8039

Факторы и условия формирования личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Факторы и условия формирования личности Охарактеризуем основные внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, я...

Русский

2013-02-01

24.15 KB

82 чел.

Факторы и условия формирования личности

Охарактеризуем основные внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Важнейшими внутренними и внешними факторами развития личности выступают наследственность, активность личности (деятельность, отношения, направленность), среда и воспитание.

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Наследственность — свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире.

Ребенок наследует: безусловные рефлексы; предрасположенность к прямохождению, развитию речи, целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т.д.; ряд биохимических и физических качеств (физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциальные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположенность к некоторым заболевания и аномалиям.

Активность личности — ее деятельность, отношения, направленность, убеждения, воля, чувства, интересы, природные (влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и др.) и социальные (духовные, творческие, познавательные) потребности, потребности в самосовершенствовании и т.п.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

Среда окружающая — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Частью окружающей среды являются:

1) среда — географическая (природная) -определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.;

2) среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Воспитание (образование) как социальная функция общества и педагогический процесс.

Все генетически заданные свойства человеческого организма характеризуют его способность к саморазвитию. Это внутренняя природная активность индивида, его организма, проявляющаяся как в анатомо-физиоло-гическом созревании, так и в психическом развитии.

Для того чтобы наследственные возможности растущего человека реализовались в свойства личности, необходима среда, взаимоотношения и взаимодействия с другими людьми. Рассматривая социальную среду как фактор формирования и социализации личности, исследователи выделили (А.В. Мудрик и др.):

мегафакторы среды (мега — всеобщий, очень большой) — космос, планета, мир, которые влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы среды (макро — большой) — страна, общество, государство, этнос, влияющие на социализацию всех людей, живущих в определенных странах;

·  мезофакторы среды (мезо — средний, промежуточный) — влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (небольшой по численности этнос, малая народность); по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и т.д.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

·  микрофакторы среды — непосредственное социальное окружение человека (микросоциум), включающее семью, группы сверстников, различные организации (учебные, профессиональные, общественные, религиозные и др.), в которых осуществляется социальное воспитание.В результате взаимодействия средовых факторов всех уровней и создаются условия для социализации личности. В процессе социализации происходит интеграция личности в социальную систему, ее приспособление (адаптация) к условиям социальной среды путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих обществу в целом и его отдельным группам. С другой стороны, социализация личности предполагает (включает) процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций, творческих способностей, а значит саморазвитие личности.

Социализация — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и новые отношения, и в соответствии с этим выполняет разные социальные роли, усваивает новый социальный опыт, воспроизводя одновременно уже усвоенные социальные отношения и влияя на свое социальное окружение. Если взаимодействие с окружающей средой специально организуется и направляется на развитие и формирование личности, то вступает в действие еще один фактор формирования личности — воспитание как социальная функция общества и педагогический процесс.

Воспитание (образование) может быть охарактеризовано как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. В ходе воспитания упорядочивается, насколько это возможно, весь спектр влияний на личность и в тоже время создаются благоприятные условия для развития, социализации, формирования личности.

Все стороны личности обнаруживаются и формируются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Эта закономерность предписывает рассматривать личность не как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий, а как субъекта взаимодействия со средой и другими субъектами. Решающее значение в развитии личности имеет ее собственная активность, характер ее деятельности и отношений к себе и миру.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31431. Мировое хозяйтво 71.5 KB
  Мировым (всемирным) хозяйство – это совокупность национальных хозяйственных комплексов всех стран мира как сложно организованная наднациональная экономическая система.
31432. Дослiдження нелінійного опору лампи розжарення 149.5 KB
  Виміряти і порівняти опори холодної і розжареної лампи. Визначити залежність опору лампи розжарення від споживаємої потужності. Відомо що звичайні лампи розжарення найчастіше перегорають під час підєднання до джерела живлення.
31433. Дослiдження послiдовного резонансного LCR контуру з нелiнiйною iндуктивнiстю – феррорезонансного стабiлiзатора 72 KB
  Вимiряти напруги на iндуктивностi UL точки 12 конденсаторi UC точки 24 опорi UR точки 69 i на окремих дiлянках кола ULС точки 14 UСR точки 29 для рiзних значеннь напруги E джерела точки 19. Провести вимiри при змiнi E джерела точки 19 вiд мiнiмального до максимального значення E. Звернути увагу на стрибки напруги UL точки 12 i рiзну залежнiсть для прямого i зворотнього напрямку змiни E.
31434. Дослiдження коллекторного двигуна постiйного струму з постiйним магнiтом в якостi статора 103.5 KB
  Мета: Визначити спiввiдношення електричних та механiчних характеристик двигуна. Дослiдити вплив активного опору обмоток ротору на механiчнi залежностi двигуна. На малюнку наведено схему стенду для дослiдження двигуна.
31435. Схоластический период в философии средневековья. Фома Аквинский - основатель томизма 29 KB
  Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками либо преподавателями богословских школ. Он стремится упорядочить множество в единстве; вывести бытие бога из бытия вещей. Форма всех форм пус бог Субстанция абсолютная актуальность не допускающая какойлибо потенциальности это необходимость сущность блага. бог как источник всякого оформления Заявив что философия должна быть служанкой богословия он попытался поставить на службу религии и вере разум.
31436. Теория двойственной истины, ее автор и сторонники. Номиналисты и реалисты в средневековой философии. Роль их спора в развитии философского знания 32.5 KB
  Поскольку Бог по сравнению с природой рассматривался как сверхбытие или высшая реальность то основное внимание должно было сосредотачиваться прежде всего на Его познании. Это значит что абсурдно утверждать реальность человечности а не конкретных людей реальность сладкого а не конкретных предметов конфет сахара шоколада и т. В самом познании они выделили различные уровни эмпирический и теоретический пытались исследовать их специфику; впервые стали рассматривать познание как процесс а не как онтологическую реальность.1 1...
31437. Общая характеристика философии эпохи Возрождения (основные направления философской мысли, представители) 43.5 KB
  Время о котором идет речь философы Возрождения называли Новым связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Эпоха Возрождения это эпоха зарождения капиталистических отношений создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы эпоха глубоких социальных конфликтов. Специфика философской культуры Возрождения Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV в.
31438. Основные черты западноевропейской философии XVII века. Философия Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка. Философия Р. Декарта 50 KB
  В философии на первый план выдвигаются проблемы теории познания гносеологии в частности: что значит знать что пролагает дорогу к истине ощущения или разум интуиция или логика аналитическим или синтетическим должно быть познание и т. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания а целью науки принесение пользы человечеству. Фундаментом всякого познания по оценке Бэкона является опыт который должен быть...
31439. Основные черты западноевропейской философии XVIII века. Философские взгляды просветителя Ж.-Ж. Руссо. Утопический социализм Сен-Симона и Оуэна. Философия французского материализма XVIII века (Дидро, Гельвеции, Гольбах) 39 KB
  Руссо. Второй этап с середины 40х годов до конца 80х годов до Французской революции: Руссо Кондильяк и четыре великих французских материалиста Ламетри Дидро Гельвеций и Гольбах. К материалистам относятся вышеупомянутые четыре французских материалиста деистическую религию исповедовал Вольтер; новую разновидность подхода к христианству религию чувства развивал Руссо. Большинство просветителей склонялись к идеям реформизма меньшинство например Мелье Руссо были революционерами.