80683

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Методы прогнозирования ЦКП. ЦКП тесно связаны с программноцелевым планированием методам позволяющим увязывать цели заложенные в плане с ресурсами. Прогнозирование ЦКП находиться в тесном взаимодействии с программно целевым планированием предшествующим разработке. Оценка фона прогнозирования Прежде чем приступить к разработке прогноза ЦКП необходимо дать всестороннюю оценку экономического политического технического и т.

Русский

2015-02-18

92.5 KB

0 чел.

6

Лекции по курсу  ''Моделирование и прогнозирование в экономике''

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

1. 

Понятие целевой комплексной программы (ЦПК)2.

Оценка фона прогнозирования3.

Методы прогнозирования ЦКП.

1. Понятие целевой комплексной программы (ЦПК)

ЦПК – это совокупность управленческих и организационных мероприятий, связанных единой программой действий, направленных на решение крупных н./х проблем и проблем развития регионов.

Все программы опираются на наукоемкие отрасли: электроника, производство средств ВТ, информационных сетей, систем связи и новых материалов, авиакосмической промышленности. ЦКП тесно связаны с программно-целевым планированием – методам, позволяющим увязывать цели, заложенные в плане, с ресурсами.

Программно-целевое планирование основано на идее комплексного подхода, включающего организационно – технические, экономические, социальные и научно-технические мероприятия и обеспечивающего рост эффективности производства и наилучшего использования материальных ресурсов. Прогнозирование ЦКП находиться в тесном взаимодействии с программно – целевым планированием, предшествующим разработке.

2.Оценка фона прогнозирования

Прежде чем приступить к разработке прогноза ЦКП, необходимо дать всестороннюю оценку экономического, политического, технического и т. д. состояния среды в регионе или в стране в целом. Среду в прогностике называют фоном. Состояние фона оказывает влияние на реализацию прогноза, степень его достоверности.

Оценка политического фона должна дать  ранний ответ о соответствии ЦКП политическим целям страны, включая международное, военное, - внутренне положение.

Экономический фон:

  •  национальный доход
  •  фонд накопления и потребления
  •  материалоемкость
  •  валовая продукция по важным отраслям н./х.
  •  объемы КВ
  •  стоимость ОПФ
  •  производство основных видов продукции ( сталь, нефть)
  •  рост пр./ тр.

Социальный фон:

  •  высшего и среднего специального образования
  •  выпуск специалистов по различным специальностям
  •  состояние школьного образования
  •  наличие культурно-просветительных учреждений
  •  состояние здравоохранения и физической культуры
  •  состояние торговли
  •  рост товарооборота

Научно-технический фон:

  •  наличие и планирование поставки машин, конструкций, оборудования
  •  анализируется развитие фундаментальных и прикладных исследований
  •  возможные НИИ, КБ по созданию новых видов машин
  •  определение возможности ввоза новой техники из-за рубежа

Организационный фон:

  •  подробная характеристика министерств, ведомств, организаций, НИИ, КБ, предприятий, непосредственно связанных с реализацией ЦКП
  •  рассматриваются мероприятия по взаимной увязке работ
  •  материально-техническое обеспечение
  •  выполнение заказов и соблюдение поставки всех ресурсов

Экологический фон:

  •  характеристика природных ресурсов
  •  определение основного мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды

Демографический фон:

  •  общая численность населения
  •  его структура по полу, возрасту, социальному и профессиональному составу, образованию
  •  выявление темпов естественного и механического движения
  •  определение численности населения в трудовом возрасте, средней продолжительности жизни.

Используется следующая матрица:

Элементы

ЦКП

Вид фона

политический

экономический

социальный

3. Методы прогнозирования ЦКП.

Статистические методы при прогнозировании ЦКП носят вспомогательный характер и на их основе возможно получение прогнозов только отдельных элементов ЦКП.

Метод группового учета аргументов представляет собой дальнейшее развитие многофакторного корреляционного анализа и многофакторного динамического моделирования.

Этот метод предлагает замену описания исследуемого объекта в виде одной модели:

рядами частных описаний (частных моделей) которые строят на основе селекции факторных признаков

Например, 1-ый ряд селекции:

2-й ряд:

Алгоритм решения МГУА предполагает перебор частных моделей, которые составляются для всех --- факторных признаков.

Эвристические методы прогнозирования ЦКП.

Для разработки прогноза ЦКП привлекается большая группа специалистов  отраслей. Задача группы заключается в разработке сценария ЦКП. Прогнозирование ЦКП на основе сценария осуществляется последовательно по отдельным блокам, стадиям, элементам, т. е. это объединение совокупности последовательных прогнозов для получения определенного общественного результата. Сценарий дает возможность выявить внутреннюю согласованность объединенных в его систему прогнозов. Сценарий должен также содержать подробный анализ возможной ситуации в результате реализации ЦКП по политическим, экономическим, социальным, научно-техническим и другим исследованиям, определение круга отраслей, которые будут использовать конечные результаты ЦКП; возможные изменения структуры материально-технической базы производства продукции, использования ресурсов и т. д.

Морфологический анализ является методом прогнозирования путем разбиения общей проблемы на части и выявления возможных альтернатив их решения.

Следующим этапом реализации прогноза является изучение всех возможных решений для того чтобы выбрать оптимальное.

В отдельных случаях каждой альтернативе можно присвоить коэффициенты относительной важности. Их можно присвоить и каждому этапу, входящему в подпрограмму.

Достоинство сценарного метода прогнозирования ЦКП состоит в том, что на его основе выявляется структура и упорядочивается последовательность реализации ЦКП, он дает возможность разработать новые альтернативы, которые могут быть лучшими, чем ранее  заложенные в прогнозе.

Метод '' дерева целей'' и прогнозного графа.

Если связный граф не содержит петель и ориентирован, то такой граф называется ''деревом целей''. Дерево целей строиться на основе последовательного выделения все менее значительных уровней и событий.

уровень

Характер целей

Решение

А
В


С


Д


Е

Общая цель

Задание

Подход

Подход

Подход

Контроль загрязнения атмосферы

Разработка технологий, не имеющих выбросов  в атмосферу

Разработка технологических процессов удаления примесей из различных видов топлива

Разработка бензиновых двигателей с контролем выхлопа

Установка различных улавливателей

Когда достигнуты все подцели, то  будет достигнута и общая цель.

Для оценки значимости подходов можно приписать каждому из них коэффициент относительной важности. Сумма этих коэффициентов должна быть равна нулю. Это условие называется нормированием. Следуя по цепочке от вершины до основания графа можно вычислить коэффициент относительной важности по каждой ветке.

В основу метода прогнозного графа положено первоначальное осуществление подцелей и событий, лежащих на низших уровнях иерархии.

                   - необходимое условие

  •               - желательное событие

Прогнозирование ЦКП по аналогии.

Все рассмотренные методы остаются только индуктивной процедурой, несмотря на то, что индукция членов экспертной группы в целом упорядочена.

Прогнозирование по аналогии – это сравнение прогнозной методики со сходной, ранее использованной в прошлом или в других схожих ситуациях.

При использовании аналогии в прогнозировании возникает много сложных проблем. Одна из них состоит в том, что трудно отличить настоящие аналогии от случайных.

Кроме того, в определении качества аналогии выборки, которая достаточно полно отразит совокупность всех возможных ситуаций. Если выборка будет смещенной, будут недостоверны выводы и прогнозы.

Зная эти проблемы, можно уменьшить их влияние если:

  •  перед началом прогноза проводиться тщательный анализ – сравнение прошлой ситуации с настоящей.
  •  Прошлую ситуацию необходимо расчленить на отдельные, менее значительные.
  •  Необходимо сравнить каждую выделенную ситуацию, чтобы определить, можно ли считать её аналогией.
  •  Чем больше рассматривается ситуаций и их исходов, тем больше появляется шансов сделать правильный прогноз.
  •  Если будут обнаружены ситуации исход которых необычен, то могут быть выявлены новые факторы, имеющие существенное влияние на ситуацию.

Матричный метод.

Процесс оценки и согласования множества прогнозов очень сложен. Необходимо проследить все прчинно-следственные связи между отдельными прогнозами и систематизировать весь процесс согласования.

Такая систематизация осуществляется на основе построения матрицы взаимодействий. Эту матрицу можно использовать для анализа взаимосвязей между прогнозами и оценки их влияния на последующие.

В матрице взаимодействия анализируются события, вероятность их наступления и время. Каждый элемент матрицы описывает взаимодействие между событиями, указанными в соответствующей строке и столбце.

1

2

3

4

5

6

1. развитие соседних регионов

-

Сразу 30%

Способ. 25%, 5 лет

Уменьш. 20%, 5 лет

Уменьш. 30%, 5 лет

Способ. 10%, 3 года

2. разведка природн. Ресурсов

Уменьш. 10%, 5 лет

-

Сразу 30%

Неизбежн 40%, 7 лет

Способ. 10%,3 года

Уменьш. 20%,5 лет

3. развитие путей сообщ.

Способ. 50%, 5 лет

Увелич. 25%, 10лет

-

Способ. Сразу 25%

Способ. 20%, 5 лет

Делает возм. 10%,7лет

4. создание промышл

Увелич. 20%, 10лет

Способ. 30% ,сразу

Способ. 50%, 7 лет

-

Увелич. 30%, 3лет

Уменьш. 20%, 5 лет

5. развитие с./х.

Увелич. 10%,5лет

Делает возм. 15%,5лет

Способ. 30%,5 лет

Способ. Сразу 20%

-

Уменьш. 5%, 5 лет

6. развитие соц.- бытовой инфрастрауктуры

Делает возм. 5%,сразу

Способ. 0%, сразу

Делает возм. 10%,

сразу

Принят 30%, сразу

Принят 15%, сразу

-

7

                                                 Тема 5. Прогнозирование научно-технических программ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30423. Конституция Японии, особенности правоприменения 15.2 KB
  Конституция Японии особенности правоприменения. Конституционное развитие Японии началось в 1889 г. После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.
30424. Форма правления и государственный режим Японии 14.26 KB
  Форма правления и государственный режим Японии. В Японии формой правления является парламентарная монархия введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. “Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства†“Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников†Высший орган...
30425. Политико-территориальное устройство 15.83 KB
  Закон о местной автономии делит местные территориальные единицы на две группы: единицы органы управления которыми обладают общей компетенцией и единицы на территории которых осуществляется специальная юрисдикция. Первые в свою очередь делятся на политикоадминистративные единицы высшего уровня и низшего уровня. Единицы низшего уровня это города си поселки мати и сельские общины мура . Прочие префектуры делятся на низшие единицы: города поселки и общины.
30426. Особенности конституционного права Италии 16.2 KB
  Особенности конституционного права Италии Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствии преамбулы. В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. 10 и 11 оказались настолько широкими что в Конституции ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы в связи с углубляющейся интеграцией стран членов Европейского союза после подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половине государств членов...
30427. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.72 KB
  Италия это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства обусловленного многопартийностью такая ответственность имеет вполне реальный действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Двухпалатная структура итальянского Парламента...
30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.