8062

Формы организации обучения и их характеристика

Доклад

Педагогика и дидактика

Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...

Русский

2013-02-02

25.25 KB

48 чел.

Формы организации обучения и их характеристика

Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям.

- По количеству охваченных учеников выделяется индивидуальное, групповое, фронтальное обучение.

- По месту учебы различают школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.д., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д. А экстернат — это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании.

- По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классический урок (45 мин), укороченное занятие (30—35 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, которую отличают следующие особенности:

  1.  постоянный состав учеников примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
  2.  работа в каждом классе в соответствии с годовым планом (планирование обучения);
  3.  учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
  4.  каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
  5.  постоянное чередование уроков (расписание);
  6.  руководящая роль учителя (педагогическое управление);
  7.  различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной:

  1.  она отличается более строгой организационной структурой;
  2.  она экономна, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учеников;
  3.  создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития школьников.

Вместе с тем данная форма не лишена недостатков, снижающих ее эффективность, главный среди которых — опора (ориентация) на «среднего» ученика и почти полное отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы.

Главным элементом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный элемент (этап) учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия учителей направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учеников, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Классно-урочная форма является главной (основной). Кроме нее, в современной школе используются и другие формы, называемые по-разному — вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. Вспомогательные формы дополняют и развивают классно-урочную деятельность учеников. К ним относятся:

- консультации,

- дополнительные занятия,

- инструктажи,

- кружковые занятия,

- клубная работа,

- внеклассное чтение,

- домашняя самостоятельная работа учеников и др.

Иногда к внеклассным формам организации обучения относят учебные экскурсии, работу на пришкольных участках, труд в мастерских, походы по родному краю, физкультурные соревнования и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4559. Внутренний контроль в коммерческих банках 91.5 KB
  Внутренний контроль в коммерческих банках Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах Служба внутреннего контроля банка, функции и принципы организации Система внутреннего контроля в коммерческ...
4560. Прогнозирование производства продукции скотоводства в племрепродукторе, разводящем черно-пеструю породу крупного рогатого скота с поголовьем в 1700 коров и удоем 5000 кг 457 KB
  Прогнозирование производства продукции скотоводства в племрепродукторе, разводящем черно-пеструю породу крупного рогатого скота с поголовьем в 1700 коров и удоем 5000 к Введение Скотоводство является одной из важных и сложных отраслей сельского хозя...
4561. Разработка комплексного проекта свиноводческой фермы с годовой производительностью 7 000 ц свинины в живой массе 340 KB
  Разработка комплексного проекта свиноводческой фермы с годовой производительностью 7 000 ц свинины в живой массе Введение Свиноводство - важная отрасль животноводства. Поголовье свиней на земном шаре составляет около 740 млн. В мясном балансе на дол...
4562. Изучение модуля аналого-цифрового преобразователя ADC08 и способов согласования АЦП с внешними устройствами 138.5 KB
  Изучение модуля аналого-цифрового преобразователя ADC08 и способов согласования АЦП с внешними устройствами Цель работы: Изучить модуль АЦП микропроцессора, освоить методику программирования модуля. Изучить способы согласования аналоговых сигналов. ...
4563. Государственный долг 143.56 KB
  Цель работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь. В процессе работы ...
4564. Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района 469.5 KB
  Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района Введение Одним из основных условий высокой эффективности деятельности организации любой формы собственности является наличие сознательной тру...
4565. Определение интенсивности теплового излучения 43.23 KB
  Определение интенсивности теплового излучения Цель работы Измерение интенсивности теплового излучения, определение эффективности теплозащитных экранов. Теория метода К теплоотражающим относят экраны, изготовленные из материалов, хорошо отражающих те...
4566. Запутывающие преобразования в программировании 23.15 KB
  Запутывающие преобразования Цель работы: научится программировать средства затрудняющие изучение программ. Задание: Изучить основные методы обфускации. По заданию преподавателя запрограммировать один из методов. Провести оценку зап...
4567. Линейный конгруэнтный метод в программировании 97.5 KB
  Линейный конгруэнтный метод Линейный конгруэнтный метод является одной из простейших и наиболее употребительных в настоящее время процедур, имитирующих случайные числа. В этом методе используется операция mod(x, y), возвращающая остаток от деления п...