8058

Закономерности и функции процесса обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...

Русский

2013-02-02

23.44 KB

7 чел.

Закономерности и функции процесса обучения

Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая.

К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так же способность рационального применения их в практической профессиональной и повседневной деятельности.

Воспитательная функция перекликается с образовательной, так как призвана побуждать мотивацию и формировать внутренние стимулы к получению образования. Кроме этого в воспитательные цели входит формирование мировоззренческих взглядов, нравственно-эстетическое, культурное и патриотическое воспитание, приемлемое в существующем обществе.

Смысл развивающей функции раскрывается уже в самом ее названии, она осуществляет полноценное, разностороннее развитие личности, интеллектуальных и эстетических способностей, психическую и эмоциональную стороны.

Понятие закономерное имеет корни еще в первобытном обществе. Уже тогда у разных групп и народов появились традиции, являющимися отражением обобщенного опыта предков в виде правил поведения и воспитания детей. Однако эти правила трудно назвать закономерностями, так как они не имели под собой достаточной основы считаться таковыми. Закономерностью называют существенные, объективные, устойчивые и неизменно повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Закономерности являются неотъемлемыми компонентами любой научной теории.

Для эффективного обучения необходимо знать и использовать те важнейшие закономерности, на основе которых оно должно производиться. Закономерности процесса обучения условно можно разделить на общие и частные. Общие закономерности процесса обучения охватывают всю дидактическую систему и относятся к глобальным процессам обучения в педагогике. Такие закономерности используются для достижения успешности обучения в целом, не уделяя внимания частностям. Существует несколько основных закономерностей обучения:

1) закономерность, обуславливающая цель обучения, как результат потребностей современного общества, связанного с уровнем его развития, научных и культурных достижений;

2) содержание обучения подчиняется закономерности связывающей его с научно-техническим прогрессом и социальным статусом общества, а так же охватывающей возрастные и психофизические особенности учеников, материальный аспект;

3) закономерность качества обучения устанавливает взаимосвязь между смежными этапами обучения, результатами обучения и его содержанием, условиями протекания и длительности процесса обучения и способностями учеников к восприятию и усвоению материала;

4) прослеживается так же закономерность методов обучения и результата их применения;

5) закономерность управления обучением устанавливает рамки и правила коррекционного воздействия на этот процесс, а так же устанавливает важность обратных связей;

6) внешние и внутренние стимулы к обучению закономерно влияют на его продуктивность.

Более конкретные закономерности обучения делятся по нескольким типам: дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социологические и организационные.

Использование закономерностей в качестве опорной платформы разработки учебных процессов не вызывает сомнения и при правильной реализации приводит к устойчивой дидактической эффективности. Педагог в свою очередь должен четко знать и понимать основные закономерности обучения и строго придерживаться их. Например, при игнорировании стимулирующей деятельности, ученики потеряют интерес к процессу обучения. Если учитель будет уделять мало внимания эмоциональному контакту с учениками, творческому подходу к проведению уроков, едва ли удастся достигнуть должного уровня обучаемости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70193. РАЗРАБОТКА МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ 225 KB
  В данной курсовой работе произведена разработка микропроцессорной системы на основе микроконтроллера PIC16C57 с характеристиками, согласно заданию. Произведена разработка функциональной и структурной схем. Приведена информация о выбранных элементах структурной схемы.
70194. ВAЛЮТНЕ ПРAВO ЯК ПІДГAЛУЗЬ ФІНAНСOВOГO ПРAВA 343.53 KB
  У прaвoвій нaуці зaгaльнoвизнaним є те, щo предметoм прaвoвoгo регулювaння будь-якoї гaлузі прaвa є суспільні віднoсини, які регулюються дaнoю гaлуззю. Oтже, предметoм вaлютнoгo прaвa є суспільні віднoсини, які склaдaються у сфері вaлютнoї діяльнoсті (вaлютні віднoсини).
70196. Проведение маркетингового исследования рынка с использованием анкеты 128 KB
  Маркетинг подразумевает гибкость организационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск путей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Маркетинг базируется не на утвержденных сверху плановых заданиях, а прежде всего на глубоком знании...
70197. Редуктор коническо-цилиндрический 847.5 KB
  Данный привод предназначен для передачи крутящего момента от электродвигателя с изменением направления, снижением частоты вращения и увеличением крутящего момента барабану конвейера. Привод горизонтальный с разъемным корпусом. Рабочий ресурс привода 25 000 часов.
70198. Проектирование примышленного предприятия 907.5 KB
  На курсовой проект по конструированию промышленного здания был получен следующий вариант задания: Вид промышленного здания: гараж-стоянка грузовых автомобилей Район строительства: г. Ростов-на-Дону...
70199. Проект зоны ежедневного обслуживания на 258 автомобилей МАЗ-54323 305.79 KB
  Ежедневное обслуживание автомобилей общий контроль направленный на обеспечение безопасности движения поддержание надлежащего внешнего вида заправка топливом маслом охлаждающей жидкостью для некоторых санитарная обработка кузова.
70200. Расчет кислородного конвертера 1.46 MB
  Конкурентоспособность кислородно-конвертерного процесса в последние годы значительно возросла в связи с разработкой и освоением новых его вариантов. Самым перспективным из них является донно-верхняя продувка металла кислородом и другими газами.