80718

Модальные слова

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Модальные слова – морфологически неизменяемые слова выражающие характер соотнесенности содержания высказывания или части с реальной действительностью с позицией говорящего и употребляющиеся либо в структуре предложения в функции вводного слова либо за пределами этой структуры как слова – предложения связанные по смыслу с предшествующими или с последующими высказываниями иногда и с теми и с другими вместе. Модальные слова принадлежат к лексико грамматическим средствам выражения категории модальности. Одни исследователи в основном...

Русский

2015-02-18

35.26 KB

1 чел.

№ 8 Модальные слова

Определение. Модальные слова – морфологически неизменяемые слова, выражающие характер соотнесенности содержания высказывания (или части) с реальной действительностью, с позицией говорящего и употребляющиеся либо в структуре предложения в функции вводного слова, либо за пределами этой структуры, как слова – предложения, связанные по смыслу с предшествующими или с последующими высказываниями, иногда и с теми и с другими вместе.

Модальные слова принадлежат к лексико- грамматическим средствам выражения категории модальности. Отличительная черта модальных слов заключается в том, что все они развиваются из слов (форм) других частей речи. Тот факт, что у модальных слов отсутствуют единые, четко выраженные морфологические признаки, служит причиной отказа в предоставлении им статуса самостоятельной части речи.

Одни исследователи, в основном западно - европейские лингвисты, авторы классических научных грамматик английского языка: Есперсен, Суит, Поустма, Крёйзинга, - отмечают своеобразие значений этих слов и их синтаксического использования, но не выделяют данные слова в особый морфологический класс, квалифицируя их как наречия, относящиеся к предложению (sentence modifying adverbs – термин Суита), либо квалифицируя их как модальные наречия (modal adverbs – термин Поустма).

Некоторые отечественные ученые разделяют эту позицию (Жирмунский) и подкрепляют ее тем, что языковые единицы, обычно причисляемые к модальным словам, не могут представлять единый класс слов в силу нетождественности их морфолого – синтаксического строения и ввиду их принадлежности к различным языковым уровням (уровень слова, словосочетания, предложения)

Другие отечественные лингвисты (Ильиш) отмечают, что модальные слова выделяются по двум признакам: семантическому и синтаксическому. Наличие этих двух признаков, особенно синтаксического, существенного для языков аналитического строя, может служить основанием для предоставления модальным словам статуса самостоятельной части речи.

Круг английских модальных слов не очерчен четко. Чаще всего сюда включаются такие модальные слова, как: actually, certainly, of course, definitely, truly, surely, а также некоторые устаревшие слова: meseems, methinks, may be, may happen, которые используются в стилистических целях для передачи содержания той или иной эпохи.

Единой классификации по значению нет.

В семантической классификации, представленной Бурлаковой, модальные слова делятся на две группы:

слова, выражающие оценку сообщаемого, как реального, в зависимости от степени уверенности говорящего в объективности даваемых им оценок, подразделяются на:

слова, выражающие оценку сообщаемого как:

м.с. несомненности

м.с. очевидности

ирреального

возможного

предполагаемого

certainly, surely, indeed

obviously, apparently

may be, perhaps

probably, possibly

supposedly, seemingly

Структурно- морфологическая классификация:

Модальные слова классифицируются как:

цельнооформленные раздельнооформленные

Цельнооформленные м.с. включают:

  1.  м.с. с суффиксом –ly,развившиеся из наречий и других частей речи и прошедшие стадию адвербиализации: seemingly, supposedly
  2.  м.с., восходящие к следующим словосочетаниям:
  3.  предлог + существительное e.g. indeed
  4.  глагол + глагол e.g. may be
  5.  личное местоимение + глагол (устаревшие слова) methinks

Раздельнооформленные не выявлены четко, к ним можно отнести: of course и т.д.

Модальные слова обладают тремя признаками:

  1.  Семантическое значение. Модальные слова могут выражать:

а) уверенность: surely

б) предположительность (неуверенность): perhaps, maybe, probably, possibly

в) субъективную оценку: fortunately, unfortunately, luckily, unluckily

  1.  Морфологический признак. Неизменяемость формы.
  2.  Синтаксический признак. Модальные слова стоят в особом отношении к предложению. Они не являются членами предложения, так как дают оценку всей ситуации, изложенной в предложении, и оказываются «вне» его.

 E.g. Perhaps, dimly she saw a picture of a man walking up the road.

Модальное слово не является членом предложения, но, если его изъять, смысл высказывания изменится, оно будет выражать констатацию факта.

Модальные слова могут функционировать:

  1.  как слова – предложения, подобные словам – предложениям утверждения/ отрицания (Yes. No)
  2.  как вводные слова в предложении: perhaps, may be, probably, possibly, при этом не являясь членами предложения независимо от занимаемой позиции.

Проблема, возникающая в связи с модальными словами как частью речи.

Ряд лингвистов (Смирницкий, Ильиш, Иванова, Иофик) указывают, что в функции модальных слов могут выступать некоторые наречия, имеющие модально – оценочное значение (apparently, evidently, unfortunately), которые могут функционировать и как члены предложения, относясь к какому-то одному слову в предложении. В этом случае возможны два решения:

  1.  Они являются особыми модальными словами
  2.  Или они являются наречиями, способными функционировать как модальные слова.

Как считает профессор Иванова И.П., более справедливо второе решение, и в качестве доказательства она проводит аналогию с английскими существительными, которые могут функционировать как препозитивные определения, не превращаясь при этом в прилагательные.

He apparently likes this work. – Он явно любит свою работу (как?) apparently - наречие

She is apparently a good teacher. – Она, по-видимому, хороший учитель. apparently – модальное слово.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54143. Додавання і віднімання десяткових дробів 44.5 KB
  –Перевіримо чи всі документи готові для експедиції – перевірка готовності робочих місць наявність домашнього завдання. Підготовка до експедиції. – При виконанні завдань експедиції необхідно вміння перевіряти себе. До експедиції готові то ж у путь ІІІ.
54144. Степень с отрицательным целым показателем 295.5 KB
  Но дай срок обдумать ответ. Повелитель был ответ приказание твое исполняется. Повелитель ответили ему математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час ответил старик.
54145. Формирование самообразовательной компетентности учащихся 9-ых классов способами математики 260.5 KB
  Вы будете знать: историю развития понятия функции разные способы преобразования графиков функций новые методы решения систем уравнений и неравенств второй степени и высших степеней; уметь: исследовать и строить графики квадратичных функций которые содержат переменную под знаком модуля решать неравенства и уравнения с параметрами проводить сравнительный анализ разных методов решения обобщать и систематизировать полученную информацию писать рефераты выбирать и работать с дополнительной литературой. Головне видво1989 елевая установка...
54146. Диференційований підхід при вивченні дисципліни «Вища математика» 55.5 KB
  Він направлений на те щоб навчити студентів розуміти загальні завдання навчання організовано працювати допомагаючи один одному формувати відчуття честі колективу і здатність відстоювати її. Принцип диференційованого індивідуального підходу до студентів обумовлений особливостями індивідуального розвитку типів вищої нервової діяльності а також прагненням найкращим чином розвивати в процесі навчання творчі сипи і здібності студентів. За малої кількості навчальних годин орієнтація на максимум засвоєння навчального матеріалу практично...
54147. ВІДПОЧИНОК ПОРУЧ З МАТЕМАТИКОЮ 77 KB
  У теплий червневий вечір мешканці вулиці Абхазька міста Дніпропетровська стали свідками незвичайного. З рюкзаками та чемоданами у гуртожиток Дніпропетровського обласного ліцею-інтернату фізико-математичного профілю стали збиратися юнаки та дівчата. Це дійсно було дивним, бо давно вже канікули.
54148. Сценарій проведення гри-конкурс «Математичне асорті» 89.5 KB
  Мета: Розвивати та поглиблювати інтерес учнів до математики, виховувати згуртованість, повагу до товаришів та їхньої думки. Сприяти формуванню та розвитку інтелектуальних здібностей.
54149. ФОРМУВАННЯ ПІЗНАВАЬНОГО ІНТЕРЕСУ ТА ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОТІ УЧНІВ ПОЧАТКОВИХ КЛАСІВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ТА ЧИТАННЯ 505 KB
  Мета сучасної української школи – створити максимально сприятливі умови для розвитку індивідуальності, для формування творчих здібностей кожного учня. У кожної дитини є індивідуальні особливості памяті, уваги, мислення. Активізуючи їх, я визначаю пізнавальні можливості і стимулюю пізнавальний інтерес.
54150. Анализ кредиторской задолженности 211 KB
  Эффективное управление кредиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередных и актуальных задач для решения которых требуется провести исследования в этой области.
54151. ТИЖДЕНЬ МАТЕМАТИКИ 80 KB
  Шановні студенти Ми зібралися тут не тільки з’ясувати хто краще уміє вирішувати задачі головоломки рахувати а ще і для того щоб довідатися багато нового цікавого. Завдання вікторини написані на окремих аркушах кожний з яких містить малюнок Шановні студенти Дозвольте запропонувати вам невелику логічну задачу. Шановні студенти Чи не можете ви пояснити причину настільки дивного на перший погляд рішення математика Шановні студенти Відомо що всі тіла на Місяці в 6 разів менше ніж на Землі. Яке устаткування ви візьмете із...