8060

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...

Русский

2013-02-02

24.46 KB

45 чел.

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских, целях.

В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т.д. Но ни один метод обучения не является универсальным.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как школьники приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют наглядные, словесные, практические методы. Это традиционная классификация.

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов), методы подразделяются на методы: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения получаемых знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений, навыков.

В 60-е гг. XX в. была предложена классификация методов по уровням познавательной деятельности школьников с возрастанием степени их самостоятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный – в данный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ учителя;

- репродуктивный – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

- исследовательский – направлен на развитие у школьников не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;

- частично-поисковый – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;

- метод проблемного изложения материала.

По дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников) выделяют две группы методов обучения:

1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой), эвристические методы (эвристическая беседа, исследовательский метод);

2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

3. методы контроля и самоконтроля:

- методы устного контроля и самоконтроля;

- методы письменного контроля и самоконтроля;

- методы практического контроля и самоконтроля.

Нет универсальной классификации, которую можно было бы рекомендовать на все случаи жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50959. Информационные основы контроля работы цифрового автомата 165 KB
  При возникновении какоголибо нарушения нормального функционирования результат будет неверным однако пользователь об этом не узнает если не будут предусмотрены меты для создания системы обнаружения возможной ошибки а с другой стороны должны быть проработаны меры позволяющие исправить ошибки. Система контроля совокупность методов и средств обеспечивающих определение правильности работы автомата в целом или его отдельных узлов а также автоматическое исправление ошибки. Ошибки в работе цифрового автомата могут быть вызваны либо выходом...
50960. Каналы передачи данных 104 KB
  Рассматривают три основных параметра сигнала существенных для передачи информации по каналу. Первый важный параметр это время передачи сигнала Tс. Следовательно общее условие согласования сигнала с каналом передачи информации определяется соотношением Однако соотношение выражает необходимое но недостаточное условие согласования сигнала с каналом.
50961. Сигналы и их характеристики 367.5 KB
  Например при выборе прибора для контроля технологического процесса может потребоваться знание дисперсии сигнала; если сигнал используется для управления существенным является его мощность и так далее. Рассматривают три основных параметра сигнала существенных для передачи информации по каналу. Первый важный параметр это время передачи сигнала Tx . Второй характеристикой которую приходится учитывать является мощность Px сигнала передаваемого по каналу с определенным уровнем помех Pz .
50962. Информация, сообщения, сигналы 70 KB
  Структурная схема системы передачи информации Классификация сигналов по дискретнонепрерывному признаку Квантование и кодирование сигналов Квантование по уровню Квантование по времени Лекция №5 Тема: Информация сообщения сигналы Структурная схема системы передачи информации Теория информации – это наука о получении преобразовании накоплении отображении и передаче информации. В настоящее время существуют различные определения информации. Структурная схема одной из характерных информационных систем в общем случае может быть...
50963. Монтаж центрифуги прачечной 556.54 KB
  Важнейшим звеном в решении задач является дальнейшее развитие инициативы и творческой активности работников коммунальных предприятий, совершенствование производственных отношений, внедрение научной организации труд, повышение квалификации, овладение смежными профессиями.
50964. Критика А. Шопенгауэром концепции соотношения рассудка и разума в теории познания И. Канта 247.5 KB
  Идеи Шопенгауэра невозможно адекватно постичь без знания философии Канта. Структура и проблематика кантовской системы – вот та основа, на которой в первую очередь формируются взгляды Шопенгауэра. Это относится как к прямым заимствованиям у Канта
50965. Организация данных. Типы и структуры данных 96.5 KB
  Понятие тип данных делает манипулирование данными с использованием средств вычислительной техники абстрактным процессом и скрывает лежащее в основе обращения с ними представление их в виде двоичного кода. Виды типов данных: Аналоговые данные...
50966. Можливості використання здобутків теорії поля для моделювання та прогнозування реальної поведінки споживача 25.1 KB
  Передбачення майбутнього неможливе за багатьох обставин. Жоден екстрасенс не зможе сказати, наскільки успішним буде той чи інший товар, який підприємство планує вивести на ринок. Навіть з урахуванням безлічі математичних моделей, значної кількості змінних, залишається так звана «чорна скринька» свідомості споживача.
50967. Средства вычислительной техники. Принципы построения функциональных узлов и устройств ЭВМ 5.49 MB
  Для отечественных системотехников и специалистов в области ВТ отсутствие отечественных микросхем современного уровня компилируется допустимостью зарубежной элементной базы, поэтому Вам, как специалистам в области информационных технологий, изучение аппаратных средств ВТ, то есть цифровых узлов и устройств во всем ее разнообразии имеет большое практическое значение.