80719

Глагол. Общая характеристика глаголов в английском языке. Категория вида и времени

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Категория вида и времени Определение. Морфологическая по способу образования форм прошедшего времени причастия правильные неправильные нестандартные неизменяемые ed plyed styed смешанная подгруппа чередование корневой гласной keep – kept kept супплетивные формы be – ws were – been go – went gone put put put Функциональная по способности глагола выступать в том или ином типе сказуемого вытекающей из степени лексической полнозначимости глагола знаменательные служебные модальные лексически полноценные глаголы самостоятельно...

Русский

2015-02-18

42.6 KB

12 чел.

№ 9 Глагол. Общая характеристика глаголов в английском языке. Категория вида и времени

 

Определение. Глагол – часть речи, выражающая грамматическое значение действия, которое понимается широко: не только деятельность в собственном смысле, но и состояние и указание на то, что данный предмет существует.

He wrote a letter. - действие 

A chair is a piece of furniture. – указание на существование предмета.

Классификация глаголов.

  1.  Морфологическая (по способу образования форм прошедшего времени, причастия

правильные

неправильные/ нестандартные

неизменяемые

- ed, played, stayed

  1.  смешанная подгруппа

чередование корневой гласной keepkept -kept 

  1.  супплетивные формы be – was, were – been

go – went -gone

put- put -put

  1.  Функциональная (по способности глагола выступать в том или ином типе сказуемого, вытекающей из степени лексической полнозначимости глагола)

знаменательные

служебные

модальные

лексически полноценные глаголы, самостоятельно выражающие то или иное действие или состояние

глаголы, функция которых в составе сказуемого чисто грамматическая:

  1.  вспомогательные (в аналитической форме глагола выступают как чисто грамматический компонент);
  2.  связочные (грамматическая функция – указание на связь предмета, явления с каким-либо признаком, но являются самостоятельной синтаксической единицей – to be, to keep, to turn, to become)

глаголы, передающие отношение лица (агенса) к действию, чье грамматическое значение – долженствование, вероятность

Видовой характер глагола – это зависимое грамматическое значение, объединяющее глаголы по отношению к обозначаемого ими действия к пределу. На основе этого глаголы делятся на три группы:

  1.  Предельные – глаголы, обозначающие действие, которое по достижении предела не может продолжаться (bring, catch, finish, arrive);
  2.  Непредельные - глаголы, не содержащие семантики предела в обозначаемом ими действии. Предел может мыслиться как поставленный извне (to continue, to exist, to live, to belong, to sleep);
  3.  Глаголы двойственного видового характера – выступающие в первом или втором значении в зависимости от контекста (to feel, to walk, to move, to laugh, to look):

He moved quickly. предельный глагол

Nothing moved along it, except the bare trees in the wind. – непредельный глагол.

Видовой характер глагола – не грамматическая категория, так как не имеет соответствующих формальных признаков. Видовой характер глагола в английском языке не совпадает с категорией вида в русском языке. В русском языке имеется такое понятие, как вид (совершенный, несовершенный). Непредельные английские глаголы могут иногда не соответствовать глаголам несовершенного вида в русском. Иначе говоря, предельность может передаваться в русском языке как совершенным, так и несовершенным видом. Рассмотрим на примере предельного глагола to approach. He approached. Он приблизился (глагол совершенного вида). He was approaching. Он приближался (глагол несовершенного вида).

Основные глагольные категории:

  1.  система видовременных форм;
  2.  залог;
  3.  наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное).

Существуют остаточные формы лица и числа, но спорным остается вопрос- относить ли их к грамматическим категориям.

Категория времени

Существование категории времени не вызывает сомнения ни у кого из исследователей английского языка, однако соотношение временных планов – объективного и языкового – трактуется по-разному, поэтому нет единства о количестве времени в английском языке. Известно, что объективное время (Time) делится на настоящее, прошедшее и будущее. Несмотря на признание деления времени на три отрезка, высказывалось сомнение по поводу существования будущего времени в английском языке. Некоторые исследователи полагали, что shall/will не могут рассматриваться как формы чистого будущего времени, так как они сохраняют свое модальное значение (долженствование и желание).

E.g. Ill come. – обязательство.

Но в большинстве случаев «shall/will + глагол» является аналитической формой глагола, следовательно, форма будущего времени доказывает существование будущего времени.

Will you come tomorrow? – аналитическая форма.

Объективное время обозначается словом time, языковое время - tense. Для английского языка характерно большое количество форм выражения времени. Три основных периода выражаются разными формами.

Среди грамматистов принято представление времени как прямой, на которой точка отсчета отмечает момент речи, который является границей между прошлым и будущим.

Грамматическая категория времени, по определению Ивановой И.П., - это отношение действия к моменту отсчета, которым является условно момент речи. Отрезок настоящего времени – отрезок, включающий момент речи. Отрезок прошедшего времени – отрезок, предшествующий отрезку настоящего времени и не включающий момент речи. Отрезок будущего времени – отрезок, ожидаемый после настоящего времени и не включающий момент речи.

Однако, для языкового времени такое обозначение не подходит, так как существуют глагольные формы, не имеющие соответствующих отрезков на прямой – это длительные, перфектные и перфектно-длительные формы, то есть формы, функцией которых является детализация действия в определенной временной сфере.

Если действие относится к настоящему времени, то эти формы соотнесены с моментом речи, если выражаемая ими детализация касается действия в прошлом, они соотносятся с точкой отсчета в отрезке прошедшего времени, который называется временным центром прошедшего времени. В будущем времени для детализированных форм также отмечается временной центр, однако, соотнесенность с ним встречается в текстах редко.

Понятие момента речи является важным для категории времени. Формы, соотносимые с моментом речи, являются независимыми глагольными формами (группа Indefinite и настоящее время остальных групп). Формы, соотносимые с временным центром прошедшего или будущего времени, являются зависимыми глагольными формами, так как они соотнесены с моментом речи не непосредственно, а через соответствующий временной центр.

оттенки

время

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

н/з

н/з

н/з

н/з

Past

н/з

з

з

з

Future

н/з

з

з

з

Future-in-the-Past

з

з

з

з

 

Н/з – независимые глагольные формы

З - зависимые глагольные формы

Следует отметить, что формы Future-in-the- Past являются зависимыми, поскольку это зависимое будущее включается в повествовательный контекст прошедшего времени со значением предполагаемого, но не реализованного действия.

Категория вида

Вопрос о существовании категории вида в английском языке спорный, поскольку нет единства взглядов на суть этой категории. Некоторые лингвисты (Керм, Крейзинга, Поутсма) понимают под категорией вида значения, свойственные некоторым глаголам, содержащим указание на способ протекания действия и обозначающим начало и конец действия, многократность и т.д. Но, согласно этой трактовке, лексические средства передачи характера протекания действия выдаются за грамматическую категорию вида. Тем не менее, подобная трактовка привлекла внимание к видовому характеру глагола (предельность - непредельность).

В зарубежных исследованиях последних 10 столетий указывается на наличие в английском языке 2-х видов, которое выражается противопоставлением форм, и отмечается своеобразное употребление глагольных форм в зависимости от их отнесенности к моменту объективного времени (моменту речи), либо к различным временным соотнесенностям (временным центрам настоящего и прошедшего времени).

В отечественной лингвистике категории вида и времени рассматриваются в тесном взаимодействии. Наиболее подробно данное взаимодействие описано Ивановой И.П. Она считает, что вид является постоянной характеристикой глагольной формы, а время -постоянной.

Категория вида- это категория, передающая характер протекания действия по отношению к моменту (отрезку), указанному формой. Таким образом, видовые формы названы видовременными, чтобы подчеркнуть связь категории вида и времени.

Английская видовременная система включает 4 разряда (Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous). 1 разряд – Indefinite – включает чисто временные формы разряда, видовое значение не прослеживается. У остальных разрядов формы видовременные, т.е. видовое значение передается в тесной связи с временным содержанием.

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

-

+

+

+

Past

-

+

+

+

Future

-

+

+

+

Общее видовое значение

Чисто временные формы

видовое значение процессуальности

полноты действия

полноты развертывания действия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48997. Массовые коммуникации (Public Relations) 204.56 KB
  Public Relations, СО, Связи с общественностью — комплекс мероприятий по продвижению человека, компании, общественного движения, партии и пр., основанных на предоставлении общественности информации и сотрудничестве с ней. На сегодняшний день, существует более пятисот определений PR.
48998. Профессиональная диагностика 532.5 KB
  Ставится задача создания системы специализированной подготовки профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Введение профильного обучения –- одно из важных направлений модернизации российской школы. Создание системы информационной организационной и педагогической деятельности для профессиональной мотивации школьниками способствует определению ими профиля обучения и выбора сферы деятельности. С сентября 2003 года в школьную систему было...
48999. Оценка стоимости квартир 582.5 KB
  Искусственные нейронные сети НС имеет клеточную структуру и состоит из клеток – нейронов сгруппированных в нейронные ансамбли и сети. Искусственные нейронные сети Нейронные сети представляют собой сеть элементов математических нейронов связанных между собой синоптическими соединениями. Работа сети состоит в преобразовании входных сигналов во времени в результате чего меняется внутреннее состояние сети и формируются выходные воздействия.
49000. Риск родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей 1.77 MB
  Практическое применение нейронных сетей для определения риска родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. В данной курсовой работе я попытаюсь решить такую задачу как принятие решения о возможности родителей быть лишенными родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей. Цель данной работы: показать можно ли использовать нейронные сети и будет ли эффективным их использование в области социологии при решении лишения родительских прав.
49001. Оценка стоимости квартир 911.5 KB
  Лучшее понимание функционирования нейрона и картины его связей позволило исследователям создать математические модели для проверки своих теорий. В первых же работах выяснилось, что эти модели не только повторяют функции мозга, но и способны выполнять функции, имеющие свою собственную ценность.
49003. ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ 974 KB
  Искусственные нейронные сети Выбор объема сети Выбор архитектуры сети География исследовательских групп применяющих нейросети для разработки медицинских приложений очень широка.
49004. РАЗРАБОТКА СМК ДЛЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОННОГО ДЕПО 1.02 MB
  Список используемой литературы Приложение Структура управления пассажирского вагонного депо. Приложение Реестр процессов пассажирского вагонного депо Приложение Политика депо в области качества.
49005. Методика викладання хімії 118.32 KB
  Діяльність вчителя, яка представляє собою передачу знань, умінь та навичок учням, організація їх самостійної роботи по набуттю знань и навичок, формування наукового світогляду та поведінки, керівництво й управління процесом підготовки учнів до життя в суспільстві