8032

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли

Доклад

Педагогика и дидактика

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли: Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физичес...

Русский

2013-02-01

28.92 KB

29 чел.

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли:

  1.  Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место - семейное воспитание. Основные воспитательные системы - спартанская, афинская, римская;
  2.  Становление научной педагогики (середина XVII – конец XIX в.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд - Великая дидактика - одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. Не меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который работал над вопросами воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение - педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского;
  3.  Обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX в). был ознаменован основным разделением педагогики: • основные принципы дидактики; • теория воспитания - условия, функции, принципы воспитания личности; • общие основы педагогики - руководство учебно-воспитательным процессом; • школоведение - система управления учреждениями образования, структура административного корпуса.

Философские и педагогические мысль Древней Греции нашли отражение в трудах Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др., где были высказаны мысли о возрастной периодизации развития человека, содержании образования, роли эстетического и нравственного воспитания, средствах воспитания.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитания, средствах воспитания.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой — соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя.

К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания (Гуго Сен-Викторский, Винсент из Бове).

В XVII-XVIII вв. новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление.

Особое значение в развитии школы и педагогической мысли имела эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени. Крупный вклад в педагогическую мысль того времени внесли:

- итальянский гуманист Томмазо Кампанелла;

- гуманист Ф.Рабле;

- английский мыслитель Томас Мор;

- писатель-гуманист Э.Роттердамский и многие другие.

В XVI-XVII вв. появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Наиболее заметная роль и в разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.):    Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, К.А.Гельвеций, Д.Дидро и другие

Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывая природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень.

В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег.

Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира.

Структура педагогической науки

Система педагогики включает:

— общую педагогику,

— возрастную педагогику,

— социальную педагогику,

— специальные педагогики.

Общая педагогика базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) основы учебно-воспитательного процесса;

2) дидактику (теорию обучения),

3) теорию воспитания,

4) школоведение.

Возрастная педагогика включает подсистемы дошкольной и школьной педагогики. Они изучают закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в том виде, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования. Оформляются самостоятельные педагогические дисциплины, отражающие особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений:

- дошкольная педагогика,

- педагогика профессионально-технического образования,

- производственная педагогика,

- педагогика дистанционного (на расстоянии) обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как: семейная педагогика, превентивная педагогика (принудительное воспитание, перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогика и др.

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения результатов в конкретных условиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25099. Смысл жизни 33.5 KB
  Если смысл жизни это как бы объективная оценка значимости существования человека то счастье это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил стремлением к переживанию всей многомерности бытия а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности равнодушия инертности. Поэтому счастье это осуществление внутренней свободы процесс...
25100. Категорії естетики 38.5 KB
  Середньовічна естетика яка виробляла своє розуміння гармонії опинилася в складному і суперечливому становищі щодо античної спадщини. Необхідно було обґрунтовувати нову християнську космогонію аби замінити ідею космічної гармонії ієрархією земного і небесного людського і Божого. Нової ідеєю щодо гармонії було уявлення її як тотожності цілого і частини; за нею стояло вчення стоїків і неоплатонівців про єдність мікро і макрокосмосу. Категорії гармонії і міри широко використовувалися й у Новий час проте вони вже не були головними естетичними...
25101. Доба відродження 37 KB
  Кепаікзапсе відродження. Естетика Відродження як і філософія цього періоду зумовлена розвитком товарного виробництва торгівлі розквітом міської культури на межі XIVXV ст. Епоха Відродження починається в Італії а пізніше охоплює більшість країн Європи.
25103. Методы эстетического воспитания 47 KB
  На художественных занятиях педагог дает точные указания показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета формы объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте длительности тембру динамике; музыкальный поэтический слух художественный вкус и т. Методические приемы поскольку они относятся к области художественного воспитания должны...