необходимости выполнить опробование защит и блокировок ГЦН.

Снизить мощность реактора до 30 %Nном в случае подключения петли к трем работающим и до 20 %Nном в случае подключения петли к двум работающим.

Замерить сопротивление изоляции электродвигателя ГЦН и, при положительных результатах, собрать электросхему ГЦН.

Проконтролировать закрытое положение при собранной электросхеме задвижки на линии основной питательной воды включаемого ПГ (RL71-74S01), основной регулятор питательной воды (RL71-74S02) включить в автоматический режим.

3. Ввод петли в работу

Включить (проверить включение) АРМ в режим "Н".

Включить ГЦН в работу, проверить отключение по блокировке электронагревателя электродвигателя ГЦН, проконтролировать, что параметры ГЦН находятся в допустимых пределах, что по блокировке отключился ВЦЭН.

При выгорании топливной загрузки в текущей кампании реактора более 150 эффективных суток одновременно с включением ГЦН выдать сигнал от ключа управления на движение регулирующей группы ОР СУЗ вниз. Контролировать изменение периода и величины нейтронной мощности реактора , работу АРМ.

Проконтролировать открытие задвижки RL71(72,73,74)S01 и работу регулятора уровня ПГ включенной петли.

При разности между температурой теплоносителя и корпуса фильтра менее 50 0С, включить в работу фильтр байпасной очистки теплоносителя первого контура включенной петли.

Произвести замер вибрации включенного ГЦН, если ГЦН включается после ремонта.

Выставить уставки по мощности в ДЭ АКПН - для блоков 2-6 (ДР - для блока 1) из расчета на (20...22) % выше текущего уровня мощности, своевременно переключать уставки в ДЭ - для блоков 2-6 (ДР - для блока 1) при наборе нагрузки.

Получить разрешение вышестоящего оперативного персонала на увеличение мощности РУ и электрической нагрузки энергоблока.

Перевести АРМ в режим "Т".

Увеличить мощность РУ и электрическую мощность энергоблока до разрешенной тепловой мощности реактора (см.шаг40).

Выставить уставки по мощности в ДЭ АКПН - для блоков2-6 (ДР - для блока 1) в соответствии с ТДР.

4. Эксплуатация ЭБ в режиме продления компании на мощностном эффекте

Работа энергоблока в режиме продления кампании с использованием мощностного эффекта реактивности допускается в течение не более 30 эффективных суток, при этом снижение тепловой мощности РУ не должно превышать 30 % от номинального уровня мощности.

Минимально-допустимый уровень тепловой мощности реактора в стационарном режиме при наличии ограничений, не позволяющих работать на мощности более 70 % от номинальной, составляет 40 % от номинальной тепловой мощности реактора (1200 МВт).

Допускается временная работа РУ мощности менее 70 % от номинального уровня мощности при переходных процессах,  предусмотренных настоящей инструкцией (пуск или останов реактора, подключение неработающего ГЦН и т.п.).

Требования, предъявляемые к РУ, при работе с использованием мощностного эффекта реактивности:

1) давление в 1 и 2 контурах и температуру теплоносителя на входе в реактор поддерживать на номинальном уровне, согласно таблицы допустимых режимов»;

2) при работе блока на мощностном эффекте, мощность реактора снижать ступенями по 3 % Nном перемещением вниз рабочей группы ОР СУЗ. По мере выгорания топлива, последующее перемещение рабочей группы вверх производить до первоначального положения. Недопустимо извлекать рабочую группу ОР СУЗ выше 90 % от низа активной зоны. При работе на мощностном эффекте реактивности извлечение рабочей группы ОР СУЗ не должно превышать 5 % высоты активной зоны в течение суток;

3) после каждого ступенчатого изменения мощности установить уставку срабатывания аварийной защиты по нейтронной мощности на 7 % выше текущего значения мощности. При рассогласовании значений мощности по АКНП с тепловой мощностью реактора более чем на 3 % от номинальной мощности произвести тарировку АКНП;

4) при срабатывании аварийной защиты, концентрацию борной кислоты привести в соответствие с величиной, указанной в АНФХ для соответствующей топливной загрузки  на конец выгорания. Вывод реактора на МКУ производить после взвода ОР СУЗ выводом борной кислоты при рабочем положении ОР СУЗ 10-й группы;

5) в режимах разгрузки РУ по сигналам УПЗ , ПЗ-1, РОМ при отклонении групп ОР СУЗ от регламентного положения действовать в соответствии с требованиями "Инструкции по ликвидации аварий и аварийных ситуаций на РУ" с учетом п 2.5.1.6 настоящей инструкции;

Заключительная часть

Таким образом, на лекции были рассмотрены основные технологические операций при плановом отключении ГЦН и вводе его в работу. Следующее лекционное занятие будет посвящено переводу энергоблока из состояния «работа на мощности» в состояние «горячий останов», т.е. будут рассмотрены вопросы снижения мощности энергоблока, останова турбины с расхолаживанием и без расхолаживания и перевода реакторной установки в подкритическое состояние.

Лекцию разработал

доцент кафедры Эксплуатации и ФЗ ЯЭУ                            В.Н. Петрыкин


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...
8060. Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации 24.46 KB
  Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...
8061. Истории возникновения и развития форм обучения 29.59 KB
  Истории возникновения и развития форм обучения Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой ...
8062. Формы организации обучения и их характеристика 25.25 KB
  Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...