80715

Первичный учет

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Эти документы служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету если они составлены по форме содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации а документы форма которых не предусмотрена в этих альбомах должна содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; б дату составления документа; в наименование организации от имени которой составлен документ; г содержание хозяйственной операции; д измерители...

Русский

2015-02-18

68 KB

6 чел.

Курс «Теория бухгалтерского учета»      6

Тема 4 . Первичный учет

1.Теоретические основы первичного учета.

2.Методологические основы организации первичного учета.3.Инвентаризация имущества и обязательств.

1.  Теоретические основы первичного учета

Первичный учет представляет собой единичный, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а в условиях АСУ – ее передачи и первоначальной обработки. При этом под первоначальной  обработкой информации понимается дифференцированное накопление количественных данных по заданному комплексу признаков, характеризующих ход операции, производственные явления и процессы.

Первичный учет должен основываться на следующих принципах:

  •  он тесно взаимосвязан с каждым видом учета ;
  •  является основным поставщиком первичной информации для всех видов хозяйственного учета, а также используется для анализа производственно – хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, для определения его места и поведения на рынке;
  •  данные используются для осуществления контрольно – ревизионной работы, аудиторских проверок;
  •  находится в тесной взаимосвязи со всеми участниками БУ, являясь исходной базой для учета амортизационных отчислений, материальных и топливо – энергетических ресурсов, расчетов по оплате труда, учета затрат на производство, готовой продукции  и т.д.
  •  построение первичного учета зависит от специфики организации производства, труда, управления, технологических процессов, формы собственности.
  •  первичный учет отражает особенности системы управления и обеспечивает обратную связь с управляемой системой
  •  информация первичного учета – составная часть банка данных, используемого для формирования на его основе системы экономических показателей;
  •  первичный учет обеспечивает определенную связь  с системой норм и нормативов, стандартов в части расходования материальных ресурсов и т.д.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами , на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  1.  наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовый и  банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные  документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для  других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания,  предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговой инспекцией и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителя органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

2. Методологические основы  организации первичного учета.

На основании первичных документов делаются записи в учетных регистрах: счетах, журналах и т.п.

Учетные документы могут быть внешними и внутренними.

Внешние – поступают на предприятие со стороны – из государственных органов, вышестоящих организаций, банков, налоговой инспекции, от учреждений, поставщиков, покупателей и др.

Эти документы составляются по типовым формам (платежное поручение, платежное требование, счет – фактура и др.).

Внутренние – составляются непосредственно на предприятии.

Различают: распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные, бухгалтерские оформления.

Распорядительные – это такие документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении хозяйственных операций. К таким документам относятся распоряжения руководителя предприятия и уполномоченных им лиц на совершение хозяйственной операции (платежные поручения, требования).

Оправдательные (исполнительные) -  удостоверяют факт совершения хозяйственной операции. К ним относятся: приходные ордера (акты приемки) материалов; акты приемки – выбытия ОС; документы о приемки от рабочих выработанной продукции и т.п.

В оправдательных документах указываются такие сведения: название и адрес предприятия, составившего этот документ; наименование участников совершения  хозяйственной операции; дата составления документа; содержание хозяйственной операции и основание для ее совершения; реквизиты, характеризующие операцию в количественном и денежном выражении и др. Оправдательные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления (начальник цеха, заведующий складом, мастер). Оправдательные документы, поступающие в бухгалтерию предприятия, проверяются, а затем принимаются к учету.

Комбинированные – это такие документы, которые одновременно являются и распорядительными и исполнительными. К ним относятся: приходные и расходные кассовые ордера, расчетно – платежные ведомости на выдачу ЗП, авансовые отчеты и др.

Документы бухгалтерского оформления  составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций  нет других документов, или  при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся справки, ведомости распределения и др.

Документы также делятся на разовые и накопительные.

Разовые – первичные документы, оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.

Накопительные – составляются в начале определения периода времени путем постепенного накопления однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям (двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов и т.п.).

Учетные документы делятся на первичные и сводные.

Первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения. К ним относятся документы о поступлении на предприятие материалов и отпуске их со склада, об отгрузке продукции,  о начислении заработной платы и т.д.

Сводные – обобщают показатели путем соответствия их группировки, систематизации из первичных документов. От накопительных документов сводные отличаются тем, что сводные документы составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительный документ – это первичный документ, составляющийся постепенно.

3. Инвентаризация имущества и обязательств.

Основными задачами являются:

  •  выявление фактического наличия ОС, товарно – материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуральном выражении;
  •  контроль за сохранностью товарно – материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными БУ;
  •  выявление товарно – материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества и т.п.;
  •  выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
  •  проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других ОС;
  •  проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно – материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности.

Проведение инвентаризации обязательно:

  •  при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  •  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация ОФ может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  •  при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
  •  при установлении фактов  хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  •  в случае стихийного бедствия, пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций;
  •  при ликвидации (реорганизации )организации, перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактов наличия имущества с данными БУ регулируются в следующем порядке:

  •  основные средства, материальные ценности, денежные средства и др. имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходыванию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увел. финансирования у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  •  убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостатков. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

  •  недостача  материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытия списываются на издержки производства.

Периодичность проведения инвентаризации:

  •  КВ – не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 декабря отчетного года;
  •  незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки – перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
  •  незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;
  •  готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
  •  МБП - не менее одного раза в год;
  •  нефти и нефтепроводов - не реже одного раза в месяц;
  •  сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета , но не ранее 1 октября;
  •  денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
  •  расчетов с банками – по мере получения выписок банков;
  •  расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
  •  расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в неделю;
  •  остальных статей баланса - не менее двух раз в год.

инвентаризация в зависимости от полноты охвата может быть полной и частичной.

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.

В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.

Рабочим нормативным документом, ограничивающим техническую сторону организационной работы пред-я по проведению инвентаризации, является Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Минфин России 13 июня 1995 г за №49).

На средних и крупных предприятиях всех организационно – правовых форм целесообразно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, наделить ее организационно - !!!тронными функциями по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций имущества, а для непосредственного проведения инвентаризации имущества и обязательств создают рабочие инвентаризационные комиссии.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия:

-проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности, заслушивает руководителей отделов, цехов по вопросам сохранности имущества, организации инвентаризации и инструктаж  членов рабочих инвентаризационных комиссий;

- осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации  товарно – материальных ценностей в местах хранения и переработки;

- проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице, ценностей на складах, в кладовых, цехах, на строительных участках;

  •  в необходимых случаях (при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) проводит по поручению руководителя повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  •  осуществляют инвентаризацию материальных ценностей в местах хранения и производства;
  •  совместно с бухгалтерией предприятия участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
  •  вносит предложения по вопросам упорядочивания приема, хранения, отпуска товарно – материальных ценностей, улучшение учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользованных материальных ценностей;
  •  несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых ОС, товарно – материальных ценностей, денежных средств;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно – материальных ценностей (тип, сорт, марка, радиус, порядковый номер по прейскуранту);

г) за правильность и своевременность оформления.

7   Тема 4. Первичный учет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24422. Координатор МАКЕ и система управления исходным кодом SCCS 110.5 KB
  Описание взаимозависимостей содержит команды которые должны быть выполнены если обнаружится что некоторый модуль устарел перестал соответствовать действительности. Такие команды обеспечивают реализацию всех необходимых для модернизации модуля действий. В одних системах интерпретатор прост но совокупность команд не образует язык программирования а в других имеются отличные языки программирования на уровне системных команд но выполнение отдельной команды осложнено. Контрольная точка задается для конкретной формы доступа к памяти...
24423. Общая характеристика основных компонентов ОС ПЭВМ 93 KB
  Сетевой уровень занимает в модели OSI промежуточное положение: к его услугам обращаются протоколы прикладного уровня сеансового уровня и уровня представления. Для выполнения своих функций сетевой уровень вызывает функции канального уровня который в свою очередь обращается к средствам физического уровня. Физический уровень выполняет передачу битов по физическим каналам таким как коаксиальный кабель витая пара или оптоволоконный кабель. Канальный уровень обеспечивает передачу кадра данных между любыми узлами в сетях с типовой топологией...
24424. Таймеры счётчики ОМЭВМ 204 KB
  Основным отличием конфигураций сетей Fast Ethernet является сокращение диаметра сети примерно до 200 м что объясняется сокращением времени передачи кадра минимальной длины в 10 раз за счет увеличения скорости передачи в 10 раз по сравнению с 10мегабитной сетью Ethernet. Если среда свободна то узел имеет право начать передачу кадра. Последний байт носит название ограничителя начала кадра. Наличие двух единиц идущих подряд говорит приемнику о том что преамбула закончилась и следующий бит является началом кадра.
24425. Основные компоненты современных систем баз данных. Классификация и модели данных, реализуемых в СУБД 318 KB
  Классификация и модели данных реализуемых в СУБД. База данных – это данные организованные в виде набора записей определенной структуры и хранящиеся в файлах где помимо самих данных содержится описание их структуры. Метаданные Данные о структуре базы данных.
24426. Язык манипулирования данными, концепции и возможности языка SQL. Функции администратора баз данных 181.5 KB
  Перечисленные устройства передают кадры с одного своего порта на другой анализируя адрес назначения помещенный в этих кадрах. По адресу источника кадра коммутатор делает вывод о принадлежности узлаисточника тому или иному сегменту сети. Одновременно с передачей кадра на все порты коммутатор изучает адрес источника кадра и делает запись о его принадлежности к тому или иному сегменту в своей адресной таблице. При каждом поступлении кадра на порт коммутатора он прежде всего пытается найти адрес назначения кадра в адресной таблице.
24427. Адреса и сети Интернет. Архитектура и методы использования баз данных на Web 52 KB
  102–77 Стадии разработки: постановка задачи стадия Техническое задание; анализ требований и разработка спецификаций стадия Эскизный проект; проектирование стадия Технический проект; реализация стадия Технический проект. Проектирование. Процесс проектирование сложного ПО обычно включает: проектирование общей структуры – определение основных частей компонентов и их взаимосвязей по управлению и данным; декомпозицию компонентов и построение структурных иерархий в соответствии с рекомендациями блочноиерархического подхода;...
24428. Классификации сайтов. Сервисы Интернет 40.5 KB
  Сервисы Интернет. Классификация сайтов Все многообразие информации в интернете обозначаемой одним емким словом сайт можно условно разделить по: задачам сайта цели его создания и фунционирования коммерческий некоммерческий информационный рекламный поисковая система. объемности хоумпейдж сайтывизитки интернетпредставительства вебпорталы и т. Интернет сервисы: Пользователь работающий в Интернет имеет дело с несколькими различными видами услуг.
24429. Концепция и возможности XML-технологий 67 KB
  Концепция и возможности XMLтехнологий. XML Extensible Markup Language[1] это язык разметки описывающий объектов данных называемых XML документами. сам по себе XML не содержит никаких тэгов предназначенных для разметки он просто определяет порядок их создания. Таким образом если например мы считаем что для обозначения элемента rose в документе необходимо использовать тэг flower ; то XML позволяет свободно использовать определяемый нами тэг и мы можем включать в документ фрагменты подобные следующему: flower rose flower Набор...
24430. Архитектура стека TCP/IP. Протокол IP. Заголовок IP-пакета. IP-адресация 238.5 KB
  Заголовок IPпакета. В его задачу входит продвижение пакета между сетями от одного маршрутизатора до другого до тех пор пока пакет не попадет в сеть назначения. Заголовок IPпакета IPпакет состоит из заголовка и поля данных. Значение длины заголовка IPпакета также занимает 4 бита и измеряется в 32 битовых словах.