8069

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...

Русский

2013-02-02

25.24 KB

7 чел.

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.Социальный подход. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому система воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Это динамическая иерархия воспитательных целей. Можно выделить три системы воспитательных ценностей.

А) трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшее существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию.

Б) социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении.

В) антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превышения ценностей в элементарный эгоизм.

В реальной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.

3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание как социокультурное воспроизводство человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: по возрасту, по социальным условиям и по реализованным целям.

Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.

Парадоксы цели воспитания как социально-психологического феномена.

1.Цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала.

2.Цель имеет только внешние контуры, лишена конкретных характеристик, так как динамична.

3.Цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект.

4.Цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка.

Парадоксы разрешаются общим характером цели. Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы подрастающий человек становился личностью, а не особью, причем эта личность должна уметь самостоятельно строить сою жизнь, неся за не¸ ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны озаботиться развитие способности личности выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность, осознание.

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и научении ребенком производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. Итак, целью состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

Таким образом, цель носит общий характер, позволяя сохранить индивидуальные черты каждого. Широкие рамки цели учитывают динамичность социальных представлений о достойной жизни, движение образа достойного человека в процессе взросления. Это не что иное, как формирование осмысленных идеалов - признака и показателя высокой культуры общества и отдельного человека. Идеалы дают уверенность в том, что существует, возможность жить по законам достойной жизни.

Воспитание всесторонне, гармонично развитой личности как высшее достижение гуманистической педагогики стоит в центре отечественной образовательной политики.

В теории воспитания выделяют следующие стороны воспитания:

- умственное воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

По целям структура воспитательного процесса состоит из последовательности задач, на решение которых он направлен. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на:

  1.  формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
  2.  воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
  3.  приобщение школьников к научным, культурным, художественным ценностям;
  4.  воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  5.  развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
  6.  организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
  7.  развитие социальной функции личности — общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7916. Література. Драматургія. Архітектура та містобудування. Живопис. Музика. Музеї. Українські підприємці-благодійники. Родини Терещенків та Харитоненків 34.55 KB
  Література. Драматургія. Архітектура та містобудування. Живопис. Музика. Музеї. Українські підприємці-благодійники. Родини Терещенків та Харитоненків Мета: Створити умови для всебічного розуміння учнями всіх особливостей розвитку української культур...
7917. Фольклор та декоративно-ужиткове мистецтво. Повсякденне життя: звичаї, традиції, побут. Зміни у житті українських жінок. Особливості релігійного життя 26.35 KB
  Фольклор та декоративно-ужиткове мистецтво. Повсякденне життя: звичаї, традиції, побут. Зміни у житті українських жінок. Особливості релігійного життя МЕТА: розуміння учнями всіх особливостей розвитку народного мистецтва. пов...
7918. Поняття людини як біосоціальної істоти 22.26 KB
  Поняття людини як біосоціальної істоти Людина... Хто вона така? На перший погляд це питання зовсім просте. Хто ж не знає, хто така людина? Адже на рівні здорового глузду кожен з нас впевнено виділяє людину з оточуючого середовища, її відмінність від...
7919. Радянська українізація та культурна революція. Освіта та наука 68 KB
  Радянська українізація та культурна революція. Освіта та наука. Перемога радянської влади в Україні призвела до того, що всі досягнення в галузі українізації були визнані контрреволюційними, націоналістичними та ворожими народу. В 1919 та на початку...
7920. Українська культура періоду ІІ світової війни 58 KB
  Українська культура періоду ІІ світової війни Радянські митці у своїх творах оспівували масовий героїзм, стійкість, ратні подвиги радянських воїнів, їх безмежну відданість Комуністичній партії, беззавітну любов до Батьківщини. У період Великої Вітчи...
7921. Політика Українізації 59 KB
  Українізація Причини українізації Політикаукраїнізаціїсуперечила великодержавним прагненням ВКП(б), але була вимушена ворожим ставленням до радянської влади з боку населення України, національна свідомість якого зросла за попередні десят...
7922. Освіта: братські школи, Острозька та Києво-Могилянська колегії (Академії) 82.5 KB
  Освіта: братські школи, Острозька та Києво-Могилянська колегії (Академії). Братства - релігійно-національні товариства, що їх створювали при церковних парафіях члени ремісничих та цехових організацій по містах України в 15-17 ст., продовжуючи традиц...
7923. Як зацікавити сучасних школярів предметами духовно-морального спрямування 17.73 KB
  Як зацікавити сучасних школярів предметами духовно-морального спрямування. Ессе на конкурс до Острозької академії. На сучасному етапі розвитку українського суспільства постає проблема виховання моральності школярів. Так як, батьківська турбота сьогодні, в основному, орієнтується на матеріа...
7924. Правобережна Україна в другій половині ХVIII століття 65.5 KB
  Тема уроку. Правобережна Україна в другій половині ХVIII століття. Мета уроку: охарактеризувати події другої половині ХVIII століття на території правобережної України розглянути особливості повстань на західній Україні розвивати вміння учнів анал...