80644

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Структура внешней торговли представлена следующими видами: экспорт; импорт; транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну; особые формы: реэкспорт или реимпорт товаров прошедших облагораживание; производство по лицензии; кооперация; компенсационные сделки. Специфика товарной структуры экспорта России – ее сырьевая направленность: доля топлива – энергетических товаров в 1996 г. Импорт – вид предпринимательской деятельности российских резидентов связанный...

Русский

2015-02-18

98 KB

13 чел.

Курс «Международные экономические отношения»                                                                                            12

                                      ТЕМА 3

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

3.1. МЕСТО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Внешняя торговля – это межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Она позволяет установить равновесие между излишками и дефицитом в хозяйстве отдельных стран.

Внешняя торговля – это мощный фактор экономического роста в условиях повышения зависимости стран от международного товарообмена.

Структура внешней торговли представлена следующими видами:

  •  экспорт;
  •  импорт;
  •  транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в

     третью страну;   

  •  особые формы: реэкспорт или реимпорт товаров, прошедших

     облагораживание;

  •  производство по лицензии;
  •  кооперация;
  •  компенсационные сделки.

К факторам, влияющим на развитие внешней торговли относятся:

  1.  Углубление международного разделения труда, интернационализация

     производства.  

  1.  НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей.
  2.  Активная деятельность ТНК на внешнем рынке.
  3.  Либерализация (регулирование) внешней торговли посредством

     мероприятий ВТО.  

5. Либерализация международной торговли – режим с отменой

   ограничений импорта, образование свободных экономических зон,

   обеспечивающих снижение таможенных пошлин.           

6. Развитие торгово-экономической интеграции.

Россия занимает промежуточные позиции в мировой экономике:

  •  удельный вес России в совокупном валовом продукте – десятое место в мире (1991 г.-3,4%; 1995 г.-1,9 %);
  •  доля в мировом производстве не более 4% - пятое место;
  •  по уровню производительности труда  в промышленности 64-е место в                                       

     мире, в сельском хозяйстве – 77-е место.

Для развития внешней торговли в России необходимы:

  1.  Открытость ее экономики.
  2.  Развитие структуры внешне экономических контактов.
  3.  Приспособление к меняющимся условиям.

3.2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Географическая структура внешней торговли – это система распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному или организационному признакам.

С 1993 г. ежегодные объемы внешней торговли России стали расти за счет активизации внешне торговых связей со странами ближнего зарубежья. С 1994 г. стали расти контакты с регионами дальнего зарубежья.

В 90-е годы РФ имела свой внешнеторговый баланс с положительным сальдо.

Доля регионов дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России около 4/5.

Основные торговые партнеры России во второй половине 90-х годов среди стран дальнего зарубежья: Германия, США, Италия, Великобритания. Среди государств ближнего зарубежья: Украина, Белоруссия, Казахстан.

На долю стран СНГ приходится на ¼ всего объема внешнеторгового оборота России.

Специфика товарной структуры экспорта России – ее сырьевая направленность:

  •  доля топлива – энергетических товаров в 1996 г. в общем объеме российского экспорта составила 46,2%, в 1997 г. 45,6%;
  •  доля машин и оборудования соответственно – 9,4%; 9,9%.

В импорте России основными являются изделия машиностроения (30% совокупного импорта), продовольствие и сырье для его производства – 30%.

Наблюдается сокращение присутствия России на многих важных региональных и мировых товарных рынках, ослабляются позиции на рынке вооружений.

Низки объемы производства машин и оборудования, уровень их конкурентоспособности, имеют место отсталость производственной базы, неплатежи, отсутствует система страхования и банковских гарантий.

Данные о внешней торговле России с учетом неорганизованной торговли в млрд. долл., можно представить в виде следующей таблицы:

 Показатели  

1995 г.

1996 г.

1997 г.

 1998 г.

 1999 г.

(оценка)

  Экспорт

  81,6

  89,1

  87,5

  76,0

  70,4

  Импорт   

  60,8

  62,2

  67,6

  64,0

  46,4

  Сальдо

  20,8

  26,9

  19,9

  12,0

  24,0

Развитию международных валютно-финансовых отношений способствовало принятие Правительством РФ и ЦБ РФ международных обязательств по текущим операциям в рамках 8 статьи Устава МВФ. Цели ЦБ РФ в области внешнеторгового регулирования внешней торговли:

  •  переориентация внешнеторгового оборота России с сырьевого экспорта и импорта на наукоемкие, высокотехнологичные отрасли;
  •  четкий контроль за уровнем контрактных цен, затрат на производство продукции и динамикой валютного курса рубля.

Задачей номер один является вступление России в ВТО по следующим этапам:

  1.  Предоставление страной своего торгового, инвестиционного и валютного режимов (завершен).
  2.  Переговоры между членами ВТО и претендентом о конкретных условиях вступления страны в ВТО.

Особенность российских условий при вступлении России в ВТО – высокий импортный таможенный тариф, который носит во многом фискальный характер (в них заложены возможные значения ставок пошлин с целью сохранения возможности для маневра, если реальные ставки будут существенно ниже закладываемых).

3.3. СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Структура внешней торговли включает экспортные и импортные операции.

Экспорт – вид предпринимательской внешнеторговой деятельности, связанный с получением предприятием (резидентом) валютной выручки от реализации и вывоза своей конкурентной продукции иностранному партнеру (нерезиденту) за пределы страны.

Экспортную операцию можно представить в виде следующей схемы:

Рисунок 1

            А                                                                        В   

       Экспортер                          1                            Получатель        

       (резидент)                                                       (нерезидент)   

                                                  2      

Экспортная операция включает в себя:

  •  подписание контракта на поставку товара;
  •  поставку товара.

Основные признаки, характеризующие экспортную операцию:

  1.  Заключение контракта с иностранными контрагентами (нерезидентами).
  2.  Получение платежей экспортером (резидентом) в иностранной валюте, которая определяется условиями торгово-платежного соглашения.

Экспорт может быть:

  •  нерезидентный – предприятие время от времени экспортирует излишки, предлагая товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы;
  •  активный – расширение экспорта на конкретном рынке;
  •  прямой – осуществляется через экспортный отдел предприятия, находящийся в собственной стране, через сбытовое отделение за рубежом, коммивояжеров по экспортным операциям, через зарубежных дистрибьюторов или агентов;
  •  косвенный – осуществляется путем привлечения независимых посредников-экспортеров, агентов, различных организаций.

Импорт – вид предпринимательской деятельности российских                                  резидентов, связанный с закупкой у нерезидентов и ввозом в страну резидента товаров, услуг и технологий для последующей реализации на внутреннем рынке.

Схема импортной операции представлена на рисунке 2 и включает:

  1.  Подписание контракта на покупку товаров.
  2.  Поставку товаров.

Рисунок 2

                       А                                                                     В      

          Импортер                          1                             Экспортер                                                  

        (нерезидент)                                                      (резидент)  

                                                        2

                                                             

Основные признаки импортных операций:

  •  заключение контракта с иностранным контрагентом (нерезидентом);
  •  пересечение товаром границы страны-импортера (нерезидента);
  •  оплата объекта договора в иностранной валюте.
Обязательное условие импортной операции – платежеспособность импортера (нерезидента).

При осуществлении импортных операций учитываются три фактора:

  1.  Необходимость проведения политики протекционизма.
  2.  Обеспечение национальных потребителей продукцией, которая не производится внутри страны, либо производится в недостаточном количестве.
  3.  Выполнение фискальной функции с помощью импортных тарифов, т.е. обеспечение бюджета необходимыми финансовыми средствами.

Импортные операции бывают двух видов:

  •  прямые – российские резиденты покупают товары непосредственно у зарубежного изготовителя (нерезидента) или у посредника по экспорту за границей; осуществляется сделка между резидентом (отечественным получателем) и нерезидентом (поставщиком) за границей;
  •  косвенные – российские предприятия (резиденты) покупают товар у отечественного коммерсанта (фирмы), специализирующегося на импортных сделках, который в свою очередь получает товар от зарубежного производителя (нерезидента) или экспортера.

Импортный режим бывает двух видов:

  1.  Нелицензируемый импорт – заключение импортных контрактов не имеет ограничений, т.е. импортер (нерезидент) может без специального разрешения регулирующих органов заключить контракт с зарубежным поставщиком (другим нерезидентом), ввести товар на территорию России и произвести оплату.
  2.  Лицензируемый импорт – для ввоза товаров из-за границы требуется специальное разрешение регулирующих органов, которые определяют условия, объем и выдают лицензии на определенный вид товаров. Только после получения лицензии на, импортер (нерезидент) может  заключить с резидентом контракт.

Разновидностями экспортных и импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции.

Реэкспортные операции – операции по обратному вывозу из страны ранее ввезенного из-за границы товара без его переработки.

Последовательность реэкспортной операции:

  1.  Контрагент из страны А обращается к контрагенту в стране Б с просьбой закупить для него в стране В товар, указав количество и срок поставки.
  2.  Контрагент из страны Б действует как импортер, направляет запрос контрагенту в страну В с просьбой выслать предложение на поставку данного товара в количестве, необходимом контрагенту из страны А.
  3.  Получив предложение с указанием цен, сроков поставки и количества, контрагент из страны Б действует как экспортер - направляет его контрагенту в страну А. Они согласуют условия контракта.

Контрагент из страны Б одновременно действует как экспортер по отношению к контрагенту из страны А и как импортер по отношению к контрагенту в стране В, выступая в этой операции реэкспортером.

4.  Подписание двух контрактов:

  •  между импортером и реэкспортером;
  •  между реэкспортером и экспортером.

5. Поставка товаров:

  •  из страны В в страну А;
  •  из страны В в страну Б, а затем в страну А.

Реимпортные операции – по сути несостоявшиеся экспортные операции, хотя таможенная статистика учитывает их отдельно. Реимпортная операция означает ввоз в страну ранее вывезенного из нее товара, не подвергшегося в ней переработке. Реимпортные операции возникают в случаях:

  •  возврат забракованных покупателем товаров;
  •  возврат товаров, не проданных на аукционах, ярмарках, выставках;
  •  возврат товаров, не реализованных через консигнационные склады.

Консигнация – условие продажи товаров через консигнационные склады посредников, когда право собственности на товар, поступивший на склад поставщика, остается за экспортером до момента продажи его покупателю. Обычно условия консигнации – хранение товаров на складе посредника от 1 до 1,5 лет. Если в этот период товар не будет продан, то он возвращается собственнику (экспортеру) за его счет.

Схема реимпортных операций:
  1.  Заключение контракта между экспортером и импортером на поставку

     товара.

  1.  Поставка товара импортеру.
  2.  Оплата экспортеру за поставленный товар.
  3.  Заключение контракта между импортером и экспортером на обратную поставку ранее поставленного товара.
  4.  Возвращение товара экспортеру.
  5.  Оплата экспортером импортеру за поставленный товар.
При установлении деловых отношений с той или иной страной, учитываются следующие факторы:
  •  отношение к закупкам из-за рубежа (благожелательное, отрицательное или резко отрицательное);
  •  политическая стабильность;
  •  валютные ограничения;
  •  состояние государственного аппарата.

3.4. ФОРМЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

На национальных рынках товаров и услуг существуют определенные структуры, которые препятствуют установлению конкурентных условий по реализации товаров. К ним относятся:

  1.  Экспортный картель – его цель в том, чтобы ограничить влияние

     конкуренции на цены. Одной из известных является Организация

     стран-экспортеров нефти (ОПЕК). В 1973 г. ОПЕК сумела резко

поднять цены на нефть, создав дефицит. В середине 80-х годов она

пыталась задержать их понижение, ограничивая экспорт.

  1.  Демпинг:
  •  прямой демпинг – фиксация цены товара осуществляется его производителями на иностранном рынке ниже той, которая устанавливается на национальном рынке. В результате ущемляются интересы национальных потребителей при увеличении объема продаж за границу;
  •  обратный демпинг – цены за границей устанавливаются выше, чем на национальном рынке, производитель получает ренту за счет исключительности товара.
  1.  Различные нормы и стандарты.
  2.  Государственные закупки, субсидии, налоговые льготы.
  3.  «Добровольное» ограничение экспорта (особо широко используется США и Западной Европой против Японии).

6. Ограничения с помощью различного рода формальностей. Расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, достигают иногда 5% стоимости продаваемой продукции. В административном порядке во Франции в начале 80-х годов было установлено, что все ввозимые во Францию японские видеомагнитофоны должны проходить формальности в городе Пуатье. Неразбериха ограждала французский рынок от японских товаров. Такую форму протекционизма сложно фиксировать и устранить каким-либо международным соглашением.

3.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Важный принцип внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – активное вмешательство государства при проведении валютных операций.

В РФ государственное вмешательство осуществляется по следующим направлениям:

  1.  Таможенные тарифы – налоги, устанавливаемые для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Установление высокой таможенной пошлины при импорте готовой продукции, полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие – при импорте сырья и материалов.

В России в связи с финансовым кризисом 1998-1999 года введены временные  экспортные пошлины (на 6 месяцев) на товары, вывозимые за границу стран СНГ, в размере 10% от таможенной пошлины: отходы и лом цветных металлов, шкуры и кожи животных, семена рапса, подсолнечника и соевые бобы. С 15.02.99 вводится лицензирование экспорта лесоматериалов ценных пород (бука, дуба, клена, ясеня).

Импорт свободен, за исключением импорта тех товаров, которые подлежат лицензированию и квотированию.

  1.  Нетарифные барьеры – совокупность прямых и косвенных ограничений внешней торговли с помощью экономических, политических и административных методов.
  2.  Контингентирование – установление определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп. Предельная форма квоты – эмбарго, при которой отдельные виды импорта полностью запрещены.
  3.  Лицензирование – необходимость получения организацией разрешения                                                                                                                                         

    (лицензии) правительственных органов на осуществление ВЭД.

Лицензии бывают двух видов:

  •  генеральные – оформляется сроком на календарный год для осуществления экспорта продукции для государственных нужд на одну или несколько сделок;
  •  разовые – выдается на одну экспортную сделку с максимальным сроком 12 месяцев.
  1.  Национальная налоговая система и национальные стандарты (создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции).
  2.  Система финансовых льгот:
  •  выдача экспортных кредитов на льготных условиях;
  •  прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков.

Импорт продукции требует:

  1.  Сертификации (в России признаются сертификаты соответствия, выданные международной комиссией, швейцарской группой СГС).
  2.  Наличия знака соответствия (продукты питания, бензин, керосин, другие виды топлива, гигиеническая и фармацевтическая продукция, ряд видов одежды, бытовой техники и средств производства).

При импорте товаров должны быть уплачены:

  •  импортная таможенная пошлина;
  •  НДС;
  •  акциз (по подакцизным товарам);
  •  сбор за таможенное оформление.

Ставки таможенного тарифа до 1994 г. были исключительно адвалорными – в процентной стоимости. Использования комбинированной ставки – адвалорные и специфические. В тарифе 1995 г. минимальные ставки пошлин на все облагаемые товары составляют 5%, максимальные – 30%. С 01.01.2000 максимальная ставка импортных пошлин составит 15%, средневзвешенная –70% от уровня 1995 г.

В своей ВЭД Россия использует следующие принципы:

  1.  Режим наиболее благоприятствуемой нации – страна, предоставляя такой режим иностранному государству, должна исключить всякую дискриминацию товаров, происходящих из этого государства. Исключение делается развивающимся странам – в торговле с более развитыми государствами они пользуются односторонними преимуществами, что способствует росту их экспорта.
  2.  Преференциального режима – страны, относящиеся по классификации ЮНКТАД к развитым, отменяют или снижают таможенные пошлины на импорт товаров, произведенных в развивающихся странах.

В Законе «О таможенном тарифе» предусмотрена возможность регулирования российского импорта с помощью особых пошлин, используемых в качестве защитных или ответных мер. К ним относятся:

  •  специальные пошлины – вводятся в случае ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, угрожающих нанести ущерб российским производителям;
  •  антидемпинговые пошлины – вводятся в случае ввоза в Россию товаров по более низким ценам, чем их нормальная стоимость в стране вывоза;
  •  компенсационные пошлины – вводятся в случае ввоза в Россию товаров, при производстве которых прямо или косвенно применялись субсидии и величина субсидий не менее 1% стоимости товара.

Кроме введения повышенных импортных пошлин могут устанавливаться количественные ограничения, если наносится существенный ущерб производителям подобных товаров на территории России, когда сокращается производство или снижается рентабельность соответствующих товаров или услуг. Размер антидемпинговой пошлины должен быть не больше демпинговой разницы Rp:

, %

Цн ─ нормальная цена, определенная на основе цены внутреннего

         рынка страны-экспортера или производителя, если объем продаж товара на этом рынке соответствует не менее 5% от объема экспорта данного товара в Россию;             

Цэ ─ экспортная цена – цена товара, ввозимого на таможенную

        территорию РФ и предназначенного для продажи на внутреннем

        рынке.

Антидемпинговая цена вводится в том случае, если размер Rр превышает 2%, а объем демпингового импорта составляет не менее 3% импорта данного товара в Россию.

Необходима поддержка экспорта по следующим направлениям:

  1.  Финансовое содействие из средств федерального бюджета.
  2.  Налоговое регулирование.
  3.  Таможенно-тарифное регулирование.
  4.  Через банковскую систему (уполномоченные, оффшорные банки).
  5.  Частные банки.
  6.  Диверсификация экспорта.
  7.  Гарантирование и страхование экспортных кредитов от экономических и политических рисков.
  8.  Рефинансирование экспортных кредитов.
  9.  Экспортные квоты на отдельные товары через продажу их на открытых аукционах.
  10.  Совершенствование системы субсидирования экспорта.

3.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Валютное регулирование в области внешней торговли предусматривает совокупность мероприятий и нормативных актов, устанавливаемых в законодательном или административном порядке и направляемых на регулирование потоков капиталов в страну и из страны.

Валютный контроль – совокупность мер, осуществляемых органами валютного контроля и направленных на обеспечение операций с иностранной валютой в соответствии с действующей нормативной базой.

Общая характеристика валютного регулирования и валютного контроля:

   Параметр

                    Характеристика

  1.  Объекты

  1.  Субъекты

  1.  Формы

  1.  Органы валютного                        регулирования

  1.  Органы валютного контроля

  1.  Агенты валютного контроля

  1.  Виды валютного контроля  

Операции на внутреннем валютном рынке и на             международном уровне

- уполномоченные банки-резиденты;

- юридические лица-резиденты и нерезиденты;

- физические лица-резиденты и нерезиденты

- введение запрета на отдельные виды операций;

- ограничения на отдельные виды операций;

- лицензирование валютных операций    

- ЦБ РФ;

- правительство РФ

-     государственный таможенный комитет;

- федеральная служба по валютному и      экспортному контролю

- уполномоченные банки;

- таможенные службы

- предварительный (осуществляется в основном ЦБ РФ);

- в ходе осуществления операций;

- последующий (после проведения операции)

Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются с помощью следующих принципов:

  •  монополия уполномоченных банков на проведение операций с иностранной валютой;
  •  репартация вывезенного из страны капитала;
  •  доказательность необходимости осуществления данной операции;
  •  конкретная направленность;
  •  цель;
  •  сроки проведения;
  •  объемы операции.

Предметом валютного контроля является контроль за выполнением обязательств клиентов, отсрочка по которым обычно не превышает 90 дней.

Операции по валютному контролю делятся на экспортные и импортные.

Цель экспортного валютного контроля – контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров, т.е. инкассирование выработки и своевременный перевод ее на счета экспортера. За проведение операций КБ взимает комиссионное вознаграждение в размере 0,15% от контракта.

Цель импортного валютного контроля – контроль за соответствием суммы средств, переведенной за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную территорию России товаров. При этом банки выставляют гарантии платежа за своего клиента и своевременного перевода средств на счет импортера.

Сегодня в России на смену более льготному режиму ВЭД приходит режим жесткого административного регулирования внешней торговли. Адекватный валютный контроль за всеми валютными потоками и внешне экономическими операциями призван в максимальной степени смягчить последствия существенной девальвации российского рубля.

Политика множественности валютных курсов в условиях жесточайшего финансового и валютного кризисов направлена на ограничение операций участников валютных сделок:

  1.  Валютные ограничения касаются операций по реализации на ММВБ в рамках первой торговой сессии экспортерами валютной выручки по курсу ЦБ РФ по результатам специализированных торгов предыдущего дня. Для всех остальных участников валютного рынка будет проводиться вторая торговая сессия, на которой курс будет устанавливаться под влиянием спроса и предложения.

Такая мера обеспечивает дополнительное изъятие дохода экспортера от девальвации рубля неналоговым путем. Приобретая валюту в рамках первой сессии, экспортеры будут вынуждены оплатить не только разницу между курсом спроса и предложения. Ограничения приобретения долларов на первой сессии будут заставлять экспортеров участвовать во второй сессии в системе электронных торгов на ММВБ, где курс будет выше.

  1.  Валютные ограничения коснулись и КБ при проведении конверсионных операций против российского рубля. В конце каждого дня банк должен продавать валюты на рынке не меньше, чем купил. Так будут сдерживаться спекулятивные операции КБ с валютными ценностями.
  2.  Валюту, приобретенную банками под исполнение импортных контрактов, предлагается использовать в течение не более 7 дней. Если иностранная валюта на импортных счетах за этот период окажется не использованной, то она будет автоматически продана на торгах ММВБ. Так государство намерено бороться с фиктивными импортными контрактами и                                закупкой банками валюты впрок. Введена 75%-ая продажа предприятиями-экспортерами валютной выручки.

Конечная, цель перехода к административному регулированию валютного рынка – необходимость избежать дефорта по долгам Лондонскому и Парижскому клубам кредиторов, т.к. отказ от этих обязательств для страны означает юридическое оформление ее банкротства.

Однако валютное администрирование нельзя применять длительное время, ибо возможна потеря эффективности внешнеэкономических операций, сжатие этого рынка, и, в конечном итоге, потеря последних источников валюты для казны.

       

11                                                                                         Тема 3 Внешняя торговля России и  ее регулирование


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79514. Предмет школьной психологической службы 31.55 KB
  Существует много разных определений предмета школьной психологической службы но единого общепризнанного нет. Только единство этих 4х аспектов и составляет предмет школьной психологической службы. Научный аспект предполагает разработку методологических проблем школьной психологической службы.
79515. Возрастная психология как теоретическая основа курса 26.48 KB
  Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах: как одно из направлений педагогической и возрастной психологии а именно ее теоретикоприкладное направление изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы научный аспект; как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания включая составление учебных...
79516. Цель психологической службы образования 29.04 KB
  Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования: Реализация в работе с детьми возможностей резервов развития ребенка каждого возраста; Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов способностей склонностей чувств отношений увлечений жизненных планов; Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата который определяется одной стороныорганизацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах...
79517. Становление психологической службы в системе образования в России 35.21 KB
  С начала 1980х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования что было обусловлено потребностью общества бурным социальным развитием повышением требований к творческому и нравственному потенциалу личности. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых как А. Основные вехи становления психологической службы образования в России Дата Мероприятия Основные проблемы 1983 Круглый стол журнала Вопросы психологии Анализ результатов экспериментальных попыток создания...
79518. Главные направления и цели деятельности школьной психологической службы 32.56 KB
  Психопрофилактика предполагает: Ответственность за соблюдение в образовательных учреждениях психологических условий необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе: Своевременное выявление таких особенностей ребенка которые могут привести к определенным сложностям отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии в поведении и отношениях; Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.Психодиагностика это изучение особенностей...
79519. Основные принципы деятельности педагога-психолога 29.62 KB
  Принцип индивидуального подхода к учащемуся основной принцип работы практического психолога в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности как уникального явления. Принцип целостности предполагает что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое на систему. Это означает что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.
79520. Этические принципы деятельности психолога 31.11 KB
  Укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся воспитанников родителей и педагогической общественности. Принцип квалификационной пропаганды психологии.Информация полученная психологом в процессе проведения работы не подлежит сознательному или случайному разглашению а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме исключающей ее использование против интересов клиента.
79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО – структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.