8070

Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса Эффективность воспитания зависит от следующих факторов: От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в...

Русский

2013-02-02

27.11 KB

13 чел.

Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса

Эффективность воспитания зависит от следующих факторов:

  1.  От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в том числе и через его отношение к воспитателю, его воспитательным влияниям. Если это отношение положительное, проблем нет. Если отрицательное, то процесс воспитания тормозится, результаты его невысокие. Негативное отношение нужно сперва сменить на положительное, а потом, опираясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает сомнению, установленный порядок кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс, когда воспитанник не согласен с воспитателем. Заповедь гуманистической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника.
  2.  От соответствия цели и действий по ее достижению. Если действия, организация воспитания не соответствуют цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее организация, чем больше применяемые формы, средства и методы отвечают поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.
  3.  От соответствия практики и воспитательного влияния. Воспитательный процесс характерен тем, что воспитанник сразу же все, о чем ему говорит воспитатель, проверяет на практике. И какое же разочарование постигает его, когда он убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слов и дел. Изменять существующую практику в лучшую сторону нужно очень осторожно и постепенно. Погоня за быстрым успехом незамедлительно покажет несоответствие воспитания и жизни.
  4.  От совместного действия объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся: воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (экономические, материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение факторов придает воспитанию неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны создаваться надлежащие условия.
  5.  От интенсивности воспитания и самовоспитания. Самовоспитание — деятельность школьника, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания он выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно связано с содержанием жизни школьников, их интересами отношениями, характерными для их возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время является его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, свои положительные качества и недостатки, силой воли мог преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик стремится к совершенствованию.
  6.  От эффективности сопутствующих ему процессов — развития и обучения. Известно, что если два процесса связаны в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают затруднения, которые отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.
  7.  От качества воспитательного действия педагога. При неквалифицированном, недостаточном по объему или запаздывающем во времени — результаты воспитания будут низкими.
  8.  От согласования педагогических действий и возможностей воспитанников. Практика показывает, что возможности воспитанника не всегда совпадают с требованиями воспитателя. Случается, они не совпадают в какой-то отдельной части. Вот почему ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элементарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения.

Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практике воспитания постоянно подтверждается зависимость результатов от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания и др.

Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие закономерности воспитания (П.И. Пидкасистый,):

1)воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упражнения, нравственное — через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;

2) содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;

3) соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.;

4) только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;

5)организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — самое общее условие создания ситуации успеха;

6)воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям;

7)целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12226. Исследование основных схем выпрямления и изучение влияния нагрузки и сглаживающих фильтров на их работу 75.08 KB
  Лабораторная работа №1 Исследование основных схем выпрямления и изучение влияния нагрузки и сглаживающих фильтров на их работу Цель работы: научиться снимать и строить характеристики схем выпрямления; научиться снимать осциллограммы напряжений; нау...
12227. Кинетика разложения мурексида в кислой среде 115.5 KB
  Кинетика разложения мурексида в кислой среде Цель работы: определение порядка реакции по мурексиду и катализатору кислоте и составление дифференциального кинетического уравнения по результатам опытов; определение константы диссоциации слабой кислоты путем кинетич
12228. Кинетика разложения мурексида в кислой среде. 31.36 KB
  Лабораторная работа №2 Кинетика разложения мурексида в кислой среде Цель работы: определение порядка реакции по мурексиду и катализатору кислоте и составление дифференциального кинетического уравнения реакции по результатам оп
12229. Измерение ЭДС элемента Якоби-Даниэля. Определение потенциала отдельных электродов 29 KB
  Измерение ЭДС элемента ЯкобиДаниэля. Определение потенциала отдельных электродов Цель работы: приготовление гальванического элемента и измерение его ЭДС. Вычисление ЭДС элемента при заданных концентрациях солей. Сравнение полученных результатов с вычисленными знач
12230. Определение порядка реакции окисления иодид-ионов ионами трехвалентного железа 194 KB
  Определение порядка реакции окисления иодидионов ионами трехвалентного железа Цель работы: определение частных кинетических порядков и общего кинетического действительного порядка реакции Fe3I Fe2I 1 в водном растворе и сравнение их со стехиометрическими поря
12231. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕТИКИ РЕАКЦИИ ОМЫЛЕНИЯ СЛОЖНОГО ЭФИРА 74 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель: Определить средние значения K реакции омыления этилацетата в щелочной среде при двух температурах; вычислить энергию активации данной реакции. Ход работы: Измерение постоянной сосуда. Определялась
12232. Омыление сложного эфира в щелочной среде при двух температурах 242 KB
  Изучение кинетики реакции омыления сложного эфира Цель работы: определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира в щелочной среде при двух температурах вычисление энергии активации и предэкспоненциального множителя. Принцип метода: ко
12233. Определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира 22.27 KB
  Лабораторная работа № 1 Цель работы: определение средних значений констант скорости реакции омыления сложного эфира этилацетата в щелочной среде. Опыты показывают что реакция протекает как реакция второго порядка.
12234. Определение константы диссоциации слабого электролита 337 KB
  Определение константы диссоциации слабого электролита Цель работы: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности слабого электролита от концентрации. Рассчитать значения степени и константы диссоциации слабого электролита. Принцип метода: ко