8032

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли

Доклад

Педагогика и дидактика

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли: Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физичес...

Русский

2013-02-01

28.92 KB

29 чел.

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли:

  1.  Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место - семейное воспитание. Основные воспитательные системы - спартанская, афинская, римская;
  2.  Становление научной педагогики (середина XVII – конец XIX в.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд - Великая дидактика - одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. Не меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который работал над вопросами воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение - педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского;
  3.  Обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX в). был ознаменован основным разделением педагогики: • основные принципы дидактики; • теория воспитания - условия, функции, принципы воспитания личности; • общие основы педагогики - руководство учебно-воспитательным процессом; • школоведение - система управления учреждениями образования, структура административного корпуса.

Философские и педагогические мысль Древней Греции нашли отражение в трудах Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др., где были высказаны мысли о возрастной периодизации развития человека, содержании образования, роли эстетического и нравственного воспитания, средствах воспитания.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитания, средствах воспитания.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой — соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя.

К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания (Гуго Сен-Викторский, Винсент из Бове).

В XVII-XVIII вв. новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление.

Особое значение в развитии школы и педагогической мысли имела эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени. Крупный вклад в педагогическую мысль того времени внесли:

- итальянский гуманист Томмазо Кампанелла;

- гуманист Ф.Рабле;

- английский мыслитель Томас Мор;

- писатель-гуманист Э.Роттердамский и многие другие.

В XVI-XVII вв. появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Наиболее заметная роль и в разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.):    Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, К.А.Гельвеций, Д.Дидро и другие

Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывая природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень.

В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег.

Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира.

Структура педагогической науки

Система педагогики включает:

— общую педагогику,

— возрастную педагогику,

— социальную педагогику,

— специальные педагогики.

Общая педагогика базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) основы учебно-воспитательного процесса;

2) дидактику (теорию обучения),

3) теорию воспитания,

4) школоведение.

Возрастная педагогика включает подсистемы дошкольной и школьной педагогики. Они изучают закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в том виде, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования. Оформляются самостоятельные педагогические дисциплины, отражающие особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений:

- дошкольная педагогика,

- педагогика профессионально-технического образования,

- производственная педагогика,

- педагогика дистанционного (на расстоянии) обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как: семейная педагогика, превентивная педагогика (принудительное воспитание, перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогика и др.

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения результатов в конкретных условиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38995. О помощи Христа людям. Чудесные исцеления 33.5 KB
  Кто подал нам пример поста в пустыне Иисус Христос После какого события Господь постился После Крещения О каком чуде сотворенном Иисусом Христом мы говорили ранее Как Господь накормил 5 тысяч человек 2 рыбками и 5 хлебами Рассказ о чудесах Господних. Сразу же после чуда с хлебом и рыбой Иисус сказал Своим ученикам войти в лодку и отправиться раньше Него на другой берег пока Он отпустит людей. На рассвете пошел к ним Иисус идя по морю. Но Иисус заговорил с ними и сказал: Ободритесь; это Я не бойтесь.
38996. Доброе дело – бесценное богатство. Лукошко сказок: «Свободный город» 32 KB
  Лукошко сказок: Свободный город. Оборудование: телепередача Свободный город диск Цикл телевизионных передач для детей Доброе слово. Для этого мы побываем в Свободном городе. Почему город называется Свободным О чем мечтал Яков Как горожане спасали город Просмотр телепередачи 12 минут.
38997. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря и распятие 36.5 KB
  Эта традиция уходит корнями в те времена когда по земле ходил Господь Иисус Христос. Однажды заболел Его друг Лазарь а Господь находился в другом селении. Господь прослезился и сказал открыть гроб. Пальмовая ветвь символ победы в сражениях а Господь победил смерть.
38998. Традиции празднования Пасхи 42.5 KB
  Входит Шуня с пасхальным лукошком Шуня: Христос воскресе Здравствуйте ребята смотрите что у меня есть Матильда Леонардовна: Воистину воскресе Здравствуй Шунечка какое у тебя красивое лукошко а в нем все символы Пасхи собраны Шуня: И никакие не символы а самая вкусная пасхальная еда. Вот и яичко и пасочка и какаято горка творога вкусная наверное Матильда Леонардовна: Как ты не знаешь что это не простая еда а со значением символизирующая все самое важное в Пасхе И что это никакая не горка а творожная пасха а это не...
38999. Светлая седмица. Лукошко сказок: «Глухой колокол» 54 KB
  А Светлая потому что дарит людям радость на душе светло и легко Господь победил смерть Воскрес Смерти больше нет Зубок: А что вы говорили о загадке Матильда Леонардовна: Слушайте и отгадывайте: язык есть речей нет вести подает и поёт. Что это Шуня: Я не знаю а ты Зубок Зубок: Я тоже. А вы ребята Шуня: А давайте у Енотыча спросим Зубок: Побежали скорее Изучение нового материала. Енот Енотович: Что же это за загадка такая Зубок: Язык есть речей нет вести подает и поёт.
39000. Урок-повторение «Дорогой добра» 46.5 KB
  Вставь пропущенные буквы: ОЕНЬ ЛИА ОРА Осень липа Лиза лиса гора нора пора Кто такой Денница Падший ангел В какой день Бог отдыхал В седьмой Дополни пословицу: Маленькое лучше большого безделья. Спой песенку о днях творения День один день один Бог свет сотворил. День два день два сотворил Он небеса. День три день три реки травы и цветы.
39001. Откуда мы узнаем о Боге. Библия – Откровение Божие. Каков Он, Бог 36 KB
  08 Тема: Откуда мы узнаем о Боге Библия Откровение Божие. Каков Он Бог Цель: Познакомить детей с Книгой книг Библией; рассказать о том какой Он Бог свойства Божие; рассмотреть новозаветную и ветхозаветную иконы Святой Троицы объяснить понятие Бог Святая Троица на примере явления Ангелов Аврааму; изучить молитву Слава Тебе Боже наш слава Тебе. Скажи нам пожалуйста что такое святой угол Это то место в доме где находятся святые иконы и где мы можем общаться с Богом. Смотрите зажигаешь лампадку согревается сердце...
39002. Как Бог мир сотворил (1-3 дни творения) 40.5 KB
  И был вечер и было утро: день один. Матильда Леонардовна: Я даже знаю песенку ребята подпевайте первый куплет: День один день один Свет во тьме Бог сотворил. Шуня: А про этот день есть песенка Матильда Леонардовна: Да конечно подпевайте второй куплет: День два день два Небеса и облака. Подпевайте: День три день три Деревья травы и цветы.
39003. Как Бог человека сотворил. Человек – венец творения. Правила жизни, данные Богом в Раю 32.5 KB
  Цель: Изучить с детьми библейскую историю о сотворении человека; закрепить знания воспитанников о сотворении видимого мира; познакомить детей с жизнью первых людей в Раю; формировать у детей мировоззрение основанное на православных традициях; воспитывать ответственность за свое поведение. А как он создал человека Из чего Матильда Леонардовна: Внимание внимание открываем заседание клуба Совинформ Сегодня узнаем о создании человека. Изучение нового материала Рассказ жителей Шишкиного леса о сотворении человека.