80685

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Прогнозирование спроса на основе статистической информации 3. Прогнозирование спроса на основе временной информации Спрос как объект прогнозирования Прогнозы спроса являются составной частью разработки планов развития отдельных отраслей и планирования размеров отдельных товаров. Прогнозные расчеты – одна из составляющих процесса выявления общественных и личных потребностей для планирования структуры общественного производства определяют какое влияние на размеры спроса и его структуру окажет изменение денежных доходов населения цен товаров...

Русский

2015-02-18

118.5 KB

14 чел.

6

Лекция по курс  у ''Моделирование и прогнозирование в экономике''

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА

1. Спрос как объект прогнозирования

2. Прогнозирование спроса на основе статистической информации

3. Прогнозирование спроса на основе временной информации

  1.  Спрос как объект прогнозирования

Прогнозы спроса являются составной частью разработки планов развития отдельных отраслей и планирования размеров отдельных товаров.

Прогнозные расчеты – одна из составляющих процесса выявления общественных и личных потребностей для планирования структуры общественного производства, определяют какое влияние на размеры спроса и его структуру окажет изменение денежных доходов населения, цен товаров, размеров производства, предложения отдельных товаров и т. д.

Разработка прогнозов спроса населения теснейшим образом связана с другими системами прогнозирования – экономическими, социальными, демографическими, научно-техническими прогнозами.

Так, например, демографические прогнозы помогают оценить возможные потребности общества в различных товарах и услугах. Зная прогнозную численность населения, его распределение по полу и возрасту и нормы потребления какого-либо продукта или товара, рассчитывают общую потребность в продуктах питания, одежде, жилье, товарах длительного пользования и т. д. с учетом возрастно-половой дифференциации потребления. Для расчета спроса на товары длительного пользования необходимо знание будущего числа одиноких и семей разного типа. Изучение спроса предполагает также анализ явлений и процессов, связанных с предложением товаров.

Платежеспособный спрос населения может принять разнообразные формы. В зависимости от характера объекта выделяют спрос на укрупненные группы товаров (макроспрос) и спрос на отдельные разновидности ассортимента, входящие в конкретную товарную группу (микроспрос).

В зависимости от потребления различают спрос отдельных семей, отдельных социальных групп, групп с различной материальной обеспеченностью, всего населения.

По степени удовлетворенности спроса различают спрос реализованный (удовлетворительный), неудовлетворительный, скрытый неудовлетворенный, отложенный.

По масштабу прогнозирования выделяют глобальные прогнозы, региональные, локальные (в масштабе одного торгового предприятия).

В зависимости от уровня разработки прогнозов выделяют н./х уровень, отраслевой, межотраслевой и подотраслевой (розничная торговля).

По времени упреждения различают:

  •  краткосрочный прогноз – до 1 года;
  •  среднесрочный прогноз – от 5 до 10 лет;
  •  долгосрочный – 10 лет и более.

Основные источники информации для прогнозирования:

  •  торговая статистика;
  •  бюджетные обследования;
  •  опросы: сплошные, выборочные.

Основными методами прогнозирования спроса являются методы статистического моделирования, нормативный метод, метод экспертных оценок.

Наиболее широко применяемые статистические модели: структурные, регрессионные, трендовые.

Выбор метода прогнозирования тесно связан с характером исходной статистической информации.

База – материалы бюджетной статистики.  

На базе материалов торговой статистики изучаются динамические ряды продажи товаров и определяющих его факторов трендовые модели, кривые роста, многофакторные динамические модели.

  1.  Прогнозирование спроса на основе статистической информации

Модели спроса на базе материалов бюджетной статистики строятся в виде некоторого уравнения, в которых в качестве функции выступает спрос, а в качестве независимых переменных – определяющие спрос факторы.

Начальным этапом построения модели прогноза спроса населения является отбор факторов. Размер потребительского спроса и развития спроса населения находиться под воздействием таких факторов как размер совокупного дохода семьи, наличие в семье товаров длительного пользования, состав и размер семьи, уровень и соотношение различных цен товаров и многое другое. Среди всего многообразия факторов, оказывающих определенное воздействие на процесс формирования и развития спроса населения, важнейшим являются размеры денежных доходов населения и уровень розничных цен товаров.

Однако при отборе существующих факторов в каждом конкретном случае учитывается специфика формирования спроса на тот или иной товар. Так, на размер платежеспособного спроса на  продовольственные товары большое влияние оказывает размер совокупного дохода и его состав – соотношение денежной и натуральной частей.

Денежный доход оказывает решающее воздействие на объем и структуру потребляемых населением товаров и услуг. Связь между спросом и денежным доходом устанавливается и изучается с помощью метода группировок, графического метода, индексов и корреляционно-регрессионного анализа.

В основе метода статистических группировок лежит аналитическая группировка семей, выражающая зависимость среднедушевого потребления от уровня дохода в разрезе социальных групп.

Группы семей пол уровню среднегодового дохода

Расходы %

Продукты питания

Непродовольственные товары

Оплата услуг

1

2

3

и т. д.

Из такой таблицы можно увидеть, что с увеличением дохода возрастает доля средств на покупку непродовольственных товаров, а в расходах на продукты отражается закономерность уменьшения доли хлебопродуктов в структуре продуктов питания. Перспективные расчеты на основе группового заключается в перенесении на предстоящий период структуры спроса и потребления той группы семей, у которых среднедушевой денежный доход совпадает с запланированным уровнем. Изучение спроса на товары длительного пользования имеет свои особенности: спрос на эти товары зависит не только от доходов, цен и других факторов, но и от уже находящихся в пользовании предметов обихода.

Кривые Энгеля.

  1.  Кривая Энгеля для предметов первой необходимости.

потребление

                           

                               доход

  1.  Для менее необходимых товаров.

потребление

                           

                               доход

3. Для предметов роскоши.

потребление

                           

                               доход

Для изучения структурных сдвигов в спросе по данным статистических группировок вычисляют эмпирические коэффициенты эластичности, характеризующие интенсивность изменения спроса при изменении на один процент определяющего его фактора.

;

- прирост спроса;

- прирост факторного признака.

Такие коэффициенты вычисляются для каждой разновидности сетей, отличающихся среднедушевым доходом. При этом и   могут вычисляться по отношению к предыдущей группе, отличающихся доходом (их называют цепными), либо они определяются из отношения двух крайних групп (высшей и низшей).

Корреляционно - регрессионный анализ.

Зависимость спроса на товар от денежного дохода может выражаться линейной функцией (при пропорциональном возрастании расхода и дохода); параболой (при значительном возрастании спроса по сравнении с доходом); гиперболой (когда спрос с ростом дохода увеличивается замедленными темпами), степенной функцией ( когда спрос по мере роста дохода увеличивается или замедляется с ускорением).

Используется множественная регрессия.

  1.  Прогнозирование спроса на основе временной информации

Прогнозирование спроса с использованием материалов торговой статистики продажи отдельных товаров и определяющих спрос факторов. Различают два способа прогнозных расчетов: потоварный и поэтапный или расчет по потребительским комплексам.

При потоварном методе по каждому товару строится динамическая модель, отражающая связь между спросом на этот товар и влияющими на него фактором.

На отдельные товары, имеющие устойчивую тенденцию спроса, прогнозы ???????????????? методами экстраполяции на основе среднего темпа роста и трендовых моделей. Для представления покупательского спроса как функции времени на практике используются модели: линейные, параболические, гиперболические, показательные а также кривые роста.

Кривые роста в основном применяются для прогнозирования спроса на товары длительного пользования, первичный спрос на который вначале развивается сравнительно медленно, затем нарастает с ускорением, после чего замедляется.

В качестве динамических моделей взаимосвязи спроса с набором факторов чаще всего используются линейные функции.

Например, модель прогноза на стиральные машины:

у – реализованный спрос на душу населения

- среднедушевой денежный доход;

- средняя розничная цена или индекс цен;

- объем услуг в расчете на душу населения;

- обеспеченность населения отдельными видами товаров длительного пользования в расчете на 100 семей.

Прогнозный расчет ожидаемого спроса осуществляется путем подстановки в модель плановых значений факторов. Для определения общего объема ожидаемого спроса в плановом году полученные прогнозные оценки спроса умножают на общую численность населения в плановом году.

При методе поэтапного прогнозирования покупательского спроса расчет спроса осуществляется постепенно от укрупненных групп товаров ко все более мелким (принцип от общего к частному). Рассчитываемые на каждом предыдущем этапе значения спроса на укрупненные товарные группы служат исходной базой для расчетов размера спроса на менее крупные группы товаров, а эти в, свою очередь, служат необходимой информацией для прогнозирования на отдельные товары. При этом спрос на укрупненную товарную группу становиться факторным признаком при расчете спроса более мелких групп.

Пример. Для построения прогноза спроса населения на мототовары на основе построения регрессионных моделей на 1-ом этапе определяется возможный объем денежных расходов населения (у) на приобретение всей группы мототоваров:

- индекс розничных цен;

- общий индекс цен на товары народного потребления;

- изменение уровня дохода;

- соотношение денежных доходов по социальным группам.

На 2-м шаге определяется общий спрос на все мотоциклы () и на отдельные виды:

- тяжелого типа;

- среднего типа;

- среднего типа с коляской;

- без коляски.

Р – численность мужчин в возрасте 20-50 лет, проживающих в городе;

Д  – численность мужчин в возрасте 20-50 лет, проживающих в селе.

М – численность мужчин в возрасте от 20 до 50 лет.

Нормативный метод.

Он основывается на использовании рациональных и физиологических норм потребления продуктов питания и непродовольственных  товаров, разрабатываемых на душу населения.

Нормативный метод использует показатель степени удовлетворение в конкретном товаре (R) за ряд лет.

;

у – фактический уровень потребления данного товара;

- норма (рациональная или физиологическая) его потребления;

Для построения прогноза сначала определяется R как функция времени . В качестве функции может быть использовано любое уравнение (R= ).

По полученному уравнению показатель степени удовлетворения потребности может быть рассчитан на любой год прогнозируемого периода. Тогда прогнозируемый уровень потребления данного товара на конечный год: .

Расчет норм потребления пищевых продуктов.

Нормы должны учитывать требования медицины, определение необходимого количества тех питательных элементов, которые должны содержаться в пище (белки, жиры, углеводы, витамины, каротин, клетчатка).

При разработке норм необходимо учитывать около двух десятков физиологических ограничений. В их числе следует назвать общую массу продуктов, съеденных вьторгн76 определенный период времени. Возможны ограничения по исходному сырью. Зная, какое количество сырья расходуется на отдельные пищевые продукты можно перевести большинство готовых продуктов в исходное состояние. Таким образом, расчеты норм потребления сводятся к определению пищевого набора, удовлетворяющего минимум 30 ограничениям разного рода. При этом совокупность из которой приходиться выбирать продукты включает около 50-ти отдельных групп.

Эти группы разнородны и взаимозаменяемость питательных веществ, содержащихся в продуктах, позволят подбирать большое количество пищевых наборов, состоящих из разных продуктов или включающих и в разных количествах, но одинаковых с точки зрения питательной ценности. Отдать преимущество какому-то из них можно руководствуясь определенными критериями. Критерии зависят от цели расчета:

С точки зрения н./х – минимум затрат общественно необходимого труда на производство пищевых продуктов;

С точки зрения расчета бюджета населения - минимум затрат на покупку.

Наличие таких разных критериев связано с определенным несоответствием цен на пищевые продукты их питательной ценности. Питательная ценность продуктов определяется естественным, а не экономическими факторами. Она, конечно, должна учитываться в ценообразовании, т. к. от питательных свойств зависит потребительская стоимость пищевых продуктов. Но полного соответствия здесь быть не может, т. к. содержание в продуктах белков, жиров и т. д. непосредственно не зависит от затрат труда на них.

Таким образом, расчет норм пищевых продуктов сводиться к задаче ЛП.

Из n продуктов, содержащих m элементов каждый, требуется найти комбинацию в которой:

;

- искомое количество продукта j в наборе;

- розничная цена за единицу продукта j;

при условиях:

  1.  для одних элементов bi – норматив потребления элемента i = 1…m.

для других

для третьих

- содержание питательного элемента i в единице продукта j

  1.  
  2.  

,- нижняя и верхняя граница производства исходного сырья;

- коэффициент перевода продукта j в исходное сырьё.

7

                                                                                             Тема 6. Прогнозирование спроса


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45033. Семантика по книге Стивена Пинкера «Язык как инстинкт» 130 KB
  Пинкер известен за его широко охватывающую защиту эволюционной психологии и Вычислительной теории разума. Академическая специализация Пинкера визуальное восприятие и развитие речи у детей и он более известен как популяризатор идеи о том что язык на котором мы говорим является инстинктом или биологической адаптацией сформированной естественным отбором. Этот доклад был написан мною по одной из самых известных книг Стивена Пинкера Язык как инстинкт.
45034. Инженерная подготовка строительной площадки 42.64 KB
  Бетонную смесь готовят бетоносмесителями и транспортируют с помощью системы внутренних транспортных средств до места заливки либо привозят готовую бетонную смесь автобетоносмесителями или самосвалами Технология устройства защитных покрытии Гидро и пароизоляционные работы выполняют по завершению изготовления конструкции или монтажа сборных конструкций. Однако эти работы могут вестись параллельно с некоторым технологически обусловленным отставанием от работ по изготовлению конструкций на которые будет наноситься гидро и пароизоляция. В...
45035. Семантические принципы 29.5 KB
  Принцип предметности: предложение должно говорить о предметах обозначаемых входящими в него именами а не о самих этих именах. Предложение Стул - это существительное построено правильно. Принцип взаимозаменимости: при замене имен с одинаковым значением предложение в котором эта замена осуществляется не должно изменять свое истинностное значение истинное предложение должно оставаться истинным а ложное – ложным. Пусть дано предложение Земля вращается вокруг Солнца.
45036. TRAVELLING BY AIR 33.95 KB
  Modern life is impossible without traveling. There are many ways of traveling: by sea, by plane, by train, by car, on foot. Tastes differ. That іs why it is up to you to decide which means of travelling you'd prefer
45037. TRAVELLING BY SEA 33.59 KB
  It іs wonderful to feel the deck under the feet to see the rise nd fll of the wves to feel the fresh se wind blowing in the fce to her the cry of segulls. Every modern liner hs number of decks with ll sorts of nmes such s promende deck sun deck etc. There re pssenger cbins bove nd below deck.
45038. Розрахунок на точність важільного мікрометра 1.09 MB
  Зовнішній вигляд важільного мікрометра Механізм відліку рисунок 2 складається з синусного механізму з довжиною важеля а виконаного у вигляді вилки 3 з сталевою кулькою який впирається в стінку паза рухомої п’ятки 2 і зубчатого сектора 4 встановленого на одній осі О з синусним важелем і входячим в зачеплення з центральним колесом 5. Рисунок 2 Схема механізму відлікового пристрою важільного мікрометра Похибка схеми мікрометра обумовлена використанням в ній синусного механізму який має нелінійну функцію перетворення. Знайдемо...
45040. Технология публикации информации в формате. Виды форматов 2.52 MB
  Компьютерный формат файла специфический способ кодирования информации на компьютере. Существуют различные форматы файлов: звуковые форматы форматы автоматизированного проектирования форматы Continer цифровая звукозапись графические форматы видео форматы и т. Чтобы компьютер понимал к какому типу относится тот или иной файл и в какой программе его открыть после имени файла указывается расширение. Расширение файла это часть имени файла которое отделяется от основного имени точкой.
45041. Проектирование перинатального центра 5.07 MB
  Перинатальный центр - учреждение родовспоможения, оказывающее все виды высокотехнологичной и дорогостоящей медицинской стационарной помощи в области акушерства, гинекологии, неонатологии и в т.ч. хирургии новорожденных, а также осуществляющее амбулаторную, консультативно-диагностическую и медико-реабилитационную помощь женщинам и детям раннего возраста.