80659

Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов. Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента — их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

Русский

2015-02-18

697.5 KB

0 чел.

20

 Методы менеджмента

Методы менеджмента

Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.

Амброд Бирс (писатель, США)

Сущность методов менеджмента, их характеристика.   Экономические методы менеджмента.    Административно-правовые методы менеджмента.  Социально-психологические методы менеджмента.   Вопросы для повторения.    Ситуации для обсуждения.

Сущность методов менеджмента, их характеристика

Менеджмент — это творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента — способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга.


Параметр

Метод

                       

экономический

административно-

социально-

 

правовой

психологический

  1.  Основа использования

Экономические законы и

экономические

интересы

Законы государственности и права, правовые интересы

Законы социально-психологического развития, социальные интересы

Орудия воздействия

Экономические формы

Административно-правовые и организационные формы

Социально-психологические факторы

Необходимо соблюдать

Экономическую

среду

Организационно- правовую среду

Благоприятный

социально-психологический климат

Место в рыночной экономике

Исходный и основополагающий метод

Вспомогательный метод

Обеспечивающий и основополагающий

Главная нагрузка в аппарате управления принадлежит

Экономическими службами

Руководителю с аппаратом управления и контроля

Общественным

организациям и

руководителю

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Метод

Реализуемая потребность

Социальная

Познавательная

Физическая

Безопасность

Экономический

+

-

+

-

Административно-правовой

+

-

-

+

Социально-психологический

+

+

-

-

  

Итак, все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека - признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью является познавательная — самовыражение, свобода, развитие личности.

Экономические методы менеджмента

Экономические методы менеджмента — комплекс способов и приёмов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента — их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов.

Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчёт

Коммерческий расчёт синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Характеристика коммерческого расчёта:

Область использования

Принцип действия

  1.  Ценообразование

Приспособление уровня и структуры цены к требованиям и условиям рынка

Издержки производства

Снижение затрат на каждой ступени производственного цикла путем:

— совершенствования технологии;

— разработки новых видов продукции при повышении качества;

— повышения производительности труда;

— экономии накладных расходов и др.

Финансирование и

Кредитование

Перемещение средств между подразделениями для получения устойчивой прибыли в масштабах всего предприятия; обеспечение лучших условий получения займов и кредитов

В рамках коммерческого расчёта в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчёт — система взаимоотношений внутри предприятия.

Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчёта основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

Коммерческий расчёт

Внутрифирменный расчёт

  1.  Предполагается ведение расчётов между различными собственниками внутри предприятия
  1.  Осуществляется в рамках собственности единого подразделения

Цены отражают реальный процесс производства

Цены устанавливаются исходя из общей ценовой политики предприятия

В отличие от хозяйственного расчёта, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчёт предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространён метод ценообразования по принципу “полных издержек”, предполагающий установление уровня цены с учётом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объём производства в тот или иной период, а на заданный объём продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 - 80 %) с учётом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики — обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счёт процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причём одни из них за счёт валового дохода, другие — непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очерёдность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем — все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины, и наконец остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений:

Вид страхования

Объект страхования

  1.  Имущественное

Материальные ценности

Социальное

Уровень доходов граждан

Личное

Жизнь, здоровье и трудоспособность граждан

Страхование собственности

Обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального или иного ущерба, если он был нанесён другим лицам

Страхование предпринимательских рисков

Риск неполучения прибыли или образования убытка


Маркетинг

Маркетинг является инструментом, направленным на изучение и учёт спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объёмах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг — инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, — и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путём формирования, в свою очередь, определённых потребностей.

Административно-правовые методы менеджмента

Административно-правовые методы менеджмента — совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль. Их осуществление гарантируется действующей системой государственных законов и нормативных актов.

Цель юридического воздействия заключается в стимулировании связей и отношений, возникших в процессе управления производством, прежде всего это проявляется в использовании правовых норм.


Применение правовых норм предполагает использование различных санкций.

Административное воздействие определяется объёмом полномочий. которым наделён руководитель. Передача части полномочий подчиненным— способ усиления власти менеджера.


 

Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента:

Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объём управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных к выполнению.


Действенность организационного воздействия зависит от чёткости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов.

Действенность организационного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления.

Социально-психологические методы менеджмента

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нём люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента.



Социологические исследования показывают, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный “социальный климат” между членами коллектива, между руководителями и коллективом. Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами. Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Обязательными условиями создания благоприятного «социального климата» являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.


Различны способы получения социологической информации.

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей.

Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием “нового” работника.


В управленческой деятельности используют психологические законы.

Вопросы для повторения

1. Что такое методы менеджмента?

2. Общая характеристика методов менеджмента.

3. Роль экономических методов менеджмента и их классификация.

4. Роль административно-правовых методов менеджмента и их классификация.

5. Роль социально-психологических методов менеджмента и их классификация.

Ситуации для обсуждения.

1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразно ли их стажировать за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?

19

Курс «Менеджмент»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74443. Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона, иного нормативного правового акта, предложений по совершенствованию действующего законодательства 14.66 KB
  Новизна прикладных правовых исследований: концепция проекта закона иного нормативного правового акта предложений по совершенствованию действующего законодательства. Новизна прикладных правовых исследований определяется сферой их применения. Следует отметить что предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения сформулированные ученымиюристами а также подготовленные ими проекты законов иных нормативных правовых актов не обладают новизной научного знания а представляют собой разновидность конструкторских...
74445. Критика правовой теории 44.5 KB
  Специфика критики как процедуры научного познания состоит в следующем. Например объектом правовой науки предстает социальноправовая практика тогда как объектом критики в об iи правовой науки выступает существующее наличное научное знание о праве которое сохранилось дошло до наших дней в письменных и иных источниках. Объектом критики могут стать положения какой либо правовой теории школы доктрины взгляды отдельного ученого положения конкретной монографии иного научного труда либо просто отдельные высказывания по какомулибо...
74447. Понимание метода правовой науки 49.5 KB
  Метод теории государства и права представляет собой особый компонент правовой науки и имеет собственное отличное от теории права содержание. Умение оперировать теоретическими знаниями категориями и понятиями теории государства и права закрепляется в правилах принципах составляющих непосредственное содержание различных общих и специальных методов. Примером такого рода правил могут служить принципы толкования права. Не представляет особого труда обнаружить обусловленность требований методов толкования права положениями общей теории права о...
74449. Объект правовой науки: понятие и состав 11.79 KB
  Объект правовой науки: понятие и состав. В философской и науковедческой литературе объект понимается как реально существующий мир или его часть исследуемые наукой для раскрытия ее предмета тогда как предмет – это определенный аспект закономерности существующего мира познание которых составляет непосредственную цель науки. В объект правой науки в целом и ее отдельных отраслей входят государство право правоотношения правонарушения и др. Однако объект правовой науки не может быть ограничен только названными явлениями.
74450. Объяснение. Понятие и структура объяснения. Виды объяснений 12.36 KB
  Экспаланс объясняющий содержит научно обоснованные положения из которых с необходимостью и вероятностью следует заключение. Экспаланс имеет два вида посылок: большую посылку составляют теоретические законы принципы и иные общие положения правовой науки философии итд полученные индуктивным путем. меньшую посылку образуют положения свидетельствующие о наличии у исследуемого явления совокупности признаков связей характерных для действия закона принципа общей связи обозначенной в большей...
74451. Описание как процедура научного исследования 12.26 KB
  Описание как процедура научного исследования. Процедура систематизации эмпирического материала завершающаяся его системным и целостным изложением называется описанием. Описание отвечает на вопрос: Что есть и Что было тем самым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описание используется для изложения сведений об исследуемом предмете содержащихся в разных источниках.