8060

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...

Русский

2013-02-02

24.46 KB

45 чел.

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских, целях.

В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т.д. Но ни один метод обучения не является универсальным.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как школьники приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют наглядные, словесные, практические методы. Это традиционная классификация.

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов), методы подразделяются на методы: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения получаемых знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений, навыков.

В 60-е гг. XX в. была предложена классификация методов по уровням познавательной деятельности школьников с возрастанием степени их самостоятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный – в данный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ учителя;

- репродуктивный – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

- исследовательский – направлен на развитие у школьников не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;

- частично-поисковый – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;

- метод проблемного изложения материала.

По дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников) выделяют две группы методов обучения:

1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой), эвристические методы (эвристическая беседа, исследовательский метод);

2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

3. методы контроля и самоконтроля:

- методы устного контроля и самоконтроля;

- методы письменного контроля и самоконтроля;

- методы практического контроля и самоконтроля.

Нет универсальной классификации, которую можно было бы рекомендовать на все случаи жизни.