80257

Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономическая политика

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Обмениваясь результатами своего труда субъекты хозяйственной деятельности индивиды и коллективы вступают в определённые экономические отношения которые являются объектом изучения экономических наук и в частности экономической теории. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов экономические отношения возникающие между субъектами в процессе их...

Русский

2015-02-16

68.5 KB

0 чел.

Тема 1. Экономическая теория: предмет, метод, функции. Экономическая политика.

План.

  1.  Предмет и метод экономической теории.
  2.  Экономические законы и экономические категории.
  3.  Экономическая теория как основа экономической политики.

I. Жизнедеятельность людей очень разнообразна. Она включает воспитание, обучение, медицинское обслуживание, отдых науку, культуру, производство. Все эти сферы жизнедеятельности тесно взаимосвязаны и образуют единую общественную систему, в которой выделяются три подсистемы: социально-культурная, политико-административная, экономическая (хозяйственная). Каждая из подсистем, будучи относительно самостоятельной, функционирует по своим специфическим законам. Определяющей среди этих подсистем является экономическая, поскольку именно она всю жизнедеятельность людей, и, прежде всего, удовлетворение их первичных, т.е. материальных потребностей, а также духовных.

Необходимость удовлетворения различных потребностей побуждает людей к хозяйственной деятельности, производству материальных благ и услуг. Обмениваясь результатами своего труда, субъекты хозяйственной деятельности (индивиды и коллективы) вступают в определённые экономические отношения, которые являются объектом изучения экономических наук, и, в частности, экономической теории.

Слово «экономика» практически знакомо каждому человеку с ранних лет. Но наше первичное представление об экономике чаще всего чисто эмпирическое, опытное, формирующееся под влиянием средств массовой информации, в которых говорится о ценах, доходах, зарплате, удовлетворении потребности в товарах, услугах, что мы и представляем как экономику. В действительности понятие «экономика» многогранно. Оно включает экономику как хозяйственную систему, экономическую науку и экономическую теорию.

Термин «экономика» ввёл в обращение древнегреческий философ Ксенофонт, написавший первый трактат об экономике. В переводе с греческого «oiconomia» - наука о ведении домашнего хозяйства. С развитием обмена, формированием национальных рынков возникает необходимость в широком толковании понятия «экономика» и в 1615 г. французский учёный А. Монкретье вводит в обращение термин «политэкономия», что в переводе с греческого означает «искусство государственного управления хозяйством». Оно основывалось на принципах рачительного хозяйствования, которые разрабатывались опытным путём, в результате обобщения хозяйственной практики.

С развитием общечеловеческих знаний развивается экономическая наука как наука о знании законов управления экономикой. Она изучает тайны поведения «мыслящей матери» - поведение индивидов, форм отраслей, общества, т.е. поведение производителя и потребителя в процессе хозяйственной деятельности, целью которой является удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Экономическая наука включает:

  •  отраслевые экономические науки (экономика, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, строительства и др.);
  •  функциональные (финансы, кредит, бухучёт, аудит, статистика, маркетинг и др.);
  •  межотраслевые (экономическая география, демография, менеджмент и др.).

Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория как система научных взглядов на хозяйственную деятельность людей. Она изучает причинно-следственные связи с закономерностями развития экономических процессов, экономические отношения, возникающие между субъектами в процессе их хозяйственной деятельности, даёт возможность прогнозировать развитие экономики страны.

      Функции экономической теории:

  •  познавательная – проявляется в изучении экономических законов, методов экономической деятельности, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности;
  •  методологическая – разработка методов, средств, научного инструментария, необходимых дифиследований,  всем экономическим наукам;
  •  практическая – непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на макро- и микроэкономическом уровнях;
  •  мировоззренческая – заключается в формировании научного экономического мышления.

Необходимость удовлетворять потребности побуждает людей к трудовой деятельности, производству материальных благ и услуг. Основная проблема, которая при этом возникает в любой экономической системе, заключается в    том, что материальные потребности общества практически безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены. Безграничность потребностей связана с общей прогрессивной направленностью развития человеческого общества. По мере овладения силами природы растут и множатся как сами потребности, так и возможности их удовлетворения. Это выражается в устойчивой зависимости, отражающей расширение круга потребностей  и их качественное совершенствование, получившей название закона возвышения потребностей.

Для удовлетворения потребностей необходимы экономические ресурсы – природные, человеческие, производственные. Все они ограничены не только с точки зрения абсолютного исчерпания какого-либо ресурса, но и его количественного наличия в данный момент. Дефицит ресурсов ограничивает выпуск конечной продукции. Поэтому общество постоянно сталкивается с необходимостью решения триады экономических проблем: что, как и сколько производить, как распределить производственный продукт, чтобы максимально удовлетворить потребности. Способами решения этих задач и занимается экономическая теория.

Следовательно, предмет экономической теории – изучение экономических законов и экономических отношений, действующих в процессе общественного производства и обоснование выбора хозяйствующими субъектами способов оптимального использования  ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей индивидов и общества.

Основные методы исследования экономики, используемые экономической теорией:

Метод научной абстракции – основан на абстрагировании от второстепенных явлений, выделение и изучение наиболее сущностного, типичного в экономических процессах,  что позволяет формулировать научные понятия, категории, экономические законы;

Метод системного анализа или системного подхода заключается в изучении внутренних структурно-функциональных, прчинно-следственных прямых и обратных связей. Их познание даёт возможность выявить сложные процессы развития производственных отношений, выяснить природу многих экономических явлений и процессов;

Метод анализа и синтеза. Анализ – процесс расчленения целого на составные части; синтез – объединение различных элементов явления, процесса в единое целое. Анализ позволяет выявлять научные абстракции, понятия, а их последующее объединение (синтез) приводит к более глубокому изучению сущности процесса, явления как целого;

Метод качественного и количественного анализа позволяет использовать новые подходы при исследовании темпов и пропорций развития хозяйства, предполагает чёткое выявление качественной определённости процесса и выявление тех его элементов, которые могут быть измерены количественно, позволяет изучать процесс вдинамике;

Математические и статистические методы обеспечивают объединение качественного и количественного анализа.

Кроме выше перечисленных, используются методы исторического и логического подхода, индукции (от единичного к всеобщему) и дедукции (от всеобщего к единичному), метод аналогий. Использование всех этих методов в научных исследованиях позволяет  формулировать гипотезу – научно обоснованное предположение о возможных связях, отношениях, причинах, явлениях.

В ходе проведения экономических реформ используется эксперимент, но его проведение требует очень тщательной подготовки, расчётов, обоснования.

В экономической теории анализ осуществляется на двух уровнях: микро- и макроэкономическом. Микроэкономика изучает механизм организации ведения хозяйства отдельными экономическими субъектами (предприятиями, фирмами, предпринимателями), исследует взаимосвязи потребителей и фирм в рыночной системе: взаимодействие спроса и предложения, проблемы ценообразования, рыночную коньюктуру и факторы, определяющие её и т.д. Цель микроэкономического анализа – детальное изучение поведения индивидуальных хозяйственных единиц, чтобы выявить отдельные специфические компоненты экономической системы.

Макроэкономика изучает экономическое состояние хозяйства страны в целом, т.е. хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики: процессы общественного воспроизводства, использование национального дохода, налогов, прибыли, инвестиций, зарплаты и цены, инфляции и безработицы, и т.д.  

      По выражению шведского экономиста  К. Эклунда, макроэкономика – это наше собственное состояние, наша жизненная ситуация. Следует отметить тесную взаимосвязь, взаимообусловленность микро- и макроэкономических процессов. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. Вместе с тем социальная политика государства и, следовательно, благосостояния граждан прямо и косвенно зависит от эффективности деятельности фирмы.      

         Функционирование народного хозяйства выступает как процесс производства, в результате которого создаются материальные блага. Общественное производство состоит из двух взаимосвязанных сфер – материального и нематериального производства.

                 Сфера услуг

Сфера материального производства (добывающая промышленность, обрабатывающая, строительство, сельское хозяйство, лесное и охотничье хозяйство, рыболовство).

Непроизводственная сфера (учреждения государственной безопасности и обороны, судебные и юридические организации, учреждения социального обеспечения, страхования, кредитные учреждения, министерства, ведомства).

Способ производства – совокупность производственных сил (ПС) и соответствующих им производственных отношений (ПО). При этом производственные силы образуют содержание общественного производства, а производственные отношения – его общественную форму.

                                                                                                                    Средства труда

                     Вещественный фактор –

                   средства производства

                                                                                                                         Предметы труда

                                                                               

  Производственные силы

                                                                  Личный фактор – рабочая сила

Рабочая сила – способность человека к труду, совокупность физических и умственных способностей, используемых в процессе производства жизненных благ. Потребление рабочей силы есть труд.

Труд – сознательная, целесообразная деятельность людей, направленная на производство жизненных благ.

Предмет труда – всё то, на что направляется человеческий труд (сырьё, материалы и др.).

Средства труда – всё то, с помощью чего человек воздействует на предмет труда (инструменты, оборудование, производственные сооружения).

Важнейшие нематериальные факторы производства в условии рынка – информация, наука, знания, опыт, культура, предпринимательский талант.

Производственные силы общества – совокупность личных, вещественных и нематериальных факторов производства.

  В процессе производства, которое носит общественный характер, между людьми возникают определённые отношения и связи, т.е. производственные отношения. Они включают социально-экономические отношения, обусловленные отношениями собственности на средства производства и организационно-экономические отношения, которые зависят от форм организации производства (отношения кооперации и разделения труда, специализации и комбинирования производства, формы и методы управления экономикой и т.д.).

 II. Экономические законы выражают сущностные устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Экономические законы имеют объективный характер. Переход от процесса-причины к процессу следствию в экономическом законе представляет особенную форму  движения, в которой один экономический процесс порождает другой процесс, а внутренними импульсом этого движения является объективная экономическая противоречивость. Последняя разрешается не автоматически, а только через общественные действия людей. Преодоление противоречий экономических законов  проявляется в различных формах. Следовательно, формы проявления экономических законов – это результат действий их причинно-следственных связей. В зависимости от условий, в которых действуют экономические законы, формы их проявления могут вызывать различные социально-экономические последствия в развитии экономики. Так, если экономический закон реализуется в условиях, отклоняющихся от нормальных, это приводит к негативным экономическим последствиям.

Экономические законы математически выражаются в различных формулах функциональной зависимости, что позволяет увидеть развитие экономических процессов и своевременно устранять возможные недостатки.

Процесс познания механизма действия экономических законов включает три этапа. На первом этапе экономические законы рассматриваются как законы реально существующих производственных отношений. Из множества экономических связей выбирают самые устойчивые, прочные. На втором этапе познания осуществляется теоретическое отображение реально существующих экономических законов в законах науки (законы экономической теории). Поэтому необходимо различать экономические законы, действующие в системе производственных отношений и законы науки, которые зависят от качества научных исследований. На третьем этапе осуществляется апробация законов науки в хозяйственной практике, делаются выводы, обобщения, которые затем вносятся в научные экономические законы. Это способствует усовершенствованию механизма их использования.

Задача экономической теории – дать научное объяснение требованиям экономических законов и довести их до всех хозяйственных структур; создать, учитывая достигнутый уровень производительных сил, научно обоснованную концепцию развития экономики и, опираясь на законы экономической теории, определить методы, формы, способы хозяйствования, а также разработать государственные законы и другие экономические документы, используемые в хозяйственной деятельности.

Особенность экономических законов в том, что они действуют как тенденции и не могут действовать без человека (работник – главный фактор производственных сил). Но поскольку процесс использования экономических законов может осуществляться в различных формах, постольку и противоречия, иногда вызывающие негативные явления в реальной экономической жизни, не всегда можно вовремя увидеть и принять соответствующие меры, а это может вызвать элементы стихийности в развитии экономики.

Экономические категории выражают производственные (экономические) отношения. Они имеют объективный характер, поскольку отображают объективную деятельность, отношения, которые существуют вне нашего сознания. Значительная часть категорий экономической теории имеет исторический характер, т.е. они соответствуют определённым историческим условиям экономической деятельности людей.

Экономические категории как теоретическая абстракция должна иметь основные специфические признаки, форму и содержание и занимать определённое место в системе общественного производства.

 III. Экономическая теория – основа экономической политики, поскольку последняя основывается на объективно действующих экономических законах, учитывает различные интересы общества, предполагает многовариантность решений, возникающих экономических проблем и выбор оптимального варианта их решения.

Политика в узком смысле – это практическая деятельность государства.

Экономическая политика- это цели, пути, направления, методы, рычаги развития экономики, которые определяются субъектами власти.

Проводимая экономическая политика предполагает решение двух задач:

  1.  выбор главных целей в развитии народного хозяйства;
  2.  Выбор средств, способов, необходимых для реализации поставленных целей.

Цели экономической политики: экономический рост, экономическая и социальная эффективность. Основные способы достижения поставленных целей: эффективное размещение ресурсов, распределение доходов, стабильные условия развития.

Экономическая политика может влиять на экономический прогресс в тех направлениях: способствовать: сдерживать экономическое развитие и, следовательно, общественный прогресс; оказывать противоречивое воздействие на экономический прогресс, т.е. ускорять одни направления его развития и сдерживать другие.

Игнорирование экономической теории в политике приводит к субъективизму, принятию необоснованных решений, что в конечном итоге оборачивается нерациональным использованием экономических ресурсов, подавление диспропорций в общественно производстве.

Разработка экономической стратегии должна обосновываться, с одной стороны, на всестороннем учёте требований объективных экономических законов, на реалистической, объективной оценке состояния экономики, выявление недостатков и их причин, а с другой - на такой же реалистической оценке имеющихся возможностей и экономических ресурсов для дальнейшего социально-экономического развития страны.

Направления экономической политики разнообразны по содержанию и политической значимости. Выделяются следующие основные направления: по сферам экономической жизни (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля); по продолжительности жизни (долго-, средне-, краткосрочные); по политической и социально-экономической значимости.

Приоритетное развитие той или иной среды экономики возможно при условии взаимодействия двух процессов: обеспечение передовой материально-технической базы в этой сфере и материальном, моральном стимулирование её развитие.

Необходимое условие реализации стратегических целей – выбор методов и инструментов экономической политики. Сущность методов управления определяется производственными отношениями, тем, насколько они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил и совершенствуются вместе с ними. Если это совершенствование осуществляется через интересы и на основе интересов, тогда необходимо использовать экономические методы управления – это система экономических и неэкономических инструментов, направленная на объединение интересов всех субъектов хозяйственной деятельности. Переход к экономическим методам хозяйствования возможен лишь при изменении функций государства в управлении экономикой. Государство должно решать только макроэкономические проблемы, заниматься реализацией  общенациональных интересов. Экономическая политика должна учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, ставить реальные цели, Выбирать направления и приоритеты экономического развития, используя адекватные им пути, методы и инструменты реализации.    

              


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55506. Радянізація західноукраїнських земель 90 KB
  Мета уроку: Охарактеризувати процес радянізації на західноукраїнських землях у повоєнні роки; показати трагізм долі УГКЦ; визначити цілі і методи збройної боротьби ОУНУПА...
55508. РАДІСТЬ ТВОРЧИХ ВІДКРИТТІВ НА УРОЦІ 192 KB
  Після закінчення встановлених двох хвилин усі команди що встигли то встигли міняються своїми розмальованими аркушами. У кожної команди чийсь чужий аркуш який тепер потрібно перевірити другий раунд.
55509. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми. Синоніми. Типи синонімів. Синонімічні ряди. Антоніми 65.5 KB
  Групи слів за значенням: синоніми антоніми. Антоніми. Мета: поглибити знання про групи слів за значенням; формувати вміння визначати в реченнях і текстах синоніми і антоніми; учити утворювати синонімічні ряди і добирати антонімічні пари доречно вживати їх у мовленні...
55510. Розробка заняття з інформатики на тему "Використання сортування, фільтрації даних, робота з підсумками, перевіркою даних, захистом листів" з використанням інтерактивних методів та програми Radmin 383 KB
  Цілеспрямований розвиток індивідуальності можливий лише тоді, коли теорія освіти не декларуватиме необхідність творчості педагога і творчості студента, а систематично за допомогою доцільних методів втілюватиме її у навчально-виховному процесі.
55511. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть 59.5 KB
  Дорогие ребята! Весь учебный год наш класс работал на маршруте «Путешествие в страну Вежливых». Мы продолжаем наше путешествие. И сегодня остановка на станции «Доброта». Девиз (читают с доски): «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
55512. Щедра осінь 506 KB
  Вчити бачити красу рідного краю, виразно читати вірші. Розвивати усне мовлення, збагачувати словниковий запас, розвивати спостережливість, естетичні смаки, творчі здібності. Виховувати любов до природи, праці, шанобливе ставлення до хліба, повагу до традицій рідного краю