80680

Экономико-статистическое прогнозирование

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методы различаются также по научной обоснованности и назначению. В большом многообразии методов многообразия можно выделить следующие их группы: методы экспертных оценок; методы экстраполяции; моделирование; нормативный метод; целевой метод. Методы экспертных оценок основан на использовании экспертной информации. Методы экстраполяции основываются на предположении о неизменности факторов определяющих развитие изучаемого объекта и заключается в распространении закономерностей развития объекта в прошлом на его будущее.

Русский

2015-02-18

42 KB

9 чел.

4

Лекции по курсу ''Моделирование и прогнозирование в экономике''

Экономико-статистическое прогнозирование.

  1.  Сущность статистических прогнозов.
  2.  

Классификация методов прогнозирования.1. Сущность статистических прогнозов.

Под прогнозом понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование - вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта, на основе анализа тенденций его развития. Прогнозирование должно отвечать на два вопроса: что вероятнее всего можно ожидать в будущем? Каким образом нужно изменить условия, чтобы достичь заданное состояние?

Прогнозы можно подразделять в зависимости от целей, задач, объектов, времени упреждения, методов организации прогнозирования, источников информации и т.д.

Большое количество таких прогнозов и отсутствие их строго определенных характеристик затрудняют создание единой классификации.

Согласно принятым классификациям с точки зрения объекта прогнозирования прогнозы можно подразделять на научно-технические, экономические, социальные, военно-политические и т.д.

Экономические в свою очередь могут подразделяться в зависимости от масштабности объекта на:

  1.  глобальные - рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности в мировом масштабе;
  2.  макроэкономические - анализируют наиболее общие тенденции явлений и процессов в масштабе экономики страны в целом;
  3.  структурные (межотраслевые и межрегиональные) предсказывают развитие н./х в разрезе отраслей материального производства и промышленности;
  4.  региональные - предсказывают развитие отдельных регионов;
  5.  прогнозы развития н./х комплексов определяют закономерности развития совокупностей отраслей, объединенных единой целью функционирования, технологической последовательностью обработки исходного сырья и т.д.;
  6.  отраслевые - прогнозируют развитие отраслей;
  7.  микроэкономические - предсказывают развитие отдельных предприятий, производства, отдельных продуктов и т.д.

По времени упреждения выделяются следующие экономические прогнозы:

оперативные (до одного месяца);

краткосрочные ( от нескольких месяцев до одного года);

среднесрочные (от1 года до 5 лет);

долгосрочные (от 5 до 20 лет и более).

Оперативный прогноз основан на предположении о том, что в  прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте как количественно, так и качественно. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий.

Краткосрочный прогноз предполагает только количественные изменения. Оценка событий соответственно дается количественная.

Среднесрочный и долгосрочный прогнозы исходят как из количественных, так и качественных изменений в исследуемом объекте, причем в среднесрочных количественные изменения преобладают над качественными.

Временем упреждения при прогнозировании называется отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз. Иногда его называют прогнозируемым периодом.

В зависимости от целей прогноза можно выделить 2 типа:

поисковый;

нормативный;

Нормативный прогноз - прогноз, который предназначен для указания возможных путей и сроков достижения заданного, желаемого конечного состояния прогнозируемого объекта.

Поисковый прогноз не ориентируется на заданную цель, а рассматривает возможные направления будущего развития прогнозируемого объекта (его будущее состояние).

Таким образом, прогноз отталкивается при определении будущего состояния объекта от его прошлого и настоящего, нормативный же прогноз осуществляется в обратном направлении: от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям и их изменениям в свете поставленной цели.

2. Классификация методов прогнозирования 

Методами прогнозирования называется совокупность приемов, позволяющих на основе анализа прошлых внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также из изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждения определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Каждый из методов имеет свои особенности в зависимости от цели его использования и уровня проводимых исследований. Методы различаются также по научной обоснованности и назначению.

В большом многообразии методов многообразия можно выделить следующие их группы:

методы экспертных оценок;

методы экстраполяции;

моделирование;

нормативный метод;

целевой метод.

Методы экспертных оценок основан на использовании экспертной информации. Они помогают установить степень сложности и актуальности проблемы, определить основные цели и критерии, выявить важные факторы и взаимосвязи между ними, выбрать наиболее предпочтительные альтернативы. Известны два подхода к использованию экспертов: индивидуальные оценки и групповые.

Методы экстраполяции основываются на предположении о неизменности факторов, определяющих развитие изучаемого объекта, и заключается в распространении закономерностей развития объекта в прошлом на его будущее.

В зависимости от особенностей изменения уровней в ряду динамики приемы экстраполяции могут быть простыми и сложными.

Первую группу составляют методы прогнозирования, основанные на предположении относительного постоянства в будущем абсолютных значений уровней, среднего уровня ряда, среднего абсолютного прироста, среднего темпа роста.

Вторая группа методов основана на выявлении основной тенденции, т.е. применении статистических формул, описывающих тренд. Их можно разделить на 2 основные группы: на адаптивные и аналитические (кривые роста).

Адаптивные методы основаны на том, что процесс реализации их заключается в вычислении последовательных во времени значений прогнозируемого показателя с учетом степени влияния предыдущих уровней. К ним относятся методы скользящей и экспоненциальной средних, метод гармонических весов, метод авторегрессионных преобразований.

В основу аналитических методов прогнозирования положен принцип получения с помощью МНК оценки Yt, характеризующей основную тенденцию.

Особое место занимают методы многофакторного моделирования: логического, информационного, статистического.

К логическому моделированию относятся методы прогнозирования по исторической аналогии, методы сценария, методы дерева целей и др.

Метод исторической аналогии: условиями успешного использования этого метода является правильный выбор объектов сопоставления.

Под сценарием понимается обзор информации, характеризующий данную ситуацию. Эти данные включают в себя описание отдельных факторов, влияющих в той или иной степени на наступление конкретного события. Задачей сценария является характеристика обстановки, в которой развивается прогнозируемый процесс.

Применение метода дерева целей позволяет последовательно разбить основные задачи на подзадачи и создать систему  «взвешенных» по экспертным оценкам связей. Для отбора факторов в прогностическую модель и построения системы связей широко используются на практике матрицы взаимовлияния, теория графов и т.д.

Методы информационного моделирования составляют специфическую область в прогнозировании. Основу здесь составляет прогнозирование развития на основе источников информации.

Методы статистического прогнозирования могут быть разбиты на 2 большие группы:

-прогнозирование на основе единичных уровней регрессии;

-прогнозирование на основе системы уравнений взаимосвязанных рядов динамики.

Нормативный метод прогнозирования заключается в установлении для определенного отрезка времени фиксированной системы норм. В качестве инструмента при нормативном прогнозировании могут быть использованы теория графов, матричный подход и т.д.

Сущность целевого прогнозирования заключается в решении обратной задачи: в отыскании условий для достижения в будущем норм, задаваемых в виде строго определенных и обоснованных величин. Решение этой задачи обычно осуществляется методами математического прогнозирования.

3

Экономико-статистическое прогнозирование


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54285. Усміхніться, рідні матусі 66.5 KB
  Кум: Тихіше Хомо ти дивихто це біля нашої Уляни вишивається Хома: Та це ж Стецько. Кум: А ну послухаймо що воно буде ховаються за тином Стецько іде скоро розявив рот махає руками бачить Уляну сміється з захватом говорить Стецько: Та й патлата. А що в вас варили Уляна: сумно Нічого Стецько: згадує Ну. а тепер що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Нічого Стецько: Брешеш бо як нічого Батько казав розпитай її обо всім.
54286. Найдорожча у світі матуся 116.5 KB
  Мета: Відроджувати давні українські звичаї і традиції, пробуджувати в студентів прекрасні і благородні почуття – святе і ніжне ставлення до матерів, до материнства взагалі; виховувати почуття обов’язку у студентів – віддати шану матерям, відплатити любов'ю, турботою і допомогою в майбутньому.
54287. Загальна характеристика творчості В. Маяковського 244.5 KB
  Початок XX століття. Ще ніхто не знав, яким воно буде, але світ в очікуванні великих змін. Зустрічається минуле з майбутнім і намагається застерегти, попередити, передати досвід, але за законом життя майбутнє хоче мати свій досвід, свої помилки й перемоги. На початку XX століття Росія переживає революцію 1905 року, Першу світову війну та дві революції 1917 року, які перевернуть світогляд, ставлення до культури, літератури, віри, людини...
54288. Ваше будущее в ваших руках 52 KB
  Мне кажется что от человека зависит какой он. У каждого человека есть определенное жизненное задание то чего хотелось бы добиться прежде всего ради чего стоило бы жить. Для группы 1 красный возможность человека заниматься любимым творческим делом. Вам нужно выбрать два человека.
54289. Методична культура - духовно-інтелектуальна база розвитку професіоналізму вчителя 71 KB
  Людина це . Кожна людина яка прийшла у цей світ неоціненна.У всі часи філософи намагалися дати визначення поняттю людина слайд 6. Так Платон стверджував що людина це істота з двома ногами без пір'я.
54290. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АВСТРАЛІЇ ТА ОКЕАНІЇ 268.5 KB
  Мета: Сформувати в студентів систему знань про специфіку ЕГП Австралії та території Океанії; навчити визначати особливості природи населення та господарства; розкрити роль Австралії в міжнародному географічному поділі; розвивати в студентів геопросторове мислення розуміння доцільності науково обґрунтованого підходу до природокористування системної єдності довкілля людини та її діяльності в територіальному аспекті;...
54291. Майстерня професійного самовдосконалення 71 KB
  Підготовка педагогічних і науковопедагогічних працівників їх професійне самовдосконалення важлива умова модернізації освіти Національна доктрина розвитку освіти Таким чином основною формою удосконалення рівня професійної компетентності педагога є професійне самовдосконалення шляхом цілеспрямованої самоосвітньої...
54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.