80665

Методологические аспекты менеджмента

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Менеджмент - это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Русский

2015-02-18

150 KB

0 чел.

Методологические аспекты менеджмента

Появление менеджмента в этом столетии может оказаться поворотной точкой истории

                                                    П.Дракер

Сущность и необходимость менеджмента.    Развитие теории и практики менеджмента.     Научные школы менеджмента.   Сравнительный анализ моделей менеджмента.    Составляющие понятия "менеджмент".    Цели и задачи менеджмента.      Вопросы для повторения.      Ситуации для обсуждения.

Сущность и необходимость менеджмента

Английское слово "менеджмент" своими корнями уходит в греческое слово "манус" ,  что означает "рука, сила". Оно отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения.

Понятие "менедж" (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие  требований  к  управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы,  умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Менеджмент - это тип  научно-практического  управления,  т.е. руководство людьми и производством,  которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент - это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства,  реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

Менеджмент - это искусство ведения дел,  управления  тем  или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления,  чувство  хозяина,  сочетающееся как с чутким,  бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование,  добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

К менеджеру предъявляются определенные требования.

Требования к менеджеру, сформулированные фирмами:


" ИБМ "  

" Уэлкомберроуз " 

" Хитачи " 

1. Уважение к личности

1. Честность

1. Искренность

2. Внимание к клиенту

2. Этичность

2. Дух оптимизма

3. Высокое качество работы

3. Уважение к личности

3. Конечная гармония

4. Способность к коллективной работе

5. Приверженность к  исследованиям

6. Новаторство

7. Качество работы

8. Чувство гражданства

9. Эффективность

10. Приспособляемость

Примером талантливого менеджера может служить американец Ли Якокка. в  начале 80-х годов этот "сверхгерой из бизнеса" спас от краха  автомобильный концерн "Крайслер". Ли Якокка проявил себя как подлинный новатор маркетинга. Он мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов,  положившись на свой  опыт  и  интуицию  менеджера-коммерсанта, предпринимателя.

Им сформулированы следующие характеристики эффективного менеджмента:


Философия менеджмента

Основные положения 

Характеристика

1. Характерные черты  

1. Привлекательный вид места работы

Идеального места работы

2. Талантливые сотрудники

3. Вознаграждение за труд и усердие

4. Сознание что продукция пользуется спросом у                     покупателя

2. Главные принципы

1. Проведение эффективной инновационной деятельности

2. Оценка по достоинству труда каждого рабочего

3. Поощрение духа соревновательности

4. Поиск новых эффективных методов управления

3. Основные краткосрочные цели

1. Создание инфраструктуры, отвечающей требованиям рынка

2. Использование оригинальной передовой технологии

3. Производство конкурентоспособной продукции

Развитие теории и практики менеджмента

Понятие "научное управление" ввел представитель  американских фрахтовых кампаний  Луис Брандейс в 1910 году.

Теоретик в области управления 30  -  40-х  годов ХХ века  Лютер  Гьюлик отмечал,  что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять почему и как люди работают вместе  для  достижения определенных целей и для того,  чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером становится  английский  промышленник  Роберт  Оуэн.  На  своей  прядильной  фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда  и  мотивации  деятельности,  взаимоотношений  рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником  по  управлению  считается книга английского профессора математики,  инженера и предпринимателя  Ч.Бебиджа  "Экономика машин и производства" (1832 г.).

Основателем классической школы управления ,  да и вообще  менеджмента является  Ф.Тейлор,  изложивший свои взгляды в трудах "Научная организация труда" (1912 г.),  "Научные основы организации промышленных предприятий", "Тейлор о тейлоризме". Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Тейлор сформулировал следующие функции менеджмента:                    


Итак общая характеристика научного менеджмента Ф.Тейлора:                  

  

                 

 

Теоретически работы Ф.Тейлора были обоснованы инженером-социологом М.Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, - наиболее  эффективный метод работы.  Всю организацию,  считал Вебер, можно разложить на составные части,  пронормировать работу каждой из  них,  в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку,  т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником.  В этом смысл бюрократической системы М.Вебера. На верхних ступенях управления рекомендовался принцип сочетания власти и ответственности,  когда руководителю давались жестко ограниченные полномочия и заранее оговоренная ответственность, нарушать которые управленцам не разрешалось.

Развитие идей Ф.Тейлора было продолжено французским инженером А.Файолем. В  своей  книге  "Общее  и   промышленное   управление" (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

технические (производство, обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение капитала и эффективное его  использование);

страховые (охрана собственности и личности);

учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

административные.

Относительная важность этих операций для персонала и предприятия (по А.Файолю):


Категория

персонала,         

Значимость операции, %   

Группа

предприятий

технической

коммерческой

финансовой

страховой

учетной

администра-

тивной

персонал

Рабочий

85

-

-

5

5

5

Мастер

60

5

-

10

10

15

Начальник цеха

45

5

-

10

15

25

Начальник службы

30

10

5

10

10

35

Директор

15

15

10

10

10

40

предприятие

Малое

40

20

10

5

10

15

Небольшое

30

15

10

10

10

25

Среднее

25

15

10

10

10

30

Крупное

15

15

10

10

10

40

Объединение

8

8

8

8

8

60

Согласно А.Файолю  управлять  - это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций,  причем последнюю А.Файоль и отнес к управлению.

А.Файоль выделил следующие функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки:

                            

                           

Общая характеристика функционального менеджмента А.Файоля:             

    

                     

                    

                    

 

Описанные выше  положения  характеризуют первый этап развития менеджмента -  ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.


Научный

менеджмент

Ф. Тейлора

                   

Деловое

                            Бюрокра-      администрирование        Функци-

                            тическое                                                    ональный

                  администрирование                                        менеджмент

                          М. Вебера                                                   А.Файоля

В 20-30-е годы ХХ века в США проводились  теоретические  исследования человеческих отношений на производстве, которые были первой попыткой сконцентрировать менеджмент на человеческом  факторе.  Главная цель разработок заключалась в том, чтобы изучить поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Эта идея лежит в основе второго этапа развития менеджмента -  МЕНЕДЖМЕНТА  ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ .

Основателем второго этапа является Э.Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

    

 

 

  

Поведение человека в производственной среде изучали Д.Карнеш, М.Смолл, М.А.Робер,  М.Вудкок,  Д.Френсис и другие.  Из  советских ученых (20-е годы, СССР) следует отметить труды А.К.Гастева: "Рабочий,  который управляет станком,  есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)".

Взгляды Э.Мэйо и его последователей получили свое  дальнейшее развитие в трудах  Д.Макгрегора.

Второй этап развития менеджмента:

  

    

                         

 Третий  этап развития менеджмента связан с именами П.Дюпона и А.Слоана, которые отмечали, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую,  а не замкнутую систему.  Идея МЕНЕДЖМЕНТА БИЗНЕСОМ - ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

  Современный, четвертый,  этап развития менеджмента - СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - связан с именем П.Драккера.  Идея этапа - каждое предприятие, помимо получения прибыли,  должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

Современный этап развития менеджмента рассматривают как "тихую управленческую революцию", когда осуществляется переход от рационалистической парадигмы к неформальной:

Рационалистическая парадигма

Неформальная парадигма

I. Основа теории:

I. Основа теории:

  1.  Снижение издержек
  1.  Самореализующийся человек
  1.  Рост производительности  труда
  1.  Фирма - живой организм
  1.  Эффективное использование всех ресурсов
  1.  Постоянный учет меняющихся условий внешней среды
  1.  Рациональная организация   производства
  1.  Ориентация на потребителя

II. Фирма - "закрытая система"

II. Фирма - "открытая система"

  1.  Цели и задачи на длительный срок
  1.  Готовность к риску
  1.  Контроль всей деятельности
  1.  Ориентация на новые творческие возможности
  1.  Четкое выполнение заданий сверху
  1.  Адаптация во внешней среде
  1.  Функциональный принцип оргструктур
  1.  Динамичное изменение во времени и в пространстве

 

  

Неформальную парадигму сегодня используют в двух модификациях:

                            

 


Научные школы менеджмента

Вклад направления

Примечания

Школа   научного  управления   (1885-1920 г.г.)

  1.  Использование анализа для определения лучших     способов решения задач

Ф. Тейлор

Ф. Гилберт

  1.  Обеспечение работников ресурсами

Г. Гнат

  1.  Систематическое использование материального стимулирования

  1.  Отбор работников и их обучение

Классическая  (административная)  школа  управления   (1920-1950 г.г.)

  1.  Развитие принципов управления

А. Файоль

  1.  Развитие функций управления

  1.  Систематизированный подход к управлению всей   организации

Школа человеческих отношений  и школа  поведенческих  наук  (1930-1950 г.г.)

  1.  Использование приемов управления межличностными отношениями

М. Фоллетт

Э. Мэйо

  1.  Применение наук о человеческом поведении

Ф. Херцберг

Количественный  метод  ( с 1950 г. по настоящее  время )

1. Разработка и применение математических моделей в управлении

С.Форрестр

Э.Райф

2. Развитие количественных методов в принятии решений

С.Саймон

Попроцессный  подход  ( с 1920 г.  по настоящее время )

Рассмотрение управления как процесса, т.е. серии непрерывных взаимосвязанных действий (функций управления)

Ф. Тейлор

Р.Черчмен

В.Вудфорт

Системный  подход  ( с 1950 г. и  по настоящее  время )

Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в целое

А.Слоан

П. Дюпон

Р. Скотт

Ситуационный  подход  ( с 1906 г.  по настоящее  время)

Увязка конкретных приемов и концепций управления с определенными конкретными ситуациями для достижения целей организации наиболее эффективными способами

П. Дракер

У. Марч

Р.Томпсон


Сравнительный анализ моделей менеджмента

Многое из  опыта  в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике. Сравним две, наиболее признанные, модели менеджмента:

Японская модель менеджмента

Американская модель менеджмента

  1.  Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия
  1.  Индивидуальный характер принятия решений
  1.  Коллективная ответственность
  1.  Индивидуальная ответственность
  1.  Нестандартная, гибкая  структура
  1.  Строго формализованная структура управления
  1.  Неформальная организация контроля
  1.  Четко формализованная процедура контроля
  1.  Коллективный контроль
  1.  Индивидуальный контроль руководителя
  1.  Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост
  1.  Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе
  1.  Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль
  1.  Главное качество руководителя - профессионализм и инициатива
  1.  Ориентация управления на группу
  1.  Ориентация управления на отдельную личность
  1.  Оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по  коллективному результату
  1.  Оценка управления по индивидуальному результату
  1.  Личные неформальные отношения с подчиненными
  1.  Формальные отношения с подчиненными
  1.  Продвижение по службе по старшинству и стажу работы
  1.  Деловая карьера обусловливается личными результатами
  1.  Подготовка руководителей универсального типа
  1.  Подготовка узкоспециализированных руководителей
  1.  Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т. д.
  1.  Оплата труда по индивидуальным достижениям
  1.  Долгосрочная занятость руководителя в фирме
  1.  Найм на работу на короткий период

Составляющие понятия "менеджмент"

                          

 

                    

 

 

Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента - обеспечение прибыльности предприятия, эффективное  использование  кадрового потенциала,  постоянное преодоление риска при работе на внутреннем и внешнем рынках.

 

Вопросы для повторения

  1.  Раскройте содержание понятия "менеджмент".
  2.  Покажите эволюцию теории и практики менеджмента.
  3.  Охарактеризуйте содержание четырех этапов развития  менеджмента.
  4.  Оцените вклад в развитие теории менеджмента Ф.Тейлора, А.Файоля, Э.Мэйо, П.Дюпона, П.Драккера.
  5.  Назовите критерии современной модели менеджмента.
  6.  Каковы цели и задачи менеджмента?
  7.  Охарактеризуйте менеджмент как тип рыночного управления.
  8.  Какие модели менеджмента Вы знаете?
  9.  Кого можно считать менеджером?

Ситуации для обсуждения

  1.  В США говорят так:  "Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться". Правильно ли это?

  1.  Необходимо ли изучать зарубежный опыт при повышении  квалификации работников?  Составьте  программу подготовки специалиста менеджера.

  1.  Целесообразно ли стажировать наших управленцев за рубежом?

  1.  Акио Морита,  создатель и глава всемирно известной  электронной корпорации "Сони", неоднократно повторял американским бизнесменам:  "Вы уважаете только деловых людей, которые умеют  быстро заработать деньги.  Мы же в Японии ценим наших инженеров и техников:  для нас честью является  трудиться в области непосредственного производства". Прокомментируйте. Как соотнести эти слова с российской практикой управления?


Способность заниматься подлинно предпринимательской деятельностью

Образование

Умение обучать и отбирать кадры

Желание заниматься предпринимательской деятельностью

Умение управлять людьми, занимающимися производственной деятельность, и организовывать их деятельность на решение общей задачи

Знать законы и условия функционирования частного бизнеса

Готовность к риску

Трезвая оценка своих сил

и возможностей

Требования

к менеджеру

Выбор цели

Выбор средств

Подготовка средств

Контроль результатов

Функции

менеджмента

(по Ф.Тейлору)

аука вместо традиционных

навыков

Гармония вместо противоречий

Сотрудничество вместо

индивидуальной работы

Максимальная производительность вместо ограничения

производительности

Развитие каждого отдельного рабочего до максимально доступной ему производительности и максимального благополучия

Элементы

научного

менеджмента

Ф.Тейлора

Нормирование

любой труд можно структурировать и измерить

Принципы научного менеджмента Ф.Тейлора

Соотношение времени и задач

результат необходимо достигать к определенному времени

Вознаграждение за конечный результат, а не за деятельность

Систематический отбор и обучение

кадров

3. Руководство

4. Координация

Универсальный подход

функционального менеджмента А.Файоля

2. Организация

5. Контроль

1.Планирование

Разделение работы

Власть

Дисциплина

Единоначалие

Единство направлений

Подчиненность личных интересов общим

Вознаграждение

Централизация

Иерархия

Порядок

Справедливость

Стабильность персонала

Инициатива

Кастовый дух

Четырнадцать

принципов

функционального

менеджмента А.Файоля

Человек - "социальное животное"

Жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека

Решение проблемы человека - дело

бизнесменов

Выводы Э.Мэйо 

Концепция человеческих отношений Э.Мэйо и М.Фоллит

2 этап: менеджмент человеческих

ресурсов     

Исследования отношений человека

к труду Д.Макгрегора

Маркетинговая (сочетание наук

управления и маркетинга)

Информационная (акцент на информационное обеспечение труда)

Модификации

неформальной 

парадигмы

Ориентация предприятия на спрос и потребности рынка

Постоянное стремление к повышению эффективности производства

Хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за деятельность предприятия

Постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка

Необходимость использования информации с компьютерной техникой для принятия обоснованных и оптимальных решений

Менеджмент-тип рыночного

управления

Основные критерии современной модели

менеджмента

Конкурентоспособность

Эффективность

Менеджмент - самостоятельный вид

профессиональной деятельности

Менеджмент - организация управления фирмой

Менеджемнт - различные уровни аппарата управления

Менеджмент - организация работы людей коллектива

Менеджмент - система управления

Менеджмент - процесс принятия

управленческих решений

Составляющие 

понятия    

"менеджмент"

Организация производства товаров

и услуг с учетом потребностей

потребителей

Обеспечение стабильного положения предприятия на рынке

Стимулирование работы персонала

Постоянный поиск и освоение новых

рынков

Разработка стратегии развития предприятия

Задачи

менеджмента 

Определение необходимых ресурсов

и источников их обеспечения

Повышение квалификации кадров

Создание атмосферы творческой

активности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72690. ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ГЕМОСТАЗА 10.55 MB
  Оценка состояния свертывающей системы крови одна из самых сложных диагностических задач. В настоящем пособии этот вопрос рассматривается с различных точек зрения: общих биологических закономерностей функционирования многокомпонентных систем организма патофизиологических механизмов...
72692. Перевірка рівня сформованості основних навичок роботи з електронними таблицями 104 KB
  Права частина служить для переміщення по таблиці вправо уліво а ліва частина що містить ярлички аркушів дозволяє переміщатися між аркушами. Створення таблиці Створіть заготівлі таблиці самостійно застосовуючи наступні операції: запуск Excel; форматування рядка заголовка.
72693. Дослідження мультивібратора на напівпровідникових транзисторах 2.58 MB
  Відповідно, параметри транзисторів повинні бути повністю ідентичні. І така ідеальна схема буде непрацездатною: обидва транзистори будуть відкриті. Неможливість реально забезпечити абсолютну симетрію і наявність додатного зворотного зв’язку призводять до того, що після подачі напруги живлення...
72696. Знайомство з можливостями баз даних Excel 103 KB
  Уявіть себе власником невеличкого магазину. Необхідно вести постійний облік приходу і витрати товарів, щодня мати перед очима реальний залишок, мати можливість роздрукувати найменування товарів по відділах і т.д. Допомогти у цьому може Excel.
72697. ДОСЛІДЖЕННЯ НАПІВПРОВІДНИКОВИХ ВИПРЯМЛЯЧІВ 823 KB
  Трансформатор використовується для перетворення напруги мережі до необхідної величини а також для розділення кіл постійного і змінного струмів. Електричний вентиль здійснює перетворення змінної напруги в пульсуючу де частота пульсації залежить від використання схеми за якою побудовано випрямляч.
72698. ДОСЛІДЖЕННЯ ПІДСИЛЮВАЧА НА ТРАНЗИСТОРІ 650 KB
  Схема підсилювача із загальним емітером наведена на рис. Так як схема підсилювача містить у собі реактивні елементи а якості транзистора залежать від частоти то коефіцієнт підсилення має різнізначення на різних частотах. Це явище називається частотними викривленнями підсилювача.