8064

Понятие урок. Типология и структура урока

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие урок. Типология и структура урока Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок явл...

Русский

2013-02-02

25.14 KB

112 чел.

Понятие урок. Типология и структура урока

Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок является главной формой обучения, так как именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной работе школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Именно на уроке достигается обучение, развитие учеников. Другие формы только помогают уроку.

Качественный современный урок должен отвечать следующим требованиям:

- общим (использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; оптимальное соотношение всех дидактических принципов и др.),

- дидактическим (четкое определение образовательных задач каждого урока; разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока и др.),

- воспитательным (определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.),

- развивающим (формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии и др.),

- организационным,

- психологическим,

- санитарно-гигиеническим,

- эстетическим,

- требованиям оптимального общения учителя с учениками, сотрудничества с ними.

Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные их типы.

Одна из первых классификаций уроков принадлежит И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии, а внутри них в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков: 1) вводный, 2) первичного ознакомления с материалом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) формирования навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный, или комбинированный.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются уроки:

1) комбинированные или смешанные;

2) изучения нового материала;

3) формирования новых умений;

4) закрепления знаний, умений;

5) обобщения и систематизации;

6) практического применения знаний, умений;

7) контроля и коррекции знаний, умений.

Каждый урок имеет внутреннее строение — структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Например, если урок имеет целью закрепить знания и умения, то это и будет урок закрепления знаний, умений. Эта деятельность будет главной, и на нее учитель отведет максимальное количество времени.

Урок сегодня рассматривается не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности его этапов, сколько с позиций постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания. Целесообразность тех или иных типов и структур урока оценивается по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату).

Таким образом, не существует универсальной, жесткой структуры урока, которая была бы пригодна для всех случаев организации обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6968. Изучение диполя. Волновая зона. Мощность изучения диполя 19.49 KB
  Изучение диполя. Волновая зона. Мощность изучения диполя Диполь идеализированная система, служащая для приближённого описания распространения поля. Дипольное приближение основано на разложении потенциалов поля в ряд по степеням радиус-вектора...
6969. Рассеяние и дифракция акустических и электромагнитных волн 23.5 KB
  Рассеяние и дифракция акустических и электромагнитных волн. Акустические и электромагнитные волны, распространяющиеся в различных средах и устройствах, подчиняются единым волновым законам. Это явления возбуждения волн конкретными источниками, отраже...
6970. Предварительный расчёт валов редуктора 31 KB
  Предварительный расчёт валов редуктора. Быстроходный вал. Находим диаметр выходного конца вала: Согласно схеме привода быстроходный вал редуктора соединяется с валом электродвигателя упругой втулочно-пальцевой муфтой, поэтому целесообразно с...
6971. Объединение Руси и формирование централизованного государства (XIV–XVI вв.) 35.78 KB
  Объединение Руси и формирование централизованного государства (XIV–XVI вв.) Возвышение Москвы и процесс объединения русских земель: а) возвышение Москвы. Иван Калита, Дмитрий Донской б) борьба московских князей с противниками объединен...
6972. Энергия электромагнитного поля. Плотность энергии ЭМ поля. Плотность потока энергии ЭМ поля. Вектор Умова-Пойтинга 31.2 KB
  Энергия электромагнитного поля. Плотность энергии ЭМ поля. Плотность потока энергии ЭМ поля. Вектор Умова-Пойтинга. Электромагнитные волны переносят энергию из одной точки пространства в другую за конечное время из-за конечности скорости распростран...
6973. Особенности досуговых предпочтений рабочей молодежи 32.13 KB
  Особенности досуговых предпочтений рабочей молодежи В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей ...
6974. Правила поведения работников рудника (шахты) при возникновении пожара (аварии) в горных выработках 33.5 KB
  Правила поведения работников рудника (шахты) при возникновении пожара (аварии) в горных выработках При обнаружении очага возгорания, работник обязан сообщить об этом лицу технического надзора или сменному мастеру и, по возможности прист...
6975. История жизни и деятельности Л. Уитмера 32.87 KB
  Введение В современном мире известно немало имен, которые внесли вклад в развитие клинической психологии. В их числе и Лайтнер Уитмер - выдающийся американский психолог. Лайтнер Уитмер является первооткрывателем в области клинической псих...
6976. Главные оси и главные моменты инерции 32.5 KB
  Главные оси и главные моменты инерции Оси, относительно которых центробежный момент инерции равен нулю, называют главными осями (иногда их называют главными осями инерции). Через любую точку, взятую в плоскости сечения, можно провести в общем случае...