80715

Первичный учет

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Эти документы служат первичными учетными документами на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету если они составлены по форме содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации а документы форма которых не предусмотрена в этих альбомах должна содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; б дату составления документа; в наименование организации от имени которой составлен документ; г содержание хозяйственной операции; д измерители...

Русский

2015-02-18

68 KB

6 чел.

Курс «Теория бухгалтерского учета»      6

Тема 4 . Первичный учет

1.Теоретические основы первичного учета.

2.Методологические основы организации первичного учета.3.Инвентаризация имущества и обязательств.

1.  Теоретические основы первичного учета

Первичный учет представляет собой единичный, повторяющийся во времени, организованный процесс сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а в условиях АСУ – ее передачи и первоначальной обработки. При этом под первоначальной  обработкой информации понимается дифференцированное накопление количественных данных по заданному комплексу признаков, характеризующих ход операции, производственные явления и процессы.

Первичный учет должен основываться на следующих принципах:

  •  он тесно взаимосвязан с каждым видом учета ;
  •  является основным поставщиком первичной информации для всех видов хозяйственного учета, а также используется для анализа производственно – хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, для определения его места и поведения на рынке;
  •  данные используются для осуществления контрольно – ревизионной работы, аудиторских проверок;
  •  находится в тесной взаимосвязи со всеми участниками БУ, являясь исходной базой для учета амортизационных отчислений, материальных и топливо – энергетических ресурсов, расчетов по оплате труда, учета затрат на производство, готовой продукции  и т.д.
  •  построение первичного учета зависит от специфики организации производства, труда, управления, технологических процессов, формы собственности.
  •  первичный учет отражает особенности системы управления и обеспечивает обратную связь с управляемой системой
  •  информация первичного учета – составная часть банка данных, используемого для формирования на его основе системы экономических показателей;
  •  первичный учет обеспечивает определенную связь  с системой норм и нормативов, стандартов в части расходования материальных ресурсов и т.д.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами , на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  1.  наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовый и  банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные  документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для  других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания,  предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговой инспекцией и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителя органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

2. Методологические основы  организации первичного учета.

На основании первичных документов делаются записи в учетных регистрах: счетах, журналах и т.п.

Учетные документы могут быть внешними и внутренними.

Внешние – поступают на предприятие со стороны – из государственных органов, вышестоящих организаций, банков, налоговой инспекции, от учреждений, поставщиков, покупателей и др.

Эти документы составляются по типовым формам (платежное поручение, платежное требование, счет – фактура и др.).

Внутренние – составляются непосредственно на предприятии.

Различают: распорядительные, оправдательные (исполнительные), комбинированные, бухгалтерские оформления.

Распорядительные – это такие документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении хозяйственных операций. К таким документам относятся распоряжения руководителя предприятия и уполномоченных им лиц на совершение хозяйственной операции (платежные поручения, требования).

Оправдательные (исполнительные) -  удостоверяют факт совершения хозяйственной операции. К ним относятся: приходные ордера (акты приемки) материалов; акты приемки – выбытия ОС; документы о приемки от рабочих выработанной продукции и т.п.

В оправдательных документах указываются такие сведения: название и адрес предприятия, составившего этот документ; наименование участников совершения  хозяйственной операции; дата составления документа; содержание хозяйственной операции и основание для ее совершения; реквизиты, характеризующие операцию в количественном и денежном выражении и др. Оправдательные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления (начальник цеха, заведующий складом, мастер). Оправдательные документы, поступающие в бухгалтерию предприятия, проверяются, а затем принимаются к учету.

Комбинированные – это такие документы, которые одновременно являются и распорядительными и исполнительными. К ним относятся: приходные и расходные кассовые ордера, расчетно – платежные ведомости на выдачу ЗП, авансовые отчеты и др.

Документы бухгалтерского оформления  составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций  нет других документов, или  при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся справки, ведомости распределения и др.

Документы также делятся на разовые и накопительные.

Разовые – первичные документы, оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.

Накопительные – составляются в начале определения периода времени путем постепенного накопления однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям (двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов и т.п.).

Учетные документы делятся на первичные и сводные.

Первичные – составляются на каждую операцию в момент ее совершения. К ним относятся документы о поступлении на предприятие материалов и отпуске их со склада, об отгрузке продукции,  о начислении заработной платы и т.д.

Сводные – обобщают показатели путем соответствия их группировки, систематизации из первичных документов. От накопительных документов сводные отличаются тем, что сводные документы составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительный документ – это первичный документ, составляющийся постепенно.

3. Инвентаризация имущества и обязательств.

Основными задачами являются:

  •  выявление фактического наличия ОС, товарно – материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуральном выражении;
  •  контроль за сохранностью товарно – материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными БУ;
  •  выявление товарно – материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества и т.п.;
  •  выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
  •  проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других ОС;
  •  проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно – материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности.

Проведение инвентаризации обязательно:

  •  при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  •  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация ОФ может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  •  при смене материально ответственных лиц (на день приемки – передачи дел);
  •  при установлении фактов  хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  •  в случае стихийного бедствия, пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций;
  •  при ликвидации (реорганизации )организации, перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактов наличия имущества с данными БУ регулируются в следующем порядке:

  •  основные средства, материальные ценности, денежные средства и др. имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходыванию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увел. финансирования у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
  •  убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостатков. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

  •  недостача  материальных ценностей, денежных средств и др. имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновные не установлены, или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытия списываются на издержки производства.

Периодичность проведения инвентаризации:

  •  КВ – не менее одного раза в год перед составлением бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 декабря отчетного года;
  •  незавершенное производство и полуфабрикаты собственной выработки – перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
  •  незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;
  •  готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
  •  МБП - не менее одного раза в год;
  •  нефти и нефтепроводов - не реже одного раза в месяц;
  •  сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета , но не ранее 1 октября;
  •  денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - не менее одного раза в месяц;
  •  расчетов с банками – по мере получения выписок банков;
  •  расчетов по платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
  •  расчетов с дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в неделю;
  •  остальных статей баланса - не менее двух раз в год.

инвентаризация в зависимости от полноты охвата может быть полной и частичной.

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определенных местах хранения.

В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.

Рабочим нормативным документом, ограничивающим техническую сторону организационной работы пред-я по проведению инвентаризации, является Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Минфин России 13 июня 1995 г за №49).

На средних и крупных предприятиях всех организационно – правовых форм целесообразно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, наделить ее организационно - !!!тронными функциями по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций имущества, а для непосредственного проведения инвентаризации имущества и обязательств создают рабочие инвентаризационные комиссии.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия:

-проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности, заслушивает руководителей отделов, цехов по вопросам сохранности имущества, организации инвентаризации и инструктаж  членов рабочих инвентаризационных комиссий;

- осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации  товарно – материальных ценностей в местах хранения и переработки;

- проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице, ценностей на складах, в кладовых, цехах, на строительных участках;

  •  в необходимых случаях (при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) проводит по поручению руководителя повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  •  осуществляют инвентаризацию материальных ценностей в местах хранения и производства;
  •  совместно с бухгалтерией предприятия участвует в определении результатов инвентаризации и разрабатывает предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
  •  вносит предложения по вопросам упорядочивания приема, хранения, отпуска товарно – материальных ценностей, улучшение учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользованных материальных ценностей;
  •  несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых ОС, товарно – материальных ценностей, денежных средств;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно – материальных ценностей (тип, сорт, марка, радиус, порядковый номер по прейскуранту);

г) за правильность и своевременность оформления.

7   Тема 4. Первичный учет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76395. Конституционно-правовая ответственность 35 KB
  Конституционно правовая ответственность. Конституционноправовая ответственность– обязанность субъекта правоотношения гражданина органа власти должностного лица претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий бездействий установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами. Как и любая другая юридическая ответственность конституционноправовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. 29 устанавливается...
76396. Источники конституционного права как отрасли права 46 KB
  Следует выделить нормативные правовые акты действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования. Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Законы и иные правовые акты принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции ст. К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации 1997 г.
76397. Конституция Российской Федерации 32.5 KB
  Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем: 1 Конституция принимается народом или от имени народа она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме который является высшим непосредственным выражением власти народа; 2 конституционные нормы имеют учредительный характер...
76402. Принцип инвариантности 63.25 KB
  Так как в самонастраивающихся системах функция качества управления может изменяться под действием параметрических и внешних возмущений то компенсируя влияние этих возмущений можно добиться стационарности функции качества и обеспечить работу системы в экстремальном режиме. Пусть система автоматического управления описывается уравнениями вида где регулируемые координаты; дифференциальные операторы полиномы от с переменными коэффициентами;внешние возмущения; или в более компактной форме При действии параметрических возмущений происходит...
76403. Повышение порядка астатизма 40.51 KB
  Увеличение коэффициента усиления разомкнутой системы; 2. Увеличение коэффициента усиления разомкнутой системы является наиболее эффективным методом. Увеличить коэффициент усиления разомкнутой системы можно например за счет увеличения коэффициента усиления электронного усилителя. Увеличение коэффициента усиления разомкнутой системы приводит к уменьшению ошибок во всех типовых режимах т.