80711

Малые предприятия: бухгалтерский учет и особенности налогообложения

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Малые предприятия: бухгалтерский учет и особенности налогообложения Основные понятия о малом предпринимательстве Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения Условия для применения простой формы бухгалтерского учета Ведение учета частными предпринимателями Изменения в налогообложении в связи с введением единого налога на вмененный доход Основные понятия о малом предпринимательстве...

Русский

2015-02-18

122.5 KB

0 чел.

Курс «Теория бухгалтерского учета»       18

Тема 8. Малые предприятия: бухгалтерский учет и особенности налогообложения

Основные понятия о малом предпринимательстве

Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения

Условия для применения простой формы бухгалтерского учета

Ведение учета частными предпринимателями

Изменения в налогообложении в связи с введением единого налога на вмененный доход

  1.  Основные понятия о малом предпринимательстве

В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих показателей:

  •  в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек;
  •  в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек;
  •  в оптовой торговле - 50 человек;
  •  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  •   в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек.

При этом к малым предприятиям могут относиться предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, т. е. предприятия с учетом всех входящих в них филиалов и подразделений.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Субъектом малого предпринимательства может быть только коммерческая организация. Некоммерческая организация не может быть признана малым предприятием и пользоваться какими-либо льготами.

Государственная поддержка малых предприятий в сфере налогообложения осуществляется по двум направлениям:

  1.  упрощение систем учета, отчетности и налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  2.  предоставление налоговых льгот.

Это деление, конечно, условно, поскольку одно направление не всегда исключает другое.

Первое направление – применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности – предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятий за отчетный период. Применение этой системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать первое или второе направление государственной поддержки, т.е. они сами определяют, применять им упрощенную систему налогообложения или производить исчисление налогов в общем порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется не на все субъекты малого предпринимательства, а только на те, которые соответствуют критериям, установленным ст. 3 ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» №222-ФЗ. Это критерии численности, вида деятельности и размера валовой выручки.

Второе направления государственной поддержки малого предпринимательства в сфере налогообложения заключается в предоставлении общих и специальных налоговых льгот. Выделим следующие льготы:

  1.  Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течении первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который существовал на момент их регистрации (ст.9 Федерального закона №88-ФЗ).
  2.  Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет (ст. 10 закона)
  3.  В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие:
  •  производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  •  производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  •  строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от названных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (п.4 ст.6 Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций).
  1.  Малые предприятия уплату налога на прибыль, НДС, налога на реализацию ГСМ, налога на пользователей автомобильных дорог, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за пользование водными объектами производят ежеквартально без внесения авансовых платежей.
  2.  Платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме освобождаются от НДС (п.1 ст.5 Закона о налоге на добавленную стоимость).

  1.  Условия и показатели для применения упрощенной системы налогообложения

Первым условием для применения упрощенной системы учета и отчетности малыми предприятиями является предельная численность работников – до 15 человек (включая различного рода договорников и работающих в филиалах).

Второе условие – совокупный размер фактической выручки за предшествующий период должен не превышать сумму стотысячекратного минимального размера оплаты труда.

Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса.

Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения является совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.

Налоговая организация по месту постановки субъекта малого предпринимательства на налоговый учет выдает ему годовой патент, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.

Для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом) расчет подлежащего к уплате единого налога.

Одновременно с предоставлением в налоговый орган расчета на уплату единого налога организация – налогоплательщик передает выписку из книги доходов и расходов по состоянию на последний рабочий день отчетного периода. В ней указывается совокупный доход (валовая выручка), полученный за отчетный квартал.

Кроме этого, организация  предъявляет для проверки налоговому органу патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения с отметкой банка об исполнении платежа за отчетный период.

Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности освобождаются от всех федеральных, региональных и местных налогов. Так, согласно Инструкций ГНС РФ субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налогов:

  •  на пользователей автомобильных дорог (№30);
  •  на владельцев автотранспортных средств (№30);
  •  на прибыль (№37);
  •  НДС (№39).

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.

При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих (более 15 человек) налогоплательщики, начиная со следующего квартала, переводятся с упрощенной системы налогообложения на существующую ранее систему.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют право на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Форма этой Книги разработана Министерством финансов Российской Федерации и утверждена его приказом от 22.02.96 № 18.

  1.  Условия для применения простой формы бухгалтерского учета

Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства определен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.12.95 № 131 "Об Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

Упомянутые Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Малое предприятие самостоятельно определяет систему бухгалтерского учета, включающую рабочий План счетов бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета (форму счетоводства), состав и виды применяемых форм первичных учетных документов, систему документооборота и другие учетные процедуры, необходимые для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия. В качестве рекомендаций в упомянутых Указаниях дан примерный План счетов бухгалтерского учета, который могут использовать малые предприятия, приведен порядок применения рабочего Плана счетов бухгалтерского учета.

Вышеназванными Указаниями, составленными во исполнение Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства», определены условия, при наличии которых в учете и отчетности может применяться простая форма бухгалтерского учета и отчетности.

Первым условием для этого является незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц).

Второе условие – наличие мелкого простого технологического процесса производства продукции и работ, которое не связано с большими затратами материальных ресурсов.

Третье условие – отсутствие регистров бухгалтерского учета имущества – ведется только книга учета хозяйственных операций по форме К-1 (Приложение № 1 к упомянутым Указаниям). Наряду с этой Книгой (журналом) для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме, которая также представлена в этих Указаниях в виде Приложения № 10.

Книга (журнал) учета хозяйственных операций является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

В упомянутых Указаниях представлены также регистры бухгалтерского учета для малых предприятий, осуществляющих производство продукции и работ.

И еще одно, четвертое условие – Федеральным законом РФ №222-ФЗ )п.4 ст.1) субъектам малого предпринимательства предоставлено право ведения бухгалтерского учета без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

  1.  Ведение учета частными предпринимателями

Действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

1. «ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА» - система налогообложения, установленная Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1991 года № 1998-1. Она предусматривает обложение всех доходов предпринимателя от предпринимательской деятельности подоходным налогом. О ней я и буду вести речь в данной главе.

2. «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА» - система налогообложения, установленная Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ. О ней я расскажу в Главе 4. Данная система предусматривает деятельность по патенту и фиксированный годовой налог в виде уплаты стоимости патента.

3. «ВМЕНЕННАЯ СИСТЕМА» - система налогообложения, установленная Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года М9148-ФЗ. Это принципиально новая система, вводимая в принудительном порядке органами субъекта федерации. Она предусматривает обложение фиксированным налогом в зависимости от наличия у предпринимателя объекта обложения.

Если последние две системы распространяются в большинстве своем как на предпринимателей, так и на юридические лица, то первая является привилегией исключительно предпринимателей. Правда, в свете принятия Закона «О едином налоге на вмененный доход» предприниматель может работать по традиционной системе (равно как и по упрощенной), если местным законом он не отнесен к плательщикам единого налога (это зависит от вида деятельности).

Говоря о традиционной системе налогообложения нельзя не упомянуть о статусе предпринимателя и специфике его деятельности и учета, правовых актах их регламентирующих.

Статус индивидуального предпринимателя

В Налоговом кодекса Российской Федерации дано такое определение предпринимателям:

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск деятельность, которая направлена на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе частные нотариусы, частные охранники, частные детективы или иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной гражданским законодательством к предпринимательской).

Признаками предпринимателя являются:

  •  имущество, принадлежащее ему как на праве собственности, так и на праве аренды,
  •  государственная регистрация в качестве предпринимателя,
  •  систематическое получение в результате осуществления предпринимательской деятельности прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг,
  •  лицензирование предпринимательской деятельности, если таковое установлено законом1.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»2.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке3.

Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, которая не запрещена законодательными актами Российской Федерации, без образования юридического лица, в качестве предпринимателей проводится регистрационными палатами по месту занятия предпринимательской деятельностью. После прохождения всех необходимых процедур, гражданину выдается бессрочное свидетельство о том, что он является зарегистрированным частным предпринимателем.

Лицензирование предпринимательской деятельности для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является обязательным в том случае, если законодательными актами такая обязанность установлена4.

Налогообложение граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится в соответствии с налоговым законодательством, а именно:

  •  Налоговым кодексом Российской Федерации;
  •  Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
  •  Законом Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»;
  •  Федеральным законом от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Порядок признания индивидуального предпринимателя банкротом установлен Гражданским кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 08.01.98 № б-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ответственность в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлена гражданским законодательством, налоговым законодательством, административным законодательством и уголовным законодательством. Кроме того, для предпринимателей установлена специальная ответственность, предусмотренная законодательством по специальным видам деятельности.

Рассмотрение споров по экономическим аспектам деятельности предпринимателя осуществляется в арбитражном суде.

Теперь подробнее о налогообложение частных предпринимателей.

Налогообложение деятельности частных предпринимателей

Индивидуальные предприниматели в налоговых правоотношениях выступают в качестве:

  •  налогоплательщиков;
  •  налоговых агентов (работодателей или лиц, являющихся источником дохода других физических лиц), т.е. индивидуальные предприниматели выступают как лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и платежей;
  •  плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования.

В этой связи обязанности индивидуальных предпринимателей также рассматриваются с двух сторон (как налогоплательщиков и как налоговых агентов). Эти обязанности установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и рядом федеральных законов.

Обязанности индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве налогоплательщиков, установлены ст. 23 НК РФ и ст. 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Обязанности индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве налоговых агентов, установлены ст. 24 НК РФ, ст. 20 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Индивидуальные предприниматели как налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

5) своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц;

6) своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном названным Законом;

7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.

Кроме того, физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживающие подоходный налог, обязаны:

  •  вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации;
  •  ежеквартально представлять в налоговый орган по месту своей регистрации отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах налога;
  •  представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и об удержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительства получателей дохода не реже одного раза в квартал, а также ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, - сведения о доходах, выплаченных ими физическим лицам по месту основной работы.

Индивидуальные предприниматели как плательщики страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации обязаны уплачивать взносы в размере 20,6 % дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов.

Индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28%.

Кроме того, работодатели уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 5,4 % выплат.

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживают налоги по мере выплаты сумм дохода. Если в течение года одному и тому же физическому лицу производится несколько выплат, то исчисление налога производится с общей суммы, выплаченной с начала года.

Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности

В целях налогообложения доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, определяются объекты налогообложения. Такими объектами являются

  •  имущество;
  •  доход;
  •  стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);  
  •  иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. При этом состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В состав затрат включаются документально подтвержденные расходы.

Исчисление подоходного налога с доходов, полученных от реализации товаров, изделий и другого имущества, которые произведены лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности производится без исключения из совокупного облагаемого дохода этих лиц сумм, получаемых в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 5000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые в течение года от продажи другого имущества, в части, не превышающей 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов. В этом случае исключению из облагаемого налогом дохода подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, связанные с изготовлением и реализацией имущества.

Исчисление и уплата налога производятся:

  •  физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, при выплате ими сумм физическим лицам в течение года;
  •  налоговыми органами на основе имеющихся данных о предполагаемом доходе физического лица в текущем году;
  •  налоговыми органами на основе фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.

Налогообложение производится по месту постоянного жительства физического лица, а в случае если его деятельность осуществляется в другом месте - по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства физического лица о размерах дохода и налога.

Налогообложение доходов предпринимателей налоговыми органами осуществляется на основании:

  •  деклараций физических лиц о фактически полученных ими в течение года доходах;
  •  материалов проверок деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами;
  •  полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц сведений о выплаченных плательщикам доходах.

Налог, исчисленный налоговыми органами, уплачивается в следующем порядке:

в течение текущего года плательщики вносят по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за истекший год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, - по одной трети с предполагаемого дохода на текущий год. Сроки уплаты авансовых платежей налога - к 15 июля, к 15 августа и к 15 ноября. В случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика по его заявлению налоговый орган производит перерасчет суммы налога по не наступившим срокам уплаты;

по истечении года налог исчисляется по совокупному годовому доходу, полученному от всех источников, включая доходы за любую выполненную работу на предприятиях, в учреждениях, организациях и у физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» устанавливает следующие налоги для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:

подоходный налог с физических лиц, который является федеральным налогом и регулируется Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц», которым установлено, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году, при этом доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. Указанный доход уменьшается на суммы:

пособий;

государственной стипендии;

компенсационных выплат;

выигрышей в лотереи;

материальной помощи;

алименты и т.д.5

 Подоходный налог, с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается по следующим ставкам:


Размер совокупного облагаемого дохода, полученный в этом году

Ставка в Федер.бюджет

Ставка налога в местные бюджеты

До 30000 руб.

3%

9%

От 30001 до 60000

3%

2700+12% от суммы превышающей 30000

От 60001 до 90001

3%

6300+17% от суммы превышающей 60000

От 90001 до 150000

3%

11400+22% от суммы превышающей 90000

От 150001 до 300000

3%

24600+32% от суммы превышающей 150000

От 300000 и выше

3%

72600+42% от суммы, превышающей 300000

налог с продаж, который установлен на территории Тульской области в размере 5% от суммы операций с наличными деньгами и прочих операций, указанных в Законе.

На индивидуальных предпринимателей, работающих по традиционной системе распространяется пункт 1 ст. 9 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», которым установлено, что порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течении первых четырех лет своей деятельности указанны субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации6.

Учет доходов и расходов

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Выше уже перечислялись законы, составляющие основу этого законодательства. Этими законами установлено, что индивидуальные предприниматели обязаны вести учет доходов и расходов с соблюдением порядка кассовых операций.

С этой целью предприниматель заводит Книгу учета доходов и расходов и предъявляет ее налоговому органу.

В книге учета доходов и расходов указываются:

  •  ФИО индивидуального предпринимателя;
  •  вид осуществляемой деятельности;
  •  местонахождение (адрес места жительства);
  •  номера расчетных счетов.

Налоговый орган на первой странице книги фиксирует регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации.

Данная книга ведется по форме, приведенной в Приложении №1.

На эту книгу распространяются общие правила об отчетности, установленные в РФ.

Индивидуальный предприниматель несет ответственность за полноту и своевременность отражения в книге расходов и доходов информации о своей хозяйственной деятельности. В доходной части книги отражается сумма выручки (валовой доход) от реализации товаров и услуг, а в расходной – только расходы.

В состав расходов включаются только фактически произведенные документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с получением дохода. Большинство споров предпринимателей с налоговыми органами происходит именно из-за «неправомерного» (по мнению органов) отнесения на затраты тех или иных расходов.

Состав расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода определяется исходя из общих правил ведения учета. При этом затраты обычно делят на группы:

  •  материальные затраты;
  •  амортизационные отчисления;
  •  износ нематериальных активов;
  •  затраты на оплату труда;
  •  прочие затраты.

Указанные элементы затрат образуют себестоимость продукции. Если предприниматель занимается торговлей, то в состав затрат входят расходы, непосредственно образующие издержки обращения.

Теперь несколько слов о порядке ведения кассовых операций. Этот порядок установлен в соответствии с письмом ЦБ РФ от 26.02.96 №247. Используемые документы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 №88. К ним относятся:

  •  кассовая книга (Форма №КО-4);
  •  приходный кассовый ордер (Форма №КО-1);
  •  расходный кассовый ордер (Форма №КО-2);
  •  журнал регистрации приходных и кассовых ордеров (Форма №КО-3);
  •  книга учета принятых и выданных индивидуальным предпринимателем (кассиром) денег (Форма №КО-5).

Индивидуальный предприниматель, производящий реализацию за наличный расчет должен иметь ККМ.

За невыполнение этих требований предусмотрены штрафные санкции.

Итак, при традиционной системе налогообложения предприниматель ведет учет затрат в форме книги учета доходов и расходов. Итогом ведения этой книги является определение дохода предпринимателя за год и уплата им на этом основании подоходного налога по прогрессирующей шкале по ставке, соответствующей величине дохода, а также отчисление в размере 20,6% (за исключением юристов и нотариусов) в Пенсионный фонд РФ. Сумма налога вносится авансовым платежом три раза в год исходя из предполагаемого дохода. По итогам года сумма налога должна быть пересчитана.

Вся продукция, реализуемая за наличный расчет подлежит обложению налогом с продаж, который к Тульской области установлен в размере 5% от цены реализуемого товара или услуги. Предприниматель также может выступать в качестве налогового агента и плательщика в фонды соцстраха в случае, если он нанимает на работу других лиц.

  1.  Изменения в налогообложении в связи с введением единого налога на вмененный доход

Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят Федеральный закон от 31.07.98 №148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятлеьности”.

Перечень сфер предпринимательской деятельности, которые должны быть переведены на уплату единого налога, определены указанным Законом. К ним относятся юридические лица, организации, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятлеьность без образования юридического лица (предприниматели), ведущие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:

  1.  оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг строительство  завершенных  зданий  и  сооружений  или их частей, оборудование  зданий,  подготовка  строительного  участка  и  иные услуги  по  ремонту  и  строительству  зданий  и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
  2.  оказание  бытовых  услуг  физическим  лицам  (ремонт обуви, изделий из кожи,  меха,  пошив и ремонт  одежды,  ремонт  часов  и ювелирных  изделий;  ремонт  бытовой  техники  и предметов личного пользования,  ремонт и изготовление металлических изделий,  ремонт машин,   оборудования   и  приборов,  оргтехники  и  периферийного оборудования,  сервисное обслуживание автотранспортных  средств  и иные  бытовые  услуги  населению,  в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);
  3.  оказание     физическим    лицам    парикмахерских    услуг (деятельность      парикмахерских      салонов),      медицинских, косметологических  услуг  (в  том  числе в косметических салонах), ветеринарных и зооуслуг;
  4.  оказание    предпринимателями   услуг   по   краткосрочному проживанию;
  5.  оказание    предпринимателями    консультаций,    а   также бухгалтерских,  аудиторских   и   юридических   услуг,   обучение, репетиторство,   преподавание   и   иная  деятельность  в  области образования;
  6.  общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых,  нестационарных и других точек общественного  питания  с численностью работающих до 50 человек);
  7.  розничная  торговля,  осуществляемая   через   магазины   с численностью  работающих  до 30 человек,  палатки,  рынки,  лотки, ларьки,  торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  8.  розничная торговля горюче - смазочными материалами;
  9.  оказание   автотранспортных   услуг   предпринимателями   и организациями  с  численностью  работающих  до  100  человек,   за исключением  оказания  на  коммерческой  основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
  10.  оказание   на   коммерческой  основе  услуг  по  перевозке пассажиров маршрутными такси;
  11.  оказание  услуг  по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
  12.  деятельность организаций по сбору металлолома.

С момента введения соответствующего налога на территориях субъектов РФ организации, переведенные на уплату этого налога, освобождаются от перечисления лпатежей в государственные внебюджетные фонды, а также от всех видов федеральных, региональных и местных налогов, за исключением:

  •  государственной пошлины;
  •  таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
  •  лицензионных и регистрационных сборов;
  •  налога на приобретение автотранспортных средств;
  •  налога на владельцев автотранспортных средств;
  •  земельного налога;
  •  налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
  •  подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с любых доходов, кроме доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, перечисленных выше, по которым пределяется вмененный доход;

удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.
Указанный Закон ввел новое понятие “вмененный доход”, поэтому для определения с него налога важно правильно понять, что такое вмененный доход.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода на основе данных, полученных путем статических исследований, в ходе проверок налоговых и иных органов.

При определении вмененного дохода учитывается условная доходность в стоиомстном выражении на ту или иную единицу физичесокго показателя – это единица площади, численности работающих, единица производственной мощности и др., которая характеризует определенный вид деятлдеьности в различных оспоставимых условиях.

Поскольку на базовую доходность оказывают влияние разные факторы (место деятлеьности, вид деятлеьности и т.д.), при определении вмененного дохода будут применяться повышающие (понижающие) коэффициенты этой доходности, показывающие степень влияния того или иного ыактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Единый нлаог с вмененного дохода исчисляется ежемесячно исходя из суммы вмененного дохода, установленной ставки с учетом физических показателей, влияюищх на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности. Они определяются в зависимости от:

  •  типа населенного пункта, в котором ведется предпринимательская деятельность;
  •  места осуществления предпринимательской деятельности внутри населеннного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и др.);
  •  удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта и от транспортных развязок;
  •  характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
  •  сезонности и других показателей, предусмотренных законом.

Правительство РФ разработало рекомендуемые формулы для расчета суммы единого налога, а также перечень их составляющих. В свою очередь органы государственной влясти субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определяют порядок исчисления единого налога.

Единый налог уплачивается ежемесячно авансовым платежом в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц.
Ставка единого налога с вмененного дохода устанавливается в размере 20%. В случае уплаты налогоплательщиком единого налога авансовым перечислением за 3, 6, 9 и 12 месяцев сумма единого налога, подлежащая уплате, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%.

Документом, подтверждающим уплату единого налога, является свидетельство об уплате этого налога. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дней со дня уплаты единого налога на период, за который плательщик произвел уплату налога.

1 Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица Консультация специалиста //Бухгалтерский учет, №7, 1998

2 Конституция РФ п. 1 ст. 34

3 Гражданский кодекс РФ п. 1 ст. 2

4 Перечень таких видов деятельности можно найти в постановлении Правительства РФ от 24.12.94 №1418.

5 Полный перечень см. в ФЗ «О подоходном налоге с физических лиц».

6 Этот пункт не распространяется на индивидуальных предпринимателей, попавших под действие закона о вмененном налоге.

17                   Тема 8. Малые предприятия: бухгалтерский учет и особенности налогообложения


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81225. Происхождение религии и ее ранние формы 25.23 KB
  Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между определенной группой предметов и людей. Магия – совокупность представлений и обрядов в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей предметы и явления объективного мира с помощью определенных символических действий. Анимизм – вера в существование духов и душ. Существует как вера в духов не только умерших людей но и в духов природных явлений.
81226. Национальные религии Индии. Ведизм 20.79 KB
  Ведизм. К национальным религиям Индии относят ведизм индуизм джайнизм и сикхизм. Ведизм считается самой древней из всех национальных религий и одной из самых древних среди мировых. Характерная черта ведизма обожествление сил природы часто в мифологических образах.
81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души – развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм – наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.
81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...