8043

Педагогика Ушинского

Доклад

Педагогика и дидактика

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самост...

Русский

2013-02-01

25.33 KB

9 чел.

В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самостоятельное, оригинальное мировоззрение. В своих воззрениях на природу Ушинский следовал эволюционному учению Дарвина. В теории познания и в психологии у него много материалистических элементов. В противоположность метафизическим умозрительным абстрактным системам психологии, как например Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на основах физиологии. Но в вопросах социологических он стоял на идеалистических позициях, как и большинство просветителей, признавая двигательной силой общественного развития разум, идеи.

К. Д. Ушинский по целому ряду вопросов критикует Канта, Гегеля, отмечает абстрактность и надуманность психологической теории Гербарта. Он, однако, не нашел удовлетворявшей его материалистической философии и считал, что материализм «ожидает еще своего Гегеля». К довольно распространенному в то время вульгарному материализму Ушинский относился резко отрицательно. Он возражал и тем философам (в частности Спенсеру), которые считали, что в результате приспособления человека к окружающей среде и развития человеческого организма у человека в будущем вырастут крылья. Он писал: «Сила человека - его паровые машины, быстрота его - паровозы и пароходы, а крылья уже растут у человека и развернутся тогда, когда он выучится управлять произвольно движением аэростатов». Это говорилось более чем за полвека до появления первых аэропланов.

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский поднялся даже до констатации общественных противоречий: «потребность больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается; число самостоятельных производств уменьшается; одна громадная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один дуреет от жира; другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину...» Но, нарисовав в таких сильных выражениях ужасающую картину общественных противоречий, правильно подметив факты концентрации капитала и крушения мелких производств, не выдерживающих конкуренции с крупными, Ушинский вследствие классовой ограниченности своего мировоззрения не сумел вскрыть причину этих противоречий, не поднялся до понимания классового строения общества и классовой борьбы и не мог, следовательно, увидеть действительных путей уничтожения этих общественных противоречий.

В той же статье Ушинский бичует праздность и высоко ценит труд, указывает, что именно труд создает ценности, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же придерживается идеалистической точки зрения. Ушинский горячо приветствовал падение крепостного права, мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно совершаться не революционным, а мирным путем. По политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признавал право народа управлять государством.

В начале деятельности Ушинского религия в его мировоззрении занимала значительно большее место, нежели в последние годы его жизни. Сначала он считал христианскую (в частности, православную) религию основой морали и воспитания, рекомендовал ставить священников заведующими и учителями народной школы, считал школу «преддверием церкви».

В конце жизни Ушинский, оставаясь по-прежнему верующим человеком, уже четко разграничивал науку и религию. Он писал в это время: «всякая фактическая наука - а другой науки мы не знаем - стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования...» В своих поздних работах, например в упомянутых материалах к третьему тому сочинения «Человек как предмет воспитания», Ушинский главной чертой человека считает любовь к людям и даже утверждает, что атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему. В своей предсмертной статье (1870) «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» Ушинский, опровергая свои ранние взгляды о том, что лучшими учителями народных школ являются священники, довольно смело для того времени писал: «Идея церковной школы не пустила у нас корней ни в народе, ни в духовенстве... в стремлении учреждать школы при церквах... было что-то напускное и не дало положительных результатов... сами крестьяне высказываются, и иногда довольно решительно, против назначения лиц приходского духовенства учителями в крестьянские школы». К. Д. Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания.

Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель, вооруженный глубокими научными знаниями о человеке как предмете воспитания. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Отвергая умозрительное, кабинетное построение педагогической теории, Ушинский предостерегал также против эмпиризма в педагогике, справедливо указывая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», - писал Ушинский. Педагогическую практику без теории он уподобил знахарству в медицине. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - заявлял он. Осуществляя это требование, Ушинский написал капитальный труд «Человек как предмет воспитания» в двух томах и, предполагая дать третий том, собрал и подготовил к нему материалы, но ранняя смерть прервала его плодотворную работу.

В тот период в области психологии боролись два направления: метафизическая психология, представители которой пытались строить психологию умозрительно, априорно, начиная с определения «души», и новое направление - эмпирическая психология, сторонники которой стремились опереться на опыт, изучить факты и отдельные стороны психической жизни, начиная с простейших ее проявлений. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. Ушинский правильно упрекал Гербарта в метафизичности и односторонности, указывал на ограниченность психологических воззрений другого пользовавшегося в те времена большой известностью немецкого психолога Бенеке. Он стремился рассматривать психику не абстрактного человека, находящегося вне времени и пространства, а живущего, действующего, развивающегося в определенной среде. Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17210. Разработка форм для ввода и просмотра данных в Microsoft Access 86 KB
  7 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 ТЕМА: Разработка форм для ввода и просмотра данных. ЦЕЛЬ: Освоить методику создания форм для ввода просмотра данных в многотабличных БД. Создать формы для таблиц в отрабатываемой задаче. ВРЕМЯ: 4 часа. ЗАДАНИЕ: Продолж
17211. Использование конструктора форм для создания и модификации форм в Microsoft Access 110 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 ТЕМА: Использование конструктора форм для создания и модификации форм. ЦЕЛЬ: Освоить методику создания и модификации форм для ввода просмотра данных в многотабличных БД с использованием конструктора форм. Создать формы для таблиц в отрабатывае...
17212. Создание структуры БД средствами SQL 272 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема: Создание структуры БД средствами SQL. Цель работы: Изучить синтаксис инструкций SQL для создания и изменения таблиц БД. Создать структуру БД и расширить ее вспомогательными таблицами – справочниками. Закрепить навыки работы с реляционны
17213. Простые запросы на выборку данных средствами SQL 66.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Простые запросы на выборку данных средствами SQL. Цель работы: Изучить синтаксис инструкции SQL – SELECT для создания простых запросов на выборку данных. Используя предложения WHERE задать условия отбора строк из таблиц определенных в предлож...
17214. Запросы с использованием логических операторов. Вложенные запросы 53.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Запросы с использованием логических операторов. Вложенные запросы. Цель работы: Изучить синтаксис инструкции SQL – SELECT при использовании логических операторов и составных запросов на выборку данных. Используя предложения WHERE и/или HAVING...
17215. Запросы на модификацию данных 33.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Тема: Запросы на модификацию данных. Цель работы: Изучить синтаксис инструкций SQL – INSERT DELETE и UPDATE определяющие операции модификации данных. Реализовать сформулированные запросы с учетом свойств инструкций модификации. Закрепить навыки ра
17216. Организация баз и банков данных 202 KB
  ВОПРОСЫ НА ЭКЗАМЕН по предмету Организация баз и банков данных для студентов заочной формы обучения специальности 7.091501 – компьютерные системы и сети КСС Полный список вопросов Основные требования к разработке БД Реляционная модель данных Свойст...
17217. Посторонние структуры БД средствами SQL в среде СУБД MS ACCESS 473.5 KB
  Лабораторная работа № 1 Тема:Посторонние структуры БД средствами SQL в среде СУБД MS Access. Цель работы: Изучить принципы и приемы построения таблиц БД схемы реляционной БД с использованием синтаксических инструкций SQL запросов. Закрепить навыки работы с реляционн...
17218. Организация запросов на выборку данных средствами SQL 68 KB
  Лабораторная работа № 2 Тема: Организация запросов на выборку данных средствами SQL. Цель работы: Изучить синтаксис инструкции SQL – SELECT для создания запросов на выборку данных. Используя предложения WHERE задать условия отбора строк из таблиц определенных в предложен