80647

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Свободные экономические зоны СЭЗ как форма международных экономических отношений получили широкое распространение и существенно изменили свое содержание от простых организационно-функциональных форм связанных с торговлей товарами к более сложным ориентированным на производство массовой потребительской продукции разработку и производство новых товаров предоставление различного рода услуг и т. В 80е годы в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки НТ...

Русский

2015-02-18

146 KB

0 чел.


Курс «Международные экономические отношения»                                                                                            
18

ТЕМА 6

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ

6.1. УЧАСТНИКИ, ОБЪЕМЫ И СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ

ИНВЕСТИЦИЙ В РФ

К инвестициям относится приобретение в полную или частичную собственность предприятий и организаций, покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, взносы в уставный фонд совместных предприятий, кредиты юридическим и физическим лицам, вложения в виде технологий, машин, оборудования, лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей, а также банковские вклады и приобретение недвижимости.

Под иностранными инвестициями в России понимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории РФ с целью получения последующего дохода.

Под российскими зарубежными инвестициями понимаются вложения российского капитала, а также капитала российских филиалов иностранных юридических лиц в предприятия и организации, расположенные за пределами России.


Схема 1

Структура совокупных инвестиций в Российскую Федерацию

                            Иностранные инвестиции

          Реальные                                                 Финансовые     

 прямые           косвенные                          прочие              портфельные            

                                                                                                      

                                                                                     долго-       кратко-   

                                                                                   срочные     срочные

 взносы в           кре-         прочее   

 уставный         диты                                             

   фонд                                                                 пакеты акций           долговые   

                                                                     предприятий             ценные  

                                                                      менее 10% не            бумаги

                                                                    дают вкладчи-         (облигации,        

                                                                    кам право вли-         векселя и       

                                                                    ть на функцио-           прочие)

                                                                       нирование

                                                                      предприятия

Реальные инвестиции – вложение капитала в производство какой-либо продукции.

Прямые инвестиции – инвестиции, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций и акционерного капитала предприятия, что дает право на участие в управлении предприятием.

Взносы в уставный фонд – часть уставного фонда, фактически внесенная зарубежным совладельцем предприятия: материнские активы (недвижимость, оборудование, товары) и денежные средства.

Кредиты – кредиты, полученные от зарубежного совладельца предприятия.

Прочее – дополнительные акции, приобретенные прямым инвестором, реинвестированный доход и т.д.

Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику на 01.01.98 – 45,6%.

Прямые реальные инвестиции напрямую участвуют в производственном процессе и связаны с наибольшим для инвестора риском и наибольшими издержками.

Иностранные инвестиции, поступающие в страну через посредничество государственных структур называются косвенными прямыми инвестициями. Государство, выступая заемщиком, определяет, в какие отрасли промышленности и под какие конкретные проекты израсходовать полученные инвестиции. Большая часть внешнего долга России – косвенные прямые инвестиции.

Финансовые инвестиции – вложения в финансовые инструменты (акции, облигации, другие ценные бумаги - портфельные и банковские депозиты (прочие). Доля портфельных иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. – 3,6%.

Прочие инвестиции – не попадают под определение прямых и портфельных инвестиций:

  •  торговые кредиты (предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
  •  прочие кредиты (кредиты, полученные от международных финансовых организаций: МВФ, ЕБРР);
  •  банковские вклады (собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках и российских юридических лиц в зарубежных банках);
  •  прочее: дебиторская и кредиторская задолженности, отнесенные к просроченным процентным платежам, просроченным ссудным платежам, невыплаченной заработной плате, неуплаченным налогам.

Доля прочих иностранных инвестиций в общем объеме привлеченных инвестиций в российскую экономику в 1998 г. составила 76,5% и имеет тенденцию к росту.

Темпы прироста объемов привлекаемых Россией иностранных инвестиций растут: в 1995 г. – 28,4%, в 1996-1997 гг. – свыше 50%, за первую половину 1998 г. – 30%.

Разрыв между совокупными потребностями в инвестициях для проведения структурной перестройки на период 2010 г. (800-900 млрд. долл.) составляет 300-400 млрд. долл. Ежегодные иностранные инвестиции в российскую экономику скромны – менее 10 млрд. долл.


Таблица 1

Структура внешнего долга РФ

         Показатели

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Внешний долг СССР, приня-

тый Россией, в том числе:

  •  кредиты, полученные от
  •  правительства иностран-ных го  сударств;
  •  кредиты, полученные от   иностранных коммерчес-

     ких банков и фирм

103,9

    67,8

36,1

107,7

  69,7

38,0

103,0

  68,9

34,1

102,3

  н/д

н/д

103,2

  н/д

н/д

Внешний долг РФ, в том числе:

  •  кредиты, полученные от

правительств иностранных государств;

- кредиты, полученные от   иностранных коммерчес-ких банков и фирм;

- кредиты, полученные от международных валютных и финансово-кредитных организаций

8,8

    5,3

0

    3,5

11,3

    5,9

0

    5,4

17,4

    6,0

0

  11,4

26,1

    9,0

1,3

  15,8

34,0

  10,9

2,6

  20,5

Совокупная задолженность

112,7

121,6

120,4

128,4

137,2

Соотношение сумм долга и

текущих объемов экспорта:

- на 01.01.98;

- на 01.01.99

167,0

 180,1

149,9

 148,5

135,0

 143,9

146,9

 157,0

  н/д

Основной источник иностранных инвестиций – накопления физических и юридических лиц страны, которые могут предоставлять:

  1.  Напрямую (бывает редко).
  2.  Через национальных и иностранных посредников (институциональные инвесторы) – наиболее распространенный способ.
  3.  Непосредственно через мировой финансовый рынок.

Основной центр, из которого поступают почти 100% портфельных инвестиций из Западной Европы – Лондон, Цюрих, Кипр.

Среди западных инвесторов, осуществляющих свои инвестиции в России, преобладают немецкие, австрийские, финские и итальянские компании, которые в большинстве случаев создают совместные предприятия. Они имеют повышенный интерес к предприятиям обрабатывающей промышленности (германские фирмы активно вкладывают капитал в машиностроение, химическое и фармацевтическое производство; финские – в лесозаготовки и деревообработку; итальянские – в отрасли легкой промышленности). Япония не слишком заинтересована в инвестировании российских предприятий.

Основные иностранные инвесторы, осуществляющие косвенные инвестиции:

  •  МВФ;
  •  Всемирный банк;
  •  МФК (Международная финансовая корпорация);
  •  ЕБРР;
  •  правительства зарубежных стран – членов Парижского клуба;
  •  зарубежные коммерческие банки – члены Лондонского клуба;
  •  специализированные финансово-кредитные организации: «Российско-американский фонд предпринимательства», «Пионер Инвестмент», «Российско-Американский Инвестиционный банк», «Флеминг Российская Инвестиционная Корпорация».

6.2. РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

На 01.01.99 накопленный иностранный капитал в региональном секторе экономики России составил 27,9 млрд. долл. Эти инвестиции поступили в Россию за 1991-1998 гг. (включая реинвестированный доход за вычетом инвестиций, вывезенных из России за эти годы).

Наиболее привлекательными регионами в РФ по объему накопленных иностранных валютных инвестиций были Москва, Республика Татарстан, Тюменская область, Санкт-Петербург, Московская область, Омская, Архангельская область, Республика Коми, Ленинградская область, Приморский край.

Основные средства приходятся на Центральный экономический район – 59,8%. Наименьшие объемы инвестиций привлечены Уралом, Северо-Кавказским, Центрально-Черноземным районами.

Итак, региональная структура иностранных инвестиций, накопленных в реальном секторе российской экономики, отличается неравномерностью, что объясняется отраслевой специализацией регионов, т.к. нерезиденты отдают предпочтение вложениям в финансовый сектор, в предприятия ТЭК, средств связи и коммуникаций, в отрасли с быстрой капиталоотдачей: пищевая, общественное питание, торговля.

В структуре объема привлеченных в 1997 г. прямых иностранных инвестиций наблюдается некоторое изменение направлений привлекаемого иностранного капитала по отраслям экономики: в лесное хозяйство они увеличились в 53 раза, полиграфическую промышленность – в 35 раз, стекольную и фарфорово-фаянсовую – в 23 раза, в медицинскую – в 3,5 раза, топливную и сельское хозяйство – в 1,6 раза.

Одна из основных форм привлечения прямых иностранных инвестиций – создание на территории страны совестных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным капиталом. Эволюция форм совместной деятельности:

  1.  Экспортно-импортные сделки, обычно разовые контракты.
  2.  Совместные выступления на мировом рынке в виде образования консорциумов на стадии инвестирования (прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, передачи лицензий, ноу-хау).
  3.  Обмен технологиями.
  4.  Создание собственных предприятий.
  5.  Слияние поглощение крупных международных компаний или образование новых фирм.

В результате в мировой практике сформировались следующие виды предприятий с иностранными инвестициями:

●  совместное производство для усиления двух или нескольких различных и независимых партнеров, которые договорились о создании нового совместного направления;

●  совместные предприятия, помогающие выжить фирмам, которые сами по себе выжить не могут;

●   совместные предприятия для получения сырья;

●   совместные предприятия, созданные для решения политических или других проблем.

Организационно-правовые основы деятельности собственных предприятий определяются наличием в мире двух глобальных правовых систем:

  1.  Англосаксонской (островной).
  2.  Франко-германской (континентальной).

Организационно-правовые основы деятельности совместных предприятий в различных правовых системах

       Континентальное право

               Островное право

                               Индивидуальное предприятие

Полное товарищество;

Коммандитное товарищество;

АОЗТ;

АООТ

Общее партнерство;

Ограниченное партнерство;

Частная компания (корпорация);

Публичная компания (корпорация)

Действующее в России законодательство можно отнести к системе континентального права. В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» иностранные инвестиции могут существовать в трех основных формах:

  •  совместные предприятия на основе долевого участия иностранных инвесторов и российских резидентов;
  •  предприятия со стопроцентным участием иностранных инвесторов;
  •  филиалы иностранных юридических лиц.

Все эти фирмы объединяются понятием «предприятия с иностранными инвестициями». На начало 1997 г. в России было зарегистрировано 24,2 тыс. совместных и полностью иностранных предприятий. Из них действовало 65%, созданных с участием компаний США, ФРГ, КНР, Украины, Финляндии, Великобритании. Основное количество совместных предприятий действует в сфере торговли и общего питания –7 тыс., промышленности – 3,4 тыс., строительстве – 1,2 тыс., науки и научного обслуживания – 0,8 тыс. Наибольшее число совместных предприятий действует в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинской области и на Дальнем Востоке.

Хозяйственная деятельность в ряде отраслей российской экономики требует получения специального разрешения – лицензии: в добывающей промышленности, в области телекоммуникаций, при посредничестве на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах (в последнем случае доля иностранного участника не может превышать 49%).

На 01.01.98 на российском рынке действовал 141 банк с иностранным участием, из них 16 банков – со стопроцентным иностранным капиталом.

6.3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ

Современную правовую базу иностранным инвестициям в России составляют более тридцати федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства.

Нормативные документы делятся на две группы:

  1.  Базисные законы – Конституция РФ, Гражданский кодекс, законы о собственности, о земельной реформе, о предприятиях и предпринимательской деятельности.
  2.  Документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций – «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР», принятый 4 июля 1991 года (с изменениями и дополнениями от 19.06.95).

Иностранные инвестиции в России пользуются полной правовой защитой государства. Предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется национальный режим, т.е. режим, который не может быть менее благоприятным, чем для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических и физических лиц.

Налогообложение доходов зарубежных компаний регулируется инструкцией Государственной налоговой службы России от 16.06.95 №34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Большое значение в области регулирования правоотношений имеют указы Президента от 11.06.94 №1233 «О защите прав инвесторов», от 27.09.93 №1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями».

Среди основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы регулирования притока иностранных инвестиций необходимо отметить завершение работы над Налоговым кодексом.

6.4. СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Свободные экономические зоны (СЭЗ) как форма международных экономических отношений получили широкое распространение и существенно изменили свое содержание от простых организационно-функциональных форм, связанных с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.

В 80-е годы в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки, НТ, свободная банковская, свободная страховая. Их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Такие зоны созданы в Великобритании, Италии, США, Франции.

Свободные экономические зоны – ограниченные промышленные регионы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот.

Среди наиболее распространенных в мире свободных экономических зон можно выделить следующие:

●   таможенные зоны;

●   беспошлинные торговые зоны;

●   таможенные свободные зоны;

●   внешнеторговые зоны;

●   беспошлинные экспортно-производственные зоны;

●   свободные экспортные зоны;

●   экспортно-производственные зоны;

●   свободные экономические зоны;

●   свободные производственные зоны;

●   зоны экономического благоприятствования;

●   промышленные экспортоориентированные зоны;

●   свободные промышленные зоны;

●   предпринимательские зоны;

●   зоны совместного предпринимательства;

●   зоны технико-экономического развития;

●   зоны развития новых высоких технологий;

●   технико-внедренческие зоны;

●   научно-промышленные парки;

●   оффшорные центры;

●   международные оффшорные центры;

●   свободные банковские зоны;

●   эколого-экономические регионы;

●   открытые районы;

●   туристические центры.

Общие принципы для всех типов и разновидностей свободных экономических зон:

  •  локальность территории;
  •  отсутствие таможенных пошлин (или их фиксация на минимальном          уровне) на ввоз (вывоз) оборудования, полуфабрикатов и готовой продукции при максимальном упрощении всех процедур, связанных с экспортно-импортными операциями;
  •  льготный режим налогообложения;
  •  свободное обращение конвертируемой валюты в условиях общей свободы межстрановых финансовых транзакций;
  •  гарантии от конфискации иностранной собственности и предоставление функционирующим в свободных экономических зонах компаниям дополнительного круга льгот и привилегий.

Классификацию существующих свободных экономических зон можно проводить по многим критериям:

  1.  По степени интегрированности в мировую и национальную экономику:
  •  экстравертивные – имеющие анклавный характер и ориентированные на внешний рынок;
  •  интровертивные – интегрированные в национальную экономику
  1.  По отраслевому признаку:
  2.  По характеру собственности:
  •  государственные;
  •  частные;
  •  смешанные (наиболее распространены)
  1.  По характеру деятельности (функциональному назначению):
  •  зоны свободной торговли;
  •  экспортно-производственные зоны;
  •  научно-промышленные парки;
  •  оффшорные центры;
  •  комплексные свободные экономические зоны.

                                                                                                                Схема 2

                            Свободные экономические зоны

        Промышленно-                   Торговые                      Сервисные                  Комплексные

     производственные                   зоны:                               зоны:                                зоны:

               зоны:

        - импортные;                 - свободные порты;         - инновационные;          -  зоны свободного

        - экспортные;                   транзитные зоны;         - технопарки;                     предпринима-  

       - экспортные и               - беспошлинные              - банковские;                      тельства;

    импортозаме-                  зоны;                             - оффшорные                  -  специальные  

    няющие                        - свободные тамо-                                                        зоны;   

                                                   женные зоны                                                         -  особые эконо-     

                                                                                                               мические зоны     

                                                Особенности

     Льготный налоговый,             Смягчение тамо-           Льготный режим         Свободные или  

      таможенный, торговый,         женно-тарифно-            осуществления            «открытые» го-  

      валютный режим, льгот-        го режима и экс-           финансовых, бан-        рода, особые

      ное финансирование и            портно-импорт-            ковских, иных              регионы

      налогообложение                    ного контроля во          сервисных опера-

                                                        внешнеторговых           ций («налоговые

                                                        операциях                      гавани»)   

Зоны свободной торговли (ЗСТ) являются наиболее давней и простой формой свободных экономических зон, относительно быстро окупаемых и с относительно незначительными страновыми капитальными вложениями. К ним относятся территории, функции которых сводятся в основном к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки:

  •  Порто-франко (портовый город с территорией, выделенной из общей таможенной границы государства. Здесь товары хранились, подвергались незначительной переработки без уплаты таможенных пошлин, пока не попадали внутрь страны);
  •  вольные гавани;
  •  беспошлинные таможенные зоны;
  •  беспошлинные;
  •  специальные магазины «дьюти фри»;
  •  таможенные склады;
  •  свободные склады;
  •  свободные таможенные зоны;
  •  таможенные микрозоны.

Основная цель создания зоны свободной торговли – стимулирование импорта товаров, развитие внутренней и транзитной торговли. Возможности зоны свободной торговли в развитии экспорта производства, вовлечении в него национальных материальных и трудовых ресурсов весьма ограничены.

В настоящее время в США – 180 зон свободной торговли.

Экспортно-производственные зоны (ЭЗП) предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и для увеличения валютных поступлений. Важную роль в создании экспортно-производственных зон сыграли ТНК. К 90-м годам в 120 странах зарегистрировано до 300 экспортно-производственных зон.

В индустриальных странах появляются зоны, специализирующиеся на разработке и выпуске наукоемкой продукции, которые называются научно-промышленные парки (НПП) – технопарки, технополисы, зоны развития новых и высоких технологий, зоны техноэкономического развития, инновационные, агропромышленные парки. Принципы организации научно-промышленных парков: экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Отличие научно-промышленных парков от экспортно-производственных зон заключается в том, что экспортно-производственная зона создается для организации крупносерийного, трудоемкого производства, тогда как научно-промышленный парк для осуществления разработки принципиально новых изделий, технологий, товаров, здесь осуществляется экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции.

В 1995 году в США было 100 технопарков, в Германии – 60, Китае – 52, Франции 30, России – 27, Японии – 20. Среди них наиболее известны: в США – «Кремниевая долина», технопарки Северной Каролины и университеты Юты; в Японии – городок науки Цукуба, России – Международный центр развития науки и технологии «Дубна», технополис «Зеленоград».

Одна из разновидностей свободных экономических зон – оффшорные центры. Их специализация: оказание иностранным инвесторам определенных видов услуг, связанных с предоставлением им национальной юрисдикции, отличающейся льготным режимом осуществления финансовых, банковских и иных сервисных операций, льготным налогообложением. Смысл оффшорного бизнеса заключается в том, что за рубежом появляется новый, «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под контролем иностранного инвестора. На этом построены наиболее распространенные способы минимизации национального налогового бремени иностранного инвестора, когда оффшорная компания является не только инструментом налогового планирования, но и средством управления риском и повышения надежности вложения капиталов.

Главные особенности оффшорной компании связаны с ее нерезидентным статусом: центр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Преимущество оффшорного бизнеса – конфиденциальность владения оффшорной фирмой обеспечения инструментом номинальных владельцев и номинальных директоров. В регистрационных документах указываются фамилии не реальных владельцев, а номинальных лиц. Механизм минимизации налогов с помощью оффшорных схем могут характеризовать операции на базе регулируемых внутрифирменных цен, т.е. когда сделки заключаются между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом. Оперирование внутрифирменными (трансфертными) ценами осуществляется в торговле товарами и услугами. Разница между этими ценами – источник дохода фирм в оффшорных юрисдикциях.

Другая группа внутрифирменных (трансфертных) операций – операции по международному переводу доходов, капиталов и особых видов активов (например, нематериальных). Обычна сингуация, когда доходы от инвестиций «переправляются» через специальные компании в благоприятных для трансфертных операций юрисдикциях в типичные «налоговые гавани». Доходы могут переводиться в форме дивидендов, процентов, платежей роялти, арендной платы.

Оффшорные юрисдикции делятся в отношении налогообложения на два типа:

  1.  Собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний, но зато они в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама, Теркс, Кайкос).
  2.  Юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения, т.е. здесь взимается определенный налог на прибыль при благоприятной системе международных налоговых соглашений, которыми они располагают, и существующих льготах для компаний определенных типов – холдинговых, финансовых, лицензионных (Швейцария, Нидерланды, Люксембург, Бельгия, Австрия).

Управление риском с помощью оффшорных фирм достигается путем создания гибкой и подвижной системы перераспределения активов с целью минимизации рисков и повышения устойчивости международного предприятия. При нестабильности или иных рисках оффшорные структуры позволяют быстро перевести капитал в более надежный регион и создать для него убежище, например, траст (Каймановы острова, Ирландия, Багамские острова, Кипр, Панама, Барбадос).

Новое явление в практике создания свободных экономических зон – эколого-экономические регионы (ЭЭР). Обычно это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями. Появление эколого-экономических регионов связано с сокращением природных ресурсов, нерациональным размещением производства и потребления, загрязнением окружающей среды.

Эколого-экономические регионы базируются на таком бизнесе, который не разрушает и не загрязняет природную среду: туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, услуги (консалтинг, аудит, дизайн и т.д.), образование, медицина.

Эколого-экономическими регионами считают отдельные кантоны Швейцарии, которые специализируются на выпуске экологами чистых продуктов питания и предоставлении рекреационных и финансовых услуг.

В России вопрос о создании СЭЗ остро встал в конце 80-х годов. Но до сегодняшнего дня пакет необходимых юридических документов не сформирован.

Сегодня в России действует около тридцати СЭЗ. Среди них наиболее известны «Янтарь», «Находка», «Сахалин», «Ингушетия», «Калмыкия», «Адыгея».

Зоны свободной торговли в России существуют в форме таможенных складов и свободных таможенных зон. Первый таможенный склад появился в СССР в Бутово в 1980 г., к 1995 г. только в Москве насчитывалось 150 складов различной специализации. Росту сопутствовал Таможенный кодекс 1993 г., установивший ранее не существовавшие таможенные зоны беспошлинной торговли и переработки товара.

Режим таможенных складов определен для хранения ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, а также экспортных товаров с возвратом пошлин или освобождением от них. Предельный срок хранения товаров на складах – три года. За это время они могут пройти сортировку, упаковку, маркировку и т.д. Владельцы таможенных складов предоставляют своим клиентам налоговые кредиты, в том числе и долгосрочные.

Еще более льготный режим имеют свободные склады, которые кроме налогового кредита дают возможность для любой производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения на свободных складах нет.

В свободных торговых зонах можно осуществлять произвольную деятельность («Шереметьево», «Гавань» - Санкт-Петербург, «Ростов» -Ростов-на-Дону).

К понятию экспортно-производственной зоны более всего подходит СЭЗ «Находка». Здесь успешно работают более 470 предприятий (50% - АО, полностью принадлежащих иностранному капиталу, 42% - СП, 8% - филиалы инофирм).

СЭЗ «Находка» имеет следующие налоговые льготы:

  •  ставка федерального налога на прибыль, переводимую за границу – 7%, ставка местного налога – не более 3%;
  •  прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождается от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
  •  часть прибыли, реинвестируемой в результате производства, объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождается от налога.

При создании СЭЗ государство должно решать стратегические цели по решению макроэкономических задач: ускорение темпов роста, модернизация промышленности, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и т.д. Среди конкретных задач, выполнение которых обеспечивает эффективное функционирование СЭЗ, можно выделить:

  •  привлечение иностранного капитала и предпринимателей;
  •  максимальное использование местных ресурсов и рабочей силы;
  •  увеличение валютных поступлений;
  •  стимулирование развития отсталых регионов;
  •  модернизация производственных структур и технологий;
  •  повышение квалификации;
  •  испытание новых методов хозяйствования.

При создании СЭЗ используются два подхода:

  1.  Территориальный – СЭЗ создается на специально выделенной территории страны и в ее рамках устанавливается особый экономико-правовой режим функционирования.
  2.  Режимный – иностранным компаниям предоставляется особые условия независимо от места их расположения на территории страны.

Выбор подхода зависит от целей и задач создания СЭЗ.

Территориальный подход обеспечивает следующие преимущества:

  •  концентрация высококачественной инфраструктуры;
  •  создание административных и прочих льгот для высококвалифицированного персонала, занятого в зоне.

Режимный подход дает возможность:

  •  стимулировать определенные виды деятельности независимо от размещения предприятий;
  •  обеспечивать более прочные связи между местной экономикой и предприятиями, пользующимися льготами;
  •  инофирмам оптимально размещать свои предприятия и виды деятельности.

На практике иногда наблюдается сочетание обоих подходов (в небольших странах, которые могут предоставлять статус зоны предприятиям, расположенным в любом регионе страны).

К российским научно-промышленным паркам сегодня можно отнести 27 технопарков и 63 инкубатора инновационного бизнеса, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционируют НПП «Зеленоград» и «Дубна».

Активное включение России в международный оффшорный бизнес началось в начале 90-х годов. Либерализация ВЭС, высокий уровень налогообложения, отсутствие действующего валютного контроля способствовали созданию широкой сети российских оффшорных компаний за рубежом и учреждению собственных оффшорных зон.

Сегодня в мире насчитывается около 3 млн. оффшорных компаний, из них около 60 тыс. – российских (за пределами России). К своим оффшорным зонам можно отнести Республику Калмыкия и зону благоприятствования «Ингушетия». Так, зона экономического благоприятствования (ЗЭБ) «Ингушетия» образована в 1994 г. Принципы функционирования ЗЭБ:

  •  денежный резерв для снижения региональных налогов создается за счет бюджетной ссуды в этом размере;
  •  местным властям предоставлено право самостоятельно определить порядок регистрации предприятий и определить уполномоченные банки на их рассчетно-кассовое обслуживание.

В РФ предусматривается создать эколого-экономический район «Алтай», где будет введена система ограничений режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям.

Сегодня СЭЗ в России не являются основой экономического роста, дающими возможность для развития других территорий. Россия допустила ошибку, объявив СЭЗ одиннадцать регионов общей площадью 1 млн. км2, что составляет 7% территории страны и площади 3000 СЭЗ, функционирующих во всем мире.

Существует ряд факторов, препятствующих притоку капитала и в совокупности формирующих инвестиционный климат:

  •  отсутствие стабильности, учитывая международную практику      правовой  базы, регулирующей деятельность отечественных и  иностранных компаний;
  •  рост социальной напряженности;
  •  неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система      телекоммуникаций, транспортного и гостиничного хозяйства;
  •  сепаратистские настроения, которые присущи некоторым   руководителям регионов;      
  •  коррупция.

Сегодня для России наиболее оптимальной формой СЭЗ являются промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны можно будет перепрофилировать на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически они трансформируются в ЭПЗ.

Одной из приоритетных форм развития СЭЗ в России могут стать НПП, что позволит использовать научный потенциал и предотвратить «утечку мозгов».

6.5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИТОКА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в определенной степени восполняет недостаток внутренних капиталовложений. При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на предприятиях с иностранным капиталом постепенно увеличивается (их доля в ВВП России повысилась с 1% в 1991 г. до 2% в 1996 г.). Совместные предприятия способствуют росту занятости российских граждан. Основная часть продукции предприятий с иностранным капиталом реализуется на внутреннем рынке, уплачивая налоги, становится дополнительным источником дохода российского бюджета.

Около 2/3 инвестиций из числа действующих предприятий приходится на различные отрасли промышленности. Однако первое место остается за торговлей и общественным питанием, второе за промышленностью. Относительно важными сферами приложения иностранного капитала стали строительство и промышленность стройматериалов, деревообрабатывающая и целлюлюзно-бумажная промышленность, транспорт и связь, наука, а также общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и другие отрасли.

На долю прямых иностранных инвестиций, обеспечивающих рост реального сектора экономики России, приходится лишь 37%. Инвестиции нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ представлены в таблице 2.

Таблица 2

            Вид инвестиций

  1996 г.

  1997 г.

за 1996 –  1997 г.

  1.  Чистый приток средств

    нерезидентов.

  1.  Начисленные доходы

     5,9

     0,6

   10,7

     2,5

  16,6

    3,1

Высокая доходность рынка государственных облигаций, короткие сроки заимствования и неспособность МФ РФ и ЦБ РФ изменить практику неблагоприятных условий заимствования способствовали ускоренному росту «государственной пирамиды». Произошло попадание России в зависимость от конъюнктуры мирового рынка краткосрочных капиталов.

Разразившийся осенью 1997 г. и продолжавшийся в начале 1997 г. финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, спровоцировал валютную, фондовую спекуляции и отток нерезидентов с национальных финансовых рынков стран региона, способствовал полному разрушению российского рынка государственных долговых обязательств и национальной банковской системы в считанные дни.

Доля иностранных инвестиций в объеме внутреннего долга к 4 кварталу 1997 г. стала выше 30%. Начался отток иностранного капитала вследствие мирового финансового кризиса. Это привело к значительному сокращению в конце 1997 – начале 1998 гг. золотовалютных резервов России, дальнейшему повышению доходности рынка государственных бумаг, еще более резкому падению курсов акций российских компаний (цены на корпоративные бумаги в среднем упали на 20%).

В переживаемом страной кризисе российских финансов немаловажную роль сыграла нерациональность структуры привлеченных иностранных инвестиций, когда упор в политике привлечения иностранного капитала был сделан не на качественный, а на количественный аспект. Для массового притока краткосрочных, спекулятивных капиталов достаточно обеспечить минимум законодательных решений и максимум доходности.

Для привлечения прямых иностранных инвестиций требуется проведение комплекса долгосрочных и систематических мер по формированию благоприятного инвестиционного климата в России, в частности:

  1.  Оживление производства.
  2.  Реформирование системы налогообложения.
  3.  Снижение реальной банковской ставки до уровня, стимулирующего значительный рост инвестиций.
  4.  Создание благоприятного налогового режима и системы государственных гарантий, предоставляемых частным инвесторам на приоритетных для государства направлениях инвестирования.
  5.  Разграничение сфер ответственности федерального и местного бюджетов.
  6.  Решение законодателей и органов проблем развития ипотеки.
  7.  Дальнейшее совершенствование таможенного регулирования.
  8.  Обеспечение инвесторов достоверной информацией.
  9.  Развитие рынка корпоративных ценных бумаг.
  10.  Обеспечение надежной законодательной защиты инвесторов.

Показатели, характеризующие платежеспособность РФ представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Динамика обслуживания внешнего долга России

        Показатели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

  1.  Плановые платежи,

     млрд. долл. США

  1.  Фактические плате-

      жи, млрд.долл. США

  1.  Коэффициент      обслуживания долга, % (соотношение суммы обслужи-

       ваемого долга к   стоимостному объему экспорта):

 -  по плану;

 -  факт

14,4

3,6

26,9

6,7

20,7

3,6

34,7

6,0

20,2

5,6

29,9

8,3

20,2

7,1

24,9

8,8

18,1

7,1

20,3

8,0

13,7

6,4

15,8

7,9

Нормы обслуживания долга (НОД) превышают пограничное значение в 20%. Особенно тяжелы 1993-1994 гг. Однако, за счет использования возможностей по урегулированию внешнего долга фактическое значение НОД удалось сократить до 6-8%.


Таблица 4

График платежей по обслуживанию внешнего долга России

                          Показатели

9 месяцев

  1996 г.

9 месяцев

  1997 г.

  1.  График платежей по внешнему долгу

России.

  1.  Фактическое погашение внешнего долга.
  2.  Валовый внутренний продукт в текущих

ценах.

  1.  Соотношение платежей по внешнему долгу

и объема ВВП,%:

  •  - по графику;
  •  - факт.
  1.  Доходы консолидированного бюджета.
  2.  Соотношение платежей по внешнему долгу

и доходов консолидированного бюджета, %:

  •  - по графику;
  •  - факт.
  •  7. Экспорт товаров и нефакторных услуг.
  1.  Коэффициент обслуживания внешнего

долга, %.

  1.  Коэффициент фактического обслуживания

     внешнего долга, %

   14,5

     5,4

 313,2

     4,6

     1,7

   71,4

   20,3

     7,5

   75,0

   19,3

     7,2

     9,9

     4,9

 336,3

     2,9

     1,4

   77,1

   12,8

     6,3

   73,0

   13,5

     6,7

 

Согласно таблицам 3 и 4 в сложившейся сегодня экономической ситуации в российской экономике и финансовой сфере величина внешнего долга и размеры по его обслуживанию составляют весьма существенные величины, являются обременительными для дефицитного бюджета России и в итоге все более затягивают страну в тиски долговой экономической и политической зависимости.

 

17                                                                                                       Тема 6 «Иностранные инвестиции в России»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77966. Мочекаменная болезнь 15.49 KB
  По химическому составу конкрементов выделяют: оксалаты ураты карбонаты фосфаты и органические камни. Большие камни лежащие в лоханке без движения могут не беспокоить больного или проявляться тупой длительной болью в поясничной области в связи с присоединением воспалительного процесса. Диагностика: клиническая картина изменения в оам небольшая протеинурия гематурия единичные цилиндры и соли рентгенологические методы выявляют уратные цистиновые и смешанные камни сочетают с УЗИ. При уратных конкрементах используются препараты...
77967. Основные симптомы заболеваний мочевыделительной системы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики 22.88 KB
  Изменение цвета мочи Нефротический синдром. Преимущественная локализация На нижних конечностях На лице мешки под глазами Время суток К концу дня Утром Характер отеков Плотные ямки остаются долго Мягкие Рыхлые подвижные ямки быстро исчезают Цвет кожи над отеками Цианотичная Бледная Симптомы обусловленные расстройством мочеотделения Полиурия увеличение суточного количества мочи более 2 л Олигурия уменьшение количества мочи менее 500 мл. Анурия – уменьшение суточного количества мочи менее 100150 мл или полное отсутствие...
77968. Организация меню. Создание главного и контекстного меню 54 KB
  Создание главного и контекстного меню Для создания меню используют 2 компоненты: TMinMenu и TPopupMenu расположенные на странице Stndrd. Компонент класса TMinMenu определяет главное меню формы. На форму можно поместить сколько угодно объектов этого класса но отображаться в полосе меню в верхней части формы будет только тот из них который указан в свойстве Menu формы.
77969. Создание и работа со списками 80 KB
  Компонент класса TListBox представляет собой стандартный для Windows список выбора с помощью которого пользователь может выбрать один или несколько элементов выбора. В компоненте предусмотрена возможность программной прорисовки элементов поэтому список может содержать не только строки но и произвольные изображения. Если MultiSelect=Flse совпадает с индексом выделенного элемента TBorderStyle: перечисл Определяет стиль рамки: bsNone нет рамки; bssingle рамка толщиной 1 пиксель Count: Integer; Содержит количество строк в компоненте...
77971. Структура программы. Идентификаторы переменных, констант 57.5 KB
  Программы в Delphi пишутся на языке Object Pscl который является развитием языка Turbo Pscl. Программы работающие в операционных системах семейства Windows называют приложениями. Комментарий во время выполнения программы игнорируется его основное назначение – пояснения к тексту программы.
77972. екстовые файлы. Диалоги для работы с файлами, настройка цвета и шрифта 53.5 KB
  Диалоги для работы с файлами настройка цвета и шрифта. Для облегчения работы с файлами в Delphi каждый отдельный файл представляет файловая переменная. Объявления файлов переменной Файловая переменная в общем виде объявляется в разделе vr примерно так...
77973. Типизированные файлы с идентичными структурами 30.5 KB
  Типизированный файл – это файл в котором записаны идентичные структуры. Например любой файл может считать файлом байтов – т.е можно читать байт за байтом, можно перейти сразу к любому байту по его номеру, можно сразу узнать сколько байт в файле, можно заменить любой байт на другой не перезаписывая файл.
77974. Условный оператор 28 KB
  Встречаются следующие формы условного оператора: Условный оператор с одной ветвью if условие then команды end При выполнении такого оператора вычисляется условие и если оно истинно то выполняются команды до ключевого слова end в противном случае выполнение программы продолжается со следующей за условным оператором команды. Условный оператор с двумя ветвями if условие then команды else команды end Здесь при истинности условия выполняются команды при ложности команды.