80213

Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

Лекция

Логика и философия

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете...

Русский

2015-02-16

54 KB

5 чел.

Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии.

План.

1. Основной вопрос философии

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии

1. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание».

Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия — к мышлению (сознанию).

Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые западные мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. В отечественной литературе также иногда высказывается предложение лишить этот вопрос ореола универсальности. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

- объективный идеализм                          - материализм

субъективный идеализм                           - вульгарный           

                                                                         материализм

                                                 - дуализм

                                                 - деизм

Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

- материя реально существует

- материя существует независимо от сознания (т. е. существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)

- материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя

- материя существует и развивается по своим внутренним законам

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саамы себя (материю)

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

- сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы как  Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро. И иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинство материализма: опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влить на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространении в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XXII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм («линия Платона») — направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

- объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

- субъективный идеализм (Беркли, Юм)

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

- реально существует только идея

- идея первична

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»

- «мир идей» (Эйдесов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)

- «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»

- каждая единичная вещь — воплощение идеи (Эйдеса) данной вещи. Например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам существуют субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в разуме человека

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма: отсутствие достоверного (логического) Объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Р.Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

- существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

- все в мире производно (является модусом). Либо от одной, либо от другой указанных субстанций. (Материальные вещи — от материальной, иди — от духовной)

- в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная и духовная

- материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

- основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм — направление в философии. Сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. (Т. е. признавали Бога, практически не имеющего никакими «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ

Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:

                  - гностицизмом                                                     - агностицизмом

                            - эмпиризмом (сенсуализмом)         - рационализмом

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается

Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

- мир познаваем

- возможности познания неограниченны

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

- мир непознаваем

- возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Эммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует.

Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антимоний) Кант выделяет четыре. Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».

Вывод: В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX вв. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, т. к. он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенцианализма. Т. е. проблема человека, его существования, управления собственных духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.


Вопросы:

1. В чем заключается основной вопрос философии?

2. В чем различие онтологической и гносеологической стороны философии?

3. Суть материализма и идеализма?

4. Кто такие эмпиристы?

Список литературы:

Канке В. А. Философия. 5-е изд. М., 2003г (осн. лит-ра)

Вечные философские проблемы: Сб. ст. М., 1991. (осн. лит-ра)

Дерюгин С. В. Основной вопрос философии: варианты решения проблемы // Филос. науки. 1991. № 1. (осн. лит-ра)

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. (доп. лит-ра)

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. (доп.. лит-ра)


Категориальный анализ понятий:

Сознание — человеческая способность к воспроизведению действительности мышления; психическая деятельность как отражение действительности

Материя — объективная реальность, существование вне и независимо от человеческого сознания. Основа (субстрат), из которого состоят физические тела. Предмет речи и разговора.

Деизм — направление в философии. Сторонники, которого признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

Онтология — философское учение об общих категориях и закономерностей бытия, существующей в единстве с теорией познания и логикой.

Дуализм — двойственность, раздвоенность. Философское направление признающие в основе мира два не зависимых и равноправных начала: материю и дух.

Экзистенцианализм — иррационалистическое направление в философии и литературе (в особенности немецкой и французской). Экзистенцианализм считает, что предметом философии является человеческое существование, человек, который рассматривается лишь как духовное начало.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79091. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции 16.88 KB
  Значение римского права для современной юриспруденции. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права но и на развитие культуры в целом.1Эти особенности римского права способствовали тому что когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни произошел интереснейший процесс рецепция римского права.
79092. Кодификация Юстиниана; причины и процесс кодификации. Конституции, их содержание и система. Дигесты. Их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы 24 KB
  Предпосылки всеобщей кодификации права. Уже на относительно раннем этапе своего исторического развития юридическая техника и в целом культура римского права обнаружили потребность и стремление к обобщению и унификации источников права и вытекающих из них правовых норм. В ходе централизаторских политических и правовых реформ проводимых при активном личном участии императора была реализована и всеобъемлющая кодификация права причем на новых принципах отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской...
79093. Консенсуальные договоры. Купля-продажа Права и обязанности сторон. Эвикция 24.48 KB
  Передача вещи рассматривалось уже как исполнение консенсуального контракта. Предметом договора куплипродажи могли быть как вещи телесные например дом зерно так и нематериальные например право требования. Предметом договора могли быть как вещи уже существующие в натуре так и те которые появятся или поступят в собственность продавца только в будущем. Предмет договора куплипродажи должен был быть определенным образом индивидуализирован и поэтому вещи определенные родовыми признаками не могли отчуждаться по договору куплипродажи.
79094. Легаты и фидеикомиссы. Виды легатов. Ограничения легатов. Универсальный фидеикомисс 23.62 KB
  Виды легатов. Ограничения легатов. Различалось несколько видов легатов. Наиболее существенным было различие легатов pervindictionem и легатов perdmntionem.
79095. Литтеральные договоры и реальные договоры. Заем и ссуда. Различие между этими договорами. Договор хранения его виды. Характер обязательств по договорам ссуды и хранения. Закладной договор 44.38 KB
  обязательство в этом случае устанавливается не только простым соглашением consensus но и передачей вещи res; нельзя требовать возврата от того кто ничего не получал. деньги зерно вино и тому подобные вещи определенные родовыми признаками. получающий юридическую силу лишь с того момента когда на основании соглашения сторон последовала передача res вещи;б предмет договора денежная сумма или известное количество других вещей определенных родовыми признаками весом числом мерой;в эти вещи передаются заимодавцем в собственность...
79096. Наследование по завещанию. Порядок составления. Условия действительности. Содержание завещания. Обязательная доля. Назначение наследника 23.27 KB
  Завещание по римскому праву это не просто всякое распоряжение лица своим имуществом на случай смерти а лишь такое которое содержало назначение наследника. Назначение наследника должно было быть в самом начале завещания и без него завещание не имело юридической силы. Завещание это односторонняя сделка выражающая волю лишь одного лица завещателя. На практике это позволяло завещателю в любой момент и без какихлибо ограничений отменить или изменить составленное им ранее завещание.
79097. Наследование по закону. Реформы претора. Наследование по закону в период империи 30.68 KB
  То обстоятельство что завещание получит действительное значение лишь при условии если назначенный в нем наследник согласится принять наследство не делает завещания договором ибо выражение воли наследника имеет место не при совершении завещания как например согласие одаряемого при дарении а только после смерти завещателя как совершенно самостоятельный отдельный от завещания акт. Некоторые лица хотя и имели testmenti fctio pssiv но не могли получать наследство полностью или в части если не отпадает обстоятельство признаваемое по...
79098. Общие положения о древнеримской семье. Агнатское и когнатское родство 18.89 KB
  Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной патриархальной семьи объединявшей под властью главы семьи pterfmilis жену детей других родственников кабальных а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи домовладыка единственный полноправный гражданин квирит термин производимый многими исследователями от греческого kueros власть т. имеющий власть.С образованием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых...
79099. Опека и попечительство. Завещательная опека 21.41 KB
  Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнений обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине. Если не было завещательной опеки и невозможно было установить законную опекуна назначал претор при участии трибунов учреждаемая опека. Особенности учреждаемой опеки: согласия малолетних на установление подобной опеки не требовалось; опекун должен был проживать в округе претора назначающего опе кунство; предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна; не...