8032

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли

Доклад

Педагогика и дидактика

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли: Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физичес...

Русский

2013-02-01

28.92 KB

30 чел.

Традиционно выделяют три этапа в истории педагогической мысли:

  1.  Донаучный (с древнейших времен до XVIIв.). эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место - семейное воспитание. Основные воспитательные системы - спартанская, афинская, римская;
  2.  Становление научной педагогики (середина XVII – конец XIX в.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд - Великая дидактика - одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. Не меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который работал над вопросами воспитания. Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение - педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского;
  3.  Обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности (XX в). был ознаменован основным разделением педагогики: • основные принципы дидактики; • теория воспитания - условия, функции, принципы воспитания личности; • общие основы педагогики - руководство учебно-воспитательным процессом; • школоведение - система управления учреждениями образования, структура административного корпуса.

Философские и педагогические мысль Древней Греции нашли отражение в трудах Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др., где были высказаны мысли о возрастной периодизации развития человека, содержании образования, роли эстетического и нравственного воспитания, средствах воспитания.

Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в трудах Цицерона, Сенеки, Плутарха, где были высказаны ценные мысли о содержании образования, роли нравственного воспитания, средствах воспитания.

Значительный вклад в развитие педагогической мысли раннего Средневековья внесла схоластика — тип религиозной философии, центральная проблема которой — соотношение светского знания и христианской веры. Схоластика сыграла большую роль в осуществлении культурной преемственности от античности к Средневековью и Новому времени. Она способствовала повышению статуса образованного человека в средневековом обществе, определяла содержание и методы средневекового образования, подняла авторитет образования и учителя.

К XII в. относится появление педагогических сочинений по вопросам образования и воспитания (Гуго Сен-Викторский, Винсент из Бове).

В XVII-XVIII вв. новая педагогическая мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса. Новый идеал личности был ориентирован на формирование человека, который постигает окружающую действительность как целостное явление.

Особое значение в развитии школы и педагогической мысли имела эпоха Возрождения, переходная от Средневековья к Новому времени. Крупный вклад в педагогическую мысль того времени внесли:

- итальянский гуманист Томмазо Кампанелла;

- гуманист Ф.Рабле;

- английский мыслитель Томас Мор;

- писатель-гуманист Э.Роттердамский и многие другие.

В XVI-XVII вв. появляется значительное количество философско-педагогических трудов, трактатов, руководств, в которых авторы высказывают мысли о воспитании современного человека, пытаются выявить закономерности этого процесса, предлагают концепции воспитания, пытаются приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Наиболее заметная роль и в разработке новых педагогических идей принадлежит представителям позднего Возрождения и возникшего движения Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII вв.):    Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, К.А.Гельвеций, Д.Дидро и другие

Представители этого неоднородного идейного течения сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали новые идеи, пронизанные стремлением приблизить школу и педагогику к меняющимся социальным условиям, учитывая природу человека.

Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень.

В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени. Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности, росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании: И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег.

Во второй половине XIX века как в России, так и ряде западных стран, наблюдается интенсивное развитие педагогической мысли.

В России с отменой крепостного права издаются различные законы о бесплатном образовании крестьян и социальных элементов низшего класса. Помимо этого идет развитие правил обучения в школах и университетах, о правах учеников, студентов и преподавателей. Так же принимается ряд законов относительно власти управления учебными заведениями. Ряд усовершенствований в системе образования позволяет судить о высокой развитости ведущих педагогов, которые и разрабатывали данные совершенствования.

Развитие педагогической мысли в западных странах во второй половине XIX века достигает своего пика. Ряд мастеров своего дела доводят процесс обучения и образования до совершенства, разрабатывая основные правила педагогики. Именно эти правила стали классическими для всех педагогов всего мира.

Структура педагогической науки

Система педагогики включает:

— общую педагогику,

— возрастную педагогику,

— социальную педагогику,

— специальные педагогики.

Общая педагогика базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

1) основы учебно-воспитательного процесса;

2) дидактику (теорию обучения),

3) теорию воспитания,

4) школоведение.

Возрастная педагогика включает подсистемы дошкольной и школьной педагогики. Они изучают закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в том виде, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования. Оформляются самостоятельные педагогические дисциплины, отражающие особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреждений:

- дошкольная педагогика,

- педагогика профессионально-технического образования,

- производственная педагогика,

- педагогика дистанционного (на расстоянии) обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего образования в современных условиях, в том числе и по компьютерным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Особенности воспитательных процессов в специфических условиях исследует военная педагогика.

В социальной педагогике выделяются такие отрасли, как: семейная педагогика, превентивная педагогика (принудительное воспитание, перевоспитание правонарушителей), профилактическая педагогика и др.

Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика.

Сравнительным анализом развития педагогики занимается ее отрасль, условно называемая сравнительной педагогикой.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосходно владеть каждый педагог.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традиционных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения результатов в конкретных условиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1554. Характеристика предприятий и предпринимательства 180.5 KB
  Организационно-правовые формы предприятия. Ответственность юридического лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Общественные и религиозные организации (объединения). Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
1555. Экзаменационный тест по ИНФОРМАТИКЕ 102.34 KB
  Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера. Доступ к файлу htm.net, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж.
1556. Проектирование четырёхэтажного шестнадцатиквартирного панельного жилого дома 203.41 KB
  Характеристика объемно планировочного решения, спецификации фундаментов, оконных и дверных проемов, перекрытий, лестничных маршей, площадок, наружно стеновых панелей. Сведения о наружной и внутренней отделке. Расчёт лестничной клетки.
1557. Практична оцінка капіталовкладень у створення і функціонування пунктів обміну валют 76.34 KB
  Аналіз валютно-обмінних операцій банку. Методи оцінки ефективності капіталовкладень банку в проекти пунктів обміну валюти. Методи оцінки ефективності використання авансу ПОВ.
1558. Область применения и технология производства работ при устройстве полов из досок, паркетной доски 197.69 KB
  Краткая характеристика объекта практики и строящихся зданий и сооружений. Технология и организация выполняемых работ. Характеристика оперативного планирования и управления производством. Охрана труда и техника безопасности на объекте.
1559. Агалактия и Гипогалактия 19.81 KB
  Агалактия – безмолочность и гипогалактия – мало молочность – нарушение лактации как следствие неправильного кормления, содержания и эксплуатации животных, результат болезней и врожденных пороков молочной железы или других органов.
1560. Алиментарное бесплодие. Зоотехнические мероприятия по профилактике алиментарного бесплодия 19.8 KB
  Алиментарное бесплодие – нарушение воспроизводства животных вследствие общей или качественной недостаточности кормов. В основе возникновения этой формы бесплодия лежат алиментарные стрессы. Бесплодие как следствие истощения.
1561. Беременность как физиологический процесс 20.09 KB
  Беременность физиологическое состояние женского организма в период плодоношения. Она начинается с момента оплодотворения и заканчивается рождением зрелого плода. В практике началом беременности считается день последнего осеменения.
1562. Ветеринарно–санитарные и гигиенические условия при получении спермы 19.16 KB
  Получают сперму от производителей в условиях теплого, светлого, просторного манежа и идеальной чистоты.