8069

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...

Русский

2013-02-02

25.24 KB

7 чел.

Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры

Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитания:

1.Социальный подход. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.

2.Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому система воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Это динамическая иерархия воспитательных целей. Можно выделить три системы воспитательных ценностей.

А) трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшее существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию.

Б) социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении.

В) антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превышения ценностей в элементарный эгоизм.

В реальной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.

3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание как социокультурное воспроизводство человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности. Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели: по возрасту, по социальным условиям и по реализованным целям.

Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.

Парадоксы цели воспитания как социально-психологического феномена.

1.Цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала.

2.Цель имеет только внешние контуры, лишена конкретных характеристик, так как динамична.

3.Цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект.

4.Цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка.

Парадоксы разрешаются общим характером цели. Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы подрастающий человек становился личностью, а не особью, причем эта личность должна уметь самостоятельно строить сою жизнь, неся за не¸ ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны озаботиться развитие способности личности выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность, осознание.

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и научении ребенком производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. Итак, целью состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

Таким образом, цель носит общий характер, позволяя сохранить индивидуальные черты каждого. Широкие рамки цели учитывают динамичность социальных представлений о достойной жизни, движение образа достойного человека в процессе взросления. Это не что иное, как формирование осмысленных идеалов - признака и показателя высокой культуры общества и отдельного человека. Идеалы дают уверенность в том, что существует, возможность жить по законам достойной жизни.

Воспитание всесторонне, гармонично развитой личности как высшее достижение гуманистической педагогики стоит в центре отечественной образовательной политики.

В теории воспитания выделяют следующие стороны воспитания:

- умственное воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- экологическое воспитание;

- правовое воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

По целям структура воспитательного процесса состоит из последовательности задач, на решение которых он направлен. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на:

  1.  формирование всестороннего, гармонически развитого человека;
  2.  воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
  3.  приобщение школьников к научным, культурным, художественным ценностям;
  4.  воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  5.  развитие склонностей, способностей и интересов школьников с учетом их возможностей и желаний, а также социальных требований;
  6.  организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
  7.  развитие социальной функции личности — общения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29253. Мейнстрим, субкультура и контркультура 34 KB
  Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура это подкультура или культура в культуре. а субкультура отличается лишь однойдвумя чертами.
29254. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ 27 KB
  Субъект культуры в культурологическом понимании какаялибо социальная общность или конкретный индивид реализующий в практической деятельности культуросозидающее начало потребление и духовное освоение объектов культуры воспроизводство себя как человека определенной исторической эпохи. В культурологическом понимании объект культуры элемент фрагмент бытия культуры являющийся сферой реализации активности и историческим результатом практической деятельности субъекта культуры.
29255. ипология культуры (типы культур) 36 KB
  Типология культур строится на основании нескольких критериев: связь с религией культуры религиозные и светские; региональная принадлежность культуры культуры Востока и Запада средиземноморская латиноамериканская; региональноэтническая особенность русская французская; принадлежность к историческому типу общества культура традиционного индустриального постиндустриального общества; хозяйственный уклад культура охотников и собирателей огородников земледельцев скотоводов индустриальная культура; сфера общества или вид...
29256. Зигмунд Фрейд (1856—1939) 43.5 KB
  Перенося психоанализ на область этнографии истории религии биографий великих деятелей культуры Фрейд и его последователи рассматривают культуру как проекцию индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд создал Венское психоаналитическое общество 1908 известность и влияние которого постепенно распространились по Европе и Америке куда Фрейд выезжал для чтения лекций. Важным вкладом Фрейда в культурологию стали его исследования так называемого подсознательного той иррациональной и темной части человеческой психики где...
29257. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ 33.5 KB
  совокупность ролей которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны с дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты: экономическая культура военная культура культура торговли религиозная культура педагогическая культура и т. системы критериев качества осуществления тех или иных социальных функций культура труда и потребления культура быта культура языка культура научного мышления культура худож.
29258. Йохан Хейзинга (1872-1945) 46 KB
  Игра старше культуры игра предшествует культуре игра творит культуру таков лейтмотив концепции Хейзинги. Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий и должен занять свое место рядом с Homo faber.
29259. Христианский тип культуры 31 KB
  Православие как культурноисторический феномен. В целом несмотря на большое влияние Византии русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве который образовало греческое православие и славянское язычество и в многоглавии первых русских соборов и в эпосе и в самом строе повседневной жизни оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Православие хочет быть полным откровением христианства. По своему внутреннему упованию православие...
29261. Элитарная и массовая культура 36.5 KB
  Когда уровень образования населения растет круг потребителей высокой культуры расширяется. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка высокой а популярная музыка массовой фильмы Феллини высокой а боевики массовой картины Пикассо высокой а лубок массовой. Однако существуют такие жанры литературы в частности фантастика детективы и комиксы которые всегда относят к популярной или массовой культуре но никогда к высокой. Органная месса Баха относится к высокой культуре но...