80649

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Приоритет в МЭО сохраняется за внешнеторговыми отношениями которые раньше строились на межстрановой узкорегиональной основе в основе которых строились принцип свободной внешней торговли и протекционизм. Глобализация МЭО обуславливает появление межрегиональных международных организаций: ОПЕК организация стран экспортеров нефти основанная в 1960 г. состоящая из 13 стран трех континентов; ОЭСР организация экономического сотрудничества и развития основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов.

Русский

2015-02-18

78.5 KB

1 чел.

       Курс «Международные экономические отношения»                                                                                     8

ТЕМА 8

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Инструментом реализации международных экономических отношений (МЭО) является создание международных экономических организаций в целях мирового развития.

Приоритет в МЭО сохраняется за внешнеторговыми отношениями, которые раньше строились на межстрановой, узкорегиональной основе, в основе которых строились принцип свободной внешней торговли и протекционизм. Сегодня происходит глобализация внешнеторговых отношений, основанных на принципе свободной торговли (отмена количественных ограничений импорта, снижение таможенных пошлин, создание СЭЗ, общих рынков и т.д.).

Среди действующих региональных организаций можно выделить ЕС, ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, «Меркосур».

Глобализация МЭО обуславливает появление межрегиональных международных организаций:

  •  ОПЕК (организация стран экспортеров нефти, основанная в 1960 г., состоящая из 13 стран трех континентов);
  •  ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития, основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов).

Однако главную роль в глобализации МЭО играет ряд учреждений системы ООН:

1. ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, учрежденная в  1964 г.

  1.  ЭКОСОС – Экономический и Социальный Совет ООН.
  2.  КНТР – Комиссия по науке и технике в целях развития.
  3.  ЮНИДО – Организация ООН по промышленному развитию, утвержденная в 1966 г.
  4.  ВТО – Всемирная торговая организация, возникшая в 1995 г. в результате преобразования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле – 1947 г.). В состав ВТО входят ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности) и ГАТС (Соглашение о торговле услугами).
  5.  МТЦ – Международный торговый центр.
  6.  ПРООН – Программа развития ООН.
  7.  ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности, учрежденная в 1967 г.

8.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ООН была создана в 1945 году, объединяет 185 суверенных государств. ООН непосредственно осуществляет свою деятельность в сферах экономического, социального и политического развития стран, содействует формированию благотворной, стабильной и благоприятной среды межгосударственного сотрудничества.

Приоритетные международные экономические взаимосвязи стран основаны и регулируются следующими принципами:

  •  суверенное равенство в развитии стран, обеспечение справедливости во внешних экономических связях и отношениях;
  •  взаимозависимость и взаимообусловленность институтов промышленно развитых и развивающихся стран;
  •  добросовестное выполнение международных обязательств, достижение взаимных и реальных результатов между всеми странами;
  •  реализация межгосударственной экономической и социальной справедливости в международных отношениях.  

Основные цели международного экономического сотрудничества:

  1.  Развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов.
  2.  Определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами.
  3.  Развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных экономических и социальных проблем.
  4.  Достижение сотрудничества в НТ, промышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств.
  5.  Достижение наиболее прогрессивных, рациональных и справедливых внешних экономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики.
  6.  Создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями.
  7.  Развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств.

Особенно актуально сегодня исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов – это важная функциональная сфера деятельности ООН.

Важное место в деятельности ООН занимает функциональный аспект, связанный с разработкой перспективных форм и методов партнерства между странами.

Важную роль в деятельности ООН имеет функциональный аспект, связанный с содействием обеспечения неотъемлемого права выбора каждой страной системы своего экономического развития, владения, использования и эксплуатации всех ее природных ресурсов и богатств.

ООН способствует созданию реальной основы для либерализации деятельности в области прямых иностранных инвестиций, поддержки тенденций к проведению открытой инвестиционной политики во многих странах мира, содействующей развитию рыночных отношений.

8.3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ООН

Программа развития ООН (ПРООН) была создана в 1965 году и является сегодня одной из самых значительных и ведущих международных организаций.

Основная цель ПРООН – создание необходимых условий функционирования устойчивых процессов жизнеобеспечения и развития человека, содействие развивающимся странам в создании реального экономического потенциала для перехода к системе рыночных отношений.

Принципы деятельности ПРООН:

  1.  Универсальность деятельности – формирование своего ресурсного потенциала за счет ежегодных добровольных взносов большинства стран мира.
  2.  Глобальность деятельности – ПРООН имеет крупнейшую сеть представительств в более чем 175 странах и региональных объединениях мира.
  3.  Адаптация мировых достижений – содействие развитию и использованию научно-технического и социально-экономического потенциала, накопленного в странах мира.
  4.  Мобилизация, концентрация и реализация приоритетных сфер деятельности – оказание финансовой поддержки конкретным правительственным программам путем ежегодного привлечения средств в размере 9 млрд. долл. США и предоставление значительных ресурсов в распоряжение специализированным целевым и трастовым фондам, действующим под управлением ООН.

ПРООН осуществляет финансирование бюджетных стратегий развития более 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения.

Организационная деятельность ПРООН характеризуется гибким реагированием на изменяющиеся потребности мирового сообщества в сфере использования новейших концепций, характеризующих возможности развития человеческого потенциала.

Схема 1

                                      Программа Добровольцы ООН:

                     обеспечение направления (на добровольной основе)

                    в развивающиеся страны технически подготовленных

                          специалистов для оказания содействия национальному

                     возрождению и развитию, повышению уровня жизни населения

        Глобальный экологи-                                                   Фонд ООН для раз-     

          ческий фонд:                                                                  вития в интересах      

                                                                                                            женщин

 повышение уровня экологи-        Важнейшие

ческой устойчивости окру-         компоненты               поддержка проектов раз-      

жающей среды, защиты эко-        системного                вития в целях обеспечения    

систем планеты, снижение            управления              помощи женщинам, повыше-                                                                                          

негативных последствий от              ПРООН                    ния их статуса в обществе

  нарушения экологии  

Фонд капитального развития ООН:

                                финансирование перспективных проектов развития,                      

                                 связанных  с инфраструктурой жизнеобеспечения

                                    населения в мире, улучшением жизни людей в

                                                    наименее развитых странах     

         

          8.4. КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ (ЮНКТАД)

ЮНКТАД – постоянный межправительственный орган и координационный центр Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и развития.

Цель деятельности организации – оказание содействия развивающимся странам в решении задач, связанных с глобализацией международных экономических отношений и интеграцией в мировую экономику на справедливой основе.

Участниками организации являются 188 государств. Многие межправительственные и неправительственные организации имеют статус наблюдателя и принимают участие в ее работе.

Конференция – высший руководящий орган ЮНКТАД – проводится раз в четыре года на уровне министров для выработки стратегических направлений деятельности и определения приоритетов в работе.

В период между конференциями ежегодно созывается Совет по торговле и развитию, в состав которого входят 144 страны. Годовой бюджет организации по оперативной деятельности составляет около 50 млн. долл.

ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим направлениям:

Программное направ-

           ление

                    Решаемые задачи

  1.  Глобализация и стра-

    тегия в области раз-

    вития  

-    - изменение тенденций мировой экономики

  и оценка их влияния на процесс развития;

    - анализ макроэкономической политики;

    - анализ конкретных проблем развития и

опыта их решения для использования раз-

вивающимися странами, осуществляя пере-

ход к рыночной экономике;

    - изменение вопросов, связанных с финансо-

 выми потоками и задолженностями;

    - предоставление информации по вопросам

 торговли и развития

  1.  Международная тор-

    говля товарами, ус-

    лугами и сырьем

    - укрепление экспортного потенциала стран;

    - поощрение диверсификации производствен-

 ной деятельности развивающихся стран, за-

 висящих от сырьевого сектора, оказание им

 помощи в управлении торговыми рисками;

    - содействие комплексному решению проб-

 лем торговли, окружающей среды;

    - анализ и оказание помощи странам

 по совмещению законодательной и полити-

 ческой основы деятельности в области

 конкуренции   

  1.  Инвестиции, техно-

    логии и развитие

    предприятий

    - анализ общих тенденций прямых ино-

 странных инвестиций и их влияние на тор-

 говлю, технологии и развитие стран;

    - изучение политики и механизма реализации

поддержки процесса развития микро, малых

и средних предприятий;

    - генерирование политики поощрения разви-

тия технологического потенциала и иннова-

ционной деятельности развивающихся

стран;

    - содействие развивающимся странам в улуч-

шении инвестиционного климата;

    - поддержка развития предпринимательства

и инновационных программ подготовки кад-

ров в развивающихся странах

  1.  Инфраструктура

    услуг для развития

    и эффективность

    торговли

    - помощь развивающимся странам в повыше-

нии эффективности их сферы услуг;

    - правовое обеспечение по развитию инфра-

структуры услуг для повышения эффектив-

ности торговли;

    - содействие расширению торговли путем об-

 легчения доступа к электронной информа-

ционной технологии через глобальную сеть

соответствующих центров;

    - помощь в развитии новых видов услуг;

    - помощь развивающимся и островным госу-

дарствам в устранении препятствий, связан-

ных с высокими транспортными издержками

  1.  Наименее развитые,

    не имеющие выхо-

    да к морям и остров-

    ные страны

    - оказание наименее развитым странам техни-

ческой помощи в интересах развития тор-

говли;

    - оценка экономических и социальных показа-

телей этих стран в рамках международных и

внутренних условий;

    - управление целевым фондом Кеннета Дадзи,

предназначенным для подготовки и содейст-

вия новой деятельности по основным на-

правлениям работы ЮНКТАД с наименее

развитыми странами

Финансирование технического сотрудничества осуществляется за счет средств:

■   ПРООН;

■   Европейской комиссии;

■   группы Всемирного банка;

■   Межамериканского банка развития;

■   фондов по финансированию развития;

■   отдельных стран-доноров;

■   стран-бенефициаров, т.е. самих развивающихся стран.

Основные страны-доноры в настоящее время: Англия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

По линии технического сотрудничества сегодня осуществляется свыше 300 проектов в более чем 100 странах с суммарным объемом годовых расходов около 24 млн. долл.

Наибольшая доля ресурсов по линии технического сотрудничества расходуется на проекты африканского региона – 33%, на межрегиональные проекты – 32%. Расходы в европейском регионе составляют лишь 12% общего объема этих ресурсов.

8.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ООН ПО ПРОМЫШЛЕННОМУ РАЗВИТИЮ (ЮНИДО)

ЮНИДО создана в 1966 году как автономный орган ООН для содействия промышленному подъему в развивающихся странах. В 1979 году был принят Устав ЮНИДО как специализированного учреждения под эгидой ЭКОСОС. Организация содействует промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также по секторам промышленности.

Участниками в настоящее время являются около 150 государств. Прием в члены организации открыт для всех стран, разделяющих ее принципы. В работе могут участвовать субъекты, имеющие статус наблюдателей. Организация расположена в Вене.

Функции конференции:

  •    определение руководящих принципов и политики организации;
  •  одобрение программы работы, регулярного и оперативного бюджетов, контроль эффективности использования ресурсов организации;
  •     выдача рекомендаций по вопросам компетенции ЮНИДО;
  •   утверждение большинством голосов (в 2/3) голосов конвенций или соглашений по любому вопросу, относящемуся к компетенции организации.

Расходы, покрываемые за счет обязательных взносов в соответствии с устанавливаемой шкалой, называются регулярным бюджетом. Расходуется на административную, исследовательскую деятельность и другие регулярные расходы организации.

Расходы, покрываемые за счет добровольных взносов и других поступлений, которые могут быть предусмотрены финансовыми положениями, называются оперативным бюджетом. За счет его средств финансируется техническая помощь, а также помощь, связанная с этой деятельностью.

В процессе выполнения своих функций ЮНИДО решает следующие основные задачи:

1. Содействие расширению и ускорению индустриализации развивающихся стран, в частности, модернизации их отраслей промышленности.

  1.  Координация и контроль деятельности учреждений ООН по линии промышленного развития.
  2.  Создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях.
  3.  Содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации.
  4.  Организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития.
  5.  Содействие передаче промышленных технологий из развитых стран развивающимся и между последними.
  6.  Поддержка программ подготовки кадров для промышленности развивающихся стран.
  7.  Помощь в создании и деятельности институциональной инфраструктуры для предоставления правовых и консультативных услуг промышленности.

Результаты многолетней деятельности организации воплощены в многочисленных международных соглашениях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую экономику.

8.6. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Всемирная торговая организация (ВТО) начала работать в 1996 году в результате модификации Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), договор который подписали 23 страны в 1997 году.

Основные принципы деятельности ВТО:

  •  обеспечение режима наибольшего благоприятствования экспорту, импорту и транзитным операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин, сборов и т.д., а также уравнивание прав импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов, правил торговли и др.;
  •  предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам;
  •  использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;
  •  снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;
  •  предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
  •  разрешение торговых споров посредством переговоров;
  •  взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Членами ВТО является 81 страна. Бюджетные организации складываются из взносов стран-участниц. Заседания высшего руководящего органа ВТО проводятся дважды в год. Решения должны приниматься единогласно.

ВТО осуществляет регулирование международного обмена услугами (банковских, страховых, транспортных и др.), торговых аспектов интеллектуальной собственности и контролирует защиту инвестиций.

По прогнозам специалистов, деятельность ВТО позволит в начале XXI века снизить среднюю ставку таможенных тарифов в развитых странах до 3% (в середине 90-х годов в развитых странах она составляла 4%, а в РФ-15%) и существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики.

РФ, не являясь пока членом ВТО (имеет статус наблюдателя) многое теряет из-за ограничений по допуску ее товаров на мировом рынке.

8.7. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) была образована в 1947 году со штаб-квартирой в Женеве. Члены – 55 стран Северной Америки, Европы и Азии, в результате чего выработался совместный механизм международного экономического сотрудничества.

Главная цель ЕЭК – создание необходимых условий для взаимопонимания, согласования и гармонизации коллективных действий в области политики и практическое ее достижение в странах-членах этой международной организации.

Принципы деятельности ЕЭК:

■   обеспечение систематической работы всех структурных органов;

■   согласование приоритетных проектов и программ;

■   недопущение дублирования в совместной деятельности и при

    принятии общих усилий для реализации поставленных целей;

■   достижение взаимосвязи и взаимообусловленности между ООН и

    региональными объединениями и организациями, действующими вне

    ее системы, обеспечение их устойчивого развития.

Основные функциональные аспекты деятельности ЕЭК:

1. Содействие экономическому, научно-техническому и социальному

развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества.

2. Обеспечение проведения совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономической, политической и социальными сферами стран.

3. Развитие и использование экономических и социальных возможностей национального роста стран путем совершенствования работ в области окружающей среды, промышленности, энергетики, транспорта, торговли;

  1.  Организация подготовки и проведения конференций.
  2.  Формирование информационной базы.
  3.  Координация деятельности центральных органов ООН.

Аналитическая деятельность ЕЭК основана на обмене опытом и информацией между странами и публикуется в таких изданиях, как «Обзор экономического положения Европы», «Европейский экономический бюллетень».

Особо актуально такое направление деятельности ЕЭК как удовлетворение потребностей стран с переходной экономикой, которым необходимо создать институциональную и законодательную основу для эффективного функционирования рыночных отношений.

ЕЭК ООН поддерживает и развивает партнерские отношения в ЕС, ОБСЕ (Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе), субрегиональными организациями: СНГ, Центрально-европейская инициатива, Черноморское экономическое сотрудничество, которые в свою очередь ориентируют ЕЭК на совершенствование ее видов деятельности в экономической, социальной, политической и культурной областях.

9                                                                                      Тема 8 «Международные экономические организации»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5276. Структура современной экономики США. Роль государства в экономике 78 KB
  Введение Экономика США — крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом мировой экономики. Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на домин...
5277. Банковская система 141 KB
  Банковская система Понятие и структура кредитной системы Банковская система: понятие, виды, структура, уровни, элементы. Характеристика элементов банковской системы Вопрос 1. Понятие и структура кредитной системы Выделяют два основ...
5278. Лесопиление. Окорка, пилорама с брусовкой 241.29 KB
  Введение. По объему выпускаемой продукции лесопромышленный комплекс в структуре промышленного производства России занимает пятое, по объемам экспорта - четвертое место. В нашей стране сосредоточены крупнейшие в мире лесосырьевые ресурсы...
5279. Независимая журналистика в России: проблемы существования. 93.5 KB
  Независимая журналистика в России: проблемы существования. Средства массовой информации и коммуникации часто вызывают полемику в обществе. Вопросы массовых коммуникаций важны потому, что прямо или косвенно оказывают влияние на жизни людей. Вопросы с...
5280. Подготовка к сварочно-наплавочным работам 76.5 KB
  Подготовка к сварочно-наплавочным работам Присварочно-наплавочных работах, подготовительные операции заключаются в следующем: зачистке мест сварки или наплавки металлическими щетками удалении загрязнений, ржавчины, остатков масел. При наличии...
5281. Изучение температурной зависимости электропроводности полупроводников 49.5 KB
  Изучить зависимость электропроводности полупроводникового образца от температуры. Определить ширину запрещенной зоны. Теоретическое введение Электропроводность материалов определяется выражением...
5282. Микропроцессоры и цифровая обработка сигналов 148 KB
  Задание 1. Разработать схему алгоритма и написать программу на языке программирования С. Вариант задания выбрать в соответствии с предпоследней цифрой шифра студента. Вариант 1. Сформировать массив из 10 чисел. Найти наибольший элемент массива и его...
5283. Вибір марок сталей і призначення технологічних параметрів термічної обробки деталей машин і інструментів 2.13 MB
  Розвиток технології машинобудування значною мірою залежить від технічного рівня інструментального виробництва. Термін служби інструменту, кількість проміжних перезаточок впливають на вартість готових виробів. Умовою виробництва високоякісного...
5284. Современные телекоммуникационные технологии 70 KB
  Современные телекоммуникационные технологии. Сформулируйте основные требования, предъявляемые к современным телекоммуникационным системам. Производительность – время реакции, пропускная способность и задержка передачи. Время реакции...