80641

Разработка методики изучения рынка и оценки конкурентоспособности природоохранной продукции

Лекция

Маркетинг и реклама

Маркетинг играет двоякую роль: с одной стороны именно в результате маркетинговых исследований выявляется реалистичность и эффективность альтернативных вариантов развития предприятия а с другой служба маркетинга является основным источником комплексной информации о производстве и реализации. В соответствии с этим весь комплекс работ в рамках маркетинга может быть представлен в виде схемы: рис.1 Принципиальная схема функционирования маркетинга. В связи с этим потребитель становится с одной стороны предметом изучения а с другой ...

Русский

2015-02-18

96.5 KB

0 чел.

1. Разработка методики изучения рынка и оценки конкурентоспособности природоохранной продукции

Понятие “маркетинг” имеет двоякий смысл . C одной стороны, это система, направленная на исследование возможностей сбыта продукции, а с другой - на разработку практических рекомендаций по развитию производства, изучению качества продукции , ценам и т.д.

Маркетинг играет двоякую роль: с одной стороны, именно в результате маркетинговых исследований выявляется реалистичность и эффективность альтернативных вариантов развития предприятия, а с другой – служба маркетинга является основным источником комплексной информации о производстве и реализации.

В соответствии с этим  весь комплекс работ в рамках маркетинга может быть представлен в виде схемы: (рис.1) и разделен на три стадии:

Рис.1 Принципиальная схема функционирования маркетинга.


Условные обозначения:

1-потребитель,

9-координация производства и сбыта,      

2-анализ потребления,

10-производство,

3-коньюктура рынка,

11-реализация,

4-внешняя среда,

12 -издержки,

5-качество и ассортимент,

13-согласование производства и сбыта,

6-товародвижение,

14-принятие решений,

7-развитие производства,

15-торговля,

8-планирование конъюнктурных исследований,

16-реклама.

Стадия 1-исследовательская стадия (блоки 2.3.4.5.6.7.8.);

Стадия 2-стадия обеспечения производства и реализации продукции (блоки 10.11.12.15.16.);

Стадия 3-стадия согласования и корректировки (блоки 9.13.14.):

Маркетинг (стадия1) начинается с анализа сферы потребления (блок1).Потребитель-арбитр прошлой производственной деятельности,признающий (или не признающий)ее результаты  в качестве общественно необходимых. В то же время его желания служат ориентирами для будущих производственных программ. В связи с этим потребитель становится с одной стороны , предметом изучения , а с другой - объектом воздействия со стороны производителя с помощью средств и методов маркетинга.

В блоках 2-6 представлены различные аспекты исследовательской деятельности в рамках маркетинга.

В них проводится прикладной анализ конкретных ситуаций проблем и объектов. Результаты этого анализа должны обеспечить с необходимой достоверностью сведения об общих тенденциях развития  потребления , покупателей товаров , их социальном , психологическом и экономическом портрете (блок2).Здесь в основном используются различные социологические методы.

Основной задачей процессов блока 3 является обобщение данных о конъюнктуре рынка , базирующихся на  информации о реальной ситуации в сфере потребления. Обработка этих данных позволяет получить целый ряд производственных показателей , в которых сконцентрированы экономические сведения : эластичность спроса по доходу , по цене , характеристики дополняемости и заменяемости товаров и др.

Одновременно с этим необходимо учитывать и мнение экспертов , так как на характер производства и потребления часто влияют случайные факторы.

Блок 4. описывает стадию изучения комплекса проблем , относящихся к внешней для предприятия среде , тенденции развития экономики и программы правительства по изменению (или стабилизации) общего экономического положения в стране , стратегия и тактика коммерческой деятельности на выпускающих аналогичную продукцию предприятиях , потенциальные поставки капитальных и сырьевых ресурсов , положение на рынке трудовых ресурсов - вот важнейшие вопросы , требующие проработки. Основным результатом здесь является обоснование предприятием собственной эффективной долгосрочной и краткосрочной политики по укреплению своей рыночной позиции..

Блок 5. включает следующие взаимосвязанные процессы :

-формирование требований к качественным характеристикам производственных товаров;

-разработка концепции изменения ассортимента;

-освоение новых видов продукции.

В блоке 5. осуществляется координация деятельности по обеспечению производства широкой гаммой потенциально готовых к выпуску товаров , происходит согласование прикладных , конструкторских , технологических и экономических разработок конкретных видов изделий.

Блок 6. рассматривает вопросы изучения способов и методов продвижения товаров от производства к потребителю. Круг анализируемых здесь проблем достаточно широк : необходимо оценить эффективность традиционных путей товародвижения , дать рекомендации по их усовершенствованию  определить новые организационные технические и технологические способы доведения производимых товаров до потребителя. На этом этапе формируется система материальной заинтересованности звеньев распределительной товаропроводящей цепи , отыскиваются способы стимулирования их эффективной деятельности , обосновывается  необходимость и направленность рекламных компаний. Общим результатом первой стадии (исследовательских маркетинговых работ )являются выводы о потенциальной емкости рынка конкретных товаров , требованиях к качеству , территориальной дислокации мест сбыта, политики внедрения в новые сферы реализации продукции, новых способах реализации товаров (блоки 7,8). Характер работ на этой стадии создает принципиальную возможность рассмотрения различных вариантов их поведения. На крупных предприятиях может быть разумным создание специальных служб маркетинга, обеспечивающих весь комплекс исследовательской деятельности. Но не исключены ситуации, когда те или иные работы выполняются на договорных началах специализированными организациями или конкретными специалистами в данной области.

Если выполнение работ на первой стадии маркетинга возможно с помощью сторонних организаций , то деятельность на второй и третьей стадиях проводится главным образом в рамка самого предприятия и от ее результатов существенно зависит эффективность маркетинговых мероприятий в целом.

Исследовательская стадия маркетинга при любом способе ее проведения нуждается в координации (блок 9).Координация не может быть эффективной без знаний возможности собственного производства , определяющихся в основном собственной мощностью предприятия (блок 10) , сведений о заключении и выполнении договоров на поставку ресурсов и сбыт продукции (блок 11) , издержках производства (блок 12). Именно эти последние блоки являются главными источниками исходных данных для служб маркетинга. Обобщение в блоке 9 обработанной на исследовательской стадии маркетинга информации о производственном потенциале предприятия позволяет, с одной стороны, определить пределы развития производства и возможные варианты номенклатуры продукции , а с другой стороны - выявить узкие места в процессе производства и реализации продукции, потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В блоке 13 на основе маркетинговых разработок, информации о положении дел в производственной системе, возможных каналах реализации продукции , оценок эффективности различных способов рекламной деятельности , представлений руководства предприятием (блок 14) проводится согласование планов выпуска и реализации продукции за определенный период. Реклама (блок 16) и торговые операции (блок 15) имеют дело непосредственно с потребителем товара (торговые операции - еще и с поставщиками), а с изучения реакции потребителя вновь начинается цикл в рамках маркетинга.

В проведенной на рис.1 принципиальной схеме маркетинговой деятельности назван круг проблем , анализ которых позволяет более четко представить перспективы развития , заранее предвидеть лимитирующее звено в цикле "исследование –разработка -производство-реализация" и принять соответствующие меры.

МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (укрупнено):

Рис. 2. Схема маркетинговой деятельности.

А. Маркетинговая деятельность начинается с анализа рыночных возможностей. Фактически этот этап можно рассматривать как изучение рынка.

Сюда относятся:

1.Маркетинговые исследования которые предполагают:

1.1точную формулировку задач на основе выявления проблем , стоящих перед предприятием , и установление целей , конкретизирующих задачи маркетинговых исследований.

1.2 отбор источников информации;

1.3 сбор информации;

1.4 анализ информации;

1.5 представление результатов исследований;

2.Маркетинговая информация которая включает:

2.1 систему внутренней отчетности , где особое значение приобретает объективная финансово-экономическая информация

2.2 систему сбора внешней информации , позволяющую оценить состояние дел в мировой и национальной экономике , в отдельных отраслях и предприятиях. Сбор информации осуществляется из различных источников : пресса,специализированные издания, обмен информации с другими фирмами, личные контакты с потребителями и т.д.

2.3 систему маркетинговых исследований (см.п.1)

2.4 систему анализа информации , представляющую собой совокупность приемов анализа информации и управленческих проблем. Она включает статистический банк , объединяющий методы статистической обработки информации, и банк математических моделей позволяющих решать задачи оптимизации принимаемых решений.

3.Среда маркетинга , включающая:

3.1 микросреду-совокупность отношений , складывающихся внутри предприятия , между ним и поставщиками , посредниками , конкурентами , клиентами и контактными аудиториями.

3.2 макросреду- факторы , воздействующие на все элементы микросреды: демографические , экономические , природные , научно-технические , политические , культурного уклада.

4.Розничный рынок , процесс изучения которого должен включать:

4.1 определение самого обслуживаемого рынка , т.к. в силу неоднородности розничного рынка у отдельных потребителей различные запросы , требования к продукции (ее качеству , цене и т.п.) , реакция на появление определенного товара , рекламу.

4.2 определение факторов , влияющих на покупателя , и исследование процесса принятия решения о покупке.

5.Оптовый рынок , более емкий по сравнению с розничным , характеризующимся сравнительно небольшим числом субъектов , действующих на нем , преобладанием крупных партионных закупок и значительной ориентации на потребительский рынок.

В результате анализа рыночных возможностей (рис.2) выделяются конкретные маркетинговые возможности предприятия (рис.3):

Рис.3. Выявление маркетинговых возможностей.

Б. После анализа рыночных возможностей необходимо выбрать целевые рынки. Сюда относятся:

1. Изучение спроса , включающее замены уровня спроса и его прогнозирование, что необходимо для определения размеров рынка. С этой целью оценивается величина текущего спроса и изучение чувствительности спроса к изменению цены, т.е. решить вопрос об эластичности спроса.

2. Сегментирование рынка, что позволяет сосредоточить усилия предприятия на обслуживании определенного круга потребителей и значительно повысит шансы в достижении высокого конечного результата.

3. Отбор целевых сегментов. Этот процесс включает оценку степени привлекательности сегментов и выбор одного или нескольких из них для обслуживания. В этом отношении возможны 5 вариантов действий.

3.1. Сосредоточить усилия на одном сегменте.

3.2. Удовлетворять какую-то одну потребность всех групп потребителей.

3.3. Удовлетворять все потребности одной группы потребителей.

3.4. Выборочная специализация на различных сегментах.

3.5. Обслуживание всего рынка.

4. Позиционирование товара на рынке. После выбора сегмента проводится анализ имеющихся в нем конкурентов, после чего выбрать одно из двух возможных вариантов действий:

4.1. занять место рядом с одним из конкурентов и вести с ним борьбу за преобладание в данном сегменте.4.2. выйти на рынок с новыми товарами, выработанными с учетом запросов потребителей.

В. Мероприятия по отбору целевых рынков рис.2 создают базу для последующего планирования комплекса маркетинга. Сюда относятся:

1. Разработка товаров -одно из самых ключевых звеньев , в рамках которого :

1.1. Ставится задача оценки конкурентоспособности продукции;

1.2. Изучение мер по повышению конкурентоспособности товаров , особенно с точки зрения качества и учета запросов конечных потребителей.

1.3. Налаживается процесс выпуска новых товаров.

1.4. Оптимизируется товарный ассортимент.

1.5. Изменяется жизненный цикл товаров.

2. Ценообразование, что зависит от типа рынка, на котором действует предприятие. Процесс ценообразования проходит в 6 этапов:

2.1. Установление целей ценовой политики: удержание позиций на рынке , максимизация текущей прибыли , лидерство вдоль рынка , лидерство в качестве товара.

2.2. Оценка спроса на товар , то есть учет эластичности продукта.

2.3. Анализ затрат , что возможно с использованием метода эккаунтинга.

2.4. Изучение цен и продукций конкурентов. На основе анализа этой информации предприятие должно установить в своих ценах дополнительные по сравнению с конкурентами сбытовые стимулы для успешной реализации своих товаров.

2.5. Выбор метода ценообразования. К наиболее распространенным методам относятся:

2.5.1. средние издержки + прибыль;

2.5.2. на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

2.5.3. на основе ощущаемой ценности товара;

2.5.4. на основе уровня текущих цен;

2.5.5. на основе закрытых торгов.

2.6. Установление цены на товар.

3. Система распространения товаров , включающая выбор каналов распределения , организацию сбытовой сети , включая создание сети оптовых и розничных магазинов , обеспечение транспортировки и складирования , налаживание системы снабжения и т.д.

4. Комплекс стимулирования который включает:

4.1. рекламу;

4.2. мероприятия ФОССТИС;

4.3. мероприятия "паблик рилейшнз";

4.4. личную продажу.

Г. Вспомогательные системы рис.2 предназначены для обеспечения эффективности управления маркетингом. Сюда относятся:

1. Система маркетинговой информации см. п.А.

2. Система планирования , которая включает 4 основных этапа:

2.1. Выработка программы предприятия (наиболее целесообразной считается программа с ориентацией на рынок то есть на обслуживание определенных потребительских групп или определенные потребности клиентов.

2.2. Постановка задач и целей.

2.3. Составление планов развития хозяйственного портфеля то есть анализ всех производств и выбор наиболее привлекательных и рентабельных для направления в них инвестиций.

2.4. Разработка стратегии роста предприятия , ориентированной на открытие новых производств , направления усилий в другие сферы деятельности. При этом возможны 3 основные направления роста: интенсивный , интеграционный и диверсификационный рост.

3. Система маркетингового контроля , которая включает:

3.1. контроль за выполнением годовых бизнес-планов и планов маркетинга предприятия;

3.2. контроль прибыльности;

3.3. стратегический контроль.

4. Организационная структура , характеризующая организацию службы маркетинга на предприятии. Проанализированные рис.1,2,3. позволяют сделать следующие выводы:

1.Маркетинг вооружает предприятия четкой программой действий , позволяет придать им целенаправленный и скоординированный характер , намечать и добиваться эффективных решений крупных стратегических задач хозяйственной деятельности.

2. Исходная предпосылка успешной маркетинговой деятельности -максимальный учет предприятием требований рынка(потребителя), тенденций и перспектив его развития при одновременном активном воздействии на этот рынок с целью формирования эластичного спроса.

3. Главное при маркетинговом подходе - целевая ориентация , слияние в единый технологический процесс всех составляющих (рис.1) маркетинговой и иной деятельности для достижения поставленных стратегических целей.

4. Не существует единой формы для ведения работы на рынке на основе принципов и методов маркетинга. Формы и содержание такой деятельности могут существенно различаться. Вот почему необходимы дополнительные исследования для мероприятий природоохранного содержания.

PAGE 12 Курс «Маркетинг в отраслях хозяйственной деятельности»


1

2

3

5

6

7

8

9

11

12

10

14

13

15

16

Анализ рыночных возможностей

А.

маркетинговые исследования

маркетинговая информация

среда маркетинга

розничный рынок

оптовый рынок

Отбор целевых рынков

Б.

изучение спроса

сегментирование рынка

отбор целевых сегментов

позиционирование товара на рынке

Разработка комплекса маркетинга

В.

разработка товаров

ценообразование

система распространения товаров

комплекс стимулирования

Комплекс вспомогательных систем маркетинга

Г.

системе маркетинговой информации

система планирования

система маркетингового контроля

организационная структура

ресурсы

предприятия

рыночные

возможности

цели

предприятия

маркетинговые

исследования


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30987. Пластическая хирургия в ветеринарии 203.99 KB
  Это в нашей стране вышедшей из изоляции за последние 15 лет пластическая эстетическая хирургия претерпела настоящий бум. Термин же пластическая хирургия был введен Дезольдом в 1798 году. Хирургия пластическая восстановительная хирургия направление хирургии изучающее проблемы оперативного восстановления функции и формы частично или полностью утраченных органов исправления врождённых или приобретённых дефектов и деформаций устранения косметических недостатков. Пластическая хирургия подразделяется на реконструктивную и эстетическую.
30988. Клиническая диагностика 23.79 KB
  Наличие или отсутствие шумов или дополнительных тонов Различают два тона: Систолический при сокращении предсердий желудочков захлопыванием двух и трёх створчатых клапанов колебание стенок аорты и лёгочной артерии в момент систолы желудочков. Диастолический захлопывание полулунных клапанов аорты и лёгочной артерии колебаний этих сосудов в момент диастолы. Усиление второго тона может сопровождаться акцентом на аорте и лёгочной артерии возникает при повышении кровяного давления в большом круге кровообращения нефриты у лошадей при...
30989. ВИРОБНИЧО-ОРГАНІЗАЦІЙНА ТА ЕКОНОМІЧНА СТРУКТУРИЗАЩЯ ПІДПРИЄМСТВА 562 KB
  Іншими словами існування підприємства фірми повязується з тими перевагами які воно забезпечує у процесі виготовлення продукції порівняно з виробництвом тієї самої продукції без організації фірми. Сучасне підприємство це складна відкрита виробничогосподарська і соціальна система яка: складається із взаємозалежних частин виробництв цехів дільниць служб тощо діяльність яких впливає на кінцевий результат виробництва; взаємодіє із зовнішнім оточенням з якого в систему надходять необхідні для виробничої діяльності фактори...
30990. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ (КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ) 159.5 KB
  Приводит к почечной недостаточности. Неблагоприятно холодное течение воспаления при нейротоксикозе при недостаточности фагоцитарных процессов. Гипоэргия и анергия проявляются в виде недостаточности той или иной системы. Это вызывает снижение бронхиальной проходимости вплоть до возникновения дыхательной недостаточности.
30991. ІНФОРМАТИКА та КОМП’ЮТЕРНА ТЕХНІКА 6.63 MB
  Інформаційна технологія – це людино – машинна технологія збору, обробки та передачі інформації. Це технологія, яка базується на обчислювальній техніці, швидко розвивається, охоплюючи усі види сучасної діяльності: виробництво, управління, науку, освіту, проектні розробки, торгівлю, фінансово-банківські операції, медицину, криміналістику, охорону оточуючого середовища, побут та інше.
30992. Электронная торговля 881.5 KB
  Многие крупные компании уже давно прибегают к электронному бизнесу, электронной коммерции при проведении деловых операций. Электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI) по частным компьютерным сетям начался в 60-годы XX века. Он представлял собой обмен документами в стандартном виде
30993. Характеристика кормів, технологія заготівлі та способи їх ефективного використання у годівлі поросят 191 KB
  Особливості обміну речовин у поросят на початку постнатального періоду 1.4 Розвиток внутрішніх органів у поросят за різних рівнів годівлі.5 Раціони режим і техніка годівлі поросят 1.
30995. Расчёты объёмов вентиляции по углекислоте и влажности в свинарнике 162 KB
  Комплексы по выращиванию и откорму свиней должны находиться на режиме предприятий закрытого типа. В производственную зону комплекса запрещается вход посторонним лицам и въезд на территорию транспорта, не связанного с обслуживанием комплекса. Обслуживающему персоналу разрешается вход на территорию комплекса только через санпропускник, а въезд транспорта- через дезинфекционно- промывочное помещение (дезбарьер).