80727

Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике Весь словарный состав английского языка как и всех индоевропейских языков подразделяется на определенные лексико-грамматические классы называемые частями речи. Самые первые перечни частей речи приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи едва ли основывались на каких либо четких критериях. Многие другие разряды слов приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени...

Русский

2015-02-18

38.55 KB

15 чел.

№2. Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике

Весь словарный состав английского языка, как и всех индоевропейских языков, подразделяется на определенные лексико-грамматические классы, называемые частями речи. Существование таких классов не вызывает сомнения ни у кого из лингвистов, хотя трактовки их неодинакова у разных ученых. Принципы классификации словаря были разработаны не сразу. Этому событию предшествовал длительный период накопления и обобщения фактов. Самые первые перечни частей речи, приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи, едва ли основывались на каких- либо четких критериях. Это была естественная классификация, отражавшая результат познавательной деятельности человека, его окружавшего материального мира.

Неслучайно первыми ясновыделимыми для человека группировками слов стали: имена, обозначавшие материальную субстанцию, и глаголы, обозначавшие движение и изменение этой субстанции. Многие другие разряды слов, приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени и глаголов, причем основания для их выделения были разными. Ученые трактовали в качестве базовых в одних случаях семантические, в других морфологические, в третьих синтаксические признаки, свойственные тем или иным группам слов, но иногда перечисленные признаки они брали в их совокупности. Этот факт свидетельствует о том, что исследователи не могли не заметить тесной связи семантики, морфологии и синтаксиса при классификации слов по частям речи и пытались как-то учесть данный момент в своих классификационных схемах. Уже древнегреческие мыслители, представители Александрийской школы, при распределении слов по классам принимали во внимание морфологические особенности, синтаксическую роль слов и их семантику. Выдвижение на первый план морфологического и синтаксического критериев говорит о том, что ученые понимали устанавливаемые ими классы слов как сущности прежде всего грамматического порядка.

Грамматическая система европейских языков складывалась на основе грамматического учения греков и римлян, поэтому классификации частей речи, созданные древнегреческими и римскими авторами, равно как и использовавшаяся ими терминология, были полностью заимствованы западно-европейскими лингвистами. Копируя классификационные схемы древних ученых и подгоняя под них материалы своих языков ранние западно-европейские исследователи не всегда отчетливо заявляли о собственных позициях в отношении принципов классификации слов по частям речи и в соотношении различных критериев идентификации рассматриваемых языковых сущностей.

Только представители классического направления в английской научной грамматике (Г. Суит) подчеркнули необходимость комплексного учета значения, формы и функции слов при распределении их по частям речи, хотя они не придерживались последовательно выдвинутого ими принципа, отдавая предпочтение форме и подчеркивая ее приоритет перед остальными критериями.

Появление на лингвистической арене структурализма (Ч.Фриз) знаменовало собой отказ от триединого принципа классификации частей речи и привело его к подмене формальными приемами выделения группировок слов по общности их дистрибутивных характеристик и по способности их к субституции тождественных их окружению.

Отечественная лингвистическая наука сочетает триединый принцип классификации слов как основополагающий, но допускает вместе с тем и возможность идентификации классов по двум критериям: семантическому и синтаксическому в тех случаях, когда формальные признаки того или иного класса бывают совершенно невыраженными.

Проблема частей речи в зарубежной лингвистике.

У ранних английских грамматистов получила распространение классификация из 8 классов слов:

  1.  Имена (существительное, прилагательное)
  2.  местоимение
  3.  глагол
  4.  причастие
  5.  наречие
  6.  предлог
  7.  союз
  8.  междометие

Данной классификации придерживались: У.Буллокар, Ч.Бутлер, Б.Джонсон, последний добавил артикль.

Принципиально отличающейся была классификация Брайтленда, насчитывавшая 4 части речи:

  1.  имена (names)
  2.  качества (qualities)
  3.  утверждения (affirmations)
  4.  частицы (particles)

Количество представленных в схеме Брайтленда частей речи так же, как и их наименования, свидетельствует о его приверженности к философской грамматике.

Первая научная грамматика английского языка была представлена в работе Г.Суита в 1898 году. В грамматике Суита части речи были выделены на основе трех признаков: формы, функции и значения. Учитывая их, Суит предлагает классификацию по классам слов на склоняемые (declinable) и неcклоняемые (indeclinable).Внутри класса склоняемых он выделил 3 подкласса:

  1.  noun words – собственно имя

-существительные

  1.  именные числительные (количественные числительные, выполняющие функцию существительного)
  2.  именные местоимения (местоимения, которые могут выступать в функции подлежащего – личные, неопределеные…)
  3.  adjective words – собственно прилагательное
  4.  прилагательные
  5.  прилагательные – числительные (порядковые числительные)
  6.  причастия
  7.  прилагательные- местоимения
  8.  verbs – глаголы
  9.  собственно глагол, его личные и неличные формы

Несклоняемые слова включают междометия, наречия, предлоги и союзы.

Данная классификация менее удачна, чем его программное заявление о необходимости использования трех признаков при классификации частей речи. За основу распределения слов на два класса: склоняемые и несклоняемые положен один признак – форма, поэтому недостатком его классификации является абсолютизация признака формы.

Наряду с первой классификацией Суит предлагает вторую, которая основана на синтаксической функции. В ней выделяется 3 группы:

  1.  noun words именные слова
  2.  существительные
  3.  сходные по функционированию именные местоимения
  4.  именные числительные
  5.  инфинитив
  6.  герундий
  7.  adjective words адъективные слова
  8.  прилагательные
  9.  прилагательные-местоимения
  10.  прилагательные- числительные
  11.  причастия
  12.  verbs глаголы
  13.  личные и неличные формы глагола

В группе глаголов ведущим признаком является морфологический, поскольку все личные и неличные формы обладают глагольными категориями времени и залога. Вторая классификация также нельзя признать удачной по следующим причинам:

  1.  морфологический и синтаксический признаки совмещаются непоследовательно: инфинитив и герундий оказываются причисленными к именным словам на основании их синтаксического функционирования, а по морфологическим свойствам они состоят в группе глагола, т.е. разные части речи попали в один класс;
  2.  по синтаксическому признаку были раздроблены классы и морфологически и лексически объединенные (инфинитив и герундий, местоимения и числительные), с другой стороны, объединены осколки разрядов лексически и морфологически несходных (именные слова)

В группе неизменяемых слов объединены совершенно разнородные элементы: наречия, которые являются членами предложения, и союзы, предлоги, междометия, которые ими не являются.

Классификация Отто Есперсена, датского лингвиста, представителя классической школы грамматики, была представлена в книге «Философия грамматики» в 1958 году. В ней предлагается схема из 5 частей речи с учетом признаков формы, функции и значения.

  1.  имя существительное
  2.  имя прилагательное
  3.  местоимение
  4.  глагол
  5.  частицы

Последнюю группу он выделил на основе неизменяемости, т.е. с учетом признака формы. К частицам (lamber room - кладовая) относятся все основные слова английского языка, лишенные способности к изменению: предлоги, союзы, междометия, наречия. Классификация О. Есперсена содержит недостаток – непоследовательность. При рассмотрении первых четырех групп учитываются все три признака, в последней же ведущий признак только один. О. Есперсен объясняет тем, что разница между словами в группе частиц преувеличена, а сходство, наоборот, затемнено. Так, в примерах «He was in» и «he was in the house», согласно традиционной грамматике, «in» в первом случае является наречием, а во втором – предлогом, Есперсен считает, что «in» является частицей, причем доказательство он проводит по аналогии с сочетаемостью глагола. Он подчеркивает, что глагол «to sing» не относят к разным частям речи на основании того, что он может употребляться как переходный с дополнением и как непереходный. Таким образом, согласно подобной теории, нет оснований для выделения союзов, предлогов и наречий в самостоятельную часть речи.

С подобной трактовкой нельзя согласиться, хотя вопрос разграничения между словами, относимыми к разным частям речи, остается сложным. Более подробно эту проблему мы будем рассматривать в теме «наречие».

Наряду с вышеописанной классификацией Есперсен предложил анализ классов слов с точки зрения их функционирования в синтаксических сочетаниях (словосочетаниях, предложениях), что получило название теории трех рангов. То или иное слово может являться первичным (primary) т.е. быть ядром словосочетания или предложения, другое слово может являться вторичным (secondary), т.е. непосредственно определяющим первичное, иное слово – третичным (tertiary), т.е. подчиненным вторичному.

a furiously (3)

 barking (2)

 dog (1)

Есперсен не отвергает как традиционное деление на части речи, так и традиционных синтаксических позиций, таким образом, теория трех рангов оказывается в промежуточном положении между морфологией и синтаксисом, хотя оказывается ближе к синтаксису.

Структуралисты, представители дескриптивного направления в зарубежном языкознании середины 20 века, выдвинули новую классификацию частей речи, построенную с учетом иных параметров. Они считали, что классификация должна быть основана на признаке позиции слова в предложении. Ч. Фриз (в книге «Структура английского языка») предлагает обратить внимание на тот факт, что даже в лишенном смысла предложении можно без труда установить принадлежность слов к определенным грамматическим разрядам, т.е. частям речи. Wogges ugged diggles. Позицию подлежащего занимает «wogges», что можно отнести к существительным, позицию сказуемого можно определить по слову «ugged», что говорит о принадлежности к глаголам, к тому же по морфологическому показателю слово оформлено с окончанием – ed, третье слово занимает позицию прямого дополнения, что также может быть отнесено к разряду существительных.

Посредством подстановочных таблиц Фриз выделяет 4 класса слов, традиционно называемых: 1 - существительное, 2 - глагол, 3 – прилагательное, 4 – наречие.

Фриз выбрал ограниченное число предложений, назвав их «испытательными рамками» (test frames) и использовал ограниченное число слов, подставляя их в возможные позиции.

1 2 3

The concert is\was good.

3 1 2 4

The good concert was there.

1 2 1 4

The clerk remembered the tax suddenly.

Таким образом, к классу 1 принадлежат слова, способные занимать позицию слова (concert, clerk), в терминах традиционной грамматики это позиция подлежащего. Слова класса 2 занимает позицию слов (is\was, remembered), традиционно это позиция сказуемого. Слова класса 3 стоят в позиции “good” в позиции препозитивного определения или предикатива (именной части составного именного сказуемого). Слова класса 4 стоят в позиции there.

Фриз выделяет 15 групп формальных слов (function words). Для групп вводится буквенное обозначение (A, B, CO). Группа А включает слова, способные занимать позицию определенного артикля: отрицательная частица no, притяжательные местоимения, существительные в притяжательном падеже, местоимение both, количественные числительные и т.д. Имеются группы, которые включают только одно слово, группа Nplease, C- not, D – интенсификаторы very much.

Достоинства и недостатки классификации Фриза: она не создает собственно классификации , предполагаемое подразделение оказывается очень запутанным, классы и группы взаимоперекрываются, одно и то же слово оказывается в нескольких разрядах. Вместе с тем, материал Фриза содержит интересные данные относительно дистрибуции разряда слов и их синтаксической валентности (сочетаемости).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16274. Стандарт цифрового телевидения 4:2:2 290 KB
  Лабораторная работа №8 Стандарт цифрового телевидения 4:2:2 1 Цель работы: 1.1 Изучить метод аналогоцифрового преобразования в стандарте 4:2:2. 2 Литература: 2.1 Приложение А. 2.2 Приложение Б. 3 Подготовка к работе: 3.1 Повторить теоретический материал по стандар
16275. Исследование спутникового приемника DCH-4000P-42-S2 354 KB
  Лабораторная работа №100 Исследование спутникового приемника DCH4000P42S2 1 Цель работы: 1.1 Научиться пользоваться спутниковым ресивером. 1.2 Научиться настраиваться на выбранный транспондер 2 Литература: 2.1 Приложение А. 2.2 Приложение Б. 2.3 Приложение В. 3
16276. Общие сведения, простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 819 KB
  Лабораторная работа №1 Общие сведения простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить первичные навыки работы с программой нелинейного монтажа Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Научиться производить захват видеоинформации с внешних устройств при помощи Adobe Premiere. 1.3 Научит...
16277. Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 123 KB
  Лабораторная работа №2 Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить типы эффектов в программе Adobe Premire Pro 2.0. 1.2 Получить практические навыки работы с эффектами в Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложе
16278. Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 187.5 KB
  Лабораторная работа №3 Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить методы создания и редактирования титров в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Смонтировать видеоролик с применением титров/субтитров. 2 Литература 2.1 Приложение Общие сведения о титрах. ...
16279. Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 183.5 KB
  Лабораторная работа №4 Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить практические навыки при работе со звуковыми файлами в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложение Работа со звуком. ...
16280. Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 183 KB
  Лабораторная работа №5 Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Ознакомиться с технологией рирпроекции применяемой в видеопроизводстве. 1.2 Получить практические навыки создания цветовой рирпроекции в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с прим
16281. Создание видеодиска в Nero StartSmart 3 MB
  Лабораторная работа №3 Создание видеодиска 1 Цель работы: 1.1Научиться пользоваться программой Nero StartSmart. 1.2Научиться производить запись цифрового видео на DVD для возможности его дальнейшего просмотра на DVDплеере. 2 Литература: 2.1 Приложение А. 3 Подгото