80653

Организационные формы управления предприятием в международном менеджменте

Лекция

Мировая экономика и международное право

Понятие организационной структуры управления ее элементы. Принципы проектирования организационных структур управления. Требования к структуре управления.

Русский

2015-02-18

129.5 KB

3 чел.

18

Организационные  формы  управления   предприятием в  международном менеджменте

Организационные  формы  управления   предприятием в  международном менеджменте

                                                                                                                Звезды твои, если твоя голова, руки и сердце созданы для звезд.

                   Рэй Брэдбери

                                                                                                                               Работайте и ищите, не надеясь на моменты, и вы непременно найдете.

               Якоб Штейнер

Система менеджмента на предприятии как социально-управляемая система.     Понятие организационной структуры управления, ее элементы.   Принципы проектирования организационных структур управления.    Требования к структуре управления.     Типы организационных структур, их характеристика.    Тенденции в системе организации и управления производством в современных условиях.    Определение параметров организационной структуры.    Жизненный цикл организации.    Вопросы для повторения.     Ситуации для обсуждения.

Система международного менеджмента на предприятии

как социально - управляемая система

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент - это прежде всего управление социальными коллективами людей, а потому  его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему.

Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления - субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия - объект менеджмента)

Система - некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Системный подход в менеджменте:

      

          Входы                               Преобразования                             Выходы

     

 

                                                     

 

     

                                                   

                                                                


 

Представление о системе менеджмента на предприятии:

Название

Характеристика

микроскопическое

множество наблюдаемых, неделимых элементов, расположение и связи между   которыми фиксирует система

макроскопическое

единое целое, находящееся в некоторой среде и связанное с ней посредством связей

функциональное

совокупность действий, необходимых для достижения целей предприятия

иерархическое

совокупность связанных иерархически подсистем

процессуальное

изучение состояния системы во времени

    

Системе менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы:

  1.  взаимодействие с окружающей средой;
  2.  синергизм;
  3.  динамическое равновесие;
  4.  равенство конечных результатов.
  5.  

Сравнительный анализ открытой и закрытой систем:

Фактор

Система

Сравнения

Закрытая

открытая

Основная  цель

Экономическая

Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды

Внешняя среда

Прогнозируемая

Совершенно неопределенная

Функция

Точно описанные права, методы

Точные инструкции отсутствуют

Контроль и ответственность

В соответствии с иерархией на предприятии

Каждый несет ответственность за отдельную проблему

Факторы престижа

Положение в иерархии, должность

Личностные качества, компетентность

Управление

Авторитарное                                  Инструкции                                  Правила                                  Решения

Демократическое

Информация

Предложения

Советы

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и ясной ситуации на рынке. Менеджер может предвидеть и корректировать повседневные задачи, принятые обязательства.

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство.  

    

                  

                                                        

      

Итак, предприятие - организованная система, т.к. ей присущи следующие признаки :

- детерминированность - деятельность одного элемента сказывается на других элементах;

- динамичность;

- наличие управляющего параметра;

- наличие контролирующего параметра;

- наличие прямых и обратных связей.                                                        

   

                                            Система менеджмента на предприятии

 

                                                                     

                                                                            

                                                                            

    

     Характеристики

               системы  

          менеджмента                                       

 

 

 

Понятие организационной структуры управления,

ее  элементы

Организационная структура - состав, взаимосвязи, соподчиненность совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.

Первые организационные структуры появились еще до нашей эры в армии. С момента образования организационную модель имела церковь. И сам управленческий термин - иерархия - пришел к нам из церкви. В православной церковной иерархии существует 3 уровня: епископство, священство, диаконство.

Построение организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и вторичности органа управления, имея пирамидальный характер, т.е. содержит несколько уровней управления:

 

 

                                            

 

                                                  

 

                                                 

                                       

                                                   

                                         

           

                                                                                                                         

Пирамидальная структура функционирует как единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).

Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше он занят решением конкретных технических задач и тем больший удельный вес в структуре его рабочего дня занимает решение социально-экономических, организационных вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.

Фактор сравнения

Централизованное

управление

Децентрализованное управление

Характеристика

Сосредоточение организационных и распорядительных функций на                                                высших уровнях, исполнительских - на низших

Привлечение к принятию оптимального решения различных уровней управления

Достоинства

Четкое распределение обязанностей, отсутствие параллелизма

Уменьшение объема передаваемой с уровня на уровень информации

Недостатки

Снижение гибкости и  оперативности в работе аппарата управления

Затруднено регулирование и контроль процесса управления

 

 

Принципы проектирования организационной структуры

управления

 

                                                 

                                                

                                                

                                           

                                           

                                

Требования к структуре управления

Построение структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:

 - экономичность;  

 - адекватность;

 - адаптивность;

 - гибкость;

 - динамизм;

 - специализация;

 - пропорциональность;

 - оптимальность;

 - оперативность;

 - надежность.

               

типы организационных структур , их характеристика 

    

Различают следующие традиционные оргструктуры:

                                                                  Р

                                         

                                              Л1                  Л2

 

                                                                                                                                     

                                       И1       И2       И3       И4

 

 

 

Линейная оргструктура четко функционирует при решении стабильных задач с выполнением повторяющихся операций, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам.

 

 

 

 

Функциональная оргструктура требует четкой  межфункциональной координации.

                                      

 

                                  

 

                                                                                                 

 

 

 

Линейно-функциональная оргструктура  обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.

Совершенствование линейно-функциональной оргструктуры привело к появлению дивизиональной оргструктуры управления, когда отдельные подразделения , обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством.

Решение задач правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении, более эффективного использования ресурсов привели к созданию программно-целевых структур.

Характеристика программно-целевых оргструктур

Вид структуры

Содержание

1. Структура проектного управления

Выделяются коллективы работников, каждый из которых занимается  решением определенной проблемы (проекта), имеющей различную целевую направленность.

Достоинства: сохраняется принцип централизованного руководства, концентрация деятельности отдельных менеджеров над решением конкретных  задач, гибкость

Недостатки: эффективна на предприятиях с узкой номенклатурой сложной продукции, в отраслях производства устойчивого широкого ассортимента выпускаемой продукции неприменима

  1.  Внедрение

Нововведений

Планирование и введение различных новшеств в технологию разработки принципиально новых видов изделий, их реализация возлагается на группу нововведений

Достоинства: сосредоточение внимания менеджеров функциональных подразделений на выполнение дел, занимающих значительный вес в годовой производственной программе, гибкость, оперативность

Недостатки: не исключена возможность дублирования функций в нескольких группах

3. Матричная

Президент 

 

Достоинства:

Лучшая ориентация на проектные цели и спрос

Более эффективное текущее управление

Более гибкое использование кадров, специальных знаний и компетенции

Улучшение контроля за  отдельными задачами проекта

Время реакции на нужды проекта и желания заказчиков сокращается

Недостатки: 

Необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям и другими подразделениями

Возможность нарушения установленных правил и стандартов функциональными подразделениями  

Возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектов

Двойное подчинение

В условиях управления многофункциональными программами, требующими увеличения числа проектных и функциональных руководителей, становится необходимым создание  специального штаба-координатора на среднем уровне. Его задача: обеспечение руководителей проектов необходимой информацией, анализ организационно-технических решений, фиксация сроков выполнения программ и т.д. Такая структура называется матрично-штабной. Она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, проектное, обеспечивая координацию деятельности между ними.

В рыночных условиях появляются новые формы интеграции предприятий диверсифицированного типа. Принцип создания таких структур: концентрация ресурсов, мощностей, производств разного профиля для выпуска продукции массового спроса, возможность маневрирования средствами, сокращения затрат производства, создание предпосылок ускорения НТП.

Новые формы интеграции предприятий

Тип предприятия

Краткая характеристика

1. Концерн

Интеграция производства на межотраслевой основе со строгим соблюдением интересов каждого участника. Закон деятельности - четкая ориентация на потребителя. Одна из форм организации - акционерная

2. Межотраслевые научно-технические комплексы

Головная организация, несколько институтов, опытных и серийных заводов отраслевого подчинения, сохраняющих свою самостоятельность и права

3. Ассоциация

Добровольное объединение предприятий при их полной экономической и административной самостоятельности. Решения принимаются только по принципу единогласия

4. Консорциумы

Временное добровольное объединение предприятий для решения целевых программ и проектов

5. Конгломерат

Концерн, возникший при поглощении большого числа компаний, не имеющих между собой функциональных связей, большие размеры диверсификации производства, акций на финансовых операциях. Значительная часть прибыли не от производственной деятельности, а от выпуска ценных бумаг

6. Холдинг

Объединение капиталов, а не предприятий; финансовый фонд. Считается, что холдинг не вмешивается во внутренние дела предприятий, акциями которых владеет , а интересуется в основном дивидендами

Тенденции в системе организации и управления производством в современных условиях

В современных условиях наблюдаются следующие тенденции в области совершенствования организационных структур:


Тенденция

Характеристика

  1.  Переход от формальных к неформальным органическим системам управления
  1.  Софтизация экономики.

Автоматизация производства.

Нацеленность работника на реализацию своих способностей

Развитие экономической самостоятельности и ответственности вглубь предприятия

  1.  Создание центров прибыли (бизнес-центров).
  2.  Максимальная степень удовлетворения потребностей рынка

Сильная кадровая политика

1. Гарантированная занятость.                                                                                              2. Уважение к личности.

3. Обеспечение единого статуса всех работников

4. Ориентация на человека

  1.  Раскрепощение творческой энергии человека.
  2.  Предоставление возможности проявить инициативу, предприимчивость, самостоятельность.

3. Вера в индивидуализм.

4. Удовлетворение потребностей

  1.  Формирование высокоэффективных внутрифирменных связей

1. Развитие информационных технологий.

2. Совершенствование горизонтальных связей внутри предприятия

Определение параметров организационной структуры

Построение организационных структур осуществляется в последовательности:

определение состава и содержания функций менеджмента на предприятии;

оценка трудоемкости выполнения отдельных работ и операций;

расчет численности работников для каждой функции менеджмента;

формирование структурного подразделения в пределах рассчитанной численности;

определение необходимого количества уровней управления;

распределение работников по уровням;

составление (изменение) положений о структурном подразделении, разработка должностных инструкций.

Жизненный цикл организации

Стадия

Жизненного

Параметры

цикла

организации

Главная

задача

Основная

задача

Основные

вопросы

Динамика

Менеджера

Рождение

Выживание

Выход на рынок

Все новое и необычное

Новатор

Детство

Кратковременная прибыль

Укрепление

Конкурентоспособность

Оппортунист

Юность

Ускоренный рост

Борьба за свою долю на рынке

Изучение сегмента рынка

Консультант

Ранняя зрелость

Систематический рост

Рост по всем направлениям

Координация

Соучастник

Промежуточная зрелость

Сбалансированный рост

Централизация и автономизация

Интеграция

Объединитель усилий

Окончательная зрелость

Индивидуальность, имидж

Соподчиненность интересов

Балансировка интересов

Государственный деятель

Старение

Сохранение

Стабильность

Продолжение существования

Администратор

Возрождение

Оживление

Омолаживание

Обновление и развитие

Способен сообщить импульс


Вопросы для повторения

1. Элементы организационных структур управления и их характеристика.

2. Типология структур управления.

3. Требования, предъявляемые к современным формам систем менеджмента.

4. Принципы проектирования систем организационного управления.

5. Формы промышленных организаций, их значение, особенности и роль в развитии рыночных отношений.

6. Методы проектирования и рационализации организационных структур менеджмента.

Ситуации для обсуждения

  1.  Какая связь между организационной структурой и кристаллической решеткой металла?

  1.  Имеется ли связь между сокращением управленческого аппарата предприятия и совершенствованием организационной структуры?

  1.  Сможет ли эффективно руководить менеджер, если непосредственно ему подчинено 25 - 30 человек?

4. Какое влияние оказывает норма управляемости на эффективность действий менеджеров?

17

Курс «Международный менеджмент»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

367. Трансформация образа трикстера в современной культуре 843 KB
  Основные характеристики трикстера как мифологического персонажа в архаической традиции. Исходная парадигма образа героя-трикстера: этиологические мифы. Трикстериада и ее взаимоотношения с институтом шаманизма и волшебной сказкой.
368. Смарт-карты известных мировых производителей 139.5 KB
  Основные сведения о смарт-картах. Чтение/запись смарт-карты через параллельный порт. Основные управляющие команды карты. Назначение областей данных. Принципиальная схема источника питания.
369. Решение вопросов теории вероятности на уроках математики 583 KB
  Выделить основные цели и задачи изучения теории вероятностей в курсе школьной математики. Изучение и анализ научной учебно-методической литературы, программ по математике для общеобразовательных учреждений. Наблюдение за деятельностью учащихся, ее анализ.
370. Проектирование усилителя низкой частоты 354.5 KB
  Расчет режима работы транзистора по постоянному и переменному току. Расчет КПД каскада для максимального входного сигнала. Расчет коэффициента гармонических искажений. Расчет элементов цепи смещения.
371. Управление производственной деятельностью станций технического обслуживания 380.5 KB
  Расчет производственной программы по количеству ТО и ТР автомобилей. Выбор метода технологического процесса на объекте проецирования. Выбор режима работы объекта и график работы автомобиля на линии. Выбор метода организации производства ТО и ТР на предприятии.
372. Раздел совместно нажитого имущества супругов 81 KB
  Раздел общего имущества по соглашению сторон. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Имущество не подлежащее разделу. Общая собственность на имущество. Судебные дела по принудительному обмену.
373. Мировые религии и их связь с общественными институтами 242.5 KB
  Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного воспитания. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития.
374. Техногенные чрезвычайные ситуации 40.39 KB
  Радиационно-опасные объекты. Опасные химические вещества. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на морском и речном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Опасность, возникающая во время аварий на РОО.
375. Рухова активність і здоров’я 49.5 KB
  Переконати учнів, що рух – це життя, а гіподинамія – основний чинник виникнення хронічних хвороб і скорочення життя. Сприяти формуванню вміння самостійно працювати, аналізувати, роботи висновки. Впливати на виховання потреби у здоровому способі життя.