80719

Глагол. Общая характеристика глаголов в английском языке. Категория вида и времени

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Категория вида и времени Определение. Морфологическая по способу образования форм прошедшего времени причастия правильные неправильные нестандартные неизменяемые ed plyed styed смешанная подгруппа чередование корневой гласной keep – kept kept супплетивные формы be – ws were – been go – went gone put put put Функциональная по способности глагола выступать в том или ином типе сказуемого вытекающей из степени лексической полнозначимости глагола знаменательные служебные модальные лексически полноценные глаголы самостоятельно...

Русский

2015-02-18

42.6 KB

8 чел.

№ 9 Глагол. Общая характеристика глаголов в английском языке. Категория вида и времени

 

Определение. Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия, которое понимается широко: не только деятельность в собственном смысле, но и состояние и указание на то, что данный предмет существует.

He wrote a letter. - действие 

A chair is a piece of furniture. – указание на существование предмета.

Классификация глаголов.

  1.  Морфологическая (по способу образования форм прошедшего времени, причастия

правильные

неправильные/ нестандартные

неизменяемые

- ed, played, stayed

  1.  смешанная подгруппа

чередование корневой гласной keepkept -kept 

  1.  супплетивные формы be – was, were – been

go – went -gone

put- put -put

  1.  Функциональная (по способности глагола выступать в том или ином типе сказуемого, вытекающей из степени лексической полнозначимости глагола)

знаменательные

служебные

модальные

лексически полноценные глаголы, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние

глаголы, функция которых в составе сказуемого чисто грамматическая:

  1.  вспомогательные (в аналитической форме глагола выступают как чисто грамматический компонент);
  2.  связочные (грамматическая функция – указание на связь предмета, явления с каким-либо признаком, но являются самостоятельной синтаксической единицей – to be, to keep, to turn, to become)

глаголы, передающие отношение лица (агенса) к действию, чье грамматическое значение – долженствование, вероятность

Видовой характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющее глаголы по отношению к обозначаемого ими действия к пределу. На основе этого глаголы делятся на три группы:

  1.  Предельные – глаголы, обозначающие действие, которое по достижении предела не может продолжаться (bring, catch, finish, arrive);
  2.  Непредельные - глаголы, не содержащие семантики предела в обозначаемом ими действии. Предел может мыслиться как поставленный извне (to continue, to exist, to live, to belong, to sleep);
  3.  Глаголы двойственного видового характера – выступающие в первом или втором значении в зависимости от контекста (to feel, to walk, to move, to laugh, to look):

He moved quickly. предельный глагол

Nothing moved along it, except the bare trees in the wind. – непредельный глагол.

Видовой характер глагола – не грамматическая категория, так как не имеет соответствующих формальных признаков. Видовой характер глагола в английском языке не совпадает с категорией вида в русском языке. В русском языке имеется такое понятие, как вид (совершенный, несовершенный). Непредельные английские глаголы могут иногда не соответствовать глаголам несовершенного вида в русском. Иначе говоря, предельность может передаваться в русском языке как совершенным, так и несовершенным видом. Рассмотрим на примере предельного глагола to approach. He approached. Он приблизился (глагол совершенного вида). He was approaching. Он приближался (глагол несовершенного вида).

Основные глагольные категории:

  1.  система видовременных форм;
  2.  залог;
  3.  наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное).

Существуют остаточные формы лица и числа, но спорным остается вопрос- относить ли их к грамматическим категориям.

Категория времени

Существование категории времени не вызывает сомнения ни у кого из исследователей английского языка, однако соотношение временных планов – объективного и языкового – трактуется по-разному, поэтому нет единства о количестве времени в английском языке. Известно, что объективное время (Time) делится на настоящее, прошедшее и будущее. Несмотря на признание деления времени на три отрезка, высказывалось сомнение по поводу существования будущего времени в английском языке. Некоторые исследователи полагали, что shall/will не могут рассматриваться как формы чистого будущего времени, так как они сохраняют свое модальное значение (долженствование и желание).

E.g. Ill come. – обязательство.

Но в большинстве случаев «shall/will + глагол» является аналитической формой глагола, следовательно, форма будущего времени доказывает существование будущего времени.

Will you come tomorrow? – аналитическая форма.

Объективное время обозначается словом time, языковое время - tense. Для английского языка характерно большое количество форм выражения времени. Три основных периода выражаются разными формами.

Среди грамматистов принято представление времени как прямой, на которой точка отсчета отмечает момент речи, который является границей между прошлым и будущим.

Грамматическая категория времени, по определению Ивановой И.П., - это отношение действия к моменту отсчета, которым является условно момент речи. Отрезок настоящего времени – отрезок, включающий момент речи. Отрезок прошедшего времени – отрезок, предшествующий отрезку настоящего времени и не включающий момент речи. Отрезок будущего времени – отрезок, ожидаемый после настоящего времени и не включающий момент речи.

Однако, для языкового времени такое обозначение не подходит, так как существуют глагольные формы, не имеющие соответствующих отрезков на прямой – это длительные, перфектные и перфектно-длительные формы, то есть формы, функцией которых является детализация действия в определенной временной сфере.

Если действие относится к настоящему времени, то эти формы соотнесены с моментом речи, если выражаемая ими детализация касается действия в прошлом, они соотносятся с точкой отсчета в отрезке прошедшего времени, который называется временным центром прошедшего времени. В будущем времени для детализированных форм также отмечается временной центр, однако, соотнесенность с ним встречается в текстах редко.

Понятие момента речи является важным для категории времени. Формы, соотносимые с моментом речи, являются независимыми глагольными формами (группа Indefinite и настоящее время остальных групп). Формы, соотносимые с временным центром прошедшего или будущего времени, являются зависимыми глагольными формами, так как они соотнесены с моментом речи не непосредственно, а через соответствующий временной центр.

оттенки

время

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

н/з

н/з

н/з

н/з

Past

н/з

з

з

з

Future

н/з

з

з

з

Future-in-the-Past

з

з

з

з

 

Н/з – независимые глагольные формы

З - зависимые глагольные формы

Следует отметить, что формы Future-in-the- Past являются зависимыми, поскольку это зависимое будущее включается в повествовательный контекст прошедшего времени со значением предполагаемого, но не реализованного действия.

Категория вида

Вопрос о существовании категории вида в английском языке спорный, поскольку нет единства взглядов на суть этой категории. Некоторые лингвисты (Керм, Крейзинга, Поутсма) понимают под категорией вида значения, свойственные некоторым глаголам, содержащим указание на способ протекания действия и обозначающим начало и конец действия, многократность и т.д. Но, согласно этой трактовке, лексические средства передачи характера протекания действия выдаются за грамматическую категорию вида. Тем не менее, подобная трактовка привлекла внимание к видовому характеру глагола (предельность - непредельность).

В зарубежных исследованиях последних 10 столетий указывается на наличие в английском языке 2-х видов, которое выражается противопоставлением форм, и отмечается своеобразное употребление глагольных форм в зависимости от их отнесенности к моменту объективного времени (моменту речи), либо к различным временным соотнесенностям (временным центрам настоящего и прошедшего времени).

В отечественной лингвистике категории вида и времени рассматриваются в тесном взаимодействии. Наиболее подробно данное взаимодействие описано Ивановой И.П. Она считает, что вид является постоянной характеристикой глагольной формы, а время -постоянной.

Категория вида- это категория, передающая характер протекания действия по отношению к моменту (отрезку), указанному формой. Таким образом, видовые формы названы видовременными, чтобы подчеркнуть связь категории вида и времени.

Английская видовременная система включает 4 разряда (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). 1 разряд – Indefinite – включает чисто временные формы разряда, видовое значение не прослеживается. У остальных разрядов формы видовременные, т.е. видовое значение передается в тесной связи с временным содержанием.

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

-

+

+

+

Past

-

+

+

+

Future

-

+

+

+

Общее видовое значение

Чисто временные формы

видовое значение процессуальности

полноты действия

полноты развертывания действия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74911. Знаходження значень виразів із дужками 64.5 KB
  Далі далі далі. Далідалідалі. Чому ж далі Тема уроку Знаходження значень виразів з дужками. У 1му класі ми розвязували такі вирази тільки на дії одного ступеня у 2му вчимося розвязувати на дії різного ступеня а далі ви будете розвязувати все складніші і складніші.
74912. Вирази з дужками. Порядок виконання дій у виразах, що містять дужки 119.5 KB
  Вчитель: Сьогодні я запрошую вас у подорож щоб знайти скарби. Вчитель: А що треба щоб знайти скарби Учні: Карта. Б Каліграфічна хвилинка Вчитель: А що нам треба щоб пройти по морю і знайти скарби Учні: Для того щоб подолати перешкоди на морі нам треба корабель.
74913. Нумерація чисел від 21 до 100. Урок – змагання з математики в 2 класі. На математичному стадіоні 73.5 KB
  Дядіченко вчитель початкових класів спеціаліст вищої категорії учитель – методист Новогродівська загальноосвітня школа I III ступенів № 7 Донецької області Урок – змагання з математики в 2 класі На математичному стадіоні Тема: Повторення вивченого за темою Нумерація чисел від 21 до 100 Мета: Закріпити і вдосконалити знання учнів за темою; розвивати обчислювальні навички уміння розв’язувати прості та складені задачі різних типів; розвивати пам’ять увагу і логічне мислення учнів; вміння застосовувати різні види контролю....
74914. Вправи та задачі на засвоєння таблиці множення та ділення; повторення залежності між компонентами і результатом дій першої сходинки 69.5 KB
  закріпити табличне мнодення та ділення на 2 і 3; формувати вміння і навички розвязування задач; розвивати логічне мислення, математичну мову, увагу, вміння працювати самостійно; виховувати почуття доброти у взаємовідношеннях один з одним, почуття товариства.
74915. Застосування різних прийомів обчислення. Складання й розв’язування задач за схематичними записами їхніх умов 46 KB
  Мета. Формувати обчислювальні навики додавання і віднімання числа 7, застосовуючи різні прийоми обчислення. Вчити складати й розв’язувати задачі за схематичними записами їхніх умов. Розвивати мислення, мовлення учнів. Вчити аналізувати, узагальнювати, порівнювати.
74916. Урок по математике «Морское путешествие» 38.5 KB
  Дельфин на песке написал примеры но набежавшая волна смыла их. Составить и записать примеры таблицы умножения числа 3. Проверить составленные примеры и составить по два примера на деление. Остановка Коралловые рифы примеров а Решите примеры...
74917. Письменная нумерация чисел первой сотни. Чтение чисел, записанных в нумерационных таблицах. Сравнение выражений 1.48 MB
  ЦЕЛЬ: учить записывать двузначные числа, читать их по нумерационной таблице; формировать умения решать задачи путем углубленного изучения условия задачи, сравнивать числовые выражения; развивать умения решать практические задания ;продолжить формировать коммуникативную компетенцию...
74918. Табличне множення і ділення. Вправи і задачі на засвоєння табличного множення та ділення 89.5 KB
  Мета: повторити матеріал, вивчений по темі «Табличне множення і ділення»; вчити розв’язувати задачі, які включають знаходження невідомого компонента; розвивати увагу і логічне мислення учнів; вдосконалювати обчислювальні навички і вміння розв’язувати задачі та приклади...
74919. Ділення на одноцифрове число, коли в кінці виходить 0 46.5 KB
  Мета: Сформувати вміння ділити багатоцифрове число на одноцифрове коли в кінці виходить 0; сформувати вміння перевіряти ділення множенням; тренувати вміння додавати та віднімати багатоцифрові числа; множити багатоцифрове число на одноцифрове.