8069

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...

Русский

2013-02-02

25.24 KB

7 чел.

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.Социальный подход. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому система воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Это динамическая иерархия воспитательных целей. Можно выделить три системы воспитательных ценностей.

А) трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшее существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию.

Б) социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении.

В) антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превышения ценностей в элементарный эгоизм.

В реальной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.

3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание как социокультурное воспроизводство человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: по возрасту, по социальным условиям и по реализованным целям.

Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.

Парадоксы цели воспитания как социально-психологического феномена.

1.Цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала.

2.Цель имеет только внешние контуры, лишена конкретных характеристик, так как динамична.

3.Цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект.

4.Цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка.

Парадоксы разрешаются общим характером цели. Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы подрастающий человек становился личностью, а не особью, причем эта личность должна уметь самостоятельно строить сою жизнь, неся за не¸ ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны озаботиться развитие способности личности выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность, осознание.

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и научении ребенком производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. Итак, целью состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

Таким образом, цель носит общий характер, позволяя сохранить индивидуальные черты каждого. Широкие рамки цели учитывают динамичность социальных представлений о достойной жизни, движение образа достойного человека в процессе взросления. Это не что иное, как формирование осмысленных идеалов - признака и показателя высокой культуры общества и отдельного человека. Идеалы дают уверенность в том, что существует, возможность жить по законам достойной жизни.

Воспитание всесторонне, гармонично развитой личности как высшее достижение гуманистической педагогики стоит в центре отечественной образовательной политики.

В теории воспитания выделяют следующие стороны воспитания:

- умственное воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

По целям структура воспитательного процесса состоит из последовательности задач, на решение которых он направлен. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на:

  1.  формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
  2.  воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
  3.  приобщение школьников к научным, культурным, художественным ценностям;
  4.  воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  5.  развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
  6.  организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
  7.  развитие социальной функции личности — общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59738. Свято Миколая – вірші, оповідання, пісні, народні звичаї та прикмети 45.5 KB
  Листопад Біла молитва братика Хто він той святий Миколай гість з неба на которого так чекають діти Легенда опівадає що у дитинстві а ріс Миколай у заможній родині горнувся хлопчик до бідних нужденних скривджених голодних та калік. Святий Миколай лужком бережком.
59739. Новела М.Хвильового Я (Романтика) 46 KB
  Дослідити образну систему новели, проблематику, стилістичні особливості та ідейний зміст для досягнення розуміння учнями світоглядних позицій автора та ствердження гуманістичних ідей твору на противагу антигуманним.
59740. Основные типы отношений в системе: иерархические и синтагматические, парадигматические 23.5 KB
  Синтагматические отношения – отношения сочетаемости, устанавливающиеся между однотипными единицами в речевой цепи, отношения, в кот. вступает яз. единица при совпадении ее признаков с аналогичными ед.; отношения линейной связи.
59741. Сценарій уроку: Свято Матері 42.5 KB
  Шановні гості Дорогі діти батьки Вітаємо Вас з Святом Матері Мати. ВЕДУЧА II: У травні коли прокидається від сну природа коли дзвенить у блакиті пташиний спів коли травами і квітами замаїться земля теплий весняний вітер приносить до нас Свято Матері.
59742. Сценарій уроку Масляна 38.5 KB
  Тиждень перед Великоднім постом називається Масляна. Щодня жінки, молодь і діти гуляли, пригощались варениками з сиром. Набиралися сил перед довгим постом. Молодь збиралась на вечорниці і гуляла до ранку (досвітки).
59743. Сценарій уроку: Де коза ходить, там жито родить 41 KB
  В цей вечір ватаги дівчат і дітей ходять по хатах і щедрують. Сценарій бажано доповнити книжковою виставкою Щедрий вечір добрий вечір. Щедрий вечір Розкажіть онуку...
59744. Сценарій уроку Золота осінь 44 KB
  Осінь завжди красива барвиста. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. На сцені 5 дітей: 1й: Непомітно з’явилася осінь Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Все коротшає день щодоби Глянь берізки уже злотокосі І в дубів багряніють чуби.
59745. Прийди, прийди, весно, прийди, прийди, красна 45.5 KB
  До залу заходить Весна дівчина у квітчастому вбранні на голові віночок з квітів. ВЕСНА: Добрий день мої любі друзі Я Весна я Весна. ВЕСНА: Яка ж бо ти люта сестро Лютуй не лютуй а час твій пройшов. ВЕСНА: Так сестро це було та все пройшло.
59746. Сценарій уроку: Святий Спас прийшов до нас 46 KB
  У серпні Спас крім 19-го святкується ще двічі 14-го та 29-го. Правда назва його Спас мені не зрозуміла. Що воно означає ВЕДУЧА: На Русі свято відоме під назвою Спаса від слова спаситель рятівник яким православна церква іменує Ісуса Христа.