80729

Имя существительное. Проблемы падежа, числа, рода. Лексико-грамматические разряды существительных

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Существительное – это знаменательная часть речи обладающая семантическим значением предметности характеризующаяся наличием определенных грамматических категорий и зависимых грамматических значений. Грамматическое значение – это обобщенное абстрагированное значение объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели. Зависимое грамматическое значение лексико-грамматическое значение – это значение соединяющее лексический состав и грамматическую форму. Итак существительное обладает значением...

Русский

2015-02-18

35.14 KB

0 чел.

№4. Имя существительное. Проблемы падежа, числа, рода. Лексико-грамматические разряды существительных

 

Определение. Существительное – это знаменательная часть речи, обладающая семантическим значением предметности, характеризующаяся наличием определенных грамматических категорий и зависимых грамматических значений.

Определение грамматической категории см. в лекции 1.

Грамматическое значение – это обобщенное абстрагированное значение, объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели. Зависимое грамматическое значение (лексико-грамматическое значение) – это значение, соединяющее лексический состав и грамматическую форму.

Итак, существительное обладает значением предметности.

Набор грамматических (морфологических) категорий беден. Лингвисты выделяют 3:

  1.  категория числа (бесспорно)
  2.  категория падежа (спорный вопрос)
  3.  категория рода (по морфологическому критерию категория отсутствует)

Множественное число английских существительных образуется по открытой модели при помощи окончания –s\ - es и по закрытой модели, включающей исключения; слова латинского происхождения; проявляющие число синтаксически; существительные, имеющие только форму множественного числа или только единственного числа; собирательные существительные.

В теории грамматики существует вопрос так называемого 3 числа. Его сторонники предлагают обособить в третью группу собирательные существительные, но большинством лингвистов он не был признан ввиду того, что значение собирательности – лексическое, а не грамматическое; форма единственного числа, кроме значения единичности, может передавать также значение уникальности, вещественности, значение отвлеченности; форма множественного числа может передавать значение вида и класса. А о наличии грамматической категории мы можем говорить только тогда, когда есть 2 противопоставленные формы, поэтому выделение 3 числа неправомерно.

Категория рода существительных исчезла окончательно к концу среднеанглийского периода, хотя обозначение биологического пола существует и проявляется словообразовательными суффиксами: waitorwaitress, mandoctorwomandoctor и т.д., или через замену местоимениями, словами: he, she, it; a girl, a boy.

Б. Стрэнг, автор книги «Modern English structure», утверждает, что в английском языке есть категория рода существительного и доказывает это на основе субституции существительного местоимением, которое указывает на биологический пол или неодушевленность. Эта позиция не получила поддержки, во-первых, речь идет о субституции другой частью речи, следовательно, категория рода переносится на другую часть речи, во-вторых, у местоимений данная категория выражена лексически, а не грамматически. Таким образом, категория рода лишь лексическая.

Категория падежа. Существует две позиции, согласно первой – категория падежа есть, согласно второй, ее нет.

В соответствии с первой позицией, в классической научной грамматике имеется 4 подхода к выделению падежей.

1. На основании строгого признака формы различаются 2 падежа:

  1.  Общий падеж (The Common case) Г. Суит
  2.  Притяжательный падеж (The Possessive case\ Genetive case) Лаут

В английском языке родительный падеж утратил свои функции и стал выражать только значение притяжательности: a boya boys hat.

2. На основе значения выделяется 5 падежей:

  1.  Именительный
  2.  Родительный
  3.  Дательный
  4.  Винительный
  5.  Звательный

Есперсен считает выделение данных падежей неправомерным, так как оно проходит по аналогии с латынью, а латинский и английский – разные языки.

  1.  На основе синтаксического функционирования имени существительного выделяют 4 падежа:
  2.  Именительный (Подлежащее)
  3.  Родительный (Определение)
  4.   Винительный (Прямое дополнение)
  5.  Дательный (Косвенное дополнение)
  6.  Теория аналитических падежей, в соответствии с которой сочетание существительного с предлогом рассматривается как аналитическая форма, представляющее падежную форму. Согласно данной теории, падежей столько, сколько значений возникает у существительного в сочетании с предлогом. Есперсен подверг критике подобную классификацию, назвав данные словосочетания предложной группой (Noun+ Preposition)
  7.  Структуралисты дескриптивного направления, представителем которого является американский лингвист Хомский, предлагают выделить 3 падежа на основе субституции (замены) личным местоимением.
  8.  Общий (заменяется личным местоимением в общем падеже)
  9.  Объектный (заменяется личным местоимением в объектном падеже)
  10.  Притяжательный (заменяется притяжательной формой личного местоимения)

Большинство лингвистов, однако, разделяют позицию Суита относительно двух-падежной системы английских существительных. Но в последнее время наблюдаются изменения в позициях исследователей в пользу признания отсутствия категории падежа у английских существительных.

Тенденция отказа от категории падежа связана с отсутствием четких оснований для выделения общего и притяжательного падежей.

Общий падеж

Притяжательный падеж

1. Значение

Однозначное определение значения свелось к непритяжательности

Хотя основное грамматическое значение значение непритяжательности, форма притяжательного падежа может выражать:

темпоральное значение: a days wait;

количественое значение: hairs width

локальное значение: a miles distance

2. Форма

Нет морфологического оформления, а нулевой показатель не перелает никакого отношения

Отсутствует маркированность во множественном числе

- ’s может оформлять не только слово, но словосочетание и предложение

The Prime Minister of England’s speech

3. Функция

Нет четких критериев, синтаксическая функция препозитивного определения также есть и у притяжательного падежа

The Pushkin Theatre

Функционирование ограничено

  1.  лексически (только с названиями живых существ)
  2.  позиционно (только в препозиции к существительному)

Johns room

Впервые вопрос об отсутствии категории падежа у английского существительного был поднят отечественными лингвистами (Воронцова, Ильиш, Бурлакова, Иванова), при этом форма так называемого притяжательного падежа расценивается как синтаксическая, а не морфологическая. Профессор Иванова предлагает считать - ’s формрй выражения синтаксической категории атрибутивности.

Функция. Существительное выступает в различных функциях в предложении: подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства, предикатива (именной части составного именного сказуемого).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61340. Додавання і віднімання числа чотири 17.78 KB
  Мета: Розкрити принципи укладання таблиць додавання і віднімання числа чотири формувати вміння додавати число частинами порівнювати значення виразів з даними числами повторити знання про вивчені раніше типи задач розвивати...
61341. Закріплення вивченого матеріалу: додавання і віднімання двоцифрових чисел без переходу через десяток, знаходження периметра квадрата 18.52 KB
  Обладнання: Карта подорожі малюнок Зоопарк поїзд з вагонами короткий запис задачі будиночки з прикладами картки для індивідуального завдання. Якщо правильно виконаєте завдання то дізнаєтесь яким Видом транспорту вирушимо у дорогу.
61342. Закрепление изученных способов сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десяток 17.53 KB
  Цели: 1. Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через десятки. Закрепить умения решать задачи, уравнения. 2. Развивать познавательную активность, гибкость мышления, внимание, смекалку, сообразительность, наблюдательность.
61343. «Путешествие в осенний лес» Сложение и вычитание в пределах десяти 26.92 KB
  Белочка нашла 3 белых грибочка а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка Слайд 7 3. Белочка нашла 3 белых гриба а подосиновиков на 4 больше. Сколько подосиновиков нашла белочка...
61344. Закріплення таблиці множення числа 2. Розв’язування вправ і задач на дві дії різного ступеня 239.37 KB
  Мета уроку:навчальна: закріплювати знання учнів з арифметичних дій множення та засвоєння таблиць множення числа 2;– навчати складати і розв’язувати приклади і задачі на дії різних ступенів; вчити мотивувати вибір дій...
61345. Інтегрований урок ( математика, природознавство, трудове навчання) 1 клас. Подорож до весняного лісу 37.23 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про додавання і віднімання в межах 20, знання про світ живої природи. Вчити учнів записувати числа під диктовку. Формувати вміння вміння розв’язувати вирази та задачі. Навчити виготовляти з геометричного матеріалу шпаківню.
61346. Закріплення вивчених способів додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток. Творча робота над задачею 26.64 KB
  Мета: закріплювати навички додавання і віднімання в межах 100 без переходу через десяток, удосконалювати навички розв’язання математичних виразів; залучати учнів до творчої роботи над задачами, формувати вміння застосовувати математичне мовлення...
61347. Письменное сложение и вычитание двузначных чисел 95.68 KB
  Цель: - совершенствовать вычислительные навыки - развивать внимание, логическое мышление, математическую речь. - воспитывать интерес к изучению предмета.
61348. Складання таблиці множення числа 3. Знаходження значень виразів на дії різного ступеня 19.03 KB
  Яке число залишилось без виразу Добутком яких чисел воно є б бліцтурнір Скільки крил у чотирьох горобців Скільки ніг у п’яти страусів Скільки вух у шести мавп Скільки разом крил у восьми гусей і одного горобця...