8058

Закономерности и функции процесса обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...

Русский

2013-02-02

23.44 KB

7 чел.

Закономерности и функции процесса обучения

Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так же способность рационального применения их в практической профессиональной и повседневной деятельности.

Воспитательная функция перекликается с образовательной, так как призвана побуждать мотивацию и формировать внутренние стимулы к получению образования. Кроме этого в воспитательные цели входит формирование мировоззренческих взглядов, нравственно-эстетическое, культурное и патриотическое воспитание, приемлемое в существующем обществе.

Смысл развивающей функции раскрывается уже в самом ее названии, она осуществляет полноценное, разностороннее развитие личности, интеллектуальных и эстетических способностей, психическую и эмоциональную стороны.

Понятие закономерное имеет корни еще в первобытном обществе. Уже тогда у разных групп и народов появились традиции, являющимися отражением обобщенного опыта предков в виде правил поведения и воспитания детей. Однако эти правила трудно назвать закономерностями, так как они не имели под собой достаточной основы считаться таковыми. Закономерностью называют существенные, объективные, устойчивые и неизменно повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Закономерности являются неотъемлемыми компонентами любой научной теории.

Для эффективного обучения необходимо знать и использовать те важнейшие закономерности, на основе которых оно должно производиться. Закономерности процесса обучения условно можно разделить на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения охватывают всю дидактическую систему и относятся к глобальным процессам обучения в педагогике. Такие закономерности используются для достижения успешности обучения в целом, не уделяя внимания частностям. Существует несколько основных закономерностей обучения:

1) закономерность, обуславливающая цель обучения, как результат потребностей современного общества, связанного с уровнем его развития, научных и культурных достижений;

2) содержание обучения подчиняется закономерности связывающей его с научно-техническим прогрессом и социальным статусом общества, а так же охватывающей возрастные и психофизические особенности учеников, материальный аспект;

3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;

4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;

5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;

6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.

Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.

Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их. Например, при игнорировании стимулирующей деятельности, ученики потеряют интерес к процессу обучения. Если учитель будет уделять мало внимания эмоциональному контакту с учениками, творческому подходу к проведению уроков, едва ли удастся достигнуть должного уровня обучаемости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47311. ПОДГОТОВКА КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК К УКЛАДКЕ. СОРТИРОВКА КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК 2.69 MB
  ПОДГОТОВКА КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК К УКЛАДКЕСОРТИРОВКА КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК Состав технологических операций. Сортировка плиток по размерам калибровка цвету и оттенку качеству лицевой поверхности; выбраковка дефектных плиток. Укладка отсортированных плиток в контейнеры или ящикикассеты. Шаблоны и приспособления для сортировки плиток.
47313. Электроснабжение элитного коттеджного поселка 3.9 MB
  Объектом электроснабжения является элитный коттеджный поселок, общей площадью 0,183 км2, располагающийся в Московской области РФ. Поселок состоит из 59 коттеджей и 5 общественных зданий. Коттеджный поселок относится к III категории надежности электроснабжения. Электроснабжение осуществляется от распределительного устройства (РУ) 10кВ подстанции
47314. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ НА ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 3.52 MB
  Целью дипломной работы является анализ эффективности применения информационных систем для осуществления электронной коммерции на примере ОАО «Ростелеком»
47315. Вертикальный варочный закрытый аппарат предназначен для выработки пищевых химикатов 876.79 KB
  Сварочное производство начинается с проектирования какой - либо конструкции или узла. Рациональное проектирование сварной конструкции - залог надежности, экономичности и долговечности ее работы. Рациональное проектирование основано на знании ряда тонкостей поведения конструкции.
47316. Методы защиты информации 180.82 KB
  Защита информации обеспечивает снижение негативных последствий от утери или искажения информации. Система защиты информации строится на комплексе мероприятий по предотвращению утечки, искажения, модификации и уничтожения защищаемых сведений...
47317. Особенности дерева Фибоначчи, удаление вершины из AVL дерева 49.19 KB
  Дерево Фибоначчи несколько больше напоминает реальный куст, чем рассматривавшиеся ранее деревья, возможно, потому, что многие природные процессы удовлетворяют закону Фибоначчи
47318. Процедура построения бинарного дерева поиска и ее особенности 20.71 KB
  Бинарное дерево – дерево, в котором каждый узел может иметь не более двух потомков. Очевидно, что каждая внутренняя вершина является корнем бинарного поддерева (левого или правого) своей родительской вершины.
47319. Впровадження новітніх безпроводових технологій з метою побудови локальної компютерної мережі 1.52 MB
  Мета роботи дослідження сучасних безпроводових технологій для побудови локальної комп’ютерної мережі. В роботі розглянуто впровадження новітніх безпроводових технологій з метою побудови локальної комп’ютерної мережі з можливістю виходу у глобальну мережу Інтернет в умовах де прокладання кабельної мережі неможливе чи економічно недоцільне. БЕЗПРОВОДОВІ МЕРЕЖІ WIFI НА БАЗІ СТАНДАРТУ IEEE 802. 1 ЗАГАЛЬНІ ВІДОМОСТІ ПРО БЕЗПРОВОДОВІ МЕРЕЖІ ТА ЇХ ПАРАМЕТРИ 1.