80645

МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

Лекция

Мировая экономика и международное право

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ Предметом обмена на мировом рынке услуг являются услуги выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки техники производства и управления. Основа рынка – сфера услуг предоставление которых является наиболее динамичной статьей внешней торговли. По данным МВФ стоимость услуг в 1994 г.

Русский

2015-02-18

141 KB

1 чел.


Курс «Международные экономические отношения»                                                                                            
18

ТЕМА 4

МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ

4.1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ

Предметом обмена на мировом рынке услуг являются услуги, выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки, техники, производства и управления.

Основа рынка – сфера услуг, предоставление которых является наиболее динамичной статьей внешней торговли. По данным МВФ стоимость услуг в 1994 г. составила 1100 млрд. долл. (25% от экспорта), в 1997 г. – 1500 млрд. долл.

По мере развития объемов внешней торговли и неценовой конкуренции продажа товаров сопровождалась предоставлением определенных услуг: фрахт, транспортировка, страхование, финансовые услуги. Эти услуги затем сформировали самостоятельный рынок, который постоянно развивался.

Стимулы роста международных услуг:

  1.  Развитие НТП, внедрение новых технологий, способствующих усилению тенденции к социализации сферы услуг.
  2.  Экономический подъем и рост доходов, что способствовало появлению потребности в ряде услуг, например, в области туризма.
  3.  Трансформация национальных хозяйств в «экономику услуг», дополняющих развитие стран.
  4.  Переквалификация рабочих мест, приводящая к сокращению численности среднего управленческого звена и их замене независимыми консультантами.
Мировой рынок услуг развивается быстрее, чем рынок товаров. Для роста услуг в 2 раза потребовалось 7-8 лет, а для такого же роста рынка товаров – 15 лет.
Таблица 1
Динамика мирового экспорта услуг

    Экспорт

1970 г.

1975 г.

1980 г.

1985 г.

1990 г.

1997 г.

экспорт, млрд.

        долл.

 72,8

119,4

242,5

396,1

 770

1000

 экспорт услуг    ,%

экспорт товаров

  25

  24,5

  22,3

  23,1

   20

   33

Однако в последнее время темпы роста услуг начинают снижаться, т.к.:
  •  сильная конкуренция;
  •  отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли.
В связи с этим в 1987 г. Были обоснованы принципы и правила, регулирующие торговлю услугами, в 1990 г. – подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Основными производителями и потребителями услуг сегодня являются ТНК.

На мировом рынке услуг доминируют 8 стран (2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта). Среди развивающихся стран следует отметить Южную Корею – инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика – туризм, Сингапур – финансовые услуги.

Таблица 2

Показатели роли сферы услуг в экономике

Страны

   Доля сектора услуг

            в ВНП

   Доля занятых в сфере

                 услуг

част-

 ные

услу-                                     

  ги

тем-

 пы

роста

госуд.

услу-

  ги        

темпы

роста

част-

 ные

услуги

темпы

роста

госуд.

услуги

темпы

 роста

 Велико-британия

 43

14

  —

  47

  —

  22

  —

   США

 58

3,2

13

 1,2

  59

 2,6

  48

 0,9

Франция

 49

3,5

13

 2,3

  48

 2,6

  19

 0,9

    ФРГ

 47

 4,9

 12

 4,7

  41

 0,4

  16

 2,2

 Япония

 56

 4,5

  9

 3,8

  55

 2,4

    7

 1,1

4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ

К услугам можно отнести все, что не связано с добычей полезных ископаемых, промышленностью и сельскохозяйственным производством.

МВФ подразделяет четыре вида услуг: фрахт, остальные транспортные услуги, туризм, прочие услуги.

В СНС (система национальных счетов) услуги делятся на:

Потребительские (туризм, гостиничные услуги).

Социальные (медицина, образование).

Производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги).

Распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).

Международные услуги могут быть:

  •  факторными – услуги связаны с пересечением границы (туризм, медицина и т.д.);
  •  не факторные – производитель и потребитель пространственно разделены (фильмы, издания).
По формам реализации услуги делятся:
  1.  Услуга предлагается на территории ее потребления (сеть «Макдональдс»).
  2.  Услуга потребляется за рубежом (туризм, образование).
  3.  Услуга предлагается и на территории ее потребления и за рубежом (гастроли).
  4.  Услуга не перемещается из страны в страну (подготовка проектно-сметной документации, передаваемой по каналам связи).
Услуги в отличие от товаров имеют особенности:
  •  не обладают овеществленной формой, хотя существуют компьютерные программы на различных носителях;
  •  услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению;
  •  не все виды услуг пригодны для широкого вовлечения в международный оборот (коммунальные услуги);
  •  сфера услуг в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

4.3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Международный туризм – вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг, товаров туристического спроса с целью удовлетворения культурных и духовных потребностей туриста.

За последние 20 лет численность международных туристов в мире увеличилась на 1/3 и к 2000 г. Их число составит 500 млн. чел. Темпы роста международного туризма составляют 4,5-5% в год.

Это объясняется следующими факторами:

  1.  Экономическими – рост личных доходов граждан, совершенствование связи и транспорта, расширение сегментов рынка (семейный туризм, пенсионеры).
  2.  Социальные – формирование туристических комплексов, дробление отпуска (сроки уменьшаются, но увеличивается число поездок).

Международный туризм – одно из средств развития экономики:

●   страна шире участвует в системе международного разделения труда,

    рациональнее использует свои природные ресурсы;

●   страна получает эффективный источник валютных поступлений.

Поступления от международного туризма (МТ) – плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время пребывания их в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Доходы от МТ постоянно возрастают (в 1990 г. - 255 млн. долл., в 1998 г. – 495 млн. долл., в 2020 г. – 2 млрд. долл. - прогноз). Наибольшие доходы имеют США.

Международные туристические расходы включают оплату товаров и услуг, произведенную жителями данной страны за рубежом. Соотношение между доходами и расходами от МТ различно: наибольшее положительное сальдо имеют Испания, Франция, Австрия и Италия; наиболее отрицательное сальдо – Япония, Германия.

●  доходы от туризма ускоряют инвестиционный процесс в других      отраслях региональной и национальной экономики, т.к. растет туристическая индустрия: гостиничное хозяйство, транспорт, пищевая отрасль, медицина;

●  МТ способствует повышению качества товаров и услуг;

● многие страны посредством МТ пытаются решить проблемы платежного баланса. Так, в 1997 г. Поступления от торговли услугами  в Великобритании достигли 17,8 млрд. ф. ст., что привело к  положительному сальдо платежного баланса +4,5 млрд. ф. ст.;

  •  туризм способствует росту числа занятых. В 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест. В Испании и Португалии – 10% активного населения заняты в МТ, Греции и Франции – 8%, Италии – 7%.
Негативные моменты, связанные с развитием МТ:
  1.  Социально-экономические: возможный импорт инфляции (рост цен в стране в связи с притоком туристов); вытеснение традиционных форм хозяйства (в Тунисе 1500 мелких крестьян вынуждены были искать другие виды деятельности).
  2.  Социально-культурные и психологические последствия: подражание образу жизни иностранных туристов, забвение собственных традиций.
  3.  Экологические: загрязнение окружающей среды.
  4.  Валютные: возможна значительная утечка валюты в связи с необходимостью импорта товаров для туристов.

Классификация туризма:

  •  по целям: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, самодеятельный, курортный, охотничий, шоп-туризм, фестивальный, учебный;
  •  по степени мобильности: передвижной, стационарный, смешанный;
  •  по форме участия: индивидуальный, групповой, семейный;
  •  по возрасту: зрелый, молодежный, детский, смешанный;
  •  по продолжительности: однодневный, многодневный, транзитный;
  •  по использованию транспортных средств: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, конный, комбинированный;
  •  по сезонности: активный, межсезонный, несезонный;
  •  по географии: межконтинентальный, международный, региональный;
  •  по способу передвижения: пешеходный, традиционные транспортные средства, экзотические виды транспорта.
Развитие МТ сегодня характеризуется следующими особенностями:
  1.  Изменились цели туризма.
Раньше основная цель МТ – летний отпуск, сегодня – активный отдых, спорт: оперные спектакли в Египте, Бразильский карнавал. Растет доля делового туризма.
  1.  Изменились формы международного сотрудничества.
В основных отраслях туристической индустрии господствуют ТНК, создаются совместные туристические фирмы по реализации и предоставлению туристических услуг.
  1.  Увеличивается стоимость туристических услуг.
Дорогое оборудование современных гостиниц требует значительных инвестиций. Расходы на инфраструктуру туризма превышают непосредственные инвестиции в строительство.
  1.  Значительная часть услуг производится на месте с минимальными затратами и обычно без использования национальной валюты.
  2.  Распределение МТ по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития.
Таблица 3
Поступления и расходы по туризму в странах ЕС, млрд. долл.
 Страны
    1990 г.
   1995 г.
  1996 г.
  1997 г.
дохо-
 ды
расхо-
 ды  
дохо-
 ды
рахо-
ды
дохо-
ды
расхо-
 ды
дохо-
 ды
расхо-
  ды
 Австрия
0,56
0,14
11,8
 6,3
13,8
12,1
14,7
13,0
Великобри-
   тания
0,54
0,81
16,0
19,8
20,0
25,0
20,8
26,5
  Италия
1,3
0,3
16,4
10,1
28,2
12,7
30,0
15,0
 Испания
1,16
0,07
14,5
 4,3
25,9
14,6
27,4
 5,1
 Франция
0,91
0,94
21,3
13,5
28,2
17,5
30,4
17,8
    ФРГ
0,7
1,5
11,0
30,1
15,8
49,6
16,6
50,9
Швейцария
0,54
0,81
 6,9
 6,0
 8,7
 7,8
 9,0
 8,2

Согласно таблице 3, традиционные нетто-экспортеры туристических услуг - Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Франция, Турция, Португалия. Остальные страны имеют превышение расходов над доходами, т.е. выступают нетто-импортерами.

В Восточной и Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого океана МТ особенно быстро развивается в Африке, на Ближнем Востоке, район Карибского океана: Китай, ЮАР, Марокко, Шри-Ланка, Турция, Египет.

В 1998 г. произошли некоторые изменения в направлениях МТ:

  •  наиболее посещаемой страной осталась Франция;
  •  США со второго переместились на третье место, уступив Испании;
  •  Россия на тринадцатом месте;
  •  сохранилось число прибытий в Великобритании, Мексике, США, Японии, Сингапуре, Венгрии.

4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ

Международный рынок технологий (МРТ) – обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами.

МРТ следует рассматривать с двух сторон:
  1.  В широком смысле слова – распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами; осуществляется в некоммерческих формах: научно-технические публикации, выставки, ярмарки, обучение студентов и аспирантов, обмен делегациями, встречи ученых.
  2.  В узком смысле слова – передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов; осуществляется в коммерческих формах: передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, инжиниринговые услуги, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, экспорт комплексного оборудования.

Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце 18 – начале 19 в., закрепившего права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда. Эта система была введена в США в 1787 г., во Франции – в 1791 г., в России – в 1812 г., в Испании – в 1820 г.

В разных странах неодинаков уровень развития техники и науки. Сумма расходов на НИОКР в США больше, чем во Франции, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии, вместе взятых.

Другие страны заимствовали результаты НТП путем покупки научно-технических знаний. Например, доля Японии в мировом импорте лицензий более 16%.

Научно-технические знания могут предоставляться как услуги путем заключения соглашений на их использование в течение определенного срока за конкретное вознаграждение. Развитие системы интеллектуальной собственности способствует превращению научно-технических продуктов в товары, даже если на них не был оформлен патент, т.е. не установлена искусственная монополия. В этом случае ведущую роль играет ноу-хау, отличающиеся от других объектов интеллектуальной собственности тем, что его владелец обладает естественной монополией.

Правомочия контрагентов на установление патентной монополии собственности различны:

  •  при продаже полной лицензии продавец лишается прав на изобретение;
  •  при простой лицензии – все его права сохраняются;
  •  при исключительной лицензии – имеется возможность монопольного использования покупателем;
  •  при неисключительной лицензии – использование данного изобретения одним лицом наряду с другим;
  •  при принудительной – выдается заинтересованным компаниям на патенты, регистрацию товарных знаков.
В промышленно развитых странах развиваются небольшие предприятия по разработке и применению новаторской продукции и технологии. Наступательная стратегия поддерживается учеными вузов, лабораторий, которые целенаправленно проводят инновационную деятельность как предприниматели, осуществляя передачу ноу-хау.

В последние годы увеличивается число коллективных исследовательских организаций, венчурных компаний, договорных научных работ, расширяется участие компаний в финансируемых государством научно-исследовательских проектов.

Используется на практике модель передачи технологий:

  1.  Вначале ее испытывает материнская компания.
  2.  Ее филиалы в промышленно развитых странах через 5-6 лет.
  3.  Технологии реализуются развивающим странам через 9-10 лет.
  4.  Через 13 лет, когда истекает срок патентной защиты, технология приобретается лицензиатами.
Для обеспечения полного использования собственных возможностей ТНК используют стратегию «технологий и гвоздей» - комплекс развития базовой технологии и совокупности ее направлений в различных отраслях.

В мировой практике используют три канала коммерческой передачи технологии:

  •  экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;
  •  технологии являются непосредственно товаром - лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;
  •  вместе с капиталом и производительными силами, предоставление технического капитала.

Наиболее развит рынок лицензий (из 42 компаний США, большая их часть занимается этим) и патентов (35 компаний из 42); динамично развивается рынок консалтинга и инжиниринговых услуг (6 компаний).

4.5. РЫНОК ЛИЦЕНЗИЙ И ПАТЕНТОВ

Одной из составляющих рынка технологий и рынка услуг является торговля лицензиями и патентами.

Лицензия – это разрешение продавца на использование другим лицом – покупателем изобретения, технологических знаний, технологии, секретов производства, торговых марок, которое необходимо для производства продукции в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение.

Предмет рынка лицензий:

  •  патентные лицензии, т.е. передача права использования патента без соответствующего ноу-хау – чистый лизинг;
  •  беспатентные лицензии, т.е. приобретение ноу-хау, роль которого возросла.
В практике используются лицензионные соглашения, когда используется комплексная передача нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Лицензиар, чтобы оградить себя от конкуренции лицензиатов, предусматривает право экспорта лицензионной продукции.

В качестве особой формы торговли лицензиями на льготных условиях используется лицензионный бартер.

Рынок лицензий и патентов в основном представлен монополизированными фирмами, ТНК и МНК. Более 75% экспортных поступлений приходится на внутрифирменную торговлю, т.е. торговлю между головной компанией и филиалами ТНК.

Оборот по лицензионной торговле около 30 млрд. долл. в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям в различных странах – 330 – 400 млрд. долл. ежегодно. Лидирующее положение занимают США (65% поступлений, доля в мировом экспорте – 21%), доля ФРГ – 13%, Великобритании – 8%. Япония – нетто-импортер лицензий и патентов, но ее доля в мировом экспорте – 19% и имеет тенденцию к росту.

Группы стран в зависимости от их роли в международной лицензионной торговле:
  1.  Промышленно развитые страны с доминирующим экспортером лицензий – США. Государство берет на себя подавляющую часть расходов на науку.
  2.  Промышленно развитые страны с преобладающим экспортом лицензий – Великобритания и Швейцария.
  3.  Промышленно развитые страны с преобладающим импортом лицензий – Германия, Япония.
  4.  Развивающиеся страны с импортно-экспортной ориентацией – Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция.
  5.  Развивающиеся страны с импортной направленностью – Алжир, Таиланд, Панама (строительство промышленных объектов).
  6.  Развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли – наименее развитые страны.

В последние годы растет стоимость европейских патентов в области микроэлектроники. Так, число заявок от «Siemens» возросло в 1997 г. в три раза по сравнению с 1993 г. К началу 1998 г. самое большое количество патентов выдано IBM (719 из 5711), Siemens – 638, Toshiba – 637, далее NES, SGSThomson, Canon, Philips, Motorola.

Быстро растет спрос на регистрацию патентов. За 1997 г. EPO (Европейское патентное ведомство) отработало 1,7 тыс. заявок, в том числе более 600 от США и 530 от Японии, 222 – от ФРГ, 75 – от Франции.

4.6. МИРОВОЙ РЫНОК ИНЖИНИРИНГОВЫХ УСЛУГ

Инжиниринг – обособленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке процесса производства и реализации продукции по обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов. Это услуги интеллектуального характера, направленные на оптимизацию инвестиционных проектов на всех этапах их реализации.

Международная торговля инжиниринговыми услугами – предоставление одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инженерно-строительных услуг в процессе проектирования и сооружения за рубежом промышленных и других объектов.

На развитие рынка инжиниринговых услуг оказывают влияние следующие факторы:

  •  объем государственных и частных инвестиций, что позволяет расширить строительство и ввоз новых объектов, при проектировании которых могут понадобиться инжиниринговые услуги;
  •  НТП, результаты которого неодинаковы в разных странах, что приводит к необходимости одних стран в консультационных услугах, проектах из других стран;                                                                                                                                                                                 
  •  наличие свободного капитала, размещенного на рынке инжиниринговых услуг.

Особенности рынка инжиниринговых услуг:

  1.  Результаты торговли воплощены в некотором полезном эффекте, который может иметь или не иметь материальную форму (результат услуг по проектированию объекта – его строительство, а материальный носитель – проектно-сметная документация. Услуги по обучению не имеют материальных носителей).
  2.  Услуги связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации (проектирование работы по созданию КБ – инжиниринговая услуга, а работа в них - нет).
  3.  Объект купли-продажи – услуги, приспособленные к использованию в конкретных условиях и передаче доступных знаний и опыта. Их стоимость определяется как средне интернациональная в отличие от стоимости знаний, содержащихся в лицензиях и ноу-хау.
Наибольшее число инжиниринговых фирм находится в ФРГ и Австрии (3640 и 1325), где рынок представлен мелкими и средними компаниями со средним числом занятых 13 и 4 соответственно.

Объекты рынка инжиниринговых услуг:

  •  услуги, связанные с подготовкой процессов производства: предпроектные, проектные, послепроектные и прединвестиционные услуги (жилищное и промышленное строительство) – 8% оборота услуг в европейском строительстве;
  •  услуги, связанные с обеспечением нормального хода производственного процесса и реализации продукта, т.е. работы, направленной на оптимизацию процессов эксплуатации и управления предприятием и реализацию его продукции.
Рынок инжиниринговых услуг условно делится на две части:
  1.  Рынок инженерно-консультационных услуг (Великобритания, ФРГ, Дания, Франция, Италия – см. табл. 4).
  2.  Рынок инженерно-строительных услуг (США, Япония, Франция). Важнейшим остается рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таблица 4

Общие продажи инженерно-консультационных услуг стран ЕС

               Показатели

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Продажа всего, млн. ЭКЮ

  •  на внутреннем рынке;
  •  экспорт

13400

 9800

 3600

14500

11000

 3500

12750

 9450

 3300

14716

11576

 3140

В 1997 году было отмечено более активное привлечение международных контрактов на российском рынке; приток заказов в Европе уменьшился.

На мировом рынке явно усиливаются чисто ценовые факторы конкуренции. Имеет место рост числа и масштабов контрактов с участием зарубежных фирм, заключенных на условиях «build-operative-transfert». Увеличивается удельный вес контрактов «под ключ» с фиксированной ценой при полной ответственности фирм за все стадии проектирования, строительства и обеспечения поставок оборудования.

Наибольшая доля контрактов приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (53%), далее Европа (38,2%).

4.7. КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ

Консалтинг – это обособленный в самостоятельную сферу комплекс услуг коммерческого характера, имеющий целью подготовку и обеспечение процесса производства и реализации продукции. Это совокупность  услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени в виде информации, консультации и экспертизы различных видов хозяйственной деятельности.

Специфика торговли консалтинговыми услугами – экспорт может осуществляться лишь путем временного перемещения в страну-импортера самого производства данной услуги (консультации, эксплуатация).

В состав консалтинговой услуги входит:

  •  непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами и фирмой в целом;
  •  оказание помощи в организационной деятельности хозяйственного объекта;
  •  формирование имиджа компании.

Консалтинговые фирмы могут осуществлять полный контроль за реализацией предлагаемой заказчику программы. Это самый распространенный вид консалтинга в мировой торговле – 25% от общего экспорта консалтинговых услуг.

Следует выделить такие консалтинговые услуги, как:

  1.  Создание компьютеризованных систем логистики.
  2.  Развитие снабженческого менеджмента.
  3.  Разработка программы подготовки руководящих кадров.
  4.  Осуществление юридических услуг.
  5.  Налоговый консалтинг – заметная часть дохода аудиторско-консалтинговых фирм.

Японская фирма «Конусай Буже» заключила с рядом консультационных фирм Западной Европы, Австралии, Новой Зеландии и США соглашение о сотрудничестве в продвижении их товаров на японский рынок. Маркетинговый консалтинг обошелся в 2,5 тыс. долл. в месяц.

Рынок консалтинговых услуг динамично развивается. Подавляющее большинство ведущих консалтинговых фирм – американские, возглавляет список «Маккинси». Этот рынок в США полностью монополизирован и поставлен на индустриальную основу.

В Японии консалтинговый рынок децентрализован и представлен:

  •  фирмами, занимающимися персоналом и производством;
  •  фирмами, оказывающими помощь в разработке стратегии для предприятий (75% услуг);
  •  «мозговыми центрами».

В последние годы индивидуальное консультирование утрачивает свои позиции. Значительная часть консультативных услуг в мире по проблемам управления и разработке управленческой стратегии – около 80% - приходятся на 40 фирм (к 2000 г. их будет 20). Объем рынка консультаций по вопросам стратегии возрастает на 10-15% в год, рынок информационных технологий на 50%. В области управления персоналом услуги к 2000 году возрастут на 10%, а рост сферы информационных технологий – 20% в год. В два раза возрастут масштабы консультаций по вопросам стратегии и развития фирмы, по вопросам создания на предприятии желаемой социальной атмосферы. Аудит обеспечивает около половины аудиторско-консалтингового рынка.

В России основная часть консалтинговых услуг приходится на управленческие и бизнес-консалтинг. Общий объем рынка аудиторско-консалтинговых услуг в первом полугодии 1998 года оценивался в 1,2-1,5 млрд. руб. Главный вид услуг на этом рынке – общий аудит (243,8 млн. руб.), банковский аудит – 22 млн. руб. и страховой аудит – 9,7 млн. руб.

4.8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

В информационный рынок, т.е. продажу разнообразных видов информации, входит деловая, правовая, экологическая, медицинская и другая информация, информация для специалистов и массовая потребительская информация.

Наиболее динамичен сектор деловой информации, включающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран.

Особо быстро развиваются информационные услуги, мировой рынок которых имеет следующие особенности:

  1.  Значительное увеличение спроса на информацию для управления, выработки рыночных стратегий, разработки долгосрочных программ производства и сбыта.
  2.  Внедрение принципиально новой технологии на базе ЭВ техники. Появление электронной почты, системы «Видеотекст», «Телетекст» дает возможность совершенствования деловых операций в домашних условиях.
  3.  Быстрое расширение программ обеспечения.
  4.  Стоимость технических средств и программирования в абсолютном значении возрастает.

Основные субъекты рынка информационных услуг – владельцы банков данных (издательские и исследовательские организации с мощной финансовой и технической базой и их филиалы) и посредники, передающие информацию потребителям.

3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти стран. Доля США – более 50%, Японии – 10% мирового рынка. На третьем месте Великобритания.

Актуальны вопросы создания государственных и международных информационных и телекоммуникационных инфраструктур, мощных суперкомпьютерных компаний. Выполняется четырехрамочная программа, объем финансирования которой 3,6 млрд. ЭКЮ, основными направлениями которой являются:

  •  создание высокопроизводственной вычислительной сети – стоимость проекта 244 млн. ЭКЮ;
  •  создание передовых коммуникационных технологий и обслуживания – стоимость 630 млн. ЭКЮ.

Общий объем финансирования – 215 млн. долл. в год.

Страны ЕС пытаются создать собственные мощные вычислительные системы и нарушить монополию США  и Японии. Уже сегодня существуют системы суперкомпьютерных центров ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия). Их финансирование осуществляется в основном за счет государственных средств, местных бюджетов.

4.9. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Рынок транспортных услуг – купля-продажа услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую.

Транспорт – ведущее связующее звено во внешней торговле товарами.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает:

  •  перевозку;
  •  международную транзитную перевозку;
  •  транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.

В более широком смысле международные транспортные услуги, кроме перевозочной деятельности, включают различные сопутствующие операции:

  1.  Доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала.
  2.  Погрузка на магистральные транспортные средства.
  3.  Перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах.
  4.  Переоформление перевозочных документов.

В 1997 году всеми видами транспорта, участвующего во внешних связях России, было перевезено 560 млн.т экспортно-импортных грузов. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза.

Международные транспортные рынки различаются в зависимости от следующих факторов:

  •  географические районы перевозки;
  •  вид перевозимых грузов;
  •  вид транспорта.

4.9.1. Морские перевозки

Мировой фрахтовый рынок – сфера контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортные услуги и потребителем, предъявляющим спрос на этот вид товара.

Этот рынок занимает главное место в единой транспортной системе – 80% грузооборота мировой торговли.

Классификация рынка морских перевозок:

  1.  По типам фрахтуемых судов – сухогрузного и танкерного тоннажа (последний – 70% всего тоннажа).
  2.  По видам сообщения – рынки трампового и линейного тоннажа.
  3.  По видам судов – рейсового и арендованного тоннажа.
  4.  По географии.
  5.  По предложению транспортных услуг.

Таблица 5

Характеристика морского транспорта (1997 г.)

        Станы

       Число судов

   Вместительность, т

Греция

Япония

США

Великобритания

Норвегия

Гонконг

Россия

Китай

Германия

            3144

            4295

            2091

            1932

            1652

            2932

            2186

            1643

            1548

        67 453 656

        61 535 870

        38 243 232

        30 928 561

        30 093 038

        19 045 742

        10 903 866

        17 956 368

        12 734 225

Российский флот осуществляет более 10 тысяч рейсов с заходами в 650 иностранных портов 44 стран Европы, Америки и Африки. Наиболее активные перевозки в корреспонденции с портами ФРГ, Финляндии, Дании, Турции, Италии, Великобритании, Греции, Швеции, Голландии, Бельгии, Польши, Болгарии, Китая, Японии.

4.9.2. Внутренний водный транспорт

Объем внутренних водных перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта.

Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки – более 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т грузов.

Общий объем российских речных перевозок в загрансообщении составил в 90-е годы 10 млн. т; в 1996 г. по 1997 г. – 1561 млн.т.

4.9.3. Автомобильный транспорт

Мировые рынки автомобильных перевозок наиболее динамичны. Наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка. По прогнозам до 2010 г. он будет ежегодно увеличиваться на 4-5%.

Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Наиболее крупные международные автоперевозчики – Volvo, Mersedes, Man, DAF.

В 1997 г. объем российского рынка международных перевозок составил 5 млрд. долл. Доля импортных грузов в РФ в объеме международных перевозок – 70%, экспорт – 30%.

Таблица 6

Доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок

        Показатели

1990 г.

1992 г.

1994 г.

1996 г.

1997 г.

  1.  Общий объем международ-

ных перевозок, млн. т

  1.  Перевозки, выполняемые:

- зарубежными перевозчиками;

- российскими перевозчиками

   2,0

0,5

1,5

 2,6

0,7

1,9

6,37

3,57

3,2

13,0

9,3

3,7

18,9

14,2

4,7

Средняя протяженность перевозимых грузов автотранспортом РФ – 775 км, США – 1290 км.

Неразвитость международных автомобильных перевозок в РФ связана и с налогообложением. Средний уровень налогов на один грузовой автомобиль в России в 10 раз выше, чем в странах ЕС, где налог составляет 800 ЭКЮ в год.

4.9.4. Воздушный транспорт

Один из особо развивающихся видов транспорта. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире.

Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров – в 1,6 раза.

С аэропортами РФ, открытыми для международных полетов, связаны иностранные компании из 72 стран.

Сфера действия автотранспортных услуг ограничивается:

  •  ремонтом и техническим обслуживанием самолетов;
  •  продажей и маркетинговым обеспечением авиауслуг, использованием  услуг компьютерных систем резервирования.

4.9.5. Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт динамично развивается практически во всех странах. Протяженность магистралей нефтепроводов 27 стран достигает 437 тыс. км. Самые крупные владельцы США и РФ. Этот транспорт более дешев и удобен.

4.9.6. Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт – это традиционный вид транспорта. Общая протяженность  железнодорожных путей 42 стран мира более 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд. т грузов.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка сокращается в связи с жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.

Доля российского железнодорожного транспорта в 1996 г. снизилась в 3,7 раза.

На современном этапе развития транспортного рынка используются двухсторонние соглашения по отдельным видам транспорта, применяется принцип «свободной конкуренции» на коммерческой основе. Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.

4.10. РЫНОК СТРАХОВЫХ И БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Значительное место среди мировых услуг занимает купля-продажа страховых и банковских услуг.

4.10.1. Страховые услуги

Страховые услуги – это комплекс услуг по страхованию самых разнообразных рисков.

Центральное место в страховании внешне экономической деятельности (ВЭД) занимает транспортное страхование – морское, воздушное, сухопутное и в первую очередь морское.

Страхование транспорта и грузов – каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых компаний.

Развитие туризма привело к появлению международного вида страхования – личного страхования: без соответствующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Личное страхование включает страхование жизни, страхование от несчастного случая.

Значительное место занимает продажа полисов по страхованию ответственности, в частности, страхование ответственности заемщика за невозврат кредита.

В юридическом отношении любая международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники договора находятся в разных странах, если объект страхования в момент заключения договора находился вне территории страны страхования, подобная сделка считается международной.

К международным страховым операциям относят:

  1.  Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Осуществляется либо при отсутствии национального страхового рынком, либо по финансово-коммерческим соображениям – ниже тарифа, выше – покрытие риска и т.д.
  2.  Прямые договора страхования (заключаются агентскими органами страховщика за границей). Осуществляются в странах с неразвитым страховым риском и при отсутствии определенных видов страхования, которые предлагаются иностранной фирмой.
  3.  Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компанией за границей, т.е. дочерними компаниями).
  4.  Операции международного перестрахования. Различают переданные договоры перестрахования – цессии и принятые – акцептованные. Обычно при неразвитости национального рынка перестрахования компании, осуществляющие страхование крупных рисков, передают в перестрахование (делят риск) риск крупным международным или иностранным компаниям, что позволяет им получать высокую прибыль с минимальными затратами.

В секторе перестрахования наибольшее значение имеют две компании: Munich Re и Swiss Re. Объем их премий составил в 1996 г. соответственно 13,2 млн. долл. и 11,6 млн. долл.

Основные причины слияний компаний:

  •  перенасыщение рынка – большое число участников рынка и жесткая конкуренция;
  •  потребность в развитии – получение «чужого» района рынка, когда потенциал своего рынка исчерпан;
  •  необходимость эффективного использования капитала (страховые отрасли получают высокие доходы, которые могут послужить источником новых доходов);
  •  потребность в очень высоком капитале, позволяющем страховать крупные риски;
  •  стремление расширить географию своей деятельности и соответственно максимально уменьшить риски;
  •  расширение деятельности за счет ведения не только страховых, но и перестраховочных операций;
  •  желание повысить рейтинг.

В мировом масштабе наибольшее значение имеет страховой рынок США, контролирующий 1/2  всего страхового рынка. В списке крупнейших страховых компаний американские страховщики представлены большим количеством, и, прежде всего по линии                      личного и имущественного страхования.

Особую роль играет и английский страховой сектор, основной представитель которого – синдикат Ллойда, имеющий своих членов во многих странах мира.

Расширяется и страховой рынок Японии.

  1.  Рынок банковских услуг

Агенты рынка – национальные и международные банки, предоставляющие услуги не только клиентам собственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за рубежом путем открытия своих филиалов и отделений.

Большое количество банков в силу своего международного характера превратились с транснациональные банки с зарубежной институциональной сетью, объем их операций из года в год растет.

Основные виды операций банков на международном уровне:

  1.  Депозитные – база формирования за счет вкладов своих филиалов и отделений за рубежом, иностранных вкладов физических и юридических лиц. Транснациональные банки – крупные получатели заграничных правительственных депозитов.
  2.  Кредитные – кредитование инвестиционных проектов, пополнение основного и оборотного капитала, кредитование внутри корно рационных расчетов между филиалами ТНК.

Особенно расширилась эмиссионно-посредническая деятельность, связанная с выполнением и размещением международных займов и ЦБ. Развивается операционная деятельность международных банков, что связано с компьютеризацией банковских операций и расширением сфер влияния. Расширяются лизинговые, трастовые и факторинговые операции.

Американские банки, господствующие в 70-80-е годы, потеряли свои позиции, и сегодня преобладают японские, французские и английские банки. В последние годы начинают создаваться оффшорные зоны, и так называемые «зоны свободной банковской деятельности», которые возникли в 80-е годы в США, а затем в Японии. Основные характеристики этих зон:

  •  более жесткий режим регулирования;
  •  операции проводятся в валюте стран эмитента;
  •  льготное налогообложение;
  •  отсутствие обязательных резервных отчислений.

Но в силу жесткого регулирования широко эти зоны в практике не распространились.

4.11. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ

За последние десятилетия объем мирового рынка услуг возрос в шесть раз и составил 600 млрд. долл. Доля услуг в мировом товарообороте – 19%. Это связано с:

  1.  Технологическими изменениями, когда появились новые виды услуг.
  2.  Развитием телекоммуникаций и информации.
  3.  С увеличением спроса на услуги, которые имели товарную форму (финансовые, банковские, страхование).

В 70-80-е годы государство проводило политику протекционизма, введя определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, стандарты, контроль за ценами. Были приняты правила «истеблишмента», определен порядок создания и функционирования иностранной фирмы на территории государства, и законы, регулирующие этот порядок. Были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, запрещено предоставление услуг иностранными фирмами.

Цель этой политики – защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информации о мировом рынке услуг.

Основные идеи либерализации торговли услугами – возможность использования правил внешней торговли товарами:  

  •  национальный режим;
  •  недискриминация;
  •  транспарентность (гласность и единство прочтения законов);
  •  неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя.

В основе международного механизма регулирования услуг были принципы:

  1.  Рынок конкуренции (обеспечение равных конкурентных возможностей для всех стран, снятие ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга).
  2.  Режим наибольшего благоприятствования, позволяющий странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержки со стороны государства субъектам рынка, поощрение экспортных и импортных услуг.
  3.  Специфическое и дифференцированное отношение к развивающимся странам: помощь в использовании технологий, приобретении патентов и лицензий, развитии туристических услуг, консалтинга и инжиниринга.

Важнейшей формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются:

  1.  Специальные межправительственные организации:

           - ИКАО – международная организация гражданской авиации;

           - ИМО – международная морская организация;

           - ВТО – всемирная туристическая организация.

  1.  Международные торгово-экспортные организации широкого профиля:

          - ВТО;

          - ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию;

          - ОЭСР.

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны и особенно в области технологического обмена. С помощью косвенных мер регулирования (финансовых и денежно-кредитных) государство поощряло распространение и использование новых технологий. В США, например, проводилось льготное налогообложение инновационных форм, отменено двойное налогообложение передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

Государственная поддержка стала больше проявляться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разрабатывают свои фирменные модификации. Поощряется увеличение расходов на НИОКР, направленное на стимулирование распространения нововведений (бесплатный доступ к знаниям).

Важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллектуальной собственности, например, расширение правовой защиты, применение законов об увеличении срока патентов, удешевление патентов, государственные субсидии экспорта.

19                                                                                                                             Тема 2  «Мировой рынок услуг»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55461. Политическая система США 52.5 KB
  Учитель применил небольшое количество методов словесного воздействия на учеников, что свидетельствует о том, что урок был проведен на высоком уровне. Уровень дисциплины на уроке был очень высоким, учитель ни разу не повысил интонацию.
55468. Методические рекомендации к прохождению психологической практики студентами педагогических специальностей 83.5 KB
  Психологическая цель урока: 1 проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; 2 учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов достигнутых в предшествующей работе;...