8068

Характеристика воспитания как педагогического явления

Доклад

Педагогика и дидактика

Характеристика воспитания как педагогического явления В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к проце...

Русский

2013-02-02

24.6 KB

42 чел.

Характеристика воспитания как педагогического явления

В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действовали учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники — воспитатель и воспитанник.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Но «взаимодействие» и «руководство» — понятия разные. Первое, отражает сложнейшие отношения воспитателей и детей, отводя последним активную роль, а второе — представляет их пассивным объектом педагогического руководства. В современном гуманистическом понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Уже отмечалось, что это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины. Особенность его в том, что деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.

Сложность воспитательного процесса еще и в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период формирования необходимых свойств личности. Ведь ребенок подвергается разнообразному воздействию и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт. Воспитание устраняет негативные качества, на их место ставит положительные. Это нелегкий процесс. Сложность его и в том, что он очень динамичен — подвижен и изменчив.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса — непрерывность. Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания — комплексный. Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Становление качеств личности происходит одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое взаимодействие также должно иметь комплексный характер. Комплексный характер нуждается в соблюдении целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения в общем педагогическом процессе. Он имеет ряд особенностей, а потому выделяется и рассматривается самостоятельно. К основным особенностям процесса воспитания относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, неопределенность и отдаленность результатов. Процесс воспитания имеет ярко выраженный комплексный характер.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37724. Создание Форм В INKSCAPE 874 KB
  Для этого щелкните по верхней линейке и перетащите вниз чтобы создать горизонтальную направляющую и щелкните по левой линейке и перетащите вправо чтобы создать вертикальную направляющую см. Выберите инструмент Рисовать круги эллипсы и дуги F5 и щелкните на значке Заливка в правом верхнем углу. Щелкните правой кнопкой мышки на круг и нажмите Продублировать CtrlD. Затем в окне трансформации установите 80 в поле Ширина и щелкните по кнопке pply.
37725. Создание трехмерного Текста в Inkscape 787 KB
  Выберите инструмент Создавать и править текстовые объекты F8 и введите на лист Вашу фамилию. Теперь добавим эффект перспективы к тексту и придадим трехмерность. Инструментом Выделять и трансформировать объекты F1 можно нажать пробел выделите текст и выполните команду Контуры Оконтурить объект ShiftCtrlС.
37726. ВИМІРЮВАННЯ ПАРАМЕТРІВ ІМПУЛЬСНИХ СИГНАЛІВ МЕТОДОМ ДИСКРЕТНОГО РАХУНКУ 132 KB
  ОСНОВНІ ТЕОРЕТИЧНІ ВІДОМОСТІ Методи вимірювання частоти і інтервалів часу різноманітні. Застосовуються методи безпосереднього вимірювання методи засновані на порівнянні частоти зі зразковою частотою за допомогою осцилографа гетеродинний нульове биття і резонансний методи. Метод вимірювання Вхідний сигнал В Відносна нестабільність частоти кварцового ген. Похибка вимірювання частоти Електродинамічний логометричний частотомір 36 127 220 __  1.
37727. Программирование на ассемблере MASM32. Изучение среды разработки RADasm и отладчика OllyDbg 584.5 KB
  Они необходимы программе для обработки и хранения в памяти команд и данных а также получения информации о собственном текущем состоянии и состоянии процессора.1: пространство адресуемой памяти до 2х в 32й степени байт 4 Гбайт для Pentium II и выше до 2х в 36 степени байт 64 Гбайт; регистры для хранения данных общего назначения; сегментные регистры; регистры состояния и управления; регистры устройства вычислений с плавающей запятой сопроцессора; набор регистров целочисленного MMXрасширения отображенных на регистры...
37728. Исследование линейных электрических цепей постоянного тока 309.11 KB
  1 ток в цепи и падения напряжения на участках цепи определяются по закону Ома: Разветвленная цепь с одним источником э. Сущность метода наложения основывается на принципе суперпозиции заключающегося в том что ток в отдельной ветви линейной разветвленной цепи равен алгебраической сумме...
37729. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВЕТВЛЕНОЙ ЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 48 KB
  1 за точные то абсолютная погрешность метода эквивалентного генератора таб.4 по сравнению с этими данными для тока I3 составляет 14 мА а абсолютная погрешность при использовании принципа наложения таб.3 мА так как данный ток будет течь в противоположную сторону по сравнении с указанным на схеме при включенном Е2 абсолютная погрешность составляет 34. Таким образом общая абсолютная погрешность для тока I3 составит 3.
37730. Изучение законов равноускоренного движения 232 KB
  Цель работы: изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом силы трения; оценка силы трения как источника систематической погрешности при определении ускорения свободного падения на лабораторной установке. Ускорение свободного падения можно найти с помощью простого опыта: бросить тело с известной высоты и измерить время падения я затем из формулы вычислить . Основная задача которая стоит перед экспериментатором при определении ускорения свободного падения описываемым методом состоит в выборе оптимального...
37731. Определение средней длинны свободного пробега и эффективного диаметра молекул воздуха 137.5 KB
  Краткое теоретическое обоснование методики измерений Основное уравнение динамики твёрдого тела вращающегося вокруг неподвижной оси имеет вид: 1 Где момент импульса вращающегося тела; момент его инерции относительно оси вращения; угловая скорость вращения и – момент силы....
37732. Определение модуля Юнга стальной проволоки из растяжения 159.5 KB
  2008г дата Томск –2007 Цель работы: ознакомление с одним из методов регистрации величины растяжения стальной проволоки при изучении упругой деформации определение модуля Юнга для стальной проволоки. Методика определения модуля Юнга стальной проволоки. Для определения модуля Юнга стальной проволоки необходимо знать результирующую массу установленных для растяжения проволоки грузов и измерить удлинение проволоки при ее растяжении.