8062

Формы организации обучения и их характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...

Русский

2013-02-02

25.25 KB

55 чел.

Формы организации обучения и их характеристика

Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям.

- По количеству охваченных учеников выделяется индивидуальное, групповое, фронтальное обучение.

- По месту учебы различают школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.д., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д. А экстернат — это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании.

- По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классический урок (45 мин), укороченное занятие (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, которую отличают следующие особенности:

  1.  постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  2.  работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения);
  3.  учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  4.  каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  5.  постоянное чередование уроков (расписание);
  6.  руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  7.  различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

  1.  она отличается более строгой организационной структурой;
  2.  она экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников;
  3.  создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников.

Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Классно-урочная форма является главной (основной). Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

- консультации,

- дополнительные занятия,

- инструктажи,

- кружковые занятия,

- клубная работа,

- внеклассное чтение,

- домашняя самостоятельная работа учеников и др.

Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80864. Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства 44.77 KB
  Взаимодействие общества и государства. Государственное управление это практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность в целях ее упорядочения сохранения или преобразования которое опирается на власть. Эффективность гос управления соотношение достигнутого результата целей управления с затраченными на это ресурсами.
80865. Особенности разрешения конфликтов в системе государственного и муниципального управления 46.19 KB
  Управление конфликтами процесс целенаправленного воздействия на персонал с целью устранения причин породивших конфликт и перевод конфликта в рациональное русло для достижения желаемых результатов. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов предупреждение одних и стимулирование других прекращение и подавление конфликтов их регулирование и разрешение. Прогнозирование конфликта представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания времени и места действий. культуры нетерпимой к конфликтам в...
80866. Понятие и основные теории местного самоуправления 47.27 KB
  МСУ составляет одну из основ конституционного строя РФ. МСУ в РФ форма осуществления народом своей власти обеспечивающая в пределах установленных Конституцией РФ федеральными законами а в случаях установленных федеральными законами законами субъектов РФ самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ФЗ. МСУ является первичным уровнем публичной власти и системы управления в...
80867. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе 45.02 KB
  Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Политологи разделяют общество на три основных сектора каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление то можно сделать вывод что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции.
80868. Проблемы становления и развития местного самоуправления в России на современном этапе 43.35 KB
  Одной из главных проблем сдерживающих развитие местного самоуправления в России является слабость гражданского общества низкий уровень общественной активности низкая правовая культура населения дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе которое столетиями жило в условиях тоталитарного правления не имея глубоких демократических традиций идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане восприняли идеи местного самоуправления необходима огромная разъяснительная работа.
80869. Правовые основы местного самоуправления 42.55 KB
  По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений установленных соответствующими федеральными законами и или законами субъектов Российской Федерации. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане руководители организаций должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут...
80870. Территориальная организация местного самоуправления 46.64 KB
  МСУ осуществляется на всей территории РФ в городских сельских поселениях муниципальных районах городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городах районного значения поселках волостях и сельсоветах на территории района имеются территориальные администрации подчиненные администрации района. 2 территории всех поселений за исключением территорий городских округов а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; 3...
80871. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления 44.5 KB
  Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6. Это основополагающий базовый закон устанавливающий общие правовые территориальные организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России определяющий предмет ведения и полномочия его органов. Предметы ведения местного самоуправления необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.
80872. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании 46.48 KB
  Предусматривает что МСУ осуществляется гражданами путем референдума выборов других форм прямого волеизъявления через выборные и другие формируемые ОМСУ. включает формы непосредственной демократии когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса. группу составляют формы представительной демократии выборные и другие ОМСУ когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.