8057

Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...

Русский

2013-02-02

23.21 KB

40 чел.

Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика.

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления деятельности в существующем обществе, а так же с целью познания окружающего мира, его свойств и особенностей. Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание рассматривается как деятельность учителей, стимулирующих усвоение учебного материала, а учение — как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников.

Сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием.

Таким образом, под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

* стимулирование познавательной активности учащихся;

* организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

* развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

* формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

* выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

* формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование}.

В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты:

* целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26940. Система органов в РФ 14.91 KB
  ; исполнительные глава государства глва правительства министерства местные исполнительные органы; судебные правоохранительные органы; 2. назначает с согласия ГД Председателя Правительства; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; представляет ГД кандидатуру Председателя Центрального банка по предложению Председателя Правительства назначает заместителей Председателя Правительства федеральных министров; представляет СФ кандидатуры судей КС ВСВАСГенерального...
26941. Принцип организации и деятельности государственного аппарата 8.13 KB
  Принцип организации и деятельности государственного аппарата Государственный аппарат система специальных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. В юридической науке понятие механизм государства и государственный аппарат обычно употребляются как синонимы хотя существует точка зрения согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными...
26942. Государство и местное самоуправление 6.41 KB
  Такие вопросы в демократических государствах независимо от формы государственного устройства передаются на решение органам местного самоуправления. Система организации и деятельности граждан обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значениявопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории. Исторически возникло несколько СИСТЕМ местного самоуправления: 1. Органы местного самоуправления самостоятельны в...
26943. Общество, государство и право 8.76 KB
  Объективная потребность в государстве появилась по мере УСЛОЖНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. Государство через свои функции обеспечивает ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСОТЬ ВСЕГО ОБЩЕСТВА.
26944. Понятие и признаки правового государства 7.96 KB
  Понятие и признаки правового государства.античностьплатонаристотельзакон обязателен как для граждантак и для самого госва 2.период буржуазных революций Спинозадемократическое госвогарантирует каждому нетолько сохранение жизнино и удовлетворение его интересовзащиту чести и свободы Гоббссвобода человекаделать всечто не запрещено законом Локкгосво создается для охраны естественных прав человекагосподство законасвобода действовать по своему желанию всегдакогда этого не запрещает законне быть зависимым от воли другого человека...
26946. Влияние научно-технической революции на функции государства 7.78 KB
  Влияние научнотехнической революции на функции государства.С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства:ПОДДЕРЖКА НАУКИособенно фундаментальнойиспользование ее результатовразвитие и обогащение интеллектуального потенциала общества.В СФЕРЕ НАУКИ для государства появляется новая область деятельностиподдержка и ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИсоздание условий для успешной научной деятельностиохрана принадлежности результатов научного труда их создателямобеспечение справедливой оценки этого труда и...
26948. Соотношение права и закона 4.26 KB
  соотношение права и закона Проблема СООТНОШЕНИЯ права и закона существовала практически всегда.Государство является единственным и исключительным источником права.ЗАКОНИСТОЧНИК ПРАВАНПАпринимаемый высшим представительным органом госва в особом законодательном порядкерегулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.это ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА.