8065

Контроль и оценка знаний учащихся

Доклад

Педагогика и дидактика

Контроль и оценка знаний учащихся. Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию ...

Русский

2013-02-02

25.97 KB

86 чел.

Контроль и оценка знаний учащихся.

Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию процесса обучения.

Основными видами проверки и оценки знаний из них являются:

1) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

2) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

3) годовая оценка знаний, т. е. оценка успеваемости учащихся за год;

4) выпускные и переводные экзамены.

Устный контроль осуществляется при помощи индивидуального, фронтального, уплотненного опроса. По многим предметам устный опрос сочетается с выполнением устных и письменных упражнений.

Кроме того, устный опрос делится на следующие формы:

1) индивидуальный;

2) комбинированный;

3) уплотненный;

4) фронтальный.

Существуют требования, которые предъявляются к устному опросу:

1) опрос должен быть интересен всему классу;

2) задаваемые ученику вопросы должны привлекать внимание всего класса;

3) не следует сильно затягивать опрос, иначе он может стать не интересным и займет много времени;

4) дополнительные вопросы лучше задавать в логической последовательности.

Письменный контроль происходит при помощи контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, зачетов и т. д.

При письменном опросе достигается большая объективность, большая самостоятельность учеников, больший охват учащихся. Письменный опрос позволяет за короткое время проверить знания всего класса одновременно.

Но у письменного опроса также есть свои отрицательные черты. В первую очередь, это отсутствие непосредственного контакта между учеником и учителем, что не позволяет наблюдать за процессом мышления ученика.

Практическая проверка проводится по всем предметам, связанным с практическими навыками, но особенно велика ее роль в учете успеваемости по предметам естественно-математического цикла, по рисованию, труду, физкультуре, черчению. Благодаря практической проверке выявляются умения учащихся применять знания в труде, в жизни. Практическая проверка представляет собой задания, которые требуют проведения опыта, трудовых операций, измерения.

Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю выяснить отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Учащимся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается 3–4 варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

Положительная сторона метода программированного контроля заключается в одновременной проверке знаний всех учащихся с помощью компьютера или на бумаге.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.

Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

Формы контроля

Выделяют пять основных форм контроля:

1) фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы. Такая форма контроля приобретает вид оживленной беседы. Она не может быть использована для глубокого выявления уровня знаний у учащихся. Цель фронтальной формы опроса – проследить процесс усвоения материала и насколько ученики готовы к восприятию новой темы. Эффективность фронтальной формы опроса зависит от того, насколько корректно составлены вопросы. При таком виде контроля вопросы не должны содержать подсказки, должны быть предельно ясными и простыми по форме. Рекомендуется обязательно включать несколько вопросов, которые требуют не просто логического осмысления материла, но и сопоставления его с другими темами, а, может быть, и предметами;

2) групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.

3) индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. Чаще всего такая форма контроля знаний применяется к «сильным» ученикам, так как им легче справиться не только с заданием, но и с волнением. Однако это не исключает возможности вызова к доске «отстающего» ученика. В этом случае выполнение задания должно постоянно контролироваться учителем и всем классом;

4) комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Чаще всего применяется после прохождения какой-либо объемной темы, когда надо опросить максимальное количество учеников. При этом каждому ученику дается задание разной степени сложности (зависит от успеваемости учащихся);

5) самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения. Эта форма контроля основывается на психологических критериях. Ее эффективность во многом зависит от профессиональной подготовки педагога.

В современной педагогической практике используют следующие виды контроля знаний: 1) текущий; 2) тематический; 3) периодический; 4) заключительный.

ОЦЕНКА

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

У оценки есть свои функции: 1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика; 2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах; 3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний.

Есть несколько способов выставления оценки: 1) нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований; 2) личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом; 3) сопоставительный, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61892. Художники и зрители 50.5 KB
  Перед вами картина известного французского художника Ван Гога. Перед вами картина известного русского художника Михаила Врубеля. Вот такая картина рисуется в воображении благодаря искусному изображению художника. Вот ещё одна картина.
61893. Цели и задачи уроков права 66 KB
  ОБУЧАЮЩИЕ: знакомить учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формировать у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе Дать: представления о различных источниках благосостояния представление о различных способах размещения и использования ресурсов и об их влиянии на состояние человека общества и окружающей среды; учащимся специальные знания Научить: понимать необходимость существования в обществе различных норм и законов их функции и значения; почему различные ситуации...
61894. Виховна година: “Цигарка - ворог, зброя проти неї - ваша воля” 47.5 KB
  На думку одного психіатра люди палять не тому що хочуть палити а тому що не можуть перестати. Як можна відмовитися від паління перестати палити Насамперед треба спробувати розірвати коло дуже міцних рефлекторних звязків.
61895. Разработка стратегии вывода нового для рынка России товара компании Christ в интересах получения эксклюзивного дилерства в условиях ограниченного инвестиционного ресурса 3.64 MB
  В советское время развитие конного спорта находилось под государственным контролем и управлялось централизованно. Для широкой массы не представлялось возможнымприобрести лошадь и заниматься любительским конным спортом, так как государство ограничивало права иметь лошадь в частной собственности. Таким образом, рынок коневодства и конного спорта отсутствовал полностью. Культура конного спорта не развивалась в принципе.
61896. ОПЕРАТОРИ ЦИКЛУ 93.5 KB
  Призначення операторів циклу. Кожний з трьох засобів організації циклу має свої особливості для кожного засобу є своє коло задач які найбільш природно вирішуються саме з його допомогою.
61897. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников 1005.17 KB
  Образовывать глаголы сначала от звукоподражаний, а затем и при помощи приставок; Использовать в речи различные глагольные формы (совершенный и несовершенный вид, прошедшее, настоящее и будущее время); согласовывать глаголы с существительным и т.д.
61898. Состав числа 8 48 KB
  Что вы знаете о числах от 1 до 10 на слайде 3 утёнка Сколько здесь утят Какой цифрой обозначаем С помощью каких двух слагаемых можно получить число 3 Это называется состав числа 3. Упражнения на ориентацию в пространстве слайд Сколько на рисунке детей Сколько мальчиков Девочек...
61899. В. Сухомлинський «Горбатенька». В. Нестайко «Руденький» 62.5 KB
  Нестайка розрізні слова ілюстрації до тексту завдання уроку пересувна дошка ілюстрації адвоката прокурора судді запис словникової роботи підручник О. а ланцюжкове читання тексту як це все було без мене б вибіркове читання тексту...