80650

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Лекция

Мировая экономика и международное право

Глобальные проблемы носят универсальный характер так как они касаются всех стран независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств. НИОКР направлено на военные цели; обеспечение экономической стабильности для государств путем перестройки и повышения эффективности международных экономических отношений снижение инфляции и безработицы стабильный товарообмен более открытый доступ на мировые рынки эффективные меры для стран строящих...

Русский

2015-02-18

60 KB

2 чел.


       
Курс «Международные экономические отношения»                                                                                     8

ТЕМА 9

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

9.1. СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Глобальные проблемы носят универсальный характер, так как они касаются всех стран независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств.

К числу глобальных проблем относятся:

  1.  Сохранение мира и прекращение гонки вооружения ради экономического развития обществ.
  2.  Вынужденная миграция больших масс людей из-за локальных военных конфликтов.
  3.  Дальнейшее развитие прав человека путем усиления личной и экономической свободы.
  4.  Продовольственная проблема и меры по ее решению, особенно в Африке, Азии, Латинской Америке.
  5.  Преодоление загрязнения окружающей среды, решение экологической проблемы.
  6.  Укрепление социально-экономической деятельности различных структур ООН.
Для решения глобальных проблем нужны определенные предпосылки:
  •  создание условий для развития и укрепления мировой экономики путем сокращения военных расходов (их ежегодная сумма около 1 трлн. долл., 25% НИОКР направлено на военные цели);
  •  обеспечение экономической стабильности для государств путем перестройки и повышения эффективности международных экономических отношений (снижение инфляции и безработицы, стабильный товарообмен, более открытый доступ на мировые рынки, эффективные меры для стран, строящих рыночную экономику, увеличение помощи развитых стран);
  •  осуществление энергичной разработки и решение экологических проблем, для чего необходимо решение следующих вопросов:

-  приоритетность правильного экологического мышления в государственных и   деловых кругах;

- формула «реанимировать и лечить» должна быть заменена на формулу «предусмотреть и ликвидировать» в области экологии;

- решительные действия для предотвращения экологических катастроф: военных конфликтов, голода, нищеты, разрушение озонового слоя атмосферы, уничтожение лесов;

-  расширение и укрепление международного сотрудничества в экологической области.

Развитие науки и техники существенно усиливает процесс глобализации, а для этого необходимы новая оценка НТР, личности, сочетание и оптимизация личных и общественных интересов, что позволит удовлетворить интересы каждого участника мирового сообщества.

9.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Основными направлениями международного экономического сотрудничества среди глобальных проблем являются:

9.2.1. Экология и предотвращение загрязнения окружающей среды

Римский клуб, созданный в 1968 году, провозгласил необходимость активного сотрудничества в вопросе борьбы с загрязнением окружающей среды. В международную практику были введены нормы экологического права.

Было организовано Европейское агентство по охране окружающей среды (ЮНЕП), ряд организаций на независимой основе. Широкое распространение получила организация «Зеленый мир – Green peace», которая располагает собственной структурой управления и функционирования, научной базой. Например, «Гринпис» принимает активное участие в борьбе против сброса токсических и радиоактивных отходов, строительства опасных производств, продажи продуктов питания и бытовых товаров, созданных с экологическими нарушениями.

В 1992 году была проведена международная конференция ООН по экологическим проблемам в Рио-де-Жанейро (Бразилия), которая констатировала, что в XXI век для человечества будет «Веком Экологии», а не «Веком Экономики».

Активная экологизация международных экономических отношений привела к новой сфере деловой активности – «зеленому бизнесу» - специфическому сектору экономики, предусматривающему ресурсосбережение, технологию защиты окружающей среды, различные экологические услуги.

В США, Японии, Западной Европе развивается корпоративный экологический бизнес, который выражается в росте числа компаний, производящих различное очистительное оборудование и технологии, альтернативные источники энергии, экологическую экспертизу, озеленение территорий. Годовой оборот природоохранных технологий составляет более 700 млрд. долл., а к 2000 году возрастет в 10 раз.

9.2.2. Глобальное сотрудничество в области дальнейшего разоружения

Военная промышленность и расходы оказывают негативное воздействие на экономику в целом, на всю систему международных экономических отношений, отвлекая валютные ресурсы стран, увеличивая внешнюю задолженность, снижая конкурентоспособность товаров, понижая эффективность внешней торговли. С начала 90-х годов ставится задача проведения конверсии путем сокращения военного производства и военных расходов.

Уменьшились военные бюджеты и военное производство стран НАТО, России и других. Произошло сокращение производства танков, артиллерийских систем, некоторых типов самолетов.

Но между странами отсутствует полное политическое доверие, проводятся локальные войны, имеются «горячие точки», сохраняется концепция о том, что ВПК – двигатель экономики, включая внешнюю торговлю, источник пополнения валютных резервов.  

Для решения задачи разоружения в глобальном масштабе необходимы:

  •  проведение политики национальной безопасности;
  •  отказ от практики угроз и давления со стороны, от применения силовых методов;
  •  замена наступательных доктрин на оборонительные;
  •  углубление конверсии военной промышленности;
  •  установление специфики ВПК с целью их сокращения.

9.2.3. Сотрудничество в области освоения космоса и мирового океана

Сотрудничество в данной области проявлялось в совместном использовании российской орбитальной станции «Мир» США и другими развитыми странами в виде полетов-стажировок космонавтов в целях выполнения различных космических, биологических и технических экспериментов в условиях невесомости. Страна-участница таких экспериментов оплачивает в валюте пребывание своих космонавтов и астронавтов на орбитальной станции. Россия имеет возможность частично финансировать собственные космические исследования путем производства космической техники нового поколения. Другие страны экономят средства на создании собственных орбитальных станций.

Космонавты России несколько раз проходили стажировку на американских космических короблях-шаттлах типа «Челленджер» и «Дискавери», проводя российские космические исследования. Такая практика стала возможной после 1974 года, когда СССР и США осуществили совместный космический проект «Союз-Аполлон» по стыковке своих космических кораблей.

Россия, США и Франция, обладая в настоящее время самыми мощными космическими потенциалами, осуществляют коммерческие запуски ретрансляционных спутников, ведущих телевещание в различных регионах мира, за что Россия, США и Франция получают твердую валюту.

Уже несколько лет идет подготовка к запуску и монтированию новой орбитальной космической станции (Россия и США).

Ведутся работы по созданию специальной плавающей платформы-космодрома в океане для запусков космических спутников. В проекте участвуют Россия, США, Норвегия и ряд других стран. Доля России в проекте 25%. Первый экспериментальный запуск модуля такого спутника осуществлен в марте 1999 года. Запуск таких спутников, по оценке специалистов, дешевле и эффективнее, так как позволяет выводить аппараты на более высокие геостационарные орбиты.

Основными достижениями по освоению мирового океана являютя:

  •  международные соглашения на предотвращение загрязнения мирового океана;
  •  создание спутникового оповещения;
  •  оказание помощи при катастрофах морских и воздушных судов.
Наибольших успехов в исследовании и освоении мирового океана достигла Франция, однако многолетняя программа изучения биологии, гидрографии, флоры и фауны океана исследователем Ж.И. Кусто оказалась сугубо национальным проектом.

В области освоения океана международное сотрудничество является недостаточным.

9.2.4. Продовольственная проблема

Проблема остается острой для многих стран Африки, ряда стран Азии и Латинской Америки. Увеличение производства продовольствия перекрывается ростом населения. Уменьшается плодородие земли.

Продовольственная проблема обусловлена определенными региональными аспектами:

  1.  Западная Европа, Северная Америка, Япония, Австралия, Новая Зеландия сталкиваются с избытком высококачественного продовольствия.
  2.  Страны Южной Европы, большая часть Латинской Америки, Северная Африка, АСЕАН, арабские нефтедобывающие страны обеспечены продовольствием на достаточном уровне согласно ВОЗ ООН;
  3.  Страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, Египет, Индия, Индонезия имеют продовольственное обеспечение «на допустимом уровне отклонения» от стандартов ВОЗ ООН;
  4.  Большая часть развивающихся стран Азии, Африки, Океании, Карибского региона испытывают постоянный длительный продовольственный кризис. Особенно это касается зоны Сахель – стран южнее пустыни Сахары в Африке.
Значительная часть населения развивающихся стран занята в сельском хозяйстве при плохом обеспечении землей. Площадь обрабатываемой земли в расчете на душу населения составляла в 60-х гг. в Азии 0,35 га, в Африке – 0,9, в Латинской Америке – 1,14 га.

В 54 развивающихся странах с населением 1,3 млрд. чел. В 80-90 гг. осуществлялось абсолютное снижение обеспеченности продовольствием. Так называемая «продовольственная безопасность» стала актуальной проблемой в международных экономических отношениях.

Основное направление в решении проблемы – повышение урожайности на единицу обрабатываемой площади, увеличение надоев и привеса на голову скота. Для этого необходимо международное сотрудничество в области эффективности сельско хозяйственного производства, ирригации и механизации, ликвидация дефицита минеральных удобрений, распространение высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород скота. Именно на этой основе повышена урожайность пшеницы в Мексике, риса – в Индии, Индонезии и Филиппинах, кукурузы – в Аргентине, Кении, Зимбабве, проса и зерна – в странах Центральной Америки и Андской группы.

9.2.5. Стабильность мировой финансовой системы

На интеграцию рынков капиталов существенное влияние оказывают негативные процессы национальных рынков капиталов, валютно-финансовые противоречия между отдельными странами с рыночной экономикой. Азиатский валютно-биржевой кризис оказал существенное воздействие и весьма негативное влияние на рынок капиталов развитых стран. В его основе лежат следующие принципы:

  •  правительство Японии в 1997 году резко повысило налоги, что заставило японских производителей продавать в соседних странах Юго-Восточной Азии товары по низким ценам. Это разорило местных товаропроизводителей (повышение налогов в Японии было связано с необходимостью стимулирования увеличения темпов экономического роста, с наличием огромного дефицита государственного бюджета). При повышении налогов не были продуманы последствия для других стран Юго-Восточной Азии, для которых японская экономика – локомотив экономического развития;
  •  азиатский финансовый кризис связан с наличием на рынках большого числа ценных бумаг, в частности на фондовых биржах производных ценных бумаг (конвертируемых облигаций, варрантов, опционов, фьючерсов), которые носят обычно спекулятивный характер. Стоимость таких производных бумаг, носящих название дериваты, около 100 трлн. дол., что превышает объем ВНП всех стран. Вот почему сбросы таких ценных бумаг на рынках ведут к падению курсов других ценных бумаг и способствуют развитию биржевых крахов;
  •  определенная заинтересованность США в подрыве экономики «восточных тигров», которые были конкурентами США, поставляя на американский рынок дешевую бытовую технику, текстиль, игрушки. Действиями США против стран Юго-Восточной Азии стали игра на понижение гонконгского доллара, спекулятивные операции Сороса против ряда валют этих стран, в частности, Малайзии. В результате начался кризис на валютных и фондовых биржах стран Юго-Восточной Азии (падение курса их валют и ценных бумаг, отсюда банкротство ряда банков и других кредитно-финансовых институтов). Азиатский финансовый кризис затронул и другие страны, выразившись в падении курса акций на Нью-йоркской и других крупных фондовых биржах западных стран (Лондонской, Парижской, Франкфуртской);
  •  неправильное использование кредитов и инвестиций в долларах и иенах в странах Юго-Восточной Азии, направленных в недвижимость и финансовые активы, а не в производство;
  •  процесс глобализации рынков капитала идет в условиях определенных противоречий, что подтверждается положением в Европейском союзе, связанным с введением единой денежной единицы евро с начала 1999 года. Одиннадцать стран приняли евро с 01.01.99. Обнаружились серьезные расхождения между ФРГ и Францией о назначении президента ЦБ Европейского союза, которые были разрешены путем компромисса: первые годы банк будет возглавлять представитель Голландии, в последующие – Франции. Локомотивом дальнейшей глобализации рынков капитала в Европе являются ФРГ и Франция, у них есть определенные противоречия с другими странами и особенно с Англией, в силу которых Англия не вошла одной из первых в число создавших единую денежную единицу.

Последствия азиатского финансового кризиса тяжелы, и это в первую очередь касается Японии, что выразилось в банкротстве крупнейшей брокерской компании «Ямаити секьюритиз», разорились несколько коммерческих банков и страховых компаний.

Для США и Западной Европы последствия азиатского кризиса менее ощутимы. Так, биржевые индексы осенью 1997 года подверглись колебаниям от падения к росту, в 1998 году наметилась тенденция к повышению.

Обесценение валют стран Юго-Восточной Азии – определенная угроза для ведущих западных стран, так как рост притока дешевых азиатских товаров может привести к дефициту торговых и платежных балансов, дестабилизации экономики и безработицы, что весьма опасно для Франции, Англии, США. Так, для США это может обернуться дефицитом торгового баланса в размере 250 млрд. долл.

Азиатский финансовый кризис негативно отразился на России, где построение рыночной экономики обусловило плохо подготовленные решения («шоковая терапия»: либерализация цен, быстрая, но неэффективная приватизация, создание большого числа слабых банков). Проблемы предопределили длительное падение производства с 1992 года, гиперинфляцию в 1992-95 гг., расстройство бюджетной системы (нарастание дефицита бюджета и государственного долга, низкий уровень инвестиций, несобираемость налогов, невыплата заработной платы, социальные региональные конфликты). В этих условиях в России развивались сфера обращения за счет расширения кредитной системы, акционирование госпредприятий, рынок ценных бумаг, сырьевые отрасли, ориентированные в основном на экспорт. В итоге обострения финансовый 17 августа 1998 года, когда правительство и банки оказались неспособны выплатить внутренние и внешние долги.

Итак, азиатский финансовый кризис постепенно перерос в мировой финансовый кризис 1998 года, подорвав стабильность национальных рынков капиталов. Снижение деловой активности привело к падению мировых цен на нефть, что оказало негативное влияние на финансовое положение ее экспортеров, включая Росси. Девальвация многих валют стран Азии, России и Бразилии обусловила напряженность платежных балансов из-за притока более дешевого импорта в перспективе.

Основные направления в ликвидации последствий кризиса:

  •  жесткая экономия;
  •  стабилизация денежно-кредитных систем;
  •  оказание экономической финансовой помощи в виде кредитов со стороны МВФ, МБРР и региональных кредитно-финансовых институтов;
  •  подготовка реформирования мирового финансового рынка, включая      рынок капиталов, валютный и рынок ценных бумаг.

9.3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ РОССИИ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Существуют определенные границы участия России в решении тех или иных глобальных проблем, что связано с ее экономическим положением и статусом страны в переходный период.

Объективной причиной участия России в решении глобальных проблем является спад производства, стагфляционные процессы в экономике, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов, слабая эффективность приватизации, неурегулированность платежей, высокий внутренний и внешний долг, нехватка финансовых ресурсов. А ведь Россия имеет мощный экономический потенциал:

  1.  Мощные запасы угля, железной руды, газа, нефти, цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и других полезных ископаемых. Общая стоимость разведанных природных ресурсов – 28-30 трлн. долл., с учетом прогнозов – 140 трлн. долл.
  2.  Россия обладает мощным научно-техническим потенциалом, который находится на втором месте после природных ресурсов. По количеству ведущих НИОКР Россия занимает второе место в мире.
  3.  Россия располагает квалифицированными трудовыми ресурсами;
  4.  Россия имеет развитой промышленный потенциал.
Вот почему Россия способна участвовать в решении многих глобальных проблем и прежде всего в области международной торговли. Для этого необходимо устранить монополизм западных стран и создать систему объективной конкурентной среды с разными возможностями для торговли.

Расширенные связи с крупными азиатскими странами: Китай, Япония, Индия.

По такой глобальной проблеме как международная задолженность Россия занимает парадоксальное положение: она должник в отношении стран Запада и кредитор относительно большого числа развивающихся стран. Для решении проблемы реструктуризации долгов Россия вступила в 1997 году в Парижский и Лондонский клубы, которые занимаются реструктуризацией долгов России Западу и долгов развивающихся стран Западу и России.

Заметна роль России в решении проблемы разоружения: сокращение военного потенциала, конверсия.

Участие России в решении продовольственной проблемы сводится к сотрудничеству с ВОЗ, ФАО в оказании гуманитарной помощи. В связи с началом военных бомбардировок НАТО территории Югославии и собратьями в Косово в конце марта 1999 года. Россия направила этой стране в конце апреля гуманитарную помощь в размере 1 млн. долл. по линии МЧС.

Наиболее заметную роль Россия играет в решении следующих глобальных проблем:

  •  освоение космоса;
  •  разоружение;
  •  предоставление гуманитарной помощи;
  •  участие в миротворческой деятельности, связанной с военными и        этническими конфликтами в мире.

 

7                                                   Тема 9 Глобальные проблемы и международные экономические отношения»                                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81245. Место курса информатики в системе учебных дисциплин. Базисные учебные планы. Анализ школьных программ по информатике в общеобразовательной школе 37.67 KB
  А в это же самое время уже шла работа над созданием новой концепции так называемого базисного учебного плана БУП. утвердило и ввело в действие первую версию российского БУП общеобразовательных учреждений в котором в максимальной степени должны были учитываться и интересы государства и интересы региона и интересы образовательного учреждения т. БУП сам по себе не является рабочим учебным планом для школы он лишь представляет собой основу для разработки регионального базисного учебного плана на основе которого в свою очередь школа...
81246. Программное обеспечение курса информатики в общеобразовательной школе. Оборудование школьного кабинета информатики: материальная база и санитарные нормы 37.59 KB
  Помимо компьютерного оборудования кабинет информатики рекомендуется оснащать: Набором учебных программ для изучения курса информатики и отдельных разделов иных учебных предметов; Заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении организации самостоятельных работ и упражнений за ПЭВМ; Комплектом учебнометодической научнопопулярной справочной литературы; Журналом вводного и периодического инструктажей учащихся по технике безопасности; Журналом использования КУВТ на каждом рабочем месте; Журналом сведений об отказах...
81247. Методическая система и организация обучения информатике в школе: урок как основная форма обучения информатике. Подготовка к уроку информатики. Дидактические особенности учебных занятий по информатике 38.5 KB
  Школьный урок образует основу классноурочной системы обучения характерными признаками которой являются: постоянный состав учебных групп учащихся; строгое определение содержания обучения в каждом классе; определенное расписание учебных занятий; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся; ведущая роль учителя; систематическая проверка и оценка знаний учащихся. Роль учителя во время фронтальной лабораторной работы наблюдение за работой учащихся в том числе и через локальную сеть КВТ а также оказание им оперативной...
81248. Понятие педагогического программного средства (ППС). Типы ППС. Требования к разработке ППС 39.36 KB
  Например в институте средств обучения РАО выделили несколько классификационных критериев типологии педагогических программных средств: По предметному содержанию; По функции: диагностические контролирующие обучающие демонстрационные справочноинформационные формирующие тренажерные; По степени активности учащихся которая определяется структурой и характером деятельности программы рассчитанные на минимальную степень активности демонстрационные на максимальную степень конструирующие программы; По целевой группе пользователя ...
81249. Цели и основные формы дополнительного изучения основ информатики и её приложений в средней школе. Организационные формы и содержание внеклассной работы 38.38 KB
  Организационные формы и содержание внеклассной работы. Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. Кружковая работа со старшеклассниками возможна при организации групп для работы в телекоммуникационных сетях. Все большее значение в организации внеурочной работы со школьниками приобретает участие в телекоммуникационных проектах конкурсах грантов и пр.
81250. Понятие информационных и коммуникационных технологий. Направления внедрения ИКТ в образование. Дистанционные технологии в образовании 37.12 KB
  Хуторской выделяет следующие принципы дистанционного обучения: Принцип создания дистантным учащимся образовательной продукции в изучаемых предметных и образовательных областях. Принцип соответствия внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Принцип приоритета деятельностного содержания перед информационным. Принцип креативного характера учебной деятельности.
81251. Инструментальные средства для разработки ППС, их достоинства и недостатки. Экспертная оценка ППС 35.7 KB
  Экспертная оценка ППС. Зайнутдинова предлагает различать 3 типа компьютерных обучающих программ: педагогические программные средства ППС компьютерные учебные программы одноцелевого назначения: сервисные контролирующие тренажеры моделирующие демонстрационные и т. Процесс создания ППС Педагогический сценарий детализирует структуру учебного материала и последовательность его изложения Технологический сценарий детализируетя технология представления Кодирование технологического сценария Технология разработки ППС рассмотрение принципов...
81252. Понятие государства 38.69 KB
  Суть ее в том что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть. Естественноправовая договорная теория которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными заключаемого в целях организации общественной жизни.Гумплович – считал что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.
81253. Типология государств; формационный и цивилизационный подходы 39.33 KB
  Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основании их общих признаков отражающая свойственные данному типу государств общие закономерности возникновения развития и функционирования. Центральным в типологии государства является понятие типа государства. Понятие тип государства служит для обозначения наиболее общих черт различных государств дающих возможность определить типовую принадлежность государства то есть его родство с другими государствами. Тип государства – это совокупность общих...