8060

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...

Русский

2013-02-02

24.46 KB

45 чел.

Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации

Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских, целях.

В педагогической науке существуют различные подходы к классификации методов обучения. Критериями выступают логические пути усвоения знаний учащимися, источники приобретения этих знаний, степень активности учащихся в их усвоении и т.д. Но ни один метод обучения не является универсальным.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как школьники приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности, то выделяют наглядные, словесные, практические методы. Это традиционная классификация.

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов), методы подразделяются на методы: приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения получаемых знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений, навыков.

В 60-е гг. XX в. была предложена классификация методов по уровням познавательной деятельности школьников с возрастанием степени их самостоятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный – в данный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсия, образец и показ учителя;

- репродуктивный – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

- исследовательский – направлен на развитие у школьников не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу;

- частично-поисковый – направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;

- метод проблемного изложения материала.

По дидактическим целям (Г.И.Щукина, И.Т.Огородников) выделяют две группы методов обучения:

1. методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой), эвристические методы (эвристическая беседа, исследовательский метод);

2. методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний: упражнения по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.

Системным подходом отличается классификация методов, предложенная академиком Ю.К.Бабанским. В ней выделяют три большие группы методов:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- методы стимулирования и мотивации интереса к учению;

- методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

3. методы контроля и самоконтроля:

- методы устного контроля и самоконтроля;

- методы письменного контроля и самоконтроля;

- методы практического контроля и самоконтроля.

Нет универсальной классификации, которую можно было бы рекомендовать на все случаи жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69680. ТЕГ TEXTAREA 113 KB
  Ми переходимо до розгляду багаторядкового поля введення. У HTML ця можливість реалізується за допомогою тега TEXTAREA. Поле, що створюється цим тегом, дозволяє вводити і відправляти не один рядок, а відразу декілька.
69681. Графіка Web-сторінок 101.5 KB
  Графіка Web-сторінок може містити як прості зображення, так і складні. Важливим у використанні графіки є не міра її складності, а ефективність у питаннях передавання тієї інформації, яку необхідно надати користувачам.
69682. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ МОВИ HTML 33.5 KB
  HTML (Hypertext Markup Language — Мова гіпертекстової розмітки) — це мова опису структури сторінок документів, яка дозволяє звичайний текст форматувати в абзаци, заголовки, списки та інші структури, створювати посилання на інші сторінки.
69683. РНР-СЦЕНАРІЇ В ТІЛІ HTML-ДОКУМЕНТІВ 28.5 KB
  Ми тільки що розглянули структуру РНР-програми, і можна було б перейти до розгляду змінних. Проте РНР-сценарії можна записувати і по-іншому. Щоб ви зайвий раз не перегортали книгу, нагадаю текст сценарію first.php:...
69684. КОНСТАНТИ 36 KB
  Константи містять постійні значення. На відміну від змінних, ви не можете змінити значення константи, яке було їй привласнено при її оголошенні. Константи зручно використовувати для зберігання значень, які не повинні змінювати під час роботи програми, наприклад, ім’я розробника програми.
69685. ТЕХНОЛОГІЯ СТВОРЕННЯ HTML-ДОКУМЕНТА 49.5 KB
  Створення HTML-документа відбувається розташуванням тегів (tags) мови HTML всередині звичайного неформатованого тексту. Теги HTML — це послідовності символів, які починаються знаком «менше» і закінчуються знаком «більше». Теги можуть мати атрибути, які, в свою чергу, можуть приймати певні значення.
69686. ФОРМАТУВАННЯ ТЕКСТУ 107.5 KB
  Розмітка, яка створюється за допомогою мови HTML, дозволяє організовувати текст у логічні, легко зрозумілі розділи або застосовувати до нього специфічний формат. Теги форматування дозволяють визначити такі елементи: початок абзацу і кінець рядка; стилі заголовків; фізичні стилі...
69687. КОЛІР ФОНУ І ТЕКСТУ 95.5 KB
  Колір фону і тексту може задаватись шістнадцятковими значеннями RRGGBB (Red, Green, Blue) червоного, зеленого і синього кольорів відповідно або позначеннями кольорів англійською мовою. Яскравість кожної складової вимірюється цілим числом, яке у десятковій системі числення...
69688. ОПЕРАТОР ЕКВІВАЛЕНТНОСТІ (===) 28 KB
  Іноді звичайний оператор порівняння == працює не зовсім коректно, точніше не так, як нам хочеться, в деяких ситуаціях навіть виходять міні-анекдоти. Розглянемо наступний приклад...