80681

Методы прогнозной экстраполяции

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Цель такого прогноза – показать к каким результатам можно прийти в будущем если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением что и в прошлом. Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняться на период прогноза или что можно обосновать и учесть направление их изменений. Для данной цели необходимо чтобы прогностическая модель имела достаточную точность или допустимо малую ошибку прогноза. Ошибка статистического прогноза будет меньше чем...

Русский

2015-02-18

63 KB

10 чел.

2

Лекции по курсу ''Моделирование и прогнозирование в экономике''

Методы прогнозной экстраполяции

1. Введение

2. 

Экстраполяция на основе среднего уровня ряда3

. Экстраполяция по среднему абсолютному приросту4. Экстраполяция на основе среднего темпа

5.

«Наивные » экстраполяционные модели.

  1.  Введение

Наиболее часто принимаемым методом прогнозной экстраполяции является прогноз по одномерному временному ряду. Цель такого прогноза – показать, к каким результатам можно прийти в будущем, если двигаться к нему с той же скоростью или ускорением, что и в прошлом.

Прогноз определяет ожидаемые варианты экономического развития исходя из гипотезы, что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняться на период прогноза или что можно обосновать и учесть направление их изменений. Подобная гипотеза выдвигается исходя из инерционности экономических явлений и процессов.

Инерционность в социально – экономических явлениях проявляется двояким образом:

  •  во-первых, как инерционность взаимосвязей, т.е. сохранение зависимости, корреляции прогнозируемой переменной от совокупности факторных признаков;
  •  во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон явлений – темпов, направления, колеблемости основных количественных показателей на протяжении длительного времени. Инерционность развития экономики связана с длительно воздействующими факторами, например, такими как структура основных фондов, их возраст и эффективность. Большое значение для существования инерционности имеет и то, что сроки технических нововведений достаточно велики.

Статистический прогноз предполагает не только верное качественное предсказание, но и достаточно точное количественное изменение. Для данной цели необходимо, чтобы прогностическая модель имела достаточную точность или допустимо малую ошибку прогноза. Ошибка статистического прогноза будет меньше, чем меньше срок упреждения и чем длиннее база прогноза – прошлый период, однородный по закономерностям развития на основе которого построена прогностическая модель.

В большинстве случаев срок упреждения не должен превышать третьей части длины базы прогноза.

Экстраполяцию в общем можно представить в виде определенного значения функции:

- прогнозируемое значение;

     - период упреждения;

  - уровень ряда, принятый за базу экстраполяции;

 - параметр уравнения тренда.

2.Экстраполяция на основе среднего уровня ряда

При экстраполяции социально – экономических явлений на основе среднего уровня ряда используется принцип, при котором прогнозируемый уровень принимается равным среднему значению уровней ряда в прошлом, т.е. .

В данном случае экстраполяция дает прогностическую точечную оценку. Точное совпадение этих оценок с фактическими данными – явление маловероятное. Следовательно, прогноз должен быть дан в виде «вилки». Доверительные границы для средней при небольшом числе наблюдений определяются:

- табличное значение t кр. Ст. с n-1 степен. св.

- средняя квадратичная ошибка средней.

Среднее квадратичное отклонение S для выборки:

Полученный доверительный интервал учитывает неопределенность, которая связана с оценкой средней величины, и его применение для прогнозирования увеличивает степень надежности прогноза. Однако при этом остается в силе предположение о том, что отдельные значения исследуемого показателя варьировали вокруг средней в прошлом и, значит, будут варьировать и в будущем. Поэтому доверительный интервал для прогностической оценки должно учитывать и этот фактор. В этом случае общая дисперсия составит величину , тогда доверительный интервал для прогностической оценки:

Недостаток рассмотренного метода заключается в том, что доверительный интервал здесь несвязан с периодом упреждения.

3. Экстраполяция по среднему абсолютному приросту

Она может быть выполнена в том случае, если считать общую тенденцию развития явления линейной. Для нахождения прогнозного значения уровня  необходимо определить средний абсолютный прирост . Зная уровень ряда динамики, принятый за базу экстраполяции:

t - период упреждения.

4. Экстраполяция на основе среднего темпа

- уровень, принятый за базу экстраполяции;

- средний темп роста.

Применение среднего темпа предполагает только один тип развития – развитие по геометрической прогрессии или по экспоненциальной кривой. Во многих же случаях фактическое развитие явлений следует иному закону и нарушается основное допущение, принимаемое при экстраполяции – доказывающее о том, что развитие будет следовать основной тенденции наблюдавшейся в прошлом. Доверительный интервал прогноза по среднему темпу может быть получен в том случае, если средний темп роста определяется с помощью статистического оценивания параметров экспоненциальной кривой.

5. «Наивные » экстраполяционные модели

Используются в краткосрочных прогностических исследованиях.

;

.

Первая модель означает неизменность уровня.

Вторая – постоянство абсолютных изменений.

Такие модели могут быть применены также для получения базы сравнения и оценки качества краткосрочных прогнозов, полученных иными методами.

3

Методы прогнозной экстраполяции


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54235. Додавання і віднімання дробових чисел. Підготовка до контрольної роботи 115 KB
  Мета. Узагальнити та систематизувати знання та уміння учнів із теми «Додавання і віднімання дробових чисел». Розвивати пам’ять, самостійність, мислення, увагу. Виховувати інтерес до предмету, культуру мови та письма. Формувати соціальну, здоров’єзберігаючу, комунікативну компетентності.
54236. Рівняння. Основні властивості рівняння 80 KB
  Мета: Повторити вивчений матеріал про рівняння його корені та способи розвязування; Вивести основні властивості рівняння на основі вивченого матеріалу; Закріпити набуті знання розвязуванням різнотипних рівнянь; Очікувані результати: Вивчити основні властивості рівняння; За допомогою основних властивостей рівняння навчитися їх розвязувати.
54237. Разработка стратегии лидерства по издержкам для усиления конкурентного преимущества компании ЗАО «ПО «Спеццистерны» при ограниченной конкуренции рынка перевозок в России 5.3 MB
  Основным видом деятельности ОАО «СИБУР Холдинг» является осуществление операционной деятельностью в качестве управляющей компании нефтехимического комплекса и поставке сырья на производственные предприятия на условиях процессинга. ОАО «СИБУР Холдинг» является собственником сырья и готовой продукции...
54238. Випадкові, неймовірні і достовірні події 103 KB
  Чи сподівались ви що сьогодняшній урок почнеться саме так Відповіді дітей Подія яка відбулась зараз була для вас неочікуваною Відповіді дітей У житті з нами відбуваються різін події: приємні і неприємні очікувані і неочікувані випадкові. Розглянемо приклад: Чи буде завтра іти сніг Відповіді дітей Тобто подія може відбутися а може і ні Випадкова подія це подія що при одних і тих же умовах може відбутися а може й не відбутися. Ще один...
54239. Раціональні числа 901 KB
  З двох від’ємних чисел більше те яке ближче до нуля або те яке стоїть правіше 4. Сумою двох від’ємних чисел є число від’ємне 5. Добуток двох обернених чисел дорівнює одиниці 6. Добуток двох чисел з різними знаками є число від’ємне 8.
54240. Повторення. Розвязування завдань на додавання і віднімання раціональних чисел 493.5 KB
  Налаштування дітей на роботу Мотивація навчальної діяльності 1 хвилина Учитель. Учні виставляють оцінки один одному у зошит олівцем зазначаючи вартість кожного завдання Учитель Наскільки ж добре ви підготовані до подорожі Давайте з вами зорієнтуємось у цьому разом. Відповідно до того у який колір буде пофарбовано клас учитель робить певні висновки і переходить до актуалізації опорних знань та навичок. Актуалізація опорних знань та навичок учнів 8 хвилин Учитель Скажіть мені будь ласка які ключові поняття математики...
54241. Координатна пряма. Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа 63.5 KB
  Протилежні числа. Модуль числа. Цілі числа Державна спеціалізована художня школаінтернат ІІІІ ступенів Колегіум мистецтв в Опішні Урок математики в 6 класі Тема уроку: Координатна пряма. Протилежні числа.
54242. Системы линейных уравнений с двумя переменными 286 KB
  Цель урока. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Развивать умение применять полученные знания на практике. Воспитать настойчивость, прилежания в работе и культуру устной и письменной математической речи.
54243. Розвязання рівнянь 314.5 KB
  Повторити уміння розв’язувати лінійні рівняння використовуючи їх властивості. На уроці ми продовжимо розв’язувати рівняння. Одночасно по три учні розв’язують рівняння біля дошки. Розв’яжіть рівняння 2 3.