8069

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...

Русский

2013-02-02

25.24 KB

7 чел.

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.Социальный подход. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому система воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Это динамическая иерархия воспитательных целей. Можно выделить три системы воспитательных ценностей.

А) трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшее существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию.

Б) социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении.

В) антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превышения ценностей в элементарный эгоизм.

В реальной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.

3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание как социокультурное воспроизводство человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: по возрасту, по социальным условиям и по реализованным целям.

Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.

Парадоксы цели воспитания как социально-психологического феномена.

1.Цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала.

2.Цель имеет только внешние контуры, лишена конкретных характеристик, так как динамична.

3.Цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект.

4.Цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка.

Парадоксы разрешаются общим характером цели. Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы подрастающий человек становился личностью, а не особью, причем эта личность должна уметь самостоятельно строить сою жизнь, неся за не¸ ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны озаботиться развитие способности личности выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность, осознание.

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и научении ребенком производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. Итак, целью состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

Таким образом, цель носит общий характер, позволяя сохранить индивидуальные черты каждого. Широкие рамки цели учитывают динамичность социальных представлений о достойной жизни, движение образа достойного человека в процессе взросления. Это не что иное, как формирование осмысленных идеалов - признака и показателя высокой культуры общества и отдельного человека. Идеалы дают уверенность в том, что существует, возможность жить по законам достойной жизни.

Воспитание всесторонне, гармонично развитой личности как высшее достижение гуманистической педагогики стоит в центре отечественной образовательной политики.

В теории воспитания выделяют следующие стороны воспитания:

- умственное воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

По целям структура воспитательного процесса состоит из последовательности задач, на решение которых он направлен. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на:

  1.  формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
  2.  воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
  3.  приобщение школьников к научным, культурным, художественным ценностям;
  4.  воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  5.  развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
  6.  организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
  7.  развитие социальной функции личности — общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40480. Заговор 20.5 KB
  Заговор. Заговоры примыкают к обрядовой поэзии. Заговор словесная формула пользующаяся репутацией неотразимого средства для достижения определенных результатов. Заговор проявление мифологического сознания.
40481. Историческая школа в русской фольклористике 20 KB
  Принципы В основе фольклора история. Теория аристократического происхождения фольклора деревенские танцы Недостатки Что же тогда лежит в основе волшебных сказок.
40482. Календарная обрядовая поэзия 22 KB
  Перемены происходят так медленно что за время жизни одного человека они практически незаметны. Святки месяц перед крещением 6 декабря 6 января время отдыха и праздника у крестьян. Веселое и страшное время: самое тёмное время разрядка после тяжелого года бога надо любить и бояться Бог на радостях что сын родился открыл двери ада и выпустил нечисть погулять Рождество Христово мистическое пришествие Христа в наш мир. Жанры: колядки песни которые пели во время колядования.
40483. Литература и фольклор 21 KB
  Литературы всех народов мира сложились на основе устного народного творчества которое возникло и развилось значительно ранее письменности. Использование фольклора с развитием литературы становилось все более глубоким творческим. В истории литературы и фольклора любого народа существовали периоды сближения и отдаления: в период классицизма литература и фольклор стояли довольно далеко друг от друга. в период романтизма связи литературы и фольклора значительно расширяются что определялось принципами национальной самобытности осуществление...
40484. Миф и фольклор 28.5 KB
  Зооморфные мифы человек отождествляется с тем или иным животным. Космогонические мифы мифы о сотворении мира. Древние мифы исчезают = отношение к ним исчезает. Пустые мифы первые фольклорные тексты.
40485. Мифологическая школа в русской фольклористике 21 KB
  В XIX веке существовали две теории что такое миф: солярная мифы обожествление небесных светил метеорологическая мифы обожествление природных явлений Недостатки Фольклор только память о мифе это преувеличенная точка зрения.
40486. Народная несказочная проза 22.5 KB
  Также бывают историкопатриотические легенды. Классификация легенд: легенды о сотворении мира о происхождении солнца месяца звезд земли и неба; легенды о животных; легенды о Боге Христе святых; легенды о наказании злых и прощении грешников; социальноутопические легенды; семейные легенды; легенды с сатирическими мотивами.
40487. Натурфилософия русской волшебной сказки 20 KB
  1 Борьба добра и зла где: добро бескорыстие благородство качества Ивана Дурака; жизнь зло отсутствие этих качеств старшие братья; смерть. 2 Жизнь порождает новую жизнь.
40488. Образ Бабы Яги 21.5 KB
  Баба Яга живет в избушке находящейся на границе двух миров в тёмном лесу. Баба Яга безусловно злой персонаж но делает добрые дела. Костяная нога лежит на печи: нос в потолок врос а пятки в дверь упираются атрибуты смерти Баба Яга живет в гробу С одной стороны Баба Яга окружена атрибутами смерти а с другой атрибуты кухни. В XVIII веке в Европе добрая волшебница и злая колдунья; в России одна Баба Яга.