8058

Закономерности и функции процесса обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...

Русский

2013-02-02

23.44 KB

7 чел.

Закономерности и функции процесса обучения

Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так же способность рационального применения их в практической профессиональной и повседневной деятельности.

Воспитательная функция перекликается с образовательной, так как призвана побуждать мотивацию и формировать внутренние стимулы к получению образования. Кроме этого в воспитательные цели входит формирование мировоззренческих взглядов, нравственно-эстетическое, культурное и патриотическое воспитание, приемлемое в существующем обществе.

Смысл развивающей функции раскрывается уже в самом ее названии, она осуществляет полноценное, разностороннее развитие личности, интеллектуальных и эстетических способностей, психическую и эмоциональную стороны.

Понятие закономерное имеет корни еще в первобытном обществе. Уже тогда у разных групп и народов появились традиции, являющимися отражением обобщенного опыта предков в виде правил поведения и воспитания детей. Однако эти правила трудно назвать закономерностями, так как они не имели под собой достаточной основы считаться таковыми. Закономерностью называют существенные, объективные, устойчивые и неизменно повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Закономерности являются неотъемлемыми компонентами любой научной теории.

Для эффективного обучения необходимо знать и использовать те важнейшие закономерности, на основе которых оно должно производиться. Закономерности процесса обучения условно можно разделить на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения охватывают всю дидактическую систему и относятся к глобальным процессам обучения в педагогике. Такие закономерности используются для достижения успешности обучения в целом, не уделяя внимания частностям. Существует несколько основных закономерностей обучения:

1) закономерность, обуславливающая цель обучения, как результат потребностей современного общества, связанного с уровнем его развития, научных и культурных достижений;

2) содержание обучения подчиняется закономерности связывающей его с научно-техническим прогрессом и социальным статусом общества, а так же охватывающей возрастные и психофизические особенности учеников, материальный аспект;

3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;

4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;

5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;

6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.

Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.

Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их. Например, при игнорировании стимулирующей деятельности, ученики потеряют интерес к процессу обучения. Если учитель будет уделять мало внимания эмоциональному контакту с учениками, творческому подходу к проведению уроков, едва ли удастся достигнуть должного уровня обучаемости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36828. ПОВЕРКА МИКРОМЕТРА 227.5 KB
  Лабораторная работа № 2 ПОВЕРКА МИКРОМЕТРА Цель работы: изучить устройство и принцип действия микрометра; получить первичные практические навыки в выполнении поверки СИ осуществить поверку микрометра определить пригодность микрометра к использованию. Устройство и принцип действия микрометра Микрометр относится к классу микрометрических измерительных инструментов принцип действия которых основан на использовании винтовой пары винт гайка позволяющей преобразовать вращательное движение микровинта в поступательное. Устройство...
36829. МНОГОМЕРНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 124.5 KB
  Для создания таких массивов служит функция meshgrid. [XY]=meshgridxy преобразует область заданную векторами x и y в двухмерные массивы X и Y которые могут быть использованы для вычисления значений функции двух переменных и построения трехмерных графиков. Пример [XY]=meshgrid1:1:46:1:9 X = 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 Y = 6 6 6 6 7 7 7 7 8 8 8 8 9 9 9 9 В этом примере формируются массивы X и Y для построения трехмерной по верхности при изменении x от 1 до 4 с шагом 1 и y от 6 до 9 с шагом 1. Пример [xy]=meshgrid3: .
36830. Исследование разборчивости речи методом артикуляционных измерений при защите речевой информации различными видами маскирующих сигналов 201.5 KB
  Звуковые колебания в жидкой и газообразной среде воздухе представляют собой продольные колебания так как частицы среды колеблются вдоль линии распространения звука. Вследствие этого образуются сгущения и разряжения среды двигающейся от источника колебаний с определенной скоростью называемой скоростью звука. Скорость звука Скорость звука является постоянной величиной для данной среды и метеорологических условий и определяется по формуле ...
36831. СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ 67 KB
  В табличном процессоре MS Excel создать документ и сохранить его в личной папке под именем ФИО_лабExcel4_группа.xls. В созданном документе выполнить все задания.
36832. РЕШЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 1.05 MB
  В созданном документе выполнить все задания каждое задание оформлять на отдельном листе. ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.
36833. НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 110.57 KB
  Научные положения дисциплины «Неразрушающий контроль и диагностика электрооборудования» сформулированы на основе теории электромагнитных полей, специальных разделов математики, таких как теория функций комплексных чисел, конформных преобразований, теории рядов, теории симметрии. При изучении дисциплины необходимо знание высшей математики, основ теории поля, основ программирования.
36834. web-сайта для Парка культуры и отдыха имени М. Горького 2.78 MB
  Суть нашего дипломного проекта облегчить жителям Ростова-на-Дону и приезжим гостям поиск мест проведения досуга. На сайте они смогут узнать месторасположение Парка им. М. Горького, проводимые мероприятия в парке и время их проведения
36835. Изменение сопротивления гальванометра методом мостиковой схемы (Уинстона) 22.65 KB
  №1 А сила тока на однородном участке цепи прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально электрическому сопротивлению этого участка. I= I=Сила тока U=напряжение R= сопротивление в замкнутой цепи. R А v...
36836. Зависимость полезной мощности и коэффициент полезного действия источника тока от сопротивления внешней нагрузки 18.02 KB
  А 2011 Цель: На практике экспериментально проверить четкие выводы о зависимости полезной мощности и коэффициент полезного действия источника тока от сопротивления внешней нагрузки а следовательно и силы тока в цепи . №1 А сила тока на однородном участке цепи прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально электрическому сопротивлению этого участка....