80681

Методы прогнозной экстраполяции

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Цель такого прогноза показать к каким результатам можно прийти в будущем если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением что и в прошлом. Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняться на период прогноза или что можно обосновать и учесть направление их изменений. Для данной цели необходимо чтобы прогностическая модель имела достаточную точность или допустимо малую ошибку прогноза. Ошибка статистического прогноза будет меньше чем...

Русский

2015-02-18

63 KB

10 чел.

2

Лекции по курсу ''Моделирование и прогнозирование в экономике''

Методы прогнозной экстраполяции

1. Введение

2. 

Экстраполяция на основе среднего уровня ряда3

. Экстраполяция по среднему абсолютному приросту4. Экстраполяция на основе среднего темпа

5.

«Наивные » экстраполяционные модели.

  1.  Введение

Наиболее часто принимаемым методом прогнозной экстраполяции является прогноз по одномерному временному ряду. Цель такого прогноза – показать, к каким результатам можно прийти в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом.

Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы, что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняться на период прогноза или что можно обосновать и учесть направление их изменений. Подобная гипотеза выдвигается исходя из инерционности экономических явлений и процессов.

Инерционность в социально – экономических явлениях проявляется двояким образом:

  •  во-первых, как инерционность взаимосвязей, т.е. сохранение зависимости, корреляции прогнозируемой переменной от совокупности факторных признаков;
  •  во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон явлений – темпов, направления, колеблемости основных количественных показателей на протяжении длительного времени. Инерционность развития экономики связана с длительно воздействующими факторами, например, такими как структура основных фондов, их возраст и эффективность. Большое значение для существования инерционности имеет и то, что сроки технических нововведений достаточно велики.

Статистический прогноз предполагает не только верное качественное предсказание, но и достаточно точное количественное изменение. Для данной цели необходимо, чтобы прогностическая модель имела достаточную точность или допустимо малую ошибку прогноза. Ошибка статистического прогноза будет меньше, чем меньше срок упреждения и чем длиннее база прогноза – прошлый период, однородный по закономерностям развития на основе которого построена прогностическая модель.

В большинстве случаев срок упреждения не должен превышать третьей части длины базы прогноза.

Экстраполяцию в общем можно представить в виде определенного значения функции:

- прогнозируемое значение;

     - период упреждения;

  - уровень ряда, принятый за базу экстраполяции;

 - параметр уравнения тренда.

2.Экстраполяция на основе среднего уровня ряда

При экстраполяции социально – экономических явлений на основе среднего уровня ряда используется принцип, при котором прогнозируемый уровень принимается равным среднему значению уровней ряда в прошлом, т.е. .

В данном случае экстраполяция дает прогностическую точечную оценку. Точное совпадение этих оценок с фактическими данными – явление маловероятное. Следовательно, прогноз должен быть дан в виде «вилки». Доверительные границы для средней при небольшом числе наблюдений определяются:

- табличное значение t кр. Ст. с n-1 степен. св.

- средняя квадратичная ошибка средней.

Среднее квадратичное отклонение S для выборки:

Полученный доверительный интервал учитывает неопределенность, которая связана с оценкой средней величины, и его применение для прогнозирования увеличивает степень надежности прогноза. Однако при этом остается в силе предположение о том, что отдельные значения исследуемого показателя варьировали вокруг средней в прошлом и, значит, будут варьировать и в будущем. Поэтому доверительный интервал для прогностической оценки должно учитывать и этот фактор. В этом случае общая дисперсия составит величину , тогда доверительный интервал для прогностической оценки:

Недостаток рассмотренного метода заключается в том, что доверительный интервал здесь несвязан с периодом упреждения.

3. Экстраполяция по среднему абсолютному приросту

Она может быть выполнена в том случае, если считать общую тенденцию развития явления линейной. Для нахождения прогнозного значения уровня  необходимо определить средний абсолютный прирост . Зная уровень ряда динамики, принятый за базу экстраполяции:

t - период упреждения.

4. Экстраполяция на основе среднего темпа

- уровень, принятый за базу экстраполяции;

- средний темп роста.

Применение среднего темпа предполагает только один тип развития – развитие по геометрической прогрессии или по экспоненциальной кривой. Во многих же случаях фактическое развитие явлений следует иному закону и нарушается основное допущение, принимаемое при экстраполяции – доказывающее о том, что развитие будет следовать основной тенденции наблюдавшейся в прошлом. Доверительный интервал прогноза по среднему темпу может быть получен в том случае, если средний темп роста определяется с помощью статистического оценивания параметров экспоненциальной кривой.

5. «Наивные » экстраполяционные модели

Используются в краткосрочных прогностических исследованиях.

;

.

Первая модель означает неизменность уровня.

Вторая – постоянство абсолютных изменений.

Такие модели могут быть применены также для получения базы сравнения и оценки качества краткосрочных прогнозов, полученных иными методами.

3

Методы прогнозной экстраполяции


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54709. Формування інноваційної освітньої культури 41 KB
  Отже актуальним є визначення та подолання суперечності між оновленням парадигми сучасної освіти переходом на новий тип гуманістичноінноваційної освіти який передбачає інноваційну діяльність всіх учасників навчальновиховного процесу і неготовністю значної частини вчителів до відповідних змін. Важливо визначити роль інноваційної діяльності в системі науковометодичної роботи вчителя і висвітлити процес формування інноваційної освітньої культури педагога на різних етапах навчальновиховного процесу. Інноваційна діяльність в системі...
54710. ДОПРОФІЛЬНА ОСВІТА В ОСНОВНІЙ ШКОЛІ – ЗАПОРУКА УСПІШНОСТІ ДІТЕЙ СТАРШОЇ ШКОЛИ 125 KB
  Допрофільна та профільна освіта учнів загальноосвітньої школи представляє собою органічну частину системи виховання молоді її підготовки до самостійного трудового життя. Професійна орієнтація є науково практичною системою підготовки учнів до вільного та свідомого вибору професії. Професійна інформація необхідна для учнів та передбачає засвоєння учнями конкретною сукупністю знань про соціальноекономічні та психофізичні умови правильного вибору професії. Допрофільне навчання засіб диференціації та індивідуалізації навчання коли за...
54711. Урок-круглий стіл «Освіта в Україні, Великобританії і США» 56 KB
  Schooling in Ukrine P1. s rule schooling in Ukrine begings t the ge of 6. The Ukrinin school system is orgnised into four levels: primry secondry higher nd postsecondry eduction Generl secondry eduction is compulsory. Primry nd secondry school hs three stges: primry bsic nd senior.
54713. Производственная функция. Совокупный, средний, предельный продукты 37.32 KB
  Производство есть процесс преобразования производственных ресурсов в готовую продукцию. Задача фирмы – наиболее эффективно использовать ресурсы, получить от них наибольшую отдачу
54714. Урок истории любви Отелло и Дездемон 39.5 KB
  Но сейчас в нашей школе иначе У доски Дездемона молчит. Всё ждал когда же выучит хоть интеграл И вновь держу кулак я наготове: Соседка справа вновь к уроку не готова И меры жёсткие пора уже принять: Всех кавалеров снова разогнать Чтоб Дездемоне двоек больше не видать Дездемона: Шагая поступью довольно смелой Явился в школу одноклассник мой Отелло. Отелло: Ах Дездемона а по свойски Дуся Второй уж год с тобой учусь я. От нежелания учиться все страдания Отелло: Одни наряды на уме И платье сшитое по моде под питона Так...
54717. Спорт у Великій Британії 53 KB
  Boys and girls, we are learning the topic “Sport”. Let`s repeat the words about sport. Have a look at the blackboard. - There are two main groups of sport. What are they? -Name winter sports. (skiing, skating, snowboarding, ice-hockey) - Name summer sports. (rugby, cricket, football, basketball, volley-ball etc.) - Have a look at the picture and say, what sport is it and is it winter or summer sport. - A good job! Thank you!