80648

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Экономическая интеграция определяется следующими функциями: интеграция производства и создание международных монополий нового типа к началу 90х годов на ТНК приходилось около 50 промышленного производства более 90 прямых частных вложений за рубежом; глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда; НТР обусловившая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники; открытость национальных экономик и свобода торговли. Выделяют условно пять основных видов интеграционных объединений различающихся...

Русский

2015-02-18

77.5 KB

0 чел.

       Курс «Международные экономические отношения»                                                                                    10

ТЕМА 7

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

7.1. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

Интеграция – соединение отдельных частей в единое целое.

Развитию интеграционных процессов способствует экономическая взаимозависимость государств, интернационализация производственных сил.

Основные цели экономической интеграции – более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, обеспечение условий концентрации производства и переплетение капиталов, проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

Экономическая интеграция определяется следующими функциями:

  •  интеграция производства и создание международных монополий нового типа (к началу 90-х годов на ТНК приходилось около 50% промышленного производства, более 90% прямых частных вложений за рубежом);
  •  глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда;
  •  НТР, обусловившая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники;
  •  открытость национальных экономик и свобода торговли.

Характерная особенность интеграционных объединений – их развитие на региональном уровне.

Выделяют (условно) пять основных видов интеграционных объединений, различающихся масштабами, спецификой, проявляющейся в отдельных регионах:

  1.  Зона свободной торговли: страны – участницы отменяют барьеры во взаимной торговле. Применяется странами ЕАСТ, НАФТА.
  2.  Таможенный союз: перемещение товаров и услуг внутри группировки, единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Осуществлялся первоначально в рамках Европейского союза западноевропейских стран.
  3.  Общий рынок: ликвидируются барьеры между странами не только во взаимной торговле, но и для перемещения рабочей силы, услуг, капитала, обеспечивается согласование экономической политики.
  4.  Экономический союз: проведение единой экономической и валютно-финансовой политики, создание системы регулирования социально-политических процессов, координация национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер. Для ускорения формирования экономического союза Европейский союз в декабре 1991 года принял в городе Маастрихте решение об ускорении выполнения этих целей и введении валюты евро с образованием единого эмиссионного центрального банка.
  5.  Политический союз: превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование.

7.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В настоящее время в мире насчитывается около двадцати международных экономических объединений интеграционного типа в основных регионах и на континентах земного шара, среди которых можно выделить:

  1.  В Западной Европе:

- Европейский союз (ЕС);

- Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).

  1.  В Северной Америке – Североамериканскую ассоциацию свободной торговли (НАФТА).
  2.  В Азиатско-Тихоокеанском регионе – Ассоциацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
  3.  В Азии – Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
  4.  В Латинской Америке – Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ) и «Меркосур».
  5.  В Африке – экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Сегодня ЕС представляет собой интеграционную группировку, включающую пятнадцать государств. До 01.11.93 г. ЕС назывался Европейским сообществом, образовался при слиянии в 1967 году трех ранее самостоятельных региональных организаций, образовавших общие руководящие органы и единый бюджет:

  1.  Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) – договор о создании общего рынка угля, железной руды, металлургии. В его составе в 1952 году были ФРГ, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия;
  2.  Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в составе которого в 1957 году было шесть стран. Его цели:

- снятие торговых ограничений между странами-членами;

- установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами;

- обеспечение свободного передвижения капиталов, услуг и рабочей силы;

- обеспечение и проведение единой политики в области сельского хозяйства, транспорта, энергетики;

- унификация налогов;

- создание валютного союза.

  1.  Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Договор    вступил в силу с 1958 года. Его цели:

- контроль за использованием расщепляющихся материалов;

- проведение исследовательских работ;

- обмен технической информацией;

- совместное строительство предприятий атомной энергетики и др.

В декабре 1991 года и феврале 1992 года были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего в ЕС введена единая валюта евро и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики – ЦБ и Европейская система центральных банков по типу федеральной резервной системы США.

ЕС наделен следующими функциями:

  •  введение единой европейской валюты;
  •  усиление координации единой экономической политики, и прежде всего бюджетной;
  •  защита единого рынка, основанного на принципе свободной и справедливой конкуренции;
  •  поддержание равного доступа к средствам регионов в рамках ЕС;
  •  управление единой внешней политикой.

Особое внимание уделяется введению единой валюты, что даст государствам ЕС следующие преимущества:

1. Создаст экономическую базу под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы; создаст условия для борьбы с инфляцией, стимулируя рост инвестиций, производства, занятости.

  1.  Обеспечит соответствие политического веса ЕС с его экономическим потенциалом.
  2.  Для субъектов хозяйства евро-единство денежно-кредитного, валютного и фондового регулирования на всей территории ЕС.
  3.  Физические лица получают улучшение коньюнктуры на рынке труда.

7.2.1. Формирование экономического и валютного союза

Формирование экономического и валютного союза (ЭВС) рассматривалось как главное условие создания единой Европы в рамках ЕС при следующих трех фазах:

  1.  Подготовительный этап (с 1 июля 1990 г. до 1 января 1996 г.): полная либерализация движения капиталов ЕС, усиление сотрудничества между центральными банками, свобода расчетов в ЭКЮ.
  2.  Организационный этап (до 31 января 1998 г.): приняты более жесткие меры по координации экономической и валютной политики на основе ратифицированного в 1993 г. Маастрихтского договора, начат процесс создания единой системы центральных банков: ЕВИ – Европейский валютный институт – предшественник ЕЦБ – Европейского центрального банка.
  3.  Финальный этап (с 1 января 1999 г. до июля 2002 г.): введение евро – сначала в безналичных расчетных операциях, с 2002 г. – внедрение банкнот и монет единого образца. При этом не происходит роста цен, сохраняется процент по вкладам, сохраняется банковская тайна, все расходы по пересчету в евро понесут банки.

Банкноты евро будут иметь достоинство в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 единиц при единообразном дизайне банкнот каждого типа и помещении на их лицевой стороне национальной символики соответствующих стран – членов. Евро дробится по десятичной системе в монеты в 1, 2, 5, 20 и 50 сантимов. Бескомиссионный обмен на евро будет стоить банкам в 8-10 млрд. долл. накладных расходов. Эти расходы банки хотят возместить, например, консультированием клиентов по финансовому менеджменту в переходный к евро период. Такие услуги оказывают «Дойче банк», «Сименс», «Даймер Бенц», «БМВ».

Из пятнадцать членов ЕС в первую группу ЭВС Комиссией Европейских Сообществ рекомендовано одиннадцать стран: Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Финляндия, Ирландия.

Великобритания, Дания и Швеция считают присоединение к зоне евро для себя преждевременным, Греция к этому не готова экономически.

Одиннадцать государств отобраны, исходя из следующих критериев конвергенции:

  •  дефицит госбюджета не более 3% ВВП;
  •  государственный долг не более 60% ВВП;
  •  государственная инфляция не выше, чем ±1,5 процентных пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в показателях 1996 г. – около 3 – 3,3%);
  •  средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не выше +2 процентных пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в показателях 1996 г. – около 9%);
  •  соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов («ЕРМ-1»).

Платежные отношения с остальными государствами ЕС будут регулироваться, и обслуживаться обновленным механизмом обменных валютных курсов («ЕРМ-2»), в центре которого – новая валюта, связанная с национальными валютами через индивидуальные обменные курсы (принцип оси и спиц в колесе). Эти курсы с разрешенным лимитом колебаний ±15% будут устанавливаться совместными решениями ЕЦБ, национальных ЦБ стран. При превышении разрешенных лимитов возможны совместные интервенции этих инвесторов в пользу колеблющейся валюты на денежных рынках. Взаимные официальные обменные курсы валют стран ЕС, сохранивших самостоятельность, также рассчитываются через евро.

В России при становлении в Европе новой валютной зоны происходит подготовительная работа:

  1.  Переоценка в евро активов и пассивов России и ее хозяйственных субъектов в странах ЕС.
  2.  Допуск евро к котировке на внутреннем валютном рынке страны в ее валютные резервы и в «корзину» валют для определения курса в случае перехода к его реальной (международной) обратимости.
  3.  Обмен населением части наличной иностранной валюты на евро и защита ее легальных владельцев и от паники, и от обменного произвола банков.

7.2.2. Европейская ассоциация свободной торговли – ЕАСТ

ЕАСТ – торгово-экономическое объединение, созданное в 1960 году по инициативе Великобритании на основе подписанной в Стокгольме конвенции. В момент создания в ЕАСТ вошли: Австрия, Великобритания, Дания, Португалия, Швейцария, Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

Основа ЕАСТ – зона свободной торговли. Во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако отсутствует единый внешний тариф. Каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, а товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС). Расширенное сотрудничество в области науки и техники, защиты окружающей среды.

Отличия ЕАСТ от ЕС:

  •  в ЕАСТ нет наднациональных органов; высший руководящий орган   –  консультативный Совет, в котором каждая страна имеет один голос;
  •  режим свободного беспошлинного товарооборота в ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельхозпродукцию;
  •  за каждой страной-членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с тремя странами;
  •  в ЕАСТ не существует единого таможенного контроля.
  •  В 1991 году ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании Европейского экономического пространства.

7.2.3. Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА

НАФТА была создана путем подписания соглашения  в декабре 1992 года между США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу с 1 января 1994 года.

НАФТА объединяет сегодня территорию с населением более 375 млн. чел.; на ее долю приходится 20% объема мировой торговли.

Предусмотрены меры по либерализации движения товаров, услуг и капиталов. Стороны договорились о снятии ограничений на движение капитала (за исключением нефтяного сектора в Мексике, культуры и образования в Канаде, авиаперевозок и радиокоммуникаций в США). Достигнуто соглашение о ликвидации большинства тарифов на продукцию сельского хозяйства, за исключением ограничений в торговле кукурузой, сахаром, некоторыми овощами и фруктами, а также о постепенной (в течение 10 лет) ликвидации таможенных барьеров в торговле автомобилями и текстилем. Предусмотрены необходимые мероприятия по защите интеллектуальной собственности, гармонизации технических стандартов, санитарных норм.

Для России североамериканский регион, и главным образом США, представляет определенный интерес с точки зрения перспектив развития экономических и научно-технических связей. Для США экономика РФ может стать объектом выгодного приложения капитала. США также может будет использовать и достижения российского научно-технического комплекса с учетом принципа взаимной выгоды сторон.

7.2.4. Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества – АТЭС

АТЭС создана в 1989 году. Если в Западной Европе процесс интеграции шел от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в азиатско-тихоокеанском регионе интеграционные процессы охватывают прежде всего микроуровень на базе ТНК.

АТЭС включает восемнадцать государств Азии, Северной и Южной Америки: Канаду, США, Мексику, Новую Зеландию, Австралию, Папуа – Новую Гвинею, Бруней, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Южную Корею, Тайвань, Гонконг, КНР, Японию, Чили.

Особенности АТЭС:

  1.  Географическая принадлежность стран, находящихся на огромных расстояниях друг от друга и объединенных лишь выходом к Тихому океану.
  2.  В АТЭС входят как крупнейшие промышленно развитые страны, так и уступающие им во многом страны.

На АТЭС приходится 55% мирового ВВП, 40% мировой торговли, более 40% населения земного шара.

В АТЭС разработаны приемы либерализации торговли; создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций, сотрудничества в области технологий; меры таможенного разоружения и создания зон свободной торговли.

7.2.5. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН

АСЕАН – региональная политико-экономическая организация, образованная в 1967 г. В ее состав входят: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам.

Цели АСЕАН – содействие экономическому росту, социальному процессу и культурному развитию стран – членов.

Специфика АСЕАН – ее участницы фактически являются одновременно членами других региональных объединений, имеются двухсторонние договора обязательства между АСЕАН и США.

АСЕАН – самая эффективная структура в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Россия прилагает в последние годы значительные усилия по расширению внешнего экономического сотрудничества с государствами АТР, хотя, в общем, скорость внутри регионального товарооборота в рамках АТР в 1,9 – 2,1 трлн. долл. в 1995 году на долю России приходился 1%. Россия может эффективно решать вопросы развития морского, трубопроводного, авиационного и железнодорожного транспорта, создавая системы телекоммуникаций, расширения экспорта машинной и военно-технической продукции в страны ЮВА и другие.

7.2.6. Интеграционные объединения Латинской Америки

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) – торгово-экономическая организация, созданная в 1981 году по «договору Монтевидео - 80» вместо ЛАСТ (Латиноамериканской ассоциации свободной торговли). Участники ЛАИ: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

В ЛАИ сохраняется деление на три субрегиональные группировки:

  •  договор бассейна Ла-Платы;
  •  Андский пакт;
  •  Амазонский пакт.

Внутризональная торговля и региональная интеграция ЛАИ осуществляются путем заключения региональных и субрегиональных, а также функциональных (двухсторонних и многосторонних) соглашений, предусмотренных конкретных мер по торговле и таможенным вопросам. Договорные отношения могут распространяться не только на вопросы торговли, но и на сотрудничество в сфере промышленности и сельско хозяйственного производства, транспорта, валютно-финансовых отношений и т.п.

«Меркосур» - ЗСТ, возникшая в 1995 году как союз четырех стран Латинской Америки – Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая. В 1996 году в состав блока вошла Боливия. Цель создания «Меркосур» - образование в регионе «общего рынка», для чего необходимы:

  •  унификация национальных режимов налогообложения, трудового и миграционного законодательства;
  •  создание механизма регулирования обменных курсов валют;
  •  введение приоритетности решений и правил «Меркосур» над национальным законодательством.

На страны «Меркосур» приходится 68,6% территории Латинской Америки, 51% населения региона, 60% общего ВВП. «Меркосур» занимает четвертое место в мире после ЕС, НАФТА, АТЭС.

7.2.7. Интеграционные объединения Африки. Экономическое сообщество государств Западной Африки

Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) учреждено в 1975 году. Его члены: Бенин, Буркина-Фасо, Гана, Гамбия, Гвинея, Нигерия, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Кет д' Ивуар.

Цели ЭКОВАС:

  1.  Развитие всестороннего экономического сотрудничества.
  2.  Мобилизация природных ресурсов.
  3.  Выравнивание уровней развития стран региона.
  4.  Поэтапное создание в течение пятнадцати лет африканского общего рынка.
  5.  Проведение совместной экономической политики, координация планов развития государств-членов.

Экономическая интеграция в ЭКОВАС имеет следующие направления:

  •  либерализация  региональной торговли;
  •  создание таможенного и валютного союза;
  •  установление свободного режима передвижения граждан и имущества;
  •  развитие и реализация совместных проектов в области энергетики,      горнодобывающей промышленности и дорожного строительства.

В конце восьмидесятых годов торговля между ЭКОВАС составляла примерно 5% всего объема торговли стран группировки, в начале девяностых годов – 7,7%.

Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) образован в результате подписания соглашения об учреждении организации в 1964 году. Страны-члены ЮДЕАК: Габон, Камерун, Конго, ЦАР, Чад, Экваториал. Гвинея (с декабря 1983 года).

Цели ЮДЕАК:

  1.  Образование общего рынка путем постепенного снятия ограничений во взаимной торговле.
  2.  Согласование экономических программ.
  3.  Унификация налоговых систем.
  4.  Строительство совместных предприятий.
  5.  Финансовая взаимопомощь и создание льготных таможенных условий для стран-членов, не имеющих выхода к морю (ЧАД, ЦАР).

К причинам, препятствующим расширению внутрирегиональной торговли, относят:

  •  общий низкий уровень развития ее участников;
  •  однотипность их специализации в международном разделении труда;
  •  отсутствие развитой транспортной сети в регионе.

В рамках ЮДЕАК на международную торговлю приходится всего 0,9% совокупного экспорта государств-членов.

7.3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СНГ

В условиях перехода к открытой экономике для РФ необходим выбор стратегии и тактики эффективного участия в мировых хозяйственных процессах.

В январе 1993 года был принят Устав СНГ, принято Соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией от 06.01.95, к которому 20.01.95 присоединяется Казахстан, а 29.03.96 – Киргизия. Созданы Межгосударственный банк СНГ и Межгосударственный валютный комитет.

Главное препятствие на пути экономического сближения СНГ – серьезное различие в этапах реформ в отдельных странах. В плане интеграционного развития Содружества предусматривается:

  1.  Принятие Концепции экономического интеграционного развития СНГ.
  2.  Выработка проектов законов о ТНК, регулировании межгосударственного РЦБ, об АО и ипотеке.
  3.  Создание основ единой методологии ценообразования на продукцию и услуги естественных монополий.
  4.  Мероприятия по совершенствованию и расширению Таможенного союза.
  5.  Обработка условий вхождения в платежный союз и др.

7.4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

В связях России с тремя центрами мировой экономики – США, Японией и Европейским союзом (ЕС) приоритет принадлежит последнему. На страны ЕС приходится около 40% объема внешней политики России, которая по-прежнему выступает как поставщик сырья, и в первую очередь, энергоносителей, а импортирует промышленные изделия и продукты питания.

В то же время наблюдаются новые качественные характеристики. Экономическое сотрудничество меньше сдерживается идеологическими и политическими барьерами.

В 1996 году был принят План действий ЕС для России, который предусматривал:

  1.  Вклад в проведение демократических реформ (согласование российского законодательства с нормами Совета Европы, участие в международном контроле за выборами).
  2.  Развитие торговых связей и содействие интеграции России в мировую экономику: содействие в сфере защиты окружающей среды, создание современной банковской системы, оказание необходимой гуманитарной помощи.
  3.  Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел: координация действий и помощь в борьбе с организованной преступностью, распространением наркотиков, коррупцией.
  4.  Безопасность в Европе.
  5.  Внешняя политика: расширение политического диалога, организация консультаций по важнейшим международным проблемам, обмен опытом, подготовка кадров.

После распада СССР ЕС предоставил широкомасштабную гуманитарную помощь России: займы на импорт продовольствия и медикаменты, экстренную помощь для населения и др.

Помощь России осуществляется в рамках ряда программ, главная из которых – ТАСИС. Цель программы: развитие рыночной экономики и демократизации в новых независимых государствах посредством безвозмездного предоставления ноу-хау и консультационных услуг, обучения специалистов, оказания технической подготовки, реализации пилотных проектов.

Общий объем ассигнований по программе ТАСИС с 1991 г. по 1997 г. составил почти 2 млрд. ЭКЮ, на долю России приходится почти 700 млн. ЭКЮ (около 900 млн. долл.).

Помощь оказывается по следующим направлениям:

  •  реорганизация государственных предприятий и развитие частного сектора;
  •  реформа системы государственного управления, социальных услуг и образования;
  •  сельское хозяйство;
  •  энергетика, транспорт, связь;
  •  консультативное содействие в вопросах управления;
  •  ядерная безопасность и охрана окружающей среды и др.

Важнейшее направление сотрудничества ЕС с Россией – помощь в конверсии военной промышленности, совместимое изучение потенциального рынка высоких технологий и НИОКР, знакомство российских специалистов с европейскими стандартами качества и безопасности.

Отличительная особенность предоставляемой России помощи по линии ТАСИС – ее глобальный характер. Затрагиваются практически все направления: от промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы и политики до юриспруденции, борьбы с преступностью, культуры и образования. Однако курс на развитие партнерских отношений РФ с ЕС не говорит об отказе от национальных интересов. В этих условиях необходима выработка гибкой политики, содействующей созданию условий для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества между Россией и ЕС.

9                                                                                    Тема 7 Интеграционные процессы в мировой экономике


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82485. Теория сравнительных преимуществ и протекционизм. Международная торговля и распределение доходов 33.02 KB
  Она исходит из наличия двух стран и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы которая к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. увеличению производства в отраслях ориентированных на экспорт и сокращению производства в отраслях конкурирующих с импортом. Теория ХекшераОлинадает возможность оценить последствия развития внешней торговли для владельцев различных факторов производства рабочих...
82486. Теории международной торговли (А. Смита, Д. Риккардо, Э. Хекшера, Б. Олина) 34.21 KB
  В своем труде Исследование о природе и причинах богатства народов в полемике с меркантилистами Смит сформулировал идею о том что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли поскольку могут выиграть от нее независимо от того являются они экспортерами или импортерами. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара где она обладает абсолютным преимуществом – выгодой основанной на разной величине затрат на производство в отдельных странах – участницах внешней торговли. При анализе направлений...
82487. Мировое хозяйство, понятие и эволюция. Интеграция в мировой экономике 32.42 KB
  Интеграция в мировой экономике Мировое хозяйство – совокупность национальногосударственных и негосударственных структур а также их взаимодействий на основе международного разделения труда и политических контактов. В данной трактовке мировое хозяйство представляет собой единое экономическое пространство мегаэкономику в котором субъектами хозяйственных отношений выступают: национальные экономики стран мира; субъекты мирового бизнеса – транснациональные корпорации и их альянсы; институты мирового хозяйства – международные экономические...
82488. Международная торговля: свобода торговли и протекционизм 33.52 KB
  Сторонники свободной торговли считают что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения т. Экономические аргументы в защиту протекционистских мер: с помощью импортных пошлин страна может достичь улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша; поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления; повышение уровня занятости национальных ресурсов; смягчение кризиса в отраслях испытывающих экономические трудности; ограждение национальной экономики от мировых...
82489. Международная валютная система 30.96 KB
  Основной задачей мировой валютной системы МВС является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене. Мировая валютная система представляет собой: определенный набор международных платежных средств; режим обмена валют включая валютные курсы; условия конвертируемости механизм обеспечения валютноплатежными средствами международного оборота; регламентацию форм международных расчетов; режим международных рынков валюты и золота; статус...
82490. Объект и предмет экономической теории. Методология экономической науки 35.64 KB
  Методология экономической науки. Первый раздел имеет методологическое фундаментальное значение так как служит основным средством исследования двух следующих разделов микроэкономики и макроэкономики. Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории: Метод научной абстракции Отвлечение в процессе познания от внешних явлений не экономических сторон выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления Метод функционального анализа Используется зависимость функцияаргумент для проведения...
82491. Основные направления и школы в экономической теории. Экономические законы и категории 34.86 KB
  Экономические законы и категории. Экономические законы и категории. Различают специфические общие и особенные экономические законы. Специфические экономические законы действуют в пределах исторически определенных форм хозяйствования.
82492. Рынок и условия его возникновения: типы рынков, экономические и неэкономические блага, типы хозяйственных систем, виды и формы собственности 36.72 KB
  Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов фирмами или частными лицами. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности. виды и формы собственности Собственность можно классифицировать различным образом например: 1 По форме присвоения различных форм собственности индивидуальная коллективная и государственная собственность.
82493. Теория собственности: понятие, виды, формы. Права собственности. Приватизация, ее особенности в России 34.53 KB
  Права собственности. Теория собственности: понятие виды формы Собственность – это система экономических отношений между людьми выражающаяся во владении пользовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им формы присвоения средств и результатов производства. Собственность можно классифицировать различным образом например: 1 По форме присвоения различных форм собственности индивидуальная коллективная и государственная собственность.